Автор: Кускова Тамара Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 23"
Населённый пункт: п. Айхал, Мирнинский район, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии преподования биологии в школе".
Раздел: полное образование
Статья «Инновационные технологии преподования биологии в школе».
Кускова Тамара Георгиевна учитель биологии МБОУ СОШ №23
«Педагог, обучая творить учеников, сам, прежде всего, должен
быть творцом, уметь не традиционно мыслить и принимать
творческие решения проблем с применением новых иннова-
ционных технологий».
Проблема, над которой я работаю в своей педагогической деятельности – « Внедре-
ние новых инновационных технологий как средство повышения познавательной активно-
сти учащихся к изучению биологии»
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования це-
лый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-эко-
номическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выде-
лить необходимость повышения качества и доступности образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация об-
разования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значитель-
ному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных техноло-
гий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало воз-
можность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу
для развития и совершенствования системы образования.
Целью инновационной деятельности педагога является качественное изменение лич-
ности учащегося по сравнению с традиционной системой. Инновационная деятельность в
образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовер-
шенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех суще-
ствующих типов практик в обществе. Поэтому содержание образования должно всё время
обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного
процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической дея-
тельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.
Особенности современного преподавания в школе
Преподавание предметов в том числе и биологии в современной школе претерпевает
кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят
развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую
функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания про-
цессов саморазвития и самопознания ученика. Решение этой задачи возможно благодаря
применению инновационных технологий обучения.
Целью инновационного подхода к учебному процессу, я считаю является развитие у
учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирова-
ния творческого и критического мышления, опыта исследователя. Это становится возмож-
ным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидакти-
ческих и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой
информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за
счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие дости-
жения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка челове-
ка к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориента-
ции учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Инновационные технологии на уроках биологии
В моём понимании педагогическая технология - это продуманная во всех деталях мо-
дель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и прове-
дению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащих-
ся и учителя.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе
использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать ка-
чество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю ре-
продуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполне-
ние домашнего задания. В своей педагогической практике внедряю такие инновационные
технологии как:
1. Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных
ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разре-
шению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыка-
ми, развиваются мыслительные способности.
2. Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и неограниченное
обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в
интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие.
3. Технология разноуровневого обучения – даёт учителю возможность помогать слабому,
уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных уча-
щихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в
своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореа-
лизовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья.
4. Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность
развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить
к профессиональному и социальному самоопределению.
5. Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся само-
стоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать
пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определе-
ния индивидуальной траектории развития каждого школьника.
6. Лекционно-семинарская система используется в основном в старшей школе, т.к. это по-
могает учащимся подготовиться к сдаче экзаменов и обучению в ВУЗах. Она дает возмож-
ность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а
контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
7. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, дело-
вые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора,
развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.
8. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют рав-
номерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материа-
ла, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО,
что дает положительные результаты в обучении.
9. Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование персонифицирован-
ного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального
самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
10. Технология дистанционного обучения - становится всё более и более актуальной в
современных школах. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного об-
разования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным при-
чинам не могут посещать уроки.
11. Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по со-
держанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и
способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обуче-
ния, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих иннова-
ций, выбору оптимальных.
Задача педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их познавательных и
общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди
которых лидирует «умение учиться».
С целью более эффективного внедрения инновационных технологий в образовательный
процесс нашей школы, результаты каждого эксперимента (пробы) обсуждаются на заседа-
ниях методических объединений, круглых столах, школьных и районных семинарах.
По моему мнению достоинства инновационных технологий заключаются в следующем.
дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;
развивают самостоятельность в учебной деятельности;
увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных отве-
тов, чувство уверенности преобладает;
повышается коммуникативная культура;
растет мотивация к дальнейшему образованию;
повышается самооценка ученика;
снимается психологическое напряжение ученика и учителя.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
профессионального роста;
эмоциональную удовлетворенность;
возможность саморазвития;
организации дифференцированного обучения;
прогнозирование результатов обучения;
ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор:
уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;
способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристи-
ками (тип мышления, особенностями памяти);
темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
партнера для диалогового общения;
роли слушающего или объясняющего.
В процессе вырабатываются навыки:
самостоятельной деятельности;
коммуникативной деятельности.
Диагностика полученных результатов происходит в форме:
наблюдения;
бесед;
анкетирования;
обмена опытом на педсоветах, семинарах;
вычисления коэффициента самостоятельности;
подведения итогов триместров, полугодий;
сдаче экзаменов в новом формате.
Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегри-
ровано в той или иной степени, а также между собой, и найдет свое место в учебно-воспи-
тательном процессе, то постепенно, вполне естественно, вытесняя традиционные методы
и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учеб-
ного процесса в наших условиях с учетом специфики российской школы и нашей культур-
ной среды.