Напоминание

"Ипользование кейс-технологии в формировании основ здорового образа жизни у старших дошкольников"


Автор: Белицкая Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Ипользование кейс-технологии в формировании основ здорового образа жизни у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




А.В. Белицкая

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗОЖ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения

ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли

своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, формировании знаний, умений и

навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением

его функциональных возможностей, уровнем физической подготовленности, является ведущим во

всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Стремительная

динамика

современной

жизни

требует

поиска

и

разработки

новых

эффективных технологий формирования привычки к здоровому образу жизни. Немаловажно то,

что

по-настоящему

инновационные

педагогические

технологии

изначально

строятся

на

компетентностном

подходе

и

нацелены

в

результатах

обучения

на

будущее

воспитанника.

Содержание

образовательной

деятельности

несет

информацию,

которая

передается

детям

от

взрослых различными способами. Понимание, осознание и принятие информации как нормы

собственного

поведения

помогают

ребенку

в

ситуации

нравственного

выбора,

в

решении

несложных

психологических

проблем.

Действуя

в

реальных

или

специально

моделируемых

ситуациях, проживая их, ребенок упражняется в использовании информации как собственного

опыта поведения.

Одной из актуальных инноваций в дошкольном образовании на сегодняшний день является

использование кейс-технологий.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение

педагогами

актуально

для

повышения

эффективности

образовательного

процесса

вообще

и

формирования основ ЗОЖ в частности.

Любой

кейс

дает

возможность

воспитателю

использовать

его

на

различных

этапах

образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Кейс-технология

это

разбор

ситуации

или

конкретного

случая,

деловая

игра.

Универсальность

данной

технологии

состоит

в

том,

что

используются

описания

конкретных

ситуаций

или

случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути

проблемы,

предложить

возможные

решения

и

выбрать

лучшее

из

них.

Кейсы

основаны

на

реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-метод позволяет

демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и

находить их решение, а также умение работать с информацией.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их

личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.

Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей,

их жесты и внешние выразительные действия.

В качестве содержания кейсов можно использовать: художественные произведения,

фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по валеологии.

В практике дошкольного образования находят применение кейс-иллюстрации и кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной

ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и

выбор лучшего из них.

В

начале

проводится

предварительная

работа

в

целях

подготовки

к

дальнейшему

знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст

(отрывок), а дети воспринимают данную ситуацию.

Воспитатель читает:

"Привет, привет мои друзья! А вот и я спешу напомнить о себе. Я страшная, я нудная, я сильная

Зубная боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы, где не любят зубной порошок, едят

много сладостей. Я люблю детей, которые грызут карандаши, ручки, колют зубами орехи. Вот

уж теперь вы от меня не спрячетесь!"

Далее

следует показ первой кейс-иллюстрации

(Зубы темные, грустные. Каково ваше

мнение,

что

произошло

с

этими

зубами?).

С

помощью

вопросов

педагог

помогает

детям

сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или

иного действия, выбирается верное решение.

1

После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация (Зубы белые, веселые). Педагог

задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все

желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование

аналитических способностей детей путем обобщения материала (Белые зубы чистят, кормят

полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает

зубы). Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность:

нельзя грызть зубами орехи,

не открывать зубами бутылки,

не есть одновременно горячую и холодную пищу,

есть больше овощей и фруктов,

полоскать рот после еды,

чистить зубы утром и вечером перед сном, а также после сладкого,

и обязательно не забудь: раз в полгода сходить с мамой к зубному врачу, даже если у

тебя ничего не болит.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию

принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно

возникшие

разной

сложности

жизненные

ситуации.

Сущностью

предоставленной

технологии

является анализ проблемной ситуации.

При выборе тематики нужно обратить внимание на такие темы как: «Дети делают зарядку»,

«Мы любим спорт», «Мои олимпийские игры», «Зимние забавы» и другие темы, отражающие

стремление детей и взрослых быть здоровыми, заниматься спортом, вести активный образ жизни.

Данная технология содержит:

фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или

реальная проблемная ситуация;

текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;

текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать

проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Технология "фото-кейс" реализуется поэтапно.

Первый этап: подготовительный. Знакомство с ситуацией (фотографией) - ребенок грязный,

неопрятный. Фиксация внимания. Создание положительного отношения к ситуации.

На втором этапе, дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую

установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. - А зачем моется человек?

Поверьте, ребята, причин для этого у человека очень много! Он может мыться весь, целиком, а

может мыть отдельно лицо, руки, ноги, нос, уши, да хоть вообще один палец. А почему?

На третьем этапе происходит активизация детей при помощи ключевых вопросов,

поддерживается эмоциональный опыт детей, осуществляется координационная работа во время

поисковой деятельности воспитанников. В грязи живут микробы, они могут навредить.

Четвертый этап: (анализ принятия решения), дети вовлекаются в процесс составления плана

действий, демонстрируют умения логически рассуждать.

На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы,

размышляют, применяют полученные знания:

грязная одежда, грязная кожа - слабое здоровье.

ну кто захочет дружить с грязнулей?

на улице оборачиваются люди.

можно заболеть и приобрести заболевание.

человек хуже слышит из-за грязи в ушах.

При использовании кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить

самостоятельно. Это позволяет дошкольникам, опираясь на собственный опыт, формулировать

выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой)

взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как

правило, она не имеет однозначного решения.

Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на

овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную,

жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

БЕЗДЕНЕЖНЫХ Г. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПОНЯТИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ // МОЛОДОЙ

УЧЕНЫЙ. — 2011. — №4. Т.2. — С. 74-76.

2.

СТАТЬЯ С ФЕСТИВАЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ "ОТКРЫТЫЙ УРОК".

3.

МУХИНА С.А. СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. /С.А.МУХИНА,

А.А.СОЛОВЬЕВА. – М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.

2

4.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ, ИЛИ АНАТОМИЯ КЕЙС-МЕТОДА \ ПОД РЕД .Ю.П. СУРМИНА – КИЕВ:

ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ И РАЗВИТИЯ 2002Г.

3



В раздел образования