Автор: Антон Владимирович Братишка
Должность: Магистрант 2-го года обучения
Учебное заведение: Воронежский государственный педагогический институт
Населённый пункт: Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Идеологический фактор влияния на народное образование Воронежской области в годы довоенных пятилеток
Раздел: высшее образование
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ДОВОЕННЫЕ
ПЯТИЛЕТОК
А. В. Братишка
научный руководитель: д.п.н., профессор Е.П. Белозерцев
г. Воронеж, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический
университет»
Аннотация.
В
статье
предпринимается
попытка
проследить
последовательность правительственных преобразований в образовательной
сфере отдельно взятого региона и обоснование результатов влияния
идеологического фактора на народное образование в годы довоенных
пятилеток.
Ключевые слова: Идеология, всеобуч, рабфаки, довоенные пятилетки.
Выбор наиболее оптимального пути в диалоге между школой и государством
всегда являлось важнейшей задачей для тех, кто осуществляет образование, и
в следствии чего отвечает за будущее своих подопечных и страны.
Социальная значимость передачи веками накопленного коллективного опыта
от одного поколения другому постоянно разнится. В один период времени
школа может быть вне политики, направляясь своим курсом, оторванным в
какой-то мере от системы, в другое, быть её частью, внедряя идеологические
постулаты в учебно-образовательный процесс. На вопрос какой из курсов
лучше
можно
ответить
только
лишь,
обратившись
к
исторической
действительности.
Идеологический диктат установившийся в 30-40-е годы во всех сферах
культуры, в том числе и в образовании, нельзя воспринимать однобоко,
отмечая только лишь негативное влияние идеологии на просвещение
общества. Индустриализация страны стимулировала переход ко всеобщему
начальному образованию. [2]
В ЦЧО данный правительственный курс был с энтузиазмом встречен прежде
всего крестьянским населением. Объясняется это прежде всего тем, что
"выбиться в люди" сельский человек мог только по факту получения
образования. Так же известное положение местных партийных организаций
гласило, "безграмотный человек стоит вне политики" и не может активно
участвовать в создании и развитии социалистического хозяйства. Однако,
имевшиеся на тот момент школы не могли вместить всех детей 8-11 лет,
которых насчитывалось свыше 1 млн. человек, а достаточных средств для
строительства новых не было. Исходя из этого, сельское население по
собственной инициативе, без согласования с местными и областными
органами, создавало свои школы, арендовали и строили избы, нанимали
учителей.
Всё
школьное
хозяйство
создавалось
и
содержалось
на
собственные средства заинтересованных людей. Так во многих районах:
Абрамовском, Петропавловском, Нижнедевицком, Верхнехавском и т.д.
возникло большое кол-во малокомпетентных школ, практически полностью
свободных от идеологического контроля. [3]
Такой факт не мог остаться без внимания со стороны государства.
Найденный
компромисс
позволил
создать
систему
совместного
финансирования.
На
плечи
общественников
легло
подавляющее
большинство материальных издержек (строительство школ, обеспечение
жильём учителей и т.д.). Государство отвечало за заработную плату
педагогам и контроль над учебно-воспитательной работой. [6] Такой
сценарий мог быть реализован только при выполнении условий обеих
сторон, что порой игнорировалось, и в 1938 году официальная статистика
зафиксировала в Воронежской области 14 тыс. детей, оказавшихся вне
школы.
В ноябре 1938 г. бюро Воронежского обкома ВКП(б) приняло постановление
" О состоянии всеобщего обучения". [1] Намечавшиеся меры должны были
улучшить работу школ. Прежде всего решались вопросы, связанные с
материальным
обеспечением,
повышением
успеваемости
учащихся,
подготовкой педагогических кадров. Заводы, фабрики, колхозы выделяли
средства для фонда всеобуча, проводилась агитационно-массовая работа. В
помощь школе для организации учёта детей партийные ячейки выделяли
коммунистов, комсомольцев, наиболее активных членов профсоюзов. Были
проведены сплошные проверки школ.
Меры, предпринятые государством, дали свои плоды, и уже к 15 сентября
1939 г. общее кол-во учащихся насчитывало 694 413 чел. В сравнении с 1938
г. школу не посещало уже 12 тыс. Попутно отмечалась высокая успеваемость
в некоторых районах области: Богучарском, Павловском, Ворнцовском,
Евдаковском, наблюдалась положительная тенденция. [7]
Специфика преобразований, проведённых в годы предвоенных пятилеток,
целиком и полностью обусловлена острейшей международной обстановкой.
Для реализации курса руководства страны, принятого на 18 съезде ВКП(б)
"Об увеличении промышленного производства и добычи сырья", необходимо
было осуществить подготовку технически грамотных рабочих. В связи этим
органы народного образования должны были начать поэтапное внедрение
всеобуча по всей стране, и концу 3 пятилетки установить всеобщее
семилетнее образование. Статистика таких внедрений предполагала уже к
1942 году довести кол-во обучающихся в школах до 40 млн. Следует
отметить, что в годы 2 пятилетки рост числа учащихся начальных, неполных
средних и средних школ в целом по стране составил 40%, в Воронежской
области 46%. [4]
Быстрыми темпами развивалось высшее и среднее специальное образование,
направленное
на
подготовку
кадров
для
народного
хозяйства.
Предоставлялись
широкие
возможности
для
поступления
в
вузы
рабфаковцам, прошедшим подготовку и поступившим без экзаменов, а также
молодым рабочим и колхозникам. Это оказывало влияние на социальный
состав студенчества. В 1935 г. в вузах Воронежа обучалось 11553 студента,
среди которых были 3294 комсомольца, рабочая прослойка равнялась 45%, в
технических вузах такая прослойка составляла 60%. В среднем за годы
довоенных пятилеток в ЦЧО выпуск специалистов из вузов вырос почти в 20
раз, из техникумов в 8 раз. [5] Эти темпы были выше средних по стране, что
свидетельствовало об успехе мероприятий государства, направленных на
выравнивание уровня культуры ранее отсталых и промышленно развитых
районов.
Сейчас распространено мнение о том, что в годы довоенных пятилеток все
учебные программы были пропитаны идеологией партии. Особенно, как
считают многие, наивысший пик её связан с выходом в ноябре 1938 г.
"краткого курса истории ВКП(б). [1] Безусловно, идеологическое влияние
оказывалось на все сферы жизни общества, в том числе и на образование, и
результаты, к которым оно привело, в отдельно взятой области, можно
оценить, как положительные.
Введение всеобуча и создание рабфаков было направленно на создание
грамотных, истинных профессионалов своего дела. Несмотря на такие
проблемы как, недостаток финансирования и введение платы за обучение, за
30-годы коммунистической партии удалось почти полностью победить
безграмотность в городе, упразднить некомпетентные учебные заведения,
перенести центр тяжести по ликбезу в деревню и создать фундамент
последующего развития высшей школы.
Список использованных источников:
1. Народное образование: Основные постановления, приказы, инструкции/
Составитель М.А. Данев. Москва : Госиздат, 1948. - С. 46-62.
2. Винокуров, C. B. Народное образование в Воронежской области / С. В.
Винокуров // Воронеж: Вор. кн. изд-во-1954. - С. 13.
3. Гостев Р. Г. Совершенствование народного просвещения. 1928-1941 гг.
(На материалах Центрального Черноземья) / Р. Г. Гостев, С. А. Абдулраб, Л.
П. Мухин // Воронеж : изд-во ВГПУ.-1995. - С.128.
4. Дейнеко М. М. 40 лет народного образования в СССР / М. М. Дейнеко //
Москва : Учпедгиз. -1957. - 276 с.
5. Очерки истории Воронежской области/ Под. ред. Шуляковского Е. Г. //
Т.2. Эпоха социализма. — Воронеж : изд-во ВГУ.-1967.- С. 457-468.
6.
Рогачёв С. А.
Социально-педагогические условия совершенствования
образовательного процесса в сельской малочисленной школе / С. А.
Рогачёв // Дисс. канд. пед. наук. Воронеж.-1997.-С. 211.
7. Чуев С. А. Народное образование в Воронежской области накануне и в
годы Великой Отечественной войны (1939-1945): Монография / С. А. Чуев,
Ю. В. Пыльнев // – Воронеж : Издательско-полиграфический центр ВГУ.-
2009. – С. 170.
Справка
Настоящим гарантирую, что размещение рукописи (Идеологический фактор влияния на
народное образование воронежской области в годы довоенные пятилеток)
в сборнике научных трудов «Студенческий вестник: Актуальные вопросы науки и
образования» не нарушает ничьих авторских прав. Я передаю на неограниченный срок ЕГУ им.
И. А. Бунина исключительные права на использование рукописи.
Я несу ответственность за неправомерное использование в рукописи объектов
интеллектуальной
собственности,
объектов
авторского
права
в
полном
объеме
в
соответствии с действующим законодательством РФ.
Я подтверждаю, что направляемая рукопись нигде ранее не была опубликована, не
направлялась и не будет направляться для опубликования в другие научные издания.
Согласен(на) с правилами подготовки рукописи к изданию, утвержденными ЕГУ им.
И. А. Бунина.
Братишка Антон Владимирович
Подпись