Автор: Файбышева Елизавета Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №55"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: конспект непосредственно - образовательной деятельности
Тема: тема:"Состояние воды"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по теме «Состояния воды»
в старшей группе
Технология «Ситуация» ОНЗ
МДОУ№55
Воспитатель :
Файбышева Е.В.
Ярославль, 2021г.
Взрослая цель: формирование представления у детей старшего возраста о
состояниях и свойствах воды.
Детская цель: помочь Знайке закончить лабораторное исследование.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: табличка «Лаборатория», кукла Знайка, атрибуты для
оформления лаборатории (микроскоп ,колбы, баночки ,сосуды для воды).
Раздаточный материал: конверт с карточками «свойства воды»; мольберт,
магниты; подносы с кусочками льда, молоточки для разбивания льда; два
стакана для опыта с водой; карточки с изображениями (солнышко, лед, вода,
пар...) для д/игры «Классификация».
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию
(дети сидят полукругом на стульях)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей потребности включения в
деятельность.
Дети заходят в зал.
-Ребята! У нас сегодня много гостей. Вы рады их видеть?
Подойдите
поздороваться с гостями.
(Дети подходят, здороваются с гостями, называют свое имя)
- А сейчас подойдите ко мне...Присаживайтесь.
- Ребята! Вам интересно проводить опыты, эксперименты? (Да)
- Какие опыты вы проводили?
(Я проводил опыт с песком, солью,...с глиной, воздухом)
- Кем вы были, когда проводили опыты?
(исследователями, учеными,...)
- Чем же занимаются ученые, исследователи?
(Я думаю, что ученые-исследователи- это люди, которые занимаются
исследованиями, открывают новые знания)
- Вы хотите быть исследователями?
(Да)
- Ребята, сегодня мне из Цветочного города Знайка прислал письмо, в
котором было написано, что он проводит в своей лаборатории одно
интересное исследование и не может его закончить. Помогите мне, ребята,
справиться с опытами.
- Как вы поступите с просьбой Знайки?
( Надо помочь Знайке закончить своё исследование)
- Вы хотите это сделать?(Да)
- Вы сможете помочь Знайке? (Да.)
- Почему вы так решили? (Потому, что мы уже проводили опыты, мы знаем,
как это делать…
- Что мы с вами можем ответить на это письмо из Цветочного города?
(Не переживай, Знайка, мы тебе поможем и скоро будем у тебя в
лаборатории)
- Сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, в
Цветочный
город. Закройте глаза и представьте, что мы летим на самолете и
приземлились в лаборатории Знайки.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас взлетать
Шасси убираются
Полет начинается
2. Актуализация новых знаний.
(Дети стоят)
Цель:
определение важных знаний у детей, необходимых для
открытия нового знания.
Требования:
-
актуализация
изученных
способов
действий
и
знаний,
достаточных для построения нового знания;
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения.
(Появляется Знайка:)
- Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в своей лаборатории.
Спасибо, что прилетели помочь мне и побыть учеными-исследователями!
(Приглашает детей в лабораторию.)
1. Игра « Отгадай загадку»
Дидактические задачи
-развивать сообразительность;
-развивать диалогическую речь, уметь доказать свой выбор;
-развивать мышление (способность к анализу, обобщению);
-развивать коммуникативные навыки (дослушивать собеседника)
- Вы хотите знать, с чем я провожу опыт? (Да)
- Тогда слушайте загадку.
Вы слыхали о……
Говорят, она везде!
В луже, море, океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться!
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
(Это вода)
- Почему вы так думайте, докажите свой ответ?
(Я думаю, что это вода., потому что она везде — луже, море, океане,
водопроводном кране. Она может замерзать в сосульку: быть туманом, паром
в чайнике. Без воды нам не умыться, не напиться…)
2. Игра «Назови свойства воды»
Дидактические задачи
-закрепить знания детей о свойствах воды;
-активировать словарь по теме «Свойства вода»;
-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, внимание;
-развивать коммуникативные навыки.
(Дети подходят к столу, на котором расположены карточки — свойства
воды).
Знайка
-Мы сегодня с вами ученые — исследователи. Как вы думаете, что
изображено на этих карточках?
(Я думаю.... это карточки, на которых нарисованы свойства воды).
-Какие же это свойства воды?(Дети берут по 1 карточке, называют свойство
воды
и
прикрепляют
её
на
мольберт).
3. Затруднение в игровой ситуации.
-Что означает эта карточка?
(Варианты ответа детей)
Дидактическая игра на классификацию «Лед — вода — пар»
Цель:
-тренировать у детей мыслительные операции — анализ, сравнение,
обобщение, внимание, речь;
-устанавливать причинно-следственные связи (агрегатное состояние
воды);
-развивать коммуникативные навыки.
- Итак, юные ученые, перед вами стоит ещё одна задача. Вы знакомы со
свойствами воды и сейчас легко сможете распределить карточки по
группам. Выложите их под необходимым на ваш взгляд свойством
На выполнение вам даётся 1 минута
(Дети берут конверты, выполняют работу — выкладывают картинки на
Мольберт под картинкой, объясняют свой выбор).
- Вы все смогли правильно распределить карточки. У вас получилось?
- Мы смогли помочь Знайке закончить исследование?(Нет)
- Значит с чем вы столкнулись? (С затруднением)
- Что надо сделать, когда у вас затруднение или вы что- то не знаете (Надо
остановиться и подумать. Спросить … Разобраться)
- Давайте подумаем.
- Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не смогли правильно
выполнить задание, так как не всё знаем о воде. Значит есть ещё такие
свойства, которые нам неизвестны)
- Мы можем ответить какие свойства воды изображены на карточках?
(Нет)
- Значит, что мы с вами должны узнать? (Новые свойства воды)
- Давайте разберёмся…. Тогда подходим к столу исследований.
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового
знания.
- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- фиксация нового знания в речи;
- создание ситуации успеха.
3. Игра-опыт «Загадочная вода»
Дидактические задачи
-развивать у детей умение самостоятельно проводить опыт;
-развивать внимание;
-развивать коммуникативные навыки при работе в парах.
- Не забыли, что мы с вами ученые, нам нужно открыть новые свойства
воды, как мы это будем делать?
(Будем проводить опыты)
- Посмотрите, с чем мы будем экспериментировать?
(Дети перечисляют все. что лежит на подносах) (палочки, куски льда,
молоточки. 2 стакана — в одном налита вода)
- Возьмите папочку, сломайте её, что вы увидели?
(Палочка сломалась на две части)
- Можно снова её сделать целой?
(Нет)
- Почему?
- Возьмите кусок льда. Разбейте его, что увидите?
(Лёд разбился на несколько мелких кусочков).
- Попробуйте соединить все мелкие кусочки в единое целое.
(Не соединяются)
- Почему не соединяются?
(Лёд твёрдый, мы его «сломали», разбили на мелкие кусочки, но соединить
его обратно, в большой кусок нельзя)
- А теперь проведем ещё один опыт.
(У детей один стакан с водой, второй пустой).
- «Сломайте» воду в стакане так, чтобы из единого целого получилось две
части воды.
(Затруднение)
(Как сломать? Стакан разобьётся ...)
- Перелейте половину воды в другой стакан.
- У всех получились две части воды? (Да)
- А теперь снова две части соедините в единое целое.
(Дети переливают воду обратно)
- Какой вывод можно сделать?
(Вода жидкая; её можно сломать», но все жидкое можно снова сделать
целым).
- Попробуем слить всю нашу воду в большую ёмкость. Частички
соединились вместе, в единое целое.
- Дети! Вода может превратиться в лёд? (Да).
- В каких условиях?
(На морозе, холоде, в холодильнике...)
- Давайте поставим стакан с водой в холодильник на некоторое время.
- Что произошло? (Вода замёрзла)
- Какой она стала по плотности?(Твёрдой)
- Какой можно сделать вывод о воде? ( Вода может быть твёрдой)
- У меня на столе электрический чайник. Вскипятим воду. Что происходит?
(Вода превращается в пар)
- Откуда он появляется?
(Вода кипит, появляется пар)
- Какие новые состояния воды вы можете назвать?
(Вода бывает паром: состояние газообразное)
- Достанем символ «Солнышко», приложим к карточке.
- Вот смотрите:
Лёд растает и тогда будет из него вода!
Мы водичку нагреваем, в пар мы воду превращаем!
- Какой же мы можем сделать вывод?
- Лёд, вода, пар - это агрегатные состояния воды.
- Молодцы! А сейчас немного отдохнём..
- То, что мы с вами сейчас наблюдали – это состояния воды. Кроме свойств,
вода может находиться в 3-х агрегатных состояниях: твёрдое, жидкое,
газообразное.
Игра-физкультурная минутка.
(эмоционально-расслабляющая пауза с дыхательной гимнастикой)
Руки в стороны и вверх
Повторяем дружно
Засиделись дети –
Разминаться нужно. Руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим «НЕТ»! Вращение головой в стороны
Энергично, как всегда,
Головой покажем «ДА»! Подбородок прижать к груди, затем голову
запрокинуть назад.
Мы колени поднимаем
Шаг на месте выполняем.
5. Включение нового значения в систему знаний.
Игра «Где спряталась вода»
Цель:
-
-тренировать у детей мыслительные операции — анализ, сравнение,
обобщение, внимание, речь;
- учить определять состояние воды и в каком виде она может предстать в
природе и в быту;
Ход игры:
На доске картина. На ней изображён сюжет: комната, посередине стол; на
столе стоят чашки с чаем, из которых идёт пар; самовар – горячий (из трубы
идёт пар); сок в стаканах, угощение- мороженое. На стене висит картина – на
ней изображена река, вдали водопады, над рекой туман, вдали горы, на
вершинах которых лежит лёд.
Детям необходимо как можно больше назвать состояний воды, которые они
увидели на картине (2 – ой вариант: прочитать на слух описание картины, а
дети должны перечислить все состояния)
- Какой вывод мы сделаем?
(Вода может быть в 3-х агрегатных состояниях)
- Молодцы! Мы совершили ещё одно открытие! Я благодарен вам за
помощь! А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Летим в сад.
Раз, два, три. четыре, пять
Будем мы сейчас взлетать
Шасси убираются
Полет начинается
6. Итог занятия.
Цель:
- самооценка детьми своей деятельности;
- организация анализа детской деятельности;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
(Дета садятся на стульчики)
- Вот мы и вернулись в детский сад. Присаживайтесь, пожалуйста,
давайте вспомним, где мы были?
(Мы были в гостях у лаборанта, в его лаборатории).
- Чем вы там занимались?
(Проводили опыты и эксперименты с водой, льдом).
- Какое новое свойство воды вы открыли?
(Воду можно «сломать» и снова вернуть в исходное состояние).
- Как вы в этом убедились?
(Мы разбивали лёд, разливали воду а два стакана).
- Что вам было интересно в лаборатории Знайки?
( Быть учеными, проводить опыты. Наблюдать).
- А что было самым трудным?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, почему у вам всё получились?
(Потому, что мы внимательные, дружные).
- Итак, ребята, сегодня вы узнали новые свойства воды, можете
рассказать о них другим. Вы знаете, чем занимаются исследователи-
экспериментаторы. У них очень интересная и важная профессия.