Напоминание

"Требования к музыкальному сопровождению на уроках хореографии"


Автор: Байол Татьяна Анатольевна
Должность: концертмейстер хореографического отделения
Учебное заведение: МБОУДО "Д Ш И им.С.Рахманинова"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Требования к музыкальному сопровождению на уроках хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Искусство танца -это одна из самых интересных и динамично развивающихся

сторон человеческой культуры. Растут поколения, меняются вкусы, обычаи, но

жизнь людей, как и в прошлом ,так и в настоящем невозможно без танцевальной

стихии. Во всех фазах своего развития основные функции танца раскрываются в

неразрывном единстве музыкального сопровождения и хореографической

постановки.

Как известно ,в сценических видах хореографии музыка определяет образно-

эмоциональный строй и структуру танцевальных композиций. Для уроков

хореографии в ДШИ музыкальное сопровождение подбирается специально,

согласно требованиям специфики предмета. И вот тут на помощь приходит

концертмейстер ,который способен решать весь комплекс вопросов, связанных с

музыкальным сопровождением на уроках хореографии. Содержательная,

эстетическая, привлекательная музыка, танцевальная в своей основе, способна

оказать существенную помощь в освоении сложной системы выразительных

средств танца: техники и артистизма.

Подбирая музыкальный материал к урокам хореографии, надо

ориентироваться на совершенно определенный вид музыки- музыкальное

сопровождение движений, логически заданных замыслом хореографической

постановки. Не полностью подходит учебный репертуар музыкальных школ,

училищ, так как он призван в первую очередь, обучать, исполнять сольные

произведения ,отрабатывать пианистические приемы и звуковые нюансы.

Произведения учебного характера в редких случаях могут послужить

аккомпаниментом к танцу или маршу .Иногда эти произведения могут отвечать

каким-либо художественным замыслам хореографа, например: для исполнения

характерного танца или танца романтического плана ,например” Романс”

Свиридова. Как правило, подбор осуществляется в специальном музыкальном

материале, который, к сожалению, является редкостью в музыкальных

библиотеках и задача концертмейстера не только найти соответствующие ноты,

но и выбрать из них именно то, что пригодится на уроках хореографии.

Существуют такое понятие у хореографов как “квадрат”. Это не что иное ,как

период, состоящий из восьми или шестнадцати тактов, на логической

законченности которого строятся движения танцев. не все выбранные вальсы,

польки, марши могут быть одобрены хореографом.В этой работе важен контакт

между педагогом-постановщиком и пианистом, подбирающим нотный материал.

Все произведения должны быть прослушаны педагогом-хореографом

,исполнение их должно проходить на высоком уровне, чтобы максимально быть

понятым хореографом, который, как правило, образно видит танец или его

отдельный фрагмент целиком и связывает движения с той или иной музыкальной

фразой. Стоит упоминания тот факт, что пианист-концертмейстер должен

превосходно уметь читать ноты с листа, исполнять произведения в нужном

темпе, желательно сразу после просмотра. Так же заслуживает внимания

большой опыт, так как вне его начинающий концертмейстер не имеет

необходимого музыкального багажа.

Знакомство с репертуаром различных хореографических направлений,

многократное разучивание и проигрывание произведений дает ту необходимую

свободу исполнения, которая заметно сказывается на уровне аккомпанирования

урокам хореографии. Важно также запоминать и изучать движения танца, е го

композицию, отдельные фрагменты или целые части, так как нужно уметь начать

играть там, где в этот момент происходит разучивание движения. Для этого

концертмейстер должен быть свободен от нотной партитуры ,свободен в том

смысле, что партитура не должна постоянно фиксироваться его взглядом,

внимание его должно быть направлено на учащихся. Для этого необходимо

заучивание музыкальных номеров наизусть, что ,в общем, не является

проблемой, так как концертмейстер на уроке многократно проигрывает отрывки

и все произведения целиком и в этом случае запоминание происходит

автоматически. Существует так же большое различие между аккомпаниментом

для вокала, хора и аккомпаниментом для уроков хореографии. Во-первых, это

обилие музыкального материала, так как буквально каждое движение должно

сопровождаться соответствующим музыкальным отрывком, будь то поклон,

вход, экзерсис у станка ,экзерсис на середине зала, которые могут быть

совершенно разными по характеру музыкального звучания ,аккомпанимента

левой руки ,или приветствие педагога поклоном ,который выполняется в

определенном хореографическом жанре .Во-вторых, аккомпанемент на уроках

хореографии должен звучать более четко и громко, чем в аккомпанировании

певцу, где нужно следовать нюансам голоса и не «солировать» самому.

Аккомпанимент на хореографии-это музыкальный голос «танца» ,его красочное

оформление ,без которого танец будет просто спортивным показом отдельных

движений .Музыка связывает движения в красивую логическую

последовательность, которая имеет свое начало ,красочное развитие, приводящее

к кульминации в музыкальном звучании и в танцевальном движении и образную

завершенность, которая диктуется музыкальной формой.

Любой урок начинается с поклона-приветствия. Существует поклон в

классическом стиле в размере ¾,так называемый вальсовый поклон, музыка для

которого выбирается из окончания любого приемлемого классического вальса,

как правило, последние восемь тактов ,либо поклон сочиняет концертмейстер

произвольно в соответствии с жанром темы урока. Поклон приветствие для

уроков ритмики берется либо вальсовый, либо из польки, также последние

восемь тактов. Для темы урока »народный танец» берется поклон из какого-либо

русского народного(лирического) танца, например: хоровод»

Рябинушка»,»Северный хоровод»,» Лирический хоровод». И наконец ,для урока

бального танца или темы «Историко-бытовой танец» исполняется поклон в

стиле менуэта или бального вальса. Основное требование-музыка должна быть

выразительной, легко узнаваемой и ритмически понятной. Среди обилия

маршей следует выбирать четкие выразительные марши с красивой мелодией.

Марши-песни мало подходят для урока хореографии. Существуют специальные

хореографические марши, или это могут быть выбранные марши из балетов.

Например: марш из балета «Чипполино» и т.п. Хорошо подходят так же для

начала урока и для последующей разминки марши И. Дунаевского, которые

своим выразительным звучанием вызывают чувство подьема у учащихся,

заставляют их более четко ,красиво выполнять движения. Например:»

Спортивный марш», »Весенний марш» .Замечательны эти марши тем, что в их

средней части, как правило ,аккомпанемент в левой руке играется в два раза

быстрее, что очень хорошо подходит для бега «лошадки», »подскоки» по кругу, с

последующим возвращением на прежний темп. Далее идут упражнения,

соответствующие построению урока, которые так же сопровождаются

приемлемым музыкальным материалом.

Первый раздел обучения хореографии-ритмика .Это начальная форма

обучения, элементарное познание танцевальных форм движения. Это во многом

определяет подбор музыкальных произведений .Как правило ,музыкальные

отрывки еще не требуют на уроках ритмики углубленного подхода к

хореографическим формам ,поэтому они не должны быть очень сложными по

звучанию, размеру и характеру. Это несложные марши с легкой фактурой для

хорошего усваивания учащимися ритма. Для упражнений по кругу используются

несложные польки с ярко выраженным ритмом. Например: чешская полька

,полька »Поменяй пару »Касаткина ,»Янка» белорусская полька .В упражнениях

по кругу хореографом часто применяется изменение темпа в музыке, которое

служит более точному восприятию музыки учащимся, воспитывает точную

реакцию на увеличение темпа или замедление ,либо на внезапный переход к

быстрому или медленному движению.

Либо сложные занятия ритмикой требуют и более значительных произведений,

когда учащиеся уже научились слышать ритм музыки ,улавливать малейшие

нюансы в характере звучания, в целом оценили богатство музыкальных красок.

Для более сложных ритмических движений или их многочисленных комбинаций

можно исполнять такие шедевры музыкального наследия как польки И.

Штрауса, например: полька «Анна», полька «Трик-трак »,полька «Пиццикато

»,которые прекрасно накладываются на движения и способствуют более

детальному запоминанию танцевальных композиций. Также прекрасное

применение могут найти такие произведения как полька» Танечка и Ванечка» из

балета «Доктор Айболит» Морозова, вальс из этого же балета. Это интересная,

изысканная музыка, с очень выразительным ритмом требует от концертмейстера

некоторого опыта в силу сложности фортепианной фактуры

Партерные упражнения «упражнения на полу» включают в себя многообразие

вальсовой формы, так как исполняются в основном на размер ¾.Это различные

вальсы из балетов .Например:» Па- де- де» из балета «Дон Кихот»,» Большой

вальс» из балета «Раймонда», » Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Концертные вальсы Чайковского, Рубинштейна, Глазунова и т. д. могут быть

использованы бальные вальсы «Вальс-бостон», »Розы Юга», Штрауса» Сказки

венского леса».

Далее в занятиях включается элементы классики- центральное методическое

звено в процессе обучения и приобщения к хореографической культуре .На этих

занятиях звучит классическая музыка ,разноплановая по образу ,характеру,

музыкальному языку и длительности звучания каждого фрагмента и

произведения целиком. Эти музыкальные отрывки сопровождают основные

движения у станка.

Станок-это то, без чего ни одна ведущая балерина или танцовщица любой

хореографической группы не начинает занятия. Это основа основ танца

поддержание формы ,осанки, так называемого »апломба» .Упражнения,

входящие в эту систему ,чередуются в строгом порядке-от медленного к

быстрому.

1.

«Плие»-медленное приседание. В музыке-это вальс классического плана,

либо медленное адажио на 4/4

2.

«Батман тандю»-скользящий шаг. Требуется ритмическое классическое

произведение на 2/4 исполняемое четко и размеренно.

3.

«Ронд де жамб партер»-круг ноги по полу. Используется

размер3/4(вальс),либо схожее по характеру классического произведения.

4.

«Батман тандю жете»-маленький бросок ноги. Ритмичное произведение на

2/4 или 4/4.

5.

«Батман фондю»-тающее движение. Здесь нужна плавная мелодическая

музыка на ¾ или 4/4.

6.

«Пор де бра»-здесь исполняются медленные вальсы.

Основным разделом урока классического танца являются прыжки. Прыжки

бывают большие и маленькие ,в высоту, в длину .Они исполняются на

4/4,2/4и на ¾.Маленькие прыжки (партерные)требуют мягкого и легкого

сопровождения ,а большие прыжки-энергичного и акцентированного

исполнения.

Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.

Общая структура репертуарного материала должна базироваться на

классическом наследии и современном музыкальном творчестве. Что дает

возможность хореографу-постановщику и концертмейстеру сопоставить

элементы поиска в работе, более комплексно решить общие художественные

задачи в различных сферах танцевальных занятий, внести элементы

творчества в художественное и эстетическое воспитание учащихся.

Правильный подбор музыкального материала ,эмоциональное исполнение,

творческий и прочный союз ученика ,педагога, концертмейстера –это успех

результативной работы в исполнительской деятельности учащихся

хореографических классов.

Музыка-это душа танца.

Поэтому следует иметь к этой душе бережное отношение,

и к каждому новому хореографическому произведению

относиться с трепетом и порывом души.



В раздел образования