Напоминание

"Инновационные технологии преподования биологии в школе".


Автор: Кускова Тамара Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 23"
Населённый пункт: п. Айхал, Мирнинский район, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии преподования биологии в школе".
Раздел: полное образование





Назад




Статья «Инновационные технологии преподования биологии в школе».

Кускова Тамара Георгиевна учитель биологии МБОУ СОШ №23

«Педагог, обучая творить учеников, сам, прежде всего, должен

быть творцом, уметь не традиционно мыслить и принимать

творческие решения проблем с применением новых иннова-

ционных технологий».

Проблема, над которой я работаю в своей педагогической деятельности – « Внедре-

ние новых инновационных технологий как средство повышения познавательной активно-

сти учащихся к изучению биологии»

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования це-

лый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-эко-

номическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выде-

лить необходимость повышения качества и доступности образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация об-

разования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значитель-

ному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных техноло-

гий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало воз-

можность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу

для развития и совершенствования системы образования.

Целью инновационной деятельности педагога является качественное изменение лич-

ности учащегося по сравнению с традиционной системой. Инновационная деятельность в

образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовер-

шенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех суще-

ствующих типов практик в обществе. Поэтому содержание образования должно всё время

обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного

процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической дея-

тельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.

Особенности современного преподавания в школе

Преподавание предметов в том числе и биологии в современной школе претерпевает

кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят

развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую

функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания про-

цессов саморазвития и самопознания ученика. Решение этой задачи возможно благодаря

применению инновационных технологий обучения.

Целью инновационного подхода к учебному процессу, я считаю является развитие у

учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирова-

ния творческого и критического мышления, опыта исследователя. Это становится возмож-

ным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидакти-

ческих и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой

информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за

счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие дости-

жения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка челове-

ка к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориента-

ции учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Инновационные технологии на уроках биологии

В моём понимании педагогическая технология - это продуманная во всех деталях мо-

дель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и прове-

дению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащих-

ся и учителя.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе

использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать ка-

чество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю ре-

продуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполне-

ние домашнего задания. В своей педагогической практике внедряю такие инновационные

технологии как:

1. Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных

ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разре-

шению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыка-

ми, развиваются мыслительные способности.

2. Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и неограниченное

обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в

интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие.

3. Технология разноуровневого обучения – даёт учителю возможность помогать слабому,

уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных уча-

щихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в

своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореа-

лизовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья.

4. Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность

развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить

к профессиональному и социальному самоопределению.

5. Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся само-

стоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать

пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определе-

ния индивидуальной траектории развития каждого школьника.

6. Лекционно-семинарская система используется в основном в старшей школе, т.к. это по-

могает учащимся подготовиться к сдаче экзаменов и обучению в ВУЗах. Она дает возмож-

ность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а

контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

7. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, дело-

вые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора,

развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков,

необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.

8. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют рав-

номерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную

деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материа-

ла, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО,

что дает положительные результаты в обучении.

9. Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование персонифицирован-

ного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального

самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

10. Технология дистанционного обучения - становится всё более и более актуальной в

современных школах. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного об-

разования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным при-

чинам не могут посещать уроки.

11. Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по со-

держанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и

способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обуче-

ния, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих иннова-

ций, выбору оптимальных.

Задача педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их познавательных и

общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди

которых лидирует «умение учиться».

С целью более эффективного внедрения инновационных технологий в образовательный

процесс нашей школы, результаты каждого эксперимента (пробы) обсуждаются на заседа-

ниях методических объединений, круглых столах, школьных и районных семинарах.

По моему мнению достоинства инновационных технологий заключаются в следующем.

дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;

развивают самостоятельность в учебной деятельности;

увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;

создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных отве-

тов, чувство уверенности преобладает;

повышается коммуникативная культура;

растет мотивация к дальнейшему образованию;

повышается самооценка ученика;

снимается психологическое напряжение ученика и учителя.

Инновационная деятельность дает учителю возможность:

профессионального роста;

эмоциональную удовлетворенность;

возможность саморазвития;

организации дифференцированного обучения;

прогнозирование результатов обучения;

ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Ученику дается выбор:

уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);

информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;

способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристи-

ками (тип мышления, особенностями памяти);

темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;

формы, вида и времени контроля и самоконтроля;

партнера для диалогового общения;

роли слушающего или объясняющего.

В процессе вырабатываются навыки:

самостоятельной деятельности;

коммуникативной деятельности.

Диагностика полученных результатов происходит в форме:

наблюдения;

бесед;

анкетирования;

обмена опытом на педсоветах, семинарах;

вычисления коэффициента самостоятельности;

подведения итогов триместров, полугодий;

сдаче экзаменов в новом формате.

Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегри-

ровано в той или иной степени, а также между собой, и найдет свое место в учебно-воспи-

тательном процессе, то постепенно, вполне естественно, вытесняя традиционные методы

и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учеб-

ного процесса в наших условиях с учетом специфики российской школы и нашей культур-

ной среды.



В раздел образования