Автор: Анна Анатольевна Рожченко
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Чулковская СОШ№ 20
Населённый пункт: Раменский м.р. Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: ""Body percussion"в развитии музыкально-ритмических способностей дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Body Percussion» в развитии музыкально-ритмических способностей
дошкольника.
Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически
невозможна никакая музыкальная деятельность. Формирование чувства ритма –
основная задача педагога.
Развитие ритмического чувства человека влияет не только на музыкальные
способности, но и на все физическое и психологическое его здоровье.
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием
жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё
окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи,
тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а
нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того,
насколько мы восприимчивы к этим пульсациям – зависит наше физическое и
психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.
Идея использования “body percussion” («звучащих жестов») в музыкальном
воспитании широко задействована в системах Далькроза, Кодаи, но нигде не
используется в таком разнообразии и изобилии, как в системе музыкального
воспитания Карла Орфа. В результате своей музыкально-педагогической
деятельности, опираясь на многовековой опыт народного музицирования, К. Орф
выстроил методику музыкального развития. Идея состоит в том, что в основе
обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
Кард Орф говорил:«Самым первым инструментом человека было и есть его тело»
Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит
пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система
“body percussion” (с лат. «звучащие жесты»). «Звучащие жесты» - это хлопки,
шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие
музыкальное произведение или пение самих детей
. К.Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):
хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, трение ладоней и
др.);
шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
притопы (всей стопой, пяткой, носком);
щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Далее в «звуковую копилку» могут добавляться другие звуки: разнообразные
клацанье языком, свист, звуки губами, трения и стук пальцев.
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить
каждый .Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Пример Body
Percussion можно увидеть в детской игре «Ладушки».
Этапы овладения данной методики следующие:
1.Сначала выстраивается метрический пульс. Самый простой способ –
шлепками по коленям.(позже притопы, шаг, переступы) На этом пульсе
педагог начинает выразительно и ритмично декламировать стихотворение
или песню.
2. Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.
3.. Далее детям предлагается изменять темп и тембр голоса на фоне
звучащего метра.
4. Освоив базовые «жесты» и научившись сотрудничать с собственным
телом, можно импровизировать – сочетая уже знакомые «звуки»,
выстраивать ритмические схемы.
5.Дублирование ритмических рисунков по схемам, взаимодействуя в парах
или
подгруппах,
с
различными
передвижениями,
с
остановками,
приседаниями и т д.
6.
После
того,
как
основные
механизмы
усвоены,
осуществляется
самостоятельная импровизация.
Телесная перкуссия — уникальная методика, которая может использоваться
всеми специалистами ДОУ: музыкальный руководитель, учитель — логопед,
инструктор по физической культуре, психолог, воспитатели.
Применение данной техники влияет на всестороннее развитие способностей и
процессов ребенка:
на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над
движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет
массажное воздействие, развитию крупной и мелкой моторики.
на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие,
способствует развитию межполушарных связей и когнитивных
способностей в целом.
в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в
группе, снижает стресс и адаптирует при социальных взаимодействиях.
Способствует музыкальности, развитию чувства ритма и творческих
способностей.
Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию
фантазии, импровизации.
Список литературы
1.
Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] /
Б.В.Асафьев. - М.: Наука, 1986. - 212 с.
2.
Баренбойма, Л. А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа
[Текст] / Л.А.Баренбойма. - Л.: «Музыка»,1970. - 160 с.
3.
Венгер, А.А. Педагогика способностей [Текст ] / А.А.Венгер. - М.: Наука,
1984. - 243 с.
4.
Жак-Далькроз, Э. Ритм [Текст] / Э.Жак-Далькроз.- М.: Классика-ΧΧΙ, 2006. -
409 с