Напоминание

Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания


Автор: Баздырева Тамара Михайловна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: ОБПОУ "Муз. колледж им. Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КУРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.В. СВИРИДОВА»

«

Музыкальная память:

приёмы развития и основы быстрого запоминания

»

Методическая разработка

в рамках УП «Педагогическая работа»

преподавателя ПЦК «Хоровое дирижирование»

Базыревой Т.М.

Курск - 2023

Введение

§1. Общее представление о памяти

1.1

Характеристика понятия «музыкальная память»

1.2

Память и ее значение

1.3

Основные процессы и механизмы памяти

§2Классификация видов памяти

2.1 Виды памяти

2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности

2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала

§3 Методы и приемы развития музыкальной памяти

3.1 Методы развития музыкальной памяти для детей младшего школьного

возраста

3.2 Методы и приёмы активного слушания

3.3 Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана

Заключение

Список литературы

Введение.

Проблемы памяти и в частности проблемы музыкальной памяти на

протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих

ученых,

драматических

актеров,

режиссеров,

музыкантов

всех

специальностей, педагогов. С одной стороны, музыкальная память уже

довольно досконально изучена и можно смело пользоваться и применять

рекомендации и советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях, с

другой стороны проблема остается.

За последний век, выработаны и сформулированы общие принципы и

аспекты работы памяти, дано огромное количество рекомендаций и советов.

Самое главное этот опыт эффективно применить отдельно каждому

музыканту. По этому поводу есть хорошее высказывание И.Гофмана:

«Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому

другому, если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не

подвергнуться в этом процессе таким изменениям, которые сделают их

пригодным для данного случая».

[2]

Проблема заключается в том, что специально для отдельно каждого

музыканта

нет

готового

рецепта

по

запоминанию

музыкального

произведения. На этот вопрос, нет однозначного ответа. Все индивидуальны,

и поэтому, решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант

должен уметь находить для себя, и применять в практической деятельности

(естественно

опираясь

на

исследования

психологов

и

авторитетных

музыкантов) исходя из индивидуальных психологических качеств.

Так же, известно, что процесс выучивания музыкального произведения

на память, происходит в педагогической практике без руководства со

стороны педагога. Ученик остается с данной проблемой один на один, и

решает ее в меру своих сил и возможностей и, зачастую, все тем же способом

– многократным повторением с постоянным вглядыванием в нотный текст, с

надеждой на то, что в следующем проигрывании, что-то в памяти и

останется. Естественно, что таким образом устойчивый положительный

результат на этом пути, и с помощью такого способа работы над

музыкальным произведением не может быть обеспечен.

Цель работы – изучить психологические аспекты развития музыкальной

памяти

Задачи:

1.

Рассмотреть понятие «музыкальная память».

2.

Описать виды памяти, основные процессы и механизмы

3.

Выявить способы развития музыкальной памяти.

Память – основа психической жизни, основа нашего сознания. Форма

психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и

воспроизведении данных прошлого опыта.

§1. Память

1.1 Характеристика понятия «музыкальная память»

Память

в

общепсихологическом

значении

это

способность

к

воспроизведению прошлого опыта, являющаяся одним из основных свойств

центральной нервной системы. Память выражается в способности длительно

хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на

них, а также многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Память как свойство нервной системы закладывается в виде задатка,

который присущ всем психически здоровым людям без исключения. На

процессах, связанных с памятью, базируется вся деятельность человека, и

различия

в

памяти

как

способности

вызываются

не

наличием

или

отсутствием данного задатка, а его качественным своеобразием и степенью

развитости. Иначе говоря, память поддается развитию в очень высокой

степени, хотя природная предрасположенность к ее развитию у разных

людей различна.

«Музыкальная память» (англ. music memory) – способность узнавать и

воспроизводить музыкальный материал. Музыкальное узнавание необходимо

для осмысленного восприятия музыки. Необходимое условие музыкальной

памяти – достаточное развитие музыкального слуха. Важное место в

музыкальной памяти занимают слуховая память (одна из разновидностей

образной

памяти,

связанная

с

запечатлением,

сохранением

и

воспроизведением музыкальных образов) и эмоциональная память (память на

эмоционально окрашенные события). [1]

При воспроизведении музыки существенную роль играют двигательная

память

(запоминание

последовательности

движений),

зрительная

(запоминание нотного, художественного текста) и словесно – логическая

память, с помощью которой происходит запоминание логики строения

музыкального произведения.

У лиц с высоко развитым «внутренним слухом» имеет место не только

возникновение слуховых представлений после зрительного восприятия, а

непосредственное

«слушание

глазами»,

т.е.

превращение

зрительного

восприятия нотного текста в зрительно – слуховое восприятие. Сам нотный

текст начинает переживаться ими слуховым образом.

Подобно тому, как на памяти вообще основывается психическая и

физическая деятельность человека, на музыкальной памяти базируется

музыкальная деятельность, в том числе процессы, связанные с музыкальным

образованием. Самый низкий уровень музыкальных способностей, при

котором человек не в состоянии даже воспроизвести простейшую мелодию,

характеризуется ее узнаванием (Б. М. Теплов), что связано с музыкальным

слухом и памятью. Дальнейшие процессы восприятия и мышления основаны

на накоплении музыкального опыта посредством памяти. Наконец, вся

музыкально-исполнительская деятельность и обучение ей основаны на

процессах

памяти:

это

запоминание

музыкального

текста,

и

всей

информации, необходимой для успешного осуществления этой деятельности.

1.2 Память и ее значение.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате

воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения

этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и

явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления

памяти – это образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали

раньше, а сейчас воспроизводим медленно. Представления могут быть

зрительные,

слуховые,

обонятельные,

вкусовые

и

осязательные.

Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее,

менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный

элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к

тому,

что

запоминается.

Все

то,

что

вызывает

у

человека

яркую

эмоциональную

реакцию,

откладывает

глубокий

след

в

сознании

и

запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и

от

волевых

качеств

человека.

Таким

образом,

память

связана

с

особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей

памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей

деятельности.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания

восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного

психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет

воспроизводится в отсутствие его.

1.3 Основные процессы и механизмы памяти.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс,

обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками

памяти

являются

объем,

быстрота

воспроизведения,

точность

воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию

сохраненной информации.

Объем памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти,

которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота

воспроизведения

характеризует

способность

человека

использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую – либо задачу или

проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения – отражает способность человека точно

сохранять, а самое главное воспроизводить запечатленную в памяти

информацию.

Длительность сохранения – отражает способность человека удерживать

определенное

время

необходимую

информацию.

Например,

человек

готовиться к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает

учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед

этим.

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения

воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса

принято

выделять

два

вида

запоминания:

непреднамеренное

(или

непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное) [7].

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения

материала, овладение им. Сохранение заученного зависит от глубины

понимания.

Хорошо

осмысленный

материал

запоминается

лучше.

Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности

материал не забывается. Забывание идет медленнее. Вот почему повторение

нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал

не забыт [7].

Воспроизведение и узнавание

– процессы восстановления прежде

воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание

происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его

восприятии, воспроизведение же – в отсутствии объекта [7].

Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в

памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с

забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое,

важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не

повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека

существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в

памяти общие положения, выводы [7].

§2 Классификация видов памяти

2.1 Виды памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В

настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения

различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик

памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была

впервые предложена П. П. Блонским [6]. Хотя все четыре выделенные им

вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того,

находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось определить различия

между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и

воспроизведение

различных

движений.

Двигательная

память

является

основой для формирования различных практических и трудовых навыков,

равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы

должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие

действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их

точь – в – точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все

же сохраняется. [3]

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они

выполнялись раньше. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто

производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить

движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным

инструментом или при помощи конкретных людей.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти

заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Эмоции

всегда

сигнализируют

о

том,

как

удовлетворяются

наши

потребности

и

интересы,

как

осуществляются

наши

отношения

с

окружающим миром. Поэтому эмоциональная память очень важна в жизни и

деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства

выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо

удерживающих

от

действий,

вызвавших

в

прошлом

отрицательные

переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно

отличаться от первоначальных представлений. Это может выражаться как в

изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера. [4]

Образная память

– это запоминание, сохранение и воспроизведение

образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности,

которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность,

фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для

данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше

нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени от

первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение

образов или дифференциация образов. В первом случае образ теряет свои

специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у

субъекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае

черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются,

подчеркивая своеобразие предмета и явления. [4]

2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности.

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с

особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от

целей деятельности, память делят на непроизвольную и произвольную. В

первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое

осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля

со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что – то

запомнить или припомнить. Во втором случае такая задача присутствует, а

сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем

произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный

материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально

запоминался.

Способность

постоянно

накапливать

информацию,

являющаяся

важнейшей

особенностью

психики,

носит

универсальный

характер,

охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих

случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Эффективность произвольной памяти зависит:

1.

От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет

запомнить).

2.

От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

А)

механическое

дословное

многократное

повторение

работает

механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

Б)

логический

пересказ,

который

включает

логическое

осмысление

материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов

информации, пересказ своими словами – работает логическая память

(смысловая), основанная на установлении в запоминаемом материале

смысловых связей.

В) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики,

схемы, картинки) – работает образная память.

Г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для

облегчения запоминания).

2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала.

Большинство психологов признает существование нескольких уровней

памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может

сохраняться информация [6].

Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы

удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается

мир

нашими

органами

чувств

на

уровне

рецепторов.

Длительность

сохранения данных 0,1 – 0,5 секунд. Если полученная информация привлечет

внимание высших отделов мозга, она будет храниться, еще около 20 секунд

(без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее

обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень – кратковременная

память.

Кратковременная память (КП) – все же поддается сознательной регуляции,

может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки»

сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые

доли секунды, и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память,

которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации

на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо

перейти в долговременную память, но при условии 1–2 кратного повторения.

КП ограничена по объему. При однократном предъявлении в КП человек в

среднем может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок,

кусочков

информации.

Главное

добиться,

чтобы

эти

«куски»

были

информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в

единый целостный «кусок - образ». [7]

Долговременная память (ДП)

– обеспечивает длительное сохранение

информации. Она бывает двух типов:

- ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь,

вспомнить нужную информацию);

- ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа,

лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней

доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины

всей жизни). [7]

Оперативная память (ОП)

– вид памяти, проявляющийся в ходе

выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность

благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП,

необходимой для выполнения текущей деятельности. [7]

Промежуточная память (ПП) – обеспечивает сохранение информации в

течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения

промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за

прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна

промежуточная память снова готова к приему новой информации. У

человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не

успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных,

вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память,

появляются ошибки в речи, в действиях. [7]

§3. Методы и приемы развития музыкальной памяти.

3.1. Методы развития музыкальной памяти для детей младшего школьного

возраста

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще - в этот период

психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд

формируется быстро и надолго.

Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством

для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

1.

«Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки

на всех детей с ритмическим рисунком - это изображения нот без

нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по

карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают

рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий

карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на

память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство

ритма.

2.

«Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по

одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память

простучать

ритмы.

Если

возможности

ребенка

не

позволяют

справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему

достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят

справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого

определяет степень нагрузки.

3.

«Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано.

Задача учащихся – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как

расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных

октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное

упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки

поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и

воспроизвести впоследствии в точности.

4.

«Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли

зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как

ходит медведь, скачет лошадь и т.п. Прослушав произведение,

графически изобразить его форму, движение мелодии, динамику,

регистр и другие элементы музыкальной речи. Отсюда вытекает

следующий метод:

5.

Инструментальное

музицирование

-

это

творческий

процесс

восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных

инструментах.

Инструментальное

музицирование

самым

тесным

образом

связано

со

слушанием

музыки,

вокально-хоровым

исполнением,

импровизацией.

Приобщая детей к

музыке

через

инструментальное

музицирование,

содействовать

их

творчеству,

необходимо помнить следующее:

ученик

действует

так,

как

ему

подсказывает

его

музыкальная

интуиция;

преподаватель

помогает

выбрать

музыкальный

инструмент,

соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

преподаватель помогает ученику найти прием исполнения.

Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность

детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать

стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на

инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма,

тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его

внимание и организованность [5].

5.

«Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются

карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8

ступеней (одна октава), каждая ступень - одна нота. Преподаватель

проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.

6.

«Музыкальная

картина».

Преподаватель

подбирает

картинку

с

несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой

какую-нибудь

ноту.

Затем

полученная

мелодия

проигрывается,

внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится

задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю

картину.

7.

«Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых

детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по

отрывкам

из

этих

произведений

ребята

должны

определить

музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот

из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по

ее нотам.

3.2 Методы и приёмы активного слушания.

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Обучающийся ставится в позицию творца – композитора, как бы заново

создающего произведение. Это прохождение и проживание пути рождения

музыки, воссоздание её как бы «изнутри». Данный метод направлен на

повышение активного освоения произведения искусства в противовес

словесно-информативным методам.

Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет

проблемный метод, направляя мышление в русло выявления истоков

происхождения изучаемого явления. [3].

Этот

универсальный

и

общий

для

искусства

метод

требует:

самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества (когда

музыкант, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию,

интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.),

развития

способности

к

индивидуальному

слышанию

и

творческой

интерпретации [5].

Иллюстрирование музыкального произведения (перевод музыки на язык

другого вида искусств).

После прослушивания и анализа музыки, «перевести» произведение на

язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры

инструментов.

Каждая

картина

несёт

в

себе

отпечаток

личности,

оригинальности ребёнка [3].

Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение

внутреннего эмоционального состояния.

«Пластическое интонирование» - выражение музыки в жесте. Взять в

свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли

произведения - приём «слушание рукой».

«Пластическое

интонирование»-

это

один

из

способов,

одна

из

возможностей

«проживания»

образов,

когда

любой

жест,

движение

становятся

формой

эмоционального

выражения

содержания.

Жест,

движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное

состояние.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела,

вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами

исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают”

тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда

пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств),

но, надо воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью

музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения

руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки;

от покачивания корпусом до радостного танца; от легкого шага до хоровода.

Пропевание мелодии со словами или мелодекламация.

Мелодекламация – художественная декламация стихов или прозы с

использованием музыки [5].

3.3 Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она

состоит из 4 частей:

1.

Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст,

происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за

счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего

оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей

собственной

позиции

относительно

этой

музыки.

Этот

этап

запоминания

существенно

влияет

на

формирование

мышления,

зрительной памяти, способностей к анализу.

2.

Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в

определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом

этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются

смысловые части, проблемные места, непривычные движения.

3.

Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью

поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным

в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по

желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах

произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную

роль

приобретают

ассоциации

музыканта:

они

наполняют

произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с

ассоциациями - один из принципов развития памяти в целом. Когда

произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью

закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо

осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом

уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать

новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.

4.

Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым

сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному

показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых

образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость,

большую погруженность исполнителя. [2]

Заключение.

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных

видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее

самыми важными. Логические способы запоминания, такие как смысловая

группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание и могут быть

настойчиво

рекомендованы.

Однако

опора

на

произвольную

или

непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления

музыканта

исполнителя,

преобладания

в

нем

мыслительного

или

художественного начала.

Правильное распределение повторений в процессе запоминания, когда

делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер

повторения, также способствует успеху.

Достижение особой прочности запоминания характеризуется высокой

квалификации переводом временных отношений музыкального произведения

в пространственные.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что формирование

музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в

процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические

ресурсы человека. Основа их развития - регулярность.

Когда

исполняется

музыкальное

произведение,

задействован

весь

прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения,

тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет

чувствовать себя музыкант.

Список литературы.

1.

Готсдинер

А.

Л.

Музыкальная

психология.

-

М.:

Московский

гуманитарный актерский лицей ,1993 – 193 с.

2.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре. - М.: Музыка, 1961, - 152 с.

3.

Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. - М.: Таланты – XXI век,

2004 – 496с.

4.

Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор ,

1993 – 262 с.

5.

Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и парктикум для

СПО/ 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юрайт, 2018. – 380 с (Серия:

Профессиональное образование).

6.

Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Музыка,

1988. – 176 с.

7.

Теплов

Б.

М.

Психология

музыкальных

способностей.

-

М.:

Наука,2003. – 379 с.

8.

Цыпин

Г.М.

Психология

музыкальной

деятельности:

проблемы,

суждения, мнения : пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и

консерваторий. - М.: Интерпракс, 1994 – 373 с .



В раздел образования