Напоминание

«Профориентационная работа с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, в процессе внеурочной деятельности».


Автор: Хрипкова Елена Юрьевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ОКОУ "Пенская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: пос.им.К.Либкнехта, Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Профориентационная работа с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, в процессе внеурочной деятельности».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проект «Профориентационная работа с обучающимися,

имеющими интеллектуальные нарушения, в процессе

внеурочной деятельности».

«Человек является инвалидом не по причине нарушений

здоровья, а по причине барьеров, с которыми он

сталкивается».

(конвенция ООН о правах инвалидов)

Обоснование актуальности темы

Закон Российской Федерации «Об образовании»

декларирует необходимость воспитания гражданина,

способного к успешной социализации в современном

обществе.

Анализ региональной практики свидетельствует о том,

что создано недостаточно рабочих мест на рынке труда

для людей с интеллектуальными нарушениями, у

которых сфера возможного приложения труда носит

относительно ограниченный характер. Между тем в

процессе гуманизации общества, социальной

реабилитации и интеграции людей с ограниченными

возможностями в нормальную среду данная категория

детей должна получить те условия воспитания и

обучения, которые подняли бы их социальную ценность

и способствовали самореализации в труде.

Объектом

нашей работы является профориентационная

работа и профессиональное самоопределение

обучающихся имеющих интеллектуальные нарушения

во внеурочной деятельности.

Предметом

мы определили предпосылки

профессионального самоопределения –

профессиональные предпочтения, а точнее, особенности

профессиональных предпочтений у умственно отсталых

детей.

Цель:

Актуализация процесса профессионального

самоопределения воспитанников за счет специальной

организации их деятельности, включающей получение

знаний о себе, о мире профессионального труда, их

соотнесения в процессепрофориентационной работы с

обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения,

в процессе внеурочной деятельности

Гипотеза состоит в том, что процесс выбора будущей

профессии учащихся коррекционной школы будет

эффективным, если:

-

Обеспечивается в школе личностно – ориентированная

направленность образования, предусматривающая

педагогическую поддержку профессионального

самоопределения учащихся, пропедевтику познания

образа «Я» с учетом показателей профессиональной

пригодности и готовности к выбору будущей профессии;

Для наших воспитанников, особенно важно владение

навыками профессионального самоопределения,

профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно

обеспечивает их социальную адаптацию по окончании

общеобразовательных учебных заведений.

Профориентация– это определенная система

мероприятий, направленных на наиболее эффективное

решение проблемы сопряжения человека и профессии.

Это система психолого-педагогических, медицинских и

государственных мероприятий, помогающих человеку,

вступающему в жизнь, избрать свою профессию с учетом

своих интересов, способностей и возможностей.

Ребенок стремится к деятельности, поэтому нет

необходимости заставлять его трудиться помимо его воли и

желания. Надо умело направлять его волю и желание на

выполнение интересных и посильных работ, которые

постепенно усложняются и развивают убеждение о том, что

труд - это и обязательное, и радостное применение своих сил ,

а быть полезным людям и обществу - это счастье; достойного

человека привлекает не награда , а радость преодоления

трудностей, радость победы. Педагог ДОЛЖЕН - разумно

направлять и развивать инициативу, изобретательность

Основное условие предпрофильной подготовки – алгоритм

действий и педагогическое сопровождение самоопределения

воспитанников

Изучение и согласование ведущих понятий, идей и целей

предпрофильной подготовки;

исследование потенциальных возможностей и

имеющихся ресурсов;

проектирование и программирование педагогической и

управленческой деятельности;

планирование работы по введению предпрофильной

подготовки;

организация работы (составление информационной

карты образовательных услуг в муниципальной

образовательной сети, система мероприятий по

информированию и профильной ориентации

воспитанников и т.д.);

контроль и коррекция деятельности педагогического

коллектива.

Педагогическое сопровождение

Досуговая деятельность, является составной частью

воспитательного процесса, продолжает формирование у

подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к

истории народного творчества. Приобщение подрастающего

поколения к различным видам прикладного искусства,

связанного с рукодельными работами, можно считать значимой

частью трудового обучения и воспитания детей.

Блок дополнительного образования расширяет воспитательные

возможности и культурное пространство учреждений. Для

воспитанников данных учреждений дополнительное

пространство становится важнейшим средством обеспечения для

реализации индивидуальной образовательной траектории,

способствует социализации и самореализации личности, дает

актуальные прикладные навыки, создает возможности

сознательной профориентации.

Этапы программы

предпрофильной подготовки

предполагаемые результаты

Структура профориентационной работы 5-8 КЛАССЫ

Структура профориентационной работы 9-11 КЛАССЫ

Ребенок включается в блок досуговой деятельности на

основе приоритета его интересов, дифференцированного

подхода, учитывающего его потребности и интересы,

организации на его индивидуальные особенности, доступность

выполняемых видов деятельности и личностного подхода к

ребенку.

В нашей школе созданы все условия для духовного,

интеллектуального, физического развития детей, воспитания тех

качеств, которые позволят им реализовать свои потребности и

потенциальные возможности в социуме.

Традиционно у нас проводятся программные и целевые

экскурсии на предприятия посёлка и района. У учащихся

формируется познавательный интерес, для них открывается мир

новых явлений общественной жизни.

Мы стараемся помочь каждомуребенку поверить в свои силы,

добиться успеха в доступном для них виде деятельности,

полюбить труд. Этому помогают профессиональные пробы. В

ходе выполнения которых мы выявляем, формируем и

закрепляем необходимый объём представлений, умений и

навыков. На профессиональных пробах девочки пробуют себя в

роли швеи – помогают шить костюмы для выступлений, в роли

штукатура- маляра- делая косметический ремонт кабинетов

школы.Учащиеся также знакомятся и с другими профессиями

(садовник, маникюрша и т.д.)

С 2011 года мы стали тесно сотрудничать с «Автономной

некоммерческой организацией «Научным - методическим

центром образования, воспитания и социальной защиты детей и

молодежи «СУВАГ» города Москвы.

Большое внимание уделяется общественно полезному труду.

Омолодили новыми саженцами школьную зону, разводим цветы

для украшения интерьера учреждения.Наши учащиеся всегда с

радостью откликаются на просьбы администрации поселка в

благоустройстве парка.

Преподаватель должен помочь ребенку поверить в свои силы,

добиться успеха, полюбить труд. Этому способствуют праздники

труда, викторины, игровые программы, тематические вечера,

КВН и т.д

На кружках наши учащиеся не только изготавливают прекрасные

поделки, но и шьют шторы, выполняют работу по заказам

воспитателей и учителей, делают ремонт одежды, шьют костюмы

для художественной самодеятельности, изготавливают

коррекционные материалы.

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ ДЕКАРАТИВНО-

ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Разумеется, не все воспитанники одинаково способны

овладеть всеми навыками мастерства, но у детей должна быть

возможность поиска себя и своего направления деятельности во

всем многообразии.

Обучающиеся, ежегодно становятся призерами школьных,

муниципальных и областных конкурсов и выставок

МАСТЕР –КЛАССЫ

Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных

художественных промыслов рождают у них уверенность в своих

силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости

перед новыми видами деятельности, у них воспитывается

готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями,

должен готовиться к самостоятельности.

Дети,

приученные

к

труду,

лучше

адаптируются

к

самостоятельной жизни. К сожалению, в последнее время

стало трудно устроиться на работу по специальности, поэтому

многие наши выпускники, окончив училище, не могут найти

работу, или трудятся не по специальности. Но

знания

приобретённые

на

наших

занятиях

по

профессиональной подготовке оказались необходимы в личной

жизни наших выпускников. Об этом они говорят при встречах.

Приобщение к профессии- это не мероприятие, а ежедневная

кропотливая работа, растянувшаяся на годы.

Выпускники специальной(коррекционной) школы VII

вида,

как правила, не достигают такого уровня профессионального

самопознания, который позволил бы им самостоятельно

объективно

соотнести

свои

предпочтения

со

своими

возможностями. Решающим фактором при выборе профессии

становится влияние педагогов и система, проводимой в школе

работы

по

социальной

адаптации

выпускников

с

ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем, решение обозначенных проблем зависит от

условий, в которых осуществляется профориентационная

деятельность.

Можно

утверждать,

что

система

предпрофильной подготовки будет эффективной, т.е. подведет

воспитанников к осознанному выбору профессии, если она

будет

постоянной,

целенаправленной,

учитывающей

возрастные

особенности

воспитанников,

будет

иметь

комплексный и коррекционно-развивающий характер. И эта

помощь предполагает объединение усилий всех сотрудников,

работающих в школе-интернате. Безусловно, выбор

профессии остается за выпускниками, однако школа должна

способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.

В заключении хочется отметить, что чем раньше человек

начинает задумываться о том, кем и каким ему быть, тем

быстрее примет верное решение и меньше сделает ошибок на

своем профессиональном пути.

Народная мудрость гласит: «Человек счастлив, когда утром он

с радостью идет на работу, а вечером с радостью идет домой».

Определяя основания для выбора направлений

предпрофильной подготовки, мы исходили из того, что нельзя

игнорировать реальный рынок труда и тенденции его развития.

Иначе существует опасность, что выпускники школ будут

подготовлены не для «РЫНКА ТРУДА», а для «БИРЖИ

ТРУДА». Особенно это актуально при реализации

предпрофильной подготовке и профильного обучения детей с

нарушениями интеллекта.



В раздел образования