Напоминание

Идеологический фактор влияния на народное образование Воронежской области в годы довоенных пятилеток


Автор: Антон Владимирович Братишка
Должность: Магистрант 2-го года обучения
Учебное заведение: Воронежский государственный педагогический институт
Населённый пункт: Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Идеологический фактор влияния на народное образование Воронежской области в годы довоенных пятилеток
Раздел: высшее образование





Назад




ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА НАРОДНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ДОВОЕННЫЕ

ПЯТИЛЕТОК

А. В. Братишка

научный руководитель: д.п.н., профессор Е.П. Белозерцев

г. Воронеж, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический

университет»

Аннотация.

В

статье

предпринимается

попытка

проследить

последовательность правительственных преобразований в образовательной

сфере отдельно взятого региона и обоснование результатов влияния

идеологического фактора на народное образование в годы довоенных

пятилеток.

Ключевые слова: Идеология, всеобуч, рабфаки, довоенные пятилетки.

Выбор наиболее оптимального пути в диалоге между школой и государством

всегда являлось важнейшей задачей для тех, кто осуществляет образование, и

в следствии чего отвечает за будущее своих подопечных и страны.

Социальная значимость передачи веками накопленного коллективного опыта

от одного поколения другому постоянно разнится. В один период времени

школа может быть вне политики, направляясь своим курсом, оторванным в

какой-то мере от системы, в другое, быть её частью, внедряя идеологические

постулаты в учебно-образовательный процесс. На вопрос какой из курсов

лучше

можно

ответить

только

лишь,

обратившись

к

исторической

действительности.

Идеологический диктат установившийся в 30-40-е годы во всех сферах

культуры, в том числе и в образовании, нельзя воспринимать однобоко,

отмечая только лишь негативное влияние идеологии на просвещение

общества. Индустриализация страны стимулировала переход ко всеобщему

начальному образованию. [2]

В ЦЧО данный правительственный курс был с энтузиазмом встречен прежде

всего крестьянским населением. Объясняется это прежде всего тем, что

"выбиться в люди" сельский человек мог только по факту получения

образования. Так же известное положение местных партийных организаций

гласило, "безграмотный человек стоит вне политики" и не может активно

участвовать в создании и развитии социалистического хозяйства. Однако,

имевшиеся на тот момент школы не могли вместить всех детей 8-11 лет,

которых насчитывалось свыше 1 млн. человек, а достаточных средств для

строительства новых не было. Исходя из этого, сельское население по

собственной инициативе, без согласования с местными и областными

органами, создавало свои школы, арендовали и строили избы, нанимали

учителей.

Всё

школьное

хозяйство

создавалось

и

содержалось

на

собственные средства заинтересованных людей. Так во многих районах:

Абрамовском, Петропавловском, Нижнедевицком, Верхнехавском и т.д.

возникло большое кол-во малокомпетентных школ, практически полностью

свободных от идеологического контроля. [3]

Такой факт не мог остаться без внимания со стороны государства.

Найденный

компромисс

позволил

создать

систему

совместного

финансирования.

На

плечи

общественников

легло

подавляющее

большинство материальных издержек (строительство школ, обеспечение

жильём учителей и т.д.). Государство отвечало за заработную плату

педагогам и контроль над учебно-воспитательной работой. [6] Такой

сценарий мог быть реализован только при выполнении условий обеих

сторон, что порой игнорировалось, и в 1938 году официальная статистика

зафиксировала в Воронежской области 14 тыс. детей, оказавшихся вне

школы.

В ноябре 1938 г. бюро Воронежского обкома ВКП(б) приняло постановление

" О состоянии всеобщего обучения". [1] Намечавшиеся меры должны были

улучшить работу школ. Прежде всего решались вопросы, связанные с

материальным

обеспечением,

повышением

успеваемости

учащихся,

подготовкой педагогических кадров. Заводы, фабрики, колхозы выделяли

средства для фонда всеобуча, проводилась агитационно-массовая работа. В

помощь школе для организации учёта детей партийные ячейки выделяли

коммунистов, комсомольцев, наиболее активных членов профсоюзов. Были

проведены сплошные проверки школ.

Меры, предпринятые государством, дали свои плоды, и уже к 15 сентября

1939 г. общее кол-во учащихся насчитывало 694 413 чел. В сравнении с 1938

г. школу не посещало уже 12 тыс. Попутно отмечалась высокая успеваемость

в некоторых районах области: Богучарском, Павловском, Ворнцовском,

Евдаковском, наблюдалась положительная тенденция. [7]

Специфика преобразований, проведённых в годы предвоенных пятилеток,

целиком и полностью обусловлена острейшей международной обстановкой.

Для реализации курса руководства страны, принятого на 18 съезде ВКП(б)

"Об увеличении промышленного производства и добычи сырья", необходимо

было осуществить подготовку технически грамотных рабочих. В связи этим

органы народного образования должны были начать поэтапное внедрение

всеобуча по всей стране, и концу 3 пятилетки установить всеобщее

семилетнее образование. Статистика таких внедрений предполагала уже к

1942 году довести кол-во обучающихся в школах до 40 млн. Следует

отметить, что в годы 2 пятилетки рост числа учащихся начальных, неполных

средних и средних школ в целом по стране составил 40%, в Воронежской

области 46%. [4]

Быстрыми темпами развивалось высшее и среднее специальное образование,

направленное

на

подготовку

кадров

для

народного

хозяйства.

Предоставлялись

широкие

возможности

для

поступления

в

вузы

рабфаковцам, прошедшим подготовку и поступившим без экзаменов, а также

молодым рабочим и колхозникам. Это оказывало влияние на социальный

состав студенчества. В 1935 г. в вузах Воронежа обучалось 11553 студента,

среди которых были 3294 комсомольца, рабочая прослойка равнялась 45%, в

технических вузах такая прослойка составляла 60%. В среднем за годы

довоенных пятилеток в ЦЧО выпуск специалистов из вузов вырос почти в 20

раз, из техникумов в 8 раз. [5] Эти темпы были выше средних по стране, что

свидетельствовало об успехе мероприятий государства, направленных на

выравнивание уровня культуры ранее отсталых и промышленно развитых

районов.

Сейчас распространено мнение о том, что в годы довоенных пятилеток все

учебные программы были пропитаны идеологией партии. Особенно, как

считают многие, наивысший пик её связан с выходом в ноябре 1938 г.

"краткого курса истории ВКП(б). [1] Безусловно, идеологическое влияние

оказывалось на все сферы жизни общества, в том числе и на образование, и

результаты, к которым оно привело, в отдельно взятой области, можно

оценить, как положительные.

Введение всеобуча и создание рабфаков было направленно на создание

грамотных, истинных профессионалов своего дела. Несмотря на такие

проблемы как, недостаток финансирования и введение платы за обучение, за

30-годы коммунистической партии удалось почти полностью победить

безграмотность в городе, упразднить некомпетентные учебные заведения,

перенести центр тяжести по ликбезу в деревню и создать фундамент

последующего развития высшей школы.

Список использованных источников:

1. Народное образование: Основные постановления, приказы, инструкции/

Составитель М.А. Данев. Москва : Госиздат, 1948. - С. 46-62.

2. Винокуров, C. B. Народное образование в Воронежской области / С. В.

Винокуров // Воронеж: Вор. кн. изд-во-1954. - С. 13.

3. Гостев Р. Г. Совершенствование народного просвещения. 1928-1941 гг.

(На материалах Центрального Черноземья) / Р. Г. Гостев, С. А. Абдулраб, Л.

П. Мухин // Воронеж : изд-во ВГПУ.-1995. - С.128.

4. Дейнеко М. М. 40 лет народного образования в СССР / М. М. Дейнеко //

Москва : Учпедгиз. -1957. - 276 с.

5. Очерки истории Воронежской области/ Под. ред. Шуляковского Е. Г. //

Т.2. Эпоха социализма. — Воронеж : изд-во ВГУ.-1967.- С. 457-468.

6.

Рогачёв С. А.

Социально-педагогические условия совершенствования

образовательного процесса в сельской малочисленной школе / С. А.

Рогачёв // Дисс. канд. пед. наук. Воронеж.-1997.-С. 211.

7. Чуев С. А. Народное образование в Воронежской области накануне и в

годы Великой Отечественной войны (1939-1945): Монография / С. А. Чуев,

Ю. В. Пыльнев // – Воронеж : Издательско-полиграфический центр ВГУ.-

2009. – С. 170.

Справка

Настоящим гарантирую, что размещение рукописи (Идеологический фактор влияния на

народное образование воронежской области в годы довоенные пятилеток)

в сборнике научных трудов «Студенческий вестник: Актуальные вопросы науки и

образования» не нарушает ничьих авторских прав. Я передаю на неограниченный срок ЕГУ им.

И. А. Бунина исключительные права на использование рукописи.

Я несу ответственность за неправомерное использование в рукописи объектов

интеллектуальной

собственности,

объектов

авторского

права

в

полном

объеме

в

соответствии с действующим законодательством РФ.

Я подтверждаю, что направляемая рукопись нигде ранее не была опубликована, не

направлялась и не будет направляться для опубликования в другие научные издания.

Согласен(на) с правилами подготовки рукописи к изданию, утвержденными ЕГУ им.

И. А. Бунина.

Братишка Антон Владимирович

Подпись



В раздел образования