Автор: Волокитина Наталья Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 22 "Светлячок"
Населённый пункт: город Верхний Уфалей
Наименование материала: Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе
Тема: "Металл, его качества и свойства"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия с элементами экспериментирования в
старшей группе «Металл, его качества и свойства»
Воспитатель МБДОУ д\с 22 «Светлячок»
Волокитина Наталья Федоровна
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель:
развивать
интерес
к
предметам
и
материалам,
к
познанию
их
особенностей
через
экспериментирование
в
собственной
практической
деятельности.
Задачи:
-
научить
детей
узнавать
предметы
из
металла,
определяя
его
свойства,
используя
систему
обследовательских
действий
(послушать,
посмотреть,
потрогать, надавит и т.д.);
-
расширять знания детей об окружающем мире и предметах через знакомство с
использованием металлических предметов в давние времена;
-
упражнять в обобщении логического вывода по результатам опыта;
-
развивать логическое мышление, память;
-
воспитывать желание помочь тем, кто просит о помощи.
Словарная
работа:
кузнец,
кузница,
металлический
блеск,
магнит,
притяжение.
Звуковая культура речи: четкое произношение звука [ц] в чистоговорке.
Материалы:
-
письмо
в
конверте;
коробка
с
молотком,
металлические
и
деревянные
предметы,
металлическая
трубка
и
металлический
предмет,
картинка
с
изображением кузнеца, емкость с водой, наборы деревянных и металлических
шариков по количеству детей, деревянные палочки по 2 на каждого ребенка,
варежка
с
магнитом,
магниты
на
каждого
ребенка,
костюм
для
игрового
персонажа
домовенка
Кузи,
костюм
для
бабушки
Варварушки,
мешок
с
предметами из разных материалов и корзина.
Декорации: домик бабушки Варварушки, заборчик, атрибуты деревенской
избы.
Ход занятия
Игровая мотивация: Детям приходит письмо от Бабушки Варварушки, в
котором
она
сообщает,
что
ей
очень
хочется
с
ними
встретиться,
позагадывать им загадки, рассказать новые истории и приглашает их в гости.
Дети с воспитателем приходят в гости к бабушке Варварушке.
Бабушка Варварушка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я бабушка-
Варварушка. И я вас узнала. Вот Даша, вот Маша, а где же Данил? А вот и
Данил.
Какие
вы
все
красивые
да
веселые.
А
знаю,
что
вы
любите
отгадывать загадки, слушать интересные истории и узнавать что-то новое.
Вот и пригласила вас в гости, а то мне так скучно здесь одной. Проходите,
присаживайтесь на стульчики, я приготовила для вас много загадок. Одна
здесь - в этой коробке. Я вам ее сейчас загадаю, а вы попробуйте отгадать о
каком предмете эта загадка. Слушайте внимательно - загадка очень трудная:
Толстый
тонкого
побьет,
Тонкий
что-нибудь
прибьет.
(Если
дети
затрудняются ответить, воспитатель наводящими вопросами им помогает:
это такой инструмент, он тяжелый и т.д.)
Дети: Это молоток.
Бабушка
Варварушка:
Давайте
посмотрим,
правильно
ли
вы
отгадали
загадку. (Открывает коробку и достает молоток). Правильно, это молоток.
Бабушка Варварушка: А зачем людям нужен молоток?
Дети: Молоток нужен для того, чтобы забивать гвозди.
Бабушка Варварушка: А кто из вас знает, как еще использовали люди
молоток в давние времена. А хотите узнать? Приготовьте свои ушки и
слушайте. « В далекие времена молоток люди использовали и с другой
целью. Например, если где-то случался пожар, и надо было быстро собрать
людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету.
Звонкий стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на
помощь.
(Бабушка
Варварушка
стучит
молотком
по
металлическому
предмету, затем просит 2-3 детей попробовать тоже постучать. В группу
вбегает запыхавшийся домовенок Кузя).
Кузя: Что у вас случилось? Что горит? Где горит?
Бабушка Варварушка: Во первых, здравствуй, домовенок Кузя.
Кузя: Здравствуйте, где что горит?
Бабушка Варварушка: Ребята, у нас что-нибудь горит?
Дети: Нет.
Бабушка Варварушка: Вот видишь, у нас ничего не горит.
Кузя: А почему вы тогда так громко стучите?
Бабушка Варварушка: Я просто рассказываю ребятам, как когда-то люди
при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.
Кузя: Вот я услышал ваш стук и думал что, где-то что-то горит. Я знаю, что
раньше, когда звали на помощь, брали две деревянные палки и стучали.
Бабушка Варварушка: Нет, Кузя, ты ошибаешься, брали не деревянные
палки, а что?
Кузя: Брали две палки и стучали...
Бабушка Варварушка: Скажите Кузе, что делали люди, чтобы позвать кого-
то на помощь?
Дети: Брали молоток и стучали им о металлический предмет. Кузя: А какая
разница,
чем
стучать:
молотком
или
палочками.
Бабушка
Варварушка:
Ребята, возьмите деревянные палочки и постучите ими. А теперь ты, Кузя,
постучи молотком по металлической трубе. Какой звук был громче? Какой
звук услышат люди, которые находятся далеко? Конечно, который звучит
громче и звонче.
Кузя: А как же определить какой предмет металлический, а какой нет? Я не
знаю, научите меня, пожалуйста!
Бабушка
Варварушка:
Ребята,
поможем
Кузе,
научим
его
отличать
металлических предметы от деревянных?
Дети: Поможем.
Бабушка Варварушка: Смотрите в этих тарелочках 2 два шарика. Как
можно определить в какой из них металлический шарик, только посмотрев
на них глазами?
Дети: Металлический который блестит.
Бабушка
Варварушка:
Правильно,
у
металлических
предметов
есть
металлически
блеск.
А
вот
для
вас
другая
загадка.
Подойдите
к
этому
столику.
Здесь
лежат
разные
предметы,
а
вы
должны
взять
только
1
металлический предмет и тихонько сесть на стульчик. Давайте посмотрим,
какие предметы вы взяли. Дети, почему вы думаете, что вы взяли именно
металлические предметы.
Дети: У этих предметов есть металлический блеск.
Бабушка Варварушка: Посмотрите, а Кузя взял металлический предмет?
Дети: Нет, он взял деревянный предмет
Бабушка
Варварушка:
Объясните
Кузе,
почему
его
предмет
не
металлический?
Дети: Потому что у него нет металлического блеска.
Бабушка Варварушка: Кузя, ты запомнил, что у металлических предметов
есть металлический блеск?
Кузя: Конечно, запомнил.
Бабушка
Варварушка:
А
как
еще
можно
определить,
что
предмет
металлический?
Дети:(высказывают свои предположения).
Бабушка Варварушка: Я сейчас раздам вам по 2 шарика: 1 деревянный, а
другой металлический. Сожмите шарики в руке. Что вы почувствовали?
Какой
из
шариков
холодный?
Правильно.
Металлические
предметы
холодные.
А
теперь
раскройте
ладони
и
определите
какой
из
шариков
тяжелее? Металлические предметы очень тяжелые. Металлический шарик
тяжелее,
чем
деревянный.
Давайте
это
проверим.
Подойдите
к
столику,
опустите в емкость с водой деревянные шарики. Что происходит?
Дети: Они плавают, они не утонули, потому что дерево легкое, оно не тонет.
Бабушка
Варварушка:
А
теперь
опустим
металлические
шарики?
Что
происходи!
Дети: Он утонул.
Бабушка Варварушка: А как вы думаете, почему он утонул?
Дети: Металлический шарик утонул, потому, что он тяжелый.
Бабушка Варварушка: Кузя, ты запомнил, что металл очень тяжелый? Он
тяжелее дерева. В воде он тонет.
Кузя: Запомнил, запомнил. Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот
сейчас возьму металлическую трубку и что-нибудь из нее сделаю. (Пытается
ее согнуть).
Бабушка
Варварушка:
Ребята,
как
выдумаете,
сможет
Кузя
согнуть
металлическую трубку?
Дети: Нет.
Бабушка Варварушка: А почему?
Дети: Потому что она очень прочная.
Кузя: Ребята, а может вы мне поможете? (дети пробуют согнуть)
Бабушка Варварушка: Нет, Кузя, ничего у тебя не получится. Вот раньше
были кузнецы, они могли делать из металла разные поделки. Посмотрите на
эту картинку. Вот кузнец. Он работает в кузнице. Чтобы сделать что-то из
металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка
придать форму. А почему кузнец берет металл не руками, а специальными
щипцами? Конечно, чтобы не обжечься.
Бабушка Варварушка: Понял Кузя, форму металла можно изменить только
тогда, когда его сильно нагреешь.
Ребята, а давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами кузнецы и в
кузнице делаем из металла молоток. Я буду говорить, что кузнецы делают, а
вы подговаривайте мне и выполняйте движения по тексту:
Вот шагают кузнецы, кузнецы, кузнецы,
Удалые молодцы, молодцы, молодцы.
Целый день тук да тук
Раздается звонкий стук.
Молоточки для ребят
Из металла мастерят.
Ца-ца-ца - молоток у кузнеца.
Бабушка Варварушка: Вот какие трудолюбивые кузнецы из вас получились.
Кузя: Да, я видел, как все дети старались.
Бабушка Варварушка: А теперь я загадаю еще одну загадку. У меня есть
вот такая красивая рукавичка. Я одену ее на руку, проведу над тарелочкой с
предметами.
Смотрите.
Что
произошло
и
почему
это
произошло?
Все
предметы притянулись к магниту?
Дети: (выслушивает ответы детей).
Бабушка
Варварушка:
Это
магнит.
Магнит
притягивает
только
металлические
предметы.
Хотите
попробовать
сами
подействовать
с
магнитами?
Тогда
подходите,
берите
магниты
и
попробуйте
притянуть
магнитом предметы. Какие предметы вам удалось притянуть?
Дети: К магниту притянулись металлические предметы.
Бабушка Варварушка: Кузя, ты запомнил, что металлические предметы
притягиваются к магниту.
Кузя: Кажется, запомнил.
Бабушка Варварушка: Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе, о металле.
Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, из него можно сделать
какой-
то
предмет
только
тогда,
когда
его
сильно
разогреешь,
и
металлические предметы притягиваются магнитом.
Бабушка Варварушка: А ты, Кузя, все запомнил? Сможешь теперь узнать
металлический предмет!
Кузя: Да я все запомнил.
Бабушка
Варварушка:
Тогда
у
меня
для
вас
еще
одна
самая
сложная
загадка. Вот сейчас я и узнаю, как вы все узнали. У меня в мешке много
предметов, которые сделаны из разных материалов, а вам нужно на ощупь
достать из мешка металлический предмет. Загадка очень трудная, будьте
очень внимательны, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили. Кто
самый смелый? (Дети по одному достают предметы)
Кузя: Спасибо вам ребята за помощь. Я сегодня узнал столько много нового,
мне было так интересно с вами. Я сейчас же расскажу обо всем своим
друзьям. А теперь мне пора уходить. До свидания.
Дети: До свидания, Кузя.
Бабушка Варварушка: Вот Кузе было очень интересно, а вам? О чем вы
расскажите своим друзьям сейчас в группе? А запомнили ли вы, как раньше
называли человека, который работал с металлом? Правильно, это кузнец. А
как
называется
место,
где
кузнец
работает
с
металлом?
А
мне
сегодня
понравилось: как (имена детей) отгадывали мои загадки, как (имена детей)
аккуратно проводили опыты, как (имя) делал правильные выводы, как (имена
детей) внимательно меня слушали и все запоминали, как (имя) четко и
внятно произносили все звуки.
А еще я очень рада, что вы очень добрые и отзывчивые, помогли домовенку
Кузе. И на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти магнитики,
чтобы вы смогли найти металлические предметы в группе и дома. А теперь
вам пора возвращаться в детский сад. Спасибо, что пришли ко мне в гости, Я
была очень рада встречи с вами. Приходите еще ко мне в гости. До свидания.
(Дети благодарят Бабушку Варварушку, прощаются и уходят. Бабушка
Варварушка
дарит
детям
магнитики,
чтобы
они
без
труда
смогли
определить металлические предметы в группе и дома).