Напоминание

""Body percussion"в развитии музыкально-ритмических способностей дошкольника"


Автор: Анна Анатольевна Рожченко
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Чулковская СОШ№ 20
Населённый пункт: Раменский м.р. Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: ""Body percussion"в развитии музыкально-ритмических способностей дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Body Percussion» в развитии музыкально-ритмических способностей

дошкольника.

Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически

невозможна никакая музыкальная деятельность. Формирование чувства ритма –

основная задача педагога.

Развитие ритмического чувства человека влияет не только на музыкальные

способности, но и на все физическое и психологическое его здоровье.

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием

жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё

окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи,

тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а

нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того,

насколько мы восприимчивы к этим пульсациям – зависит наше физическое и

психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.

Идея использования “body percussion” («звучащих жестов») в музыкальном

воспитании широко задействована в системах Далькроза, Кодаи, но нигде не

используется в таком разнообразии и изобилии, как в системе музыкального

воспитания Карла Орфа. В результате своей музыкально-педагогической

деятельности, опираясь на многовековой опыт народного музицирования, К. Орф

выстроил методику музыкального развития. Идея состоит в том, что в основе

обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.

Кард Орф говорил:«Самым первым инструментом человека было и есть его тело»

Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит

пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система

“body percussion” (с лат. «звучащие жесты»). «Звучащие жесты» - это хлопки,

шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие

музыкальное произведение или пение самих детей

. К.Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):

хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, трение ладоней и

др.);

шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

притопы (всей стопой, пяткой, носком);

щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Далее в «звуковую копилку» могут добавляться другие звуки: разнообразные

клацанье языком, свист, звуки губами, трения и стук пальцев.

Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить

каждый .Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Пример Body

Percussion можно увидеть в детской игре «Ладушки».

Этапы овладения данной методики следующие:

1.Сначала выстраивается метрический пульс. Самый простой способ –

шлепками по коленям.(позже притопы, шаг, переступы) На этом пульсе

педагог начинает выразительно и ритмично декламировать стихотворение

или песню.

2. Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.

3.. Далее детям предлагается изменять темп и тембр голоса на фоне

звучащего метра.

4. Освоив базовые «жесты» и научившись сотрудничать с собственным

телом, можно импровизировать – сочетая уже знакомые «звуки»,

выстраивать ритмические схемы.

5.Дублирование ритмических рисунков по схемам, взаимодействуя в парах

или

подгруппах,

с

различными

передвижениями,

с

остановками,

приседаниями и т д.

6.

После

того,

как

основные

механизмы

усвоены,

осуществляется

самостоятельная импровизация.

Телесная перкуссия — уникальная методика, которая может использоваться

всеми специалистами ДОУ: музыкальный руководитель, учитель — логопед,

инструктор по физической культуре, психолог, воспитатели.

Применение данной техники влияет на всестороннее развитие способностей и

процессов ребенка:

на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над

движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет

массажное воздействие, развитию крупной и мелкой моторики.

на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие,

способствует развитию межполушарных связей и когнитивных

способностей в целом.

в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в

группе, снижает стресс и адаптирует при социальных взаимодействиях.

Способствует музыкальности, развитию чувства ритма и творческих

способностей.

Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию

фантазии, импровизации.

Список литературы

1.

Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] /

Б.В.Асафьев. - М.: Наука, 1986. - 212 с.

2.

Баренбойма, Л. А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа

[Текст] / Л.А.Баренбойма. - Л.: «Музыка»,1970. - 160 с.

3.

Венгер, А.А. Педагогика способностей [Текст ] / А.А.Венгер. - М.: Наука,

1984. - 243 с.

4.

Жак-Далькроз, Э. Ритм [Текст] / Э.Жак-Далькроз.- М.: Классика-ΧΧΙ, 2006. -

409 с



В раздел образования