Напоминание

"Технология проведения мастер-класса "Письмо с фронта"


Автор: Гаврюшина Татьяна Анатольевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгограда
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проведения мастер-класса "Письмо с фронта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Технология проведения мастер-класса «Письмо с фронта»

Мастер-класс – это инновационная форма работы музеев ОУ

Форма работы, которая является эффективным приемом передачи опыта

обучения

и воспитания в рамках работы

музея

образовательной

организации.

Оригинальный способ организации деятельности музея в составе малой

группы (7-15 участников) при участии мастера (ведущего мастер-класса),

инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер

деятельности участников.

Мастер-класс – это инновационная форма работы музеев ОУ, которая

предполагает:

Переход музея на новые формы и методы работы, которые задаются

внешними факторами;

Широкое

и

глубокое

использование

в

деятельности

музея

информационных и коммуникационных технологий;

Постоянное

повышение

профессиональных

качеств

руководителей

школьных музеев.

Особенности мастер-класса, проводимого в музее ОУ:

Создание условий для включения участников в активную деятельность;

Осуществление самостоятельной работы в малых группах, позволяющей

провести обмен мнениями;

Использование

приёмов,

раскрывающих

творческий

потенциал

участников мастер-класса;

Постановка проблемной задачи и решение её через проигрывание

различных ситуаций;

Формирование

взаимодействия

сотрудничества,

сотворчества,

совместного поиска;

Определение логической связи мастер-класса с тематикой экспозиции

музея ОУ;

Применение информативных данных о предметах экспозиции музея ОУ

для проведения мастер-класса.

Основное преимущество мастер-класса

Уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной

работы, направленное на приобретение и закрепление практических знаний и

навыков.

В

ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА ГЛАВНОЕ – НЕ

СООБЩИТЬ И ОСВОИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, А ПЕРЕДАТЬ СПОСОБЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРИЁМ, МЕТОД, МЕТОДИКА ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ)

Задача мастера – передать продуктивные способы работы

Позитивный результат мастер-класса в музее ОУ

Овладение

участниками

новыми

творческими

способами

решения

педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению,

самосовершенствованию, саморазвитию, в привлечении участников к

музейной экспозиции.

Требования к организации и проведению мастер-класса в музее ОУ:

Мастер-класс

демонстрирует

конкретный

приём,

метод,

методику

преподавания, технологию обучения и воспитания;

Мастер-класс состоит из заданий, которые направляют деятельность

участников для решения поставленной педагогической проблемы, но

внутри каждого задания участники свободны (выбор пути исследования,

средств для достижения цели, выбор темпа работы);

Мастер-класс

начинается

с

актуализации

знаний

участников

по

предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления

знаниями других.

Алгоритм проведения мастер-класса

Выделение проблемы

Объединение в группы для решения проблемы

Работа с материалом

Представление результатов работы

Обсуждение и корректировка результатов работы

Рефлексия

Приложение

Выступление учащихся, экскурсоводов школьного музея

Слайд 1

1.Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

2. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни

Хоть и были когда-то далёко они.

Слайд 2

1.

Военные письма представляют собой уникальную находку, многие из них

хорошо сохранились. Во время Великой Отечественной войны в Советском

Союзе действовала военно-полевая почта. С её помощью ежемесячно только в

действующую Красную Армию доставлялось до 70 миллионов писем.

Слайд 3

2.

В

первые

годы

Войны

перевозка

почтовой

корреспонденции

преимущественно осуществлялась железнодорожным транспортом. Почтовые

вагоны прицеплялись даже к воинским эшелонам. С 1943 года широкое

распространение получила почтовая авиасвязь.

Слайд 4

1.

После доставки на ключевые станции почтовый груз автомобильным или

гужевым транспортом доставлялся на полевые почты, откуда его забирали

фронтовые

почтальоны.

Использование

почтового

транспорта

для

хозяйственных работ было категорически запрещено.

Слайд 5

2.

Острая нехватка конвертов. Одна из актуальных проблем того времени -

привела к появлению известных всем фронтовых треугольников. Конверт-

треугольник представлял собой обычно тетрадный лист бумаги, сначала

загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги

(поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как

клапан, внутрь треугольника. На наружной стороне писался адрес назначения

и обратный, а также оставлялось чистое место для отметок почтовых

работников. Поскольку тетради были на вес золота, послание писалось

мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство.

Слайд 6.

1.

Фронтовые письма не заклеивались —их должна была прочитать военная

цензура. Цензоры вымарывали из писем бойцов информацию о месте

дислокации воинских подразделений, сведения о командном составе и потерях

на фронте. Пристальное внимание уделялось контролю за моральным

состоянием

бойцов.

В

переписке

не

допускались

упаднические

и

пессимистические высказывания

Слайд 7.

2.

Можно выделить характерные особенности фронтовых писем. Письма

писали простым карандашом, редко чернилами и простой ручкой. В фондах

нашего школьного музея хранится один из таких карандашей, найденный в

поисковой экспедиции на Сталинградской земле, в селе Самофаловка.

Дефицит бумаги приводил к тому, что встречались отправления, написанные на

бланках документов, обрывках плаката, упаковке брикета каши, титульном

листе брошюр, а также на листьях растений.

Слайд 8

1.

Благодаря фронтовой переписке можно узнать особенности повседневной

жизни, как на фронте, так и в тылу.

Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев,

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов...

О, письма фронтовые грозных лет —

Бесценней документов в мире нет!

2.

Фронтовые письма являются уникальным документом военной эпохи,

они остаются, как связующая нить между поколением военных лет и нами,

живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по

учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются

фронтовые письма.

Письма войны.… Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя,

словно ты переносишься во времени назад, в окопы и землянки, вместе с

бойцами идёшь в яростные штыковые атаки.

Слайд 9

1.

В нашей музейной экспозиции представлены фронтовое письмо бойца

защитника Сталинграда, павшего на территории завода «Красный Октябрь» в

январе 1943 г. Бруева Владимира Ивановича,

Слайд 10

2.

В октябре 1942 года он писал в письме, представленном на нашей выставки:

«… Мы бьемся за каждую улицу, каждый дом. И скорее погибнем, чем

оставим Сталинград…». Зачитываем письмо полностью

Слайд 11

1.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

2.

Прошу Вас: храните солдатские письма

Они и просты и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу Вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!



В раздел образования