Напоминание

"Дизайн среды народных праздников"


Автор: Дудинская Ольга Михайловна
Должность: магистрант кафедры "Дизайн"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ВГТУ"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Дизайн среды народных праздников"
Раздел: высшее образование





Назад




Дизаин среды народных праздников

Воронежская область богата историей и традициями, и создание среды

для проведения традиционных праздников — это уникальная возможность

продемонстрировать эту богатую культуру. Существует множество способов

и мест создать захватывающий опыт, место проведения мероприятия

который перенесет посетителей в другое время и место.

Одним

из

осуществимых

направлений

развития

популяризации

народных праздников Воронежской области может стать реновация их

празднования в более адаптированном к современной социально-культурной

инфраструктуре, а именно развитие празднования не только летних и зимних

праздников, а также сделать их всесезонными. В настоящее время

социальные потребности, а вместе с ними и запросы населения в социальной

сфере увеличиваются и становятся более разнообразными, что требует все

большего выбора вариантов типологии как жилых, так и общественных

мероприятий проводимых как на территориях парков, так и строительства

зон

для

проведения

такого

рода

мероприятий,

которые

будут

популяризировать исконно русские праздничные традиции. От архитектуры

требуется подстраиваться под новые потребности.

Если раньше население было достаточно гипотетического знания о

зарубежной практике празднования национальных праздников, то теперь

видя, как празднуют национальные праздники другие страны люди начали

интересоваться русской культурой и духовностью, вобравший в себя

вековую мудрость народа, его красоту, силу, характер, могучее творческое

начало, память и уважение к достижениям и верованиям предков. Городской

социум начинает все больше ориентироваться в своих запросах на

возрождение памяти о народных традициях и их адаптации в современном

поликультурном обществе давно забытых или малоизвестных праздниках.

Таким образом, чтобы возродить культуру исконно русских традиций,

необходимо не только обеспечить массовое проведение таких мероприятий в

существующих парках, но и задуматься о дальнейшем внедрении таких

стилизованных зон в городское пространство.

Во всем мире увеличивается интерес к проведению традиционных

праздников. Многие жители крупных городов стремятся проводить больше

времени на природе или вовсе переезжают из города. Человек пытается

восстановить разорванную связь с окружающим миром и ищет связь с

предками через спокойствие и размеренность жизни, забывая о том, что наши

предки существовали в балансе с природой, но при этом празднование

знаменательных дат не обходило их стороной. Весь колорит и традиционные

развлечения были затеряны во времени.

Организация такого рода праздников в парках обеспечить рост

культурного уровня населения, улучшить восприятие и понимание людей к

праздничным традициям, обеспечить жителей городов «увеселительными

центрами» где они смогут не только провести свободное время, но и

познакомится с ремеслами своих предков. Данные мероприятия дадут

возможность максимально приблизится к исконно русской культуре,

духовности и вобрать в себя мудрость векового народа.

Проблема

возрождения

сезонности

национальных

праздников

заключается в том, что существует большой упадок культурного, социального

и экономического уровня. В большинстве городов и сел отсутствуют

общеобразовательные и социально-культурные заведения, которые являются

значимыми

элементами

социальной

инфраструктуры.

Деятельность

площадок для проведения национальных праздников Воронежской области

не соответствует современным требованиям интеллектуального развития и

самореализации, не удовлетворяет потребности творчества и досуга.

В настоящее время необходимо изучение истоков традиционных

культур и исследование смысловой значимости традиционных праздников.

Создание архитектурно - дизайнерской среды для проведения традиционных

русских праздников является основой для перенесения гостей во времена

наших предков.

Центром

исследования

являются

существующие

праздники,

проводимые

на

данный

момент

в

сельских

поселениях

городах

и

существующие типы модульной архитектуры. Дизайн среды народных

праздников как способ сохранения народных традиций. Фольклорные

песенные и плесовые традиции с точки зрение ритмики и построение

полифонических композиций.

Предметом исследования являются прогнозируемые и существующие

типы проводимых исконно народных праздников на территории сельских

поселений

и

городов,

социально-культурного

назначения

данных

мероприятий.

Дизайн

среды

народных

праздников,

построение

полифонических композиций.

В календарных обрядах Воронежской области, как и во всем русском

фольклоре, тесно переплелись христианство и язычество. Часть народных

обрядов непосредственно связана с христианским учением, с памятными

датами церковного календаря, как, например, предвестие о рождении Иисуса

Христа (Благовещенье), праздник Рождества Христова, Пасха. Но еще до

того, как были введены эти праздники, существовали языческие обряды,

которые долгое время подвергались церковным гонениям и запретам. К ним

относятся Масленица, Встреча весны, Семик, Ивана Купала и многие другие,

которые впоследствии были совмещены с новыми для народа христианскими

праздниками. В результате подобных преобразований в русской традиции

сложилась своя уникальная мировоззренческая система, так называемое

двоеверие,

в

которой

соединились

и

христианские,

и

языческие

представления о мире. До настоящего времени в селах и деревнях

Воронежской области сохранились в памяти жителей сведения о народных

обрядах и обычаях, включающих архаические элементы христианства и

язычества.

Так же как и праздники особым богатством отличалась одежда.

Необычайно богата, самобытна и красива русская народная одежда.

Оригинальны её конструкция, цвет, декор, формы, способы ношения.

Климатические условия и род деятельности определяли материалы для

одежды. Это были: льняные, конопляные (холост) ткани, домотканое сукно,

овчина. Характерной одеждой, отличающей русский народный костюм,

является сарафан, рубаха, передник, душегрея, понева, казакин, навершник,

шушпан, полушубок, тулуп. Оригинальностью отличалась зимняя одежда из

овчины.

Сарафан был распространен в XVI-XVII вв. Впервые оно упоминается

в Никоновской летописи от 1376 года. Слово «сарафан» произошло

от персидского «саранпа»— «через голову». В русских деревнях слово

«сарафан» слышали редко. Чаще – косоклинник, костыч, штофник, кумачник.

Сарафан, как правило был трапециевидной формы. Он надевалс поверх

рубахи (рисунок.14). Сначала это было мужское одеяние, торжественное

княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих

тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству

и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Для организации пространства праздничной среды, за основу дизайн-

проекта можно взять богато расшитую народную одежду. Так же, как и

архитектура она имеет свой стиль, цвет и настроение. В зависимости от

выбранного праздника пространство должно иметь свой колорит, в чем нам

может помочь изучение орнамента на одежде предков, в зависимости от

назначения одежды в то время.



В раздел образования