Напоминание

«Вокально-хоровые трудности и способы их преодоления»


Автор: Баздырева Тамара Михайловна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: ОБПОУ "Муз. колледж им. Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Вокально-хоровые трудности и способы их преодоления»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КУРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.В. СВИРИДОВА»

Методические рекомендации на тему

«Вокально-хоровые трудности

и способы их преодоления»

(в помощь обучающимся-практикантам IV курса

в рамках дисциплины «Хоровой класс»)

Выполнила: преподаватель ПЦК ХД

Баздырева Т.М.

Курск - 2023

Хоровое пение – это вокальное искусство, поэтому главная работа в

хоре – это работа над вокалом. Но хор это коллективное, совместное пение и

поэтому вокальная работа здесь имеет свои особенности. Чтобы петь в хоре,

надо научиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-

хоровых навыков.

Подготовка и исполнение любого вокально-хорового

произведения – это многоэтапный процесс: непосредственное первое

эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания

исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала,

накопление

вокально-хоровых

умений,

неоднократные

повторения

произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный

этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской

аудитории.

Все

это

должно

сопровождаться

получением

учениками

определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре.

Известно, что каждое искусство слагается из двух частей: технической и

художественной. Без освоения технической стороны искусства невозможно

достичь художественных результатов. Техническая сторона пения в хоре

включает в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов,

ансамбль,

строй,

единую

манеру

звукообразования

и

звуковедения,

организацию певческого дыхания вокальной позиции звука, четкую дикцию.

Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате

повторения стали автоматизированными.

Элементы хоровой звучностистрой, ансамбль, нюансы (оттенки),

дикция.

Хоровой

строй

(горизонтальный,

вертикальный)

-

чистота

интонирования. Особое значение проблемы строя приобретают в хоровой

музыке a cappella.

Мелодический (горизонтальный)

строй - чистота интонирования

внутри хоровой партии. Отметить особенности работы над мелодическим

строем в данном произведении с конкретными музыкальными примерами и с

описанием методов преодоления трудностей.

Интонационные трудности

- интонирование мелодии в высоком

регистре

и

подвижном

темпе,

поступенный

ряд

больших

секунд,

полутоновые интонации, хроматические последовательности, увеличенные и

уменьшенные интервалы, исполнение органного пункта, смена тональностей,

исполнение энгармонизмов, октавных унисонов, модулирующих аккордов и

пр. Обратить внимание на ладовую определенность мелодии, гармоническое

окружение

звуков

мелодии,

чистоту

аккордовых

созвучий,

точность

интонирования мелодии и др.

Не все тональности считаются удобными для интонирования (в мажоре

петь легче, чем в миноре). Знать правила интонирования ступеней в ладу,

интонирования

устойчивых

и

неустойчивых

ступеней,

интонирование

ступеней,

связанных

с

отклонениями,

модуляциями,

сопоставлением

тональностей,

интонирование

интервалов

(тонов,

½

тонов,

скачков).

Обратить внимание на отдельные вступления, интонирование в высоком

регистре, подвижном темпе.

Гармонический (вертикальный) строй - строй хора в целом, умение певцов

выстраивать интервалы, аккорды в одновременном звучании. Обратить

внимание, каких созвучий больше: консонирующих или диссонирующих, в

тесном или широком расположении. Зная стиль композитора, ответить на

вопрос, что важнее - звучание самих аккордов или движение аккордов.

Обратить внимание на унисоны, октавные унисоны, чередование унисона с

двух - трехголосием.

Необходимо помнить, что на чистоту интонирования влияют:

вялое, ленивое, неэмоциональное пение;

низкая позиция;

недостаточное дыхание или его перегрузка;

безопорное пение и форсирование звука;

слабый голосовой аппарат;

слишком быстрый или медленный темп;

незнание текста;

неверное произношение гласных;

погоня за эффектом.

Ансамбль хора (франц. –«вместе») в технологическом значении есть синтез

следующих элементов:

Интонация – горизонталь;

Строй – вертикаль;

Тембр – характер звука;

Динамика – сила звука;

Ритм – соотношение в длительности звуков;

Агогика – единство движения;

Дикция – орфоэпия - единство произношения.

Ансамбль хора является совокупностью таких частных ансамблей, как:

ансамбль интонационный;

ансамбль темповый и агогический;

ансамбль тембровый;

ансамбль

динамический

(естественный,

искусственный,

дифференцированный);

ансамбль метроритмический;

ансамбль дикционно-орфоэпический;

ансамбль тесситурный;

ансамбль фактур изложения.

Если произведение написано с сопровождением, либо в нем присутствует

партия солиста, то необходимо рассмотреть следующие виды ансамбля:

ансамбль хора и солиста;

ансамбль хора и сопровождения.

При разборе произведения необходимо определить трудности в работе

над различными видами ансамбля.

Остановимся на каждом виде ансамбля отдельно.

Ритмический ансамбль.

Проблемы,

которые

могут

возникнуть,

связаны

с

исполнением

пунктирного

ритма,

синкопированного,

полиритмии

(ритмической

самостоятельностью хоровых партий); в связи со сложным размером,

переменным размером (где нет равномерного чередования слабых и сильных

долей); исполнение триолей, затактовых вступлений. Необходимо наметить

пути преодоления ритмических трудностей (методы и приёмы работы над

ритмом).

Темповый ансамбль.

Трудности представляет очень быстрый темп, очень медленный темп,

смена темпа, возвращение к Tempo I, редкое произведение обходится без

ritenuto. accelerando.

Динамический ансамбль.

Динамика (динамические оттенки или нюансы) – подвижные (крещендо,

диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые).

Нюансировка

служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной

формой, фразировкой, стилем произведения. Динамическое равновесие в

хоре устанавливается, прежде всего, в неподвижных нюансах. Более сложные

формы

динамического

ансамбля

-

подвижные

нюансы,

контрастная

динамика, длительное crescendo и diminuendo.

Наиболее трудный нюанс

в хоре – ff, т.к. всегда есть опасность

форсирования; в этом нюансе труднее установить ансамбль и строй, а pp

должно быть слышимом, звучным («не проваливаться»).

Нюансом называется также обозначение характера звучания (например,

маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Цель работы над динамическим ансамблем - научить одинаковым

приёмам регулирования громкости звука (посредством певческого дыхания и

использования резонаторов).

Если фактура произведения - гармоническая, то необходимо работать над

динамическим

равновесием

голосов.

Если

гомофонно-гармоническая

фактура, динамически ярче должен звучать голос, который ведет мелодию. В

полифонических произведениях надо работать над выделением голосов,

ведущих тему.

Надо

помнить,

что

крайние

голоса

в

силу

своего

положения

прослушиваются лучше, чем средние.

Дикционно-орфоэпический ансамбль.

Дикция

- правильное формирование (произношение) - гласных и

согласных в соответствии с правилами певческой орфоэпии. Орфоэпия -

соблюдение правил произношения, принятых в данном литературном языке.

При работе над дикцией надо описать редукцию гласных в данном тексте,

редукцию

согласных,

т.к.

в

пении

отдельные

безударные

гласные

редуцируются (ослабляются в силе – заглушается их фонетическая ясность,

укорачиваются). Например, «О» приближается к «А» (Москва), «Я» к «Е»

(обняла) и т.д.

Формирование

согласных,

в

отличие

от

гласных,

связано

с

возникновением преграды на пути тока воздуха в речевом такте.

Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости

степени участия голоса в их образовании.

На второе место после гласных мы ставим сонорные звуки: «М», «Л»,

«Н», «Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко

стоят рядом с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой

позиции и разнообразия певческой окраски.

Далее звонкие согласные Б,Г,В,Ж,З,Д – образуются при участии

голосовых связок и ротовых шумов звонкими согласными, как и сонорными,

добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой окраски.

Основное правило дикции в пении – быстрое и четкое формирование

согласных,

максимальная

протяженность

гласных:

активная

работа

мускулатуры артикуляционного аппарата, щечных и губных мышц кончика

языка. Для достижения четкости дикции особое внимание мы обращаем на

работу над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится

гибким, работаем над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с

ней и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка

используем разные скороговорки. Например: «От топота копыт, пыль по

полю летит» и т.д. Все произносится твердыми губами, при активной работе

языка.

Согласные в пении произносятся коротко, по сравнению с гласными.

Особенно шипящие и свистящие «С»,»Ш» надо укорачивать, иначе при

пении будет создаваться впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если

одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми или приблизительно

одинаковыми согласными (д-т; в-ф), то в медленном темпе их нужно

подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на

мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Дикция

связана

с

особенностями

текста,

а

также

с

характером

произведения.

Для

гомофонно-гармонического

изложения

типично

одновременное произнесение текста, для полифонического - разновременное.

Определить особенности пения без текста - вокализ, «закрытым ртом» и др.

Выписать литературный текст произведения с вокальным переносом слогов в

соответствии

с

орфоэпическими,

дикционными

и

артикуляционными

нормами.

Выявить дикционные трудности произведения и показать методы,

приемы и упражнения для их преодоления. Определить степень влияния на

произведение динамики и тесситуры.

Выписать литературный текст произведения, проставить верные ударения

в словах, выделить главные по смыслу слова логическими ударениями,

расставить логические паузы (цезуры).

Тембровый ансамбль.

Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера.

Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр.

Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания,

народные песни допускают открытость.

Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой

тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой

- громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный,

если

другие

тесситурно-динамические

соотношения,

ансамбль

искусственный.

Поэтому нужно определить трудности в работе над ансамблем хора и

солиста, хора и аккомпанемента.

Вышеупомянутые трудности - лишь небольшая часть тех, которые могут

встретиться в работе над хоровым произведением. Т.к. еще большую работу

надо проделать над правильным певческим дыханием, разными видами

звуковедения, атакой звука.

Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодоления.

Все разделы репетиционного плана должны основываться на конкретных

примерах

данного

произведения,

связываться

с

текстом,

предлагать

эффективные и оптимальные методы работы.

Исполнительский анализ.

Необходимо

определить

специфические

стилевые

исполнительские

трудности произведения с учетом особенностей жанра и формы (хоровая

миниатюра,

крупная

вокально-инструментальная

форма;

куплетность,

репризность и т.д.). Осознание творческого стиля композитора, эпохи, в

которой формировался стиль этого композитора.

Определить

характерный

для

данного

произведения

основной

исполнительский

принцип:

цельность,

непрерывность

развития,

или

эпизодичность, детализация, периодичность и др.

Представить подробный исполнительский план произведения с указанием

совокупности выразительных средств: агогики, артикуляции, динамики,

тембральных красок, качества звука (светлый, матовый, легкий), характера

звуковедения (legato, поп legato, marcato, staccato), темповых соотношений,

вопроса

исполнения

кульминаций,

выразительной

фразировки

в

соответствии с характером произведения, образом; расстановка дыхания,

ритмические особенности и т. д.

В соответствии с характером произведения и его частей устанавливается

темповый

план,

отмечаются

метрономические

указания.

Анализ

использования темповых колебаний: основной темп, кратковременные

отклонения в сторону замедления или ускорения, агогические нюансы,

ферматы. Проставить в партитуре исполнительские темповые и агогические

обозначения (желательно вписать их контрастным цветом).

Динамические, эмоциональные нюансы, подвижные нюансы, связь

динамики с дыханием, звукообразованием, тембром. Проставить в партитуре

исполнительскую динамику (желательно выделить ее контрастным цветом).

В пределах основной тембровой зоны определить тембровые изменения,

степень округленности звука. Классические произведения требуют более

округлого, прикрытого звучания, в народных песнях допускается некоторая

открытость. Также открытым, ярким звуком выражается большая радость,

гордость, ярость. Приглушенные звуки служат для выражения сдержанности

чувств,

затаенности,

таинственности,

робости.

Обязательно

проанализировать связь тембра с дикцией и мимикой поющих.

Перечислить виды певческого дыхания, которые будут применяться

хором. Описать каким по длительности, глубине и характеру будет то или

иное дыхание. Проставить в партитуру дыхание, обозначив его «галочкой».

Кульминация - наиболее напряженный момент в развитии музыкальной

формы. Определить главную

(мелодическую) и частные динамические

кульминации

и средства их достижения (динамика, агогика, тесситура,

ферматы, ритм, гармония и т.д.).

Фразировка

важное

средство

выразительности

(отчетливое

художественно-смысловое

выделение

музыкальных

фраз

и

других

построений

при

исполнении

произведения).

Фразировка

использует

разграничение

при

помощи

цезур,

объединение

при

помощи

лиг,

артикуляцию,

нюансировку.

Выписать

фразировку

(выделение

интонационных «вершин» фраз, предложений, периодов). Кульминация

может быть «тихой» или отсутствовать.

Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов.

Составной частью исполнительского анализа являются: определение

этапов

работы

над

произведением

с

исполнительским

коллективом;

определение

необходимых

приемов

дирижерской

техники.

Показ

вступлений, снятий, цезур, наличие фермат, дробленых долей и др.

Обосновать выбор схемы, звуковедения, xapaктepa жеста, форму кисти,

степень участия той или иной части руки в дирижерском движении (кисть,

предплечье, плечо), подбор рабочих жестов, формирование эмоционально-

выразительных задач.

Определить

средства дирижерской выразительности: темп и жест,

динамика и жест, тембр и жест, фактура и жест, артикуляция (legato, поп

legato, staccato) и жест, фразировка и жест.

Список литературы

1.

Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у

дошкольников, школьников и молодёжи // Развитие детского голоса. -

М.: Музыка, 1963. – С. 181 183.

2.

Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: монография. -

Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 204 с.

3.

Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение: монография. -

СПб., Музыка, 2000. – 276 с.

4.

Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в

начальных классах // Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. - М:

Музыка, 1989. – С. 187-189.

5.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб., Лань,

1997. – 190 с.

6.

Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. //

Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. - М.: Музыка, 1985. – С. 92.

7.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб.

пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.

центр Владос, 2002. – 176 с.

8.

Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981. – 81 с.

9.

Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в

школе, вып. 15. М.: Музыка, 1982. – С. 289.



В раздел образования