Напоминание

Лепка как инструмент развития творческого мышления


Автор: Иванова Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 14 "Улыбка"
Населённый пункт: г.Салехад
Наименование материала: статья
Тема: Лепка как инструмент развития творческого мышления
Раздел: дошкольное образование





Назад




А.А.Иванова воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 14 «Улыбка»

Лепка как инструмент развития творческого мышления

В данной статье рассмотрены проблемы наиболее встречающихся у

старших дошкольников на занятиях по художественной лепке. Предложены

современные методы и подходы по организации деятельности. Статья

может быть интересна для воспитателей дошкольных учреждений.

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается

у

детей

с

первых

лет

жизни.

Ребенок

познает

окружающий

мир,

через

игрушки, учится распознавать их, действовать ими, узнает о разнообразии их

свойств - цвет, форма, величина.

Лепка имеет большое значение в дошкольном возрасте. Она способствует

развитию памяти, мышления, воображения, ручным умениям и навыкам.

Также лепка формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного,

умение

его

понимать

во

всем

многообразии.

Еще

одной

специфической

чертой лепки, является тесная связь с игрой. То есть, то, что дети делают

своими

руками,

им

этим

хочется

поиграть.

Таким

образом,

появляется

интерес у детей к лепке, расширяется возможность в общении с взрослыми и

сверстниками.

Лепка – это вид пластики создание скульптурных произведений из

пластичных материалов (толковый словарь Ожегова С.И.)

В лепке, как и во всех образовательных ситуациях, ставится цели и

задачи.

Целью

лепки

является:

выявление

условий

формирования

творческого мышления. Задачами является: определить значений занятий по

лепке для развития творческих способностей; рассмотреть формы, методы и

приемы обучения лепки у старших дошкольников

Подготовка к занятию по лепке начинается с выбора темы, это может

быть обусловлено тематикой образовательного плана ДОУ либо дети лепят по

замыслу, ребенок может составить свою композицию, осуществить свою

идею. В каждой образовательной деятельности ребенок нуждается в помощи

воспитателя, и в лепке она тоже необходима. Я проявляю свою помощь

каждому ребенку, который нуждается в ней. Необходимо чаще предоставлять

инициативу

выбора,

что

дает

детям

возможность

проявить

творчество

и

самостоятельность.

В процессе лепки дети сталкиваются со следующими трудностями: не

могут скатать «колбаску», сделать шарик - это выявлено тем, что у ребенка

слабо развита мелкая моторика, при таких трудностях надо больше давать

ребенку

игры

на

развитие

моторики

рук

и

проводить

индивидуальные

занятия

с

детьми.

Я

оказываю

свою

помощь

ребенку

скатать

колбаску,

показываю приемы, которые необходимы ему в этих трудностях; отделить

кусок пластилина – это тоже мелкая моторика рук, глазомер, мышление.

Ребенок

не

может

отделить

тот

кусок,

который

ему

необходим

у

него

появляется трудность, теряется интерес к занятию.

Большинство трудностей возникает, когда перед ребенком стоит задача

придумать сюжет лепки самостоятельно, это связано с тем, что у него слабо

развито

представление

об

окружающем

мире,

предметах

и

явлениях,

недостаточно развито мышление. В таком случае у ребенка не будет желание

лепить, тогда я предлагаю ему свою помощь. Но если ребенок отказывает

лепить совсем, я не настаиваю на этом, и предлагаю ему посмотреть книжки,

картинки, поиграть в дидактические игры художественной направленности,

настольный

театр,

тем

самым

попытаюсь

пробудить

интерес

к

изобразительной деятельности.

В своей работе также применяю методы и приемы: наглядные методы и

приемы

обучения

-

использование

натуры,

репродукции

картин,

рассматривание отдельных предметов, показ воспитателем

приемы лепки,

показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Словесные методы и

приемы обучения к ним относится: указания воспитателя в процессе занятия,

использование

словесного

художественного

образа.

Занятие

по

лепке

начинается с беседы, чтобы вспомнить ранние образы

и заинтересовать

детей в данной деятельности. Практические методы нужны для того, чтобы

ребенок овладел навыками пользования материалом и выработал эти приемы

и навыки.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки: предметная лепка

предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением

лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают

изображением предметов растительной и конструктивной формы. Сюжетная

лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что

необходимо

вылепить

каждый

отдельный

предмет,

включенный

в

композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после

чего дополнить лепку некоторыми деталями. Чаще всего сюжетом для лепки

служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых

сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не

только то, как умело, дети изображают форму, но и то, как они объединяют

фигуры в одну композицию изображением действия. Декоративная лепка в

детском саду, знакомит, детей с народным прикладным искусством является,

одним из способов развития творческого мышления и пластических умений.

Таким образом, лепка как вид изобразительной деятельности в большей мере,

чем другие виды ручного творчества развивает и совершенствует природное

чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной

передаче

формы,

тренирует

воображение.

Благодаря

этому,

дети

быстрее

усваивают

способы

изображения

передачи

образа

и

переходят

к

самостоятельным

действиям,

что

в

свою

очередь

ведет

к

интенсивному

развитию творческого мышления.

Задания должны быть разнообразными и находиться в определенном

соотношении с задачами обучения.

Список литературы:

1.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.:

Просвещение, 2004

2.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:

Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А.

Лыкова.- М.: Карапуз, 2007

3.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с

детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.

Мозайка-синтез, 2008



В раздел образования