Автор: Белицкая Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Ипользование кейс-технологии в формировании основ здорового образа жизни у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
А.В. Белицкая
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗОЖ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения
ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли
своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, формировании знаний, умений и
навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением
его функциональных возможностей, уровнем физической подготовленности, является ведущим во
всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Стремительная
динамика
современной
жизни
требует
поиска
и
разработки
новых
эффективных технологий формирования привычки к здоровому образу жизни. Немаловажно то,
что
по-настоящему
инновационные
педагогические
технологии
изначально
строятся
на
компетентностном
подходе
и
нацелены
в
результатах
обучения
на
будущее
воспитанника.
Содержание
образовательной
деятельности
несет
информацию,
которая
передается
детям
от
взрослых различными способами. Понимание, осознание и принятие информации как нормы
собственного
поведения
помогают
ребенку
в
ситуации
нравственного
выбора,
в
решении
несложных
психологических
проблем.
Действуя
в
реальных
или
специально
моделируемых
ситуациях, проживая их, ребенок упражняется в использовании информации как собственного
опыта поведения.
Одной из актуальных инноваций в дошкольном образовании на сегодняшний день является
использование кейс-технологий.
Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение
педагогами
актуально
для
повышения
эффективности
образовательного
процесса
вообще
и
формирования основ ЗОЖ в частности.
Любой
кейс
дает
возможность
воспитателю
использовать
его
на
различных
этапах
образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.
Кейс-технология
—
это
разбор
ситуации
или
конкретного
случая,
деловая
игра.
Универсальность
данной
технологии
состоит
в
том,
что
используются
описания
конкретных
ситуаций
или
случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути
проблемы,
предложить
возможные
решения
и
выбрать
лучшее
из
них.
Кейсы
основаны
на
реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-метод позволяет
демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и
находить их решение, а также умение работать с информацией.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их
личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.
Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей,
их жесты и внешние выразительные действия.
В качестве содержания кейсов можно использовать: художественные произведения,
фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по валеологии.
В практике дошкольного образования находят применение кейс-иллюстрации и кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной
ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и
выбор лучшего из них.
В
начале
проводится
предварительная
работа
в
целях
подготовки
к
дальнейшему
знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст
(отрывок), а дети воспринимают данную ситуацию.
Воспитатель читает:
"Привет, привет мои друзья! А вот и я спешу напомнить о себе. Я страшная, я нудная, я сильная
Зубная боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы, где не любят зубной порошок, едят
много сладостей. Я люблю детей, которые грызут карандаши, ручки, колют зубами орехи. Вот
уж теперь вы от меня не спрячетесь!"
Далее
следует показ первой кейс-иллюстрации
(Зубы темные, грустные. Каково ваше
мнение,
что
произошло
с
этими
зубами?).
С
помощью
вопросов
педагог
помогает
детям
сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или
иного действия, выбирается верное решение.
1
После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация (Зубы белые, веселые). Педагог
задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все
желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование
аналитических способностей детей путем обобщения материала (Белые зубы чистят, кормят
полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает
зубы). Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность:
нельзя грызть зубами орехи,
не открывать зубами бутылки,
не есть одновременно горячую и холодную пищу,
есть больше овощей и фруктов,
полоскать рот после еды,
чистить зубы утром и вечером перед сном, а также после сладкого,
и обязательно не забудь: раз в полгода сходить с мамой к зубному врачу, даже если у
тебя ничего не болит.
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию
принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно
возникшие
разной
сложности
жизненные
ситуации.
Сущностью
предоставленной
технологии
является анализ проблемной ситуации.
При выборе тематики нужно обратить внимание на такие темы как: «Дети делают зарядку»,
«Мы любим спорт», «Мои олимпийские игры», «Зимние забавы» и другие темы, отражающие
стремление детей и взрослых быть здоровыми, заниматься спортом, вести активный образ жизни.
Данная технология содержит:
фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или
реальная проблемная ситуация;
текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать
проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Технология "фото-кейс" реализуется поэтапно.
Первый этап: подготовительный. Знакомство с ситуацией (фотографией) - ребенок грязный,
неопрятный. Фиксация внимания. Создание положительного отношения к ситуации.
На втором этапе, дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую
установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. - А зачем моется человек?
Поверьте, ребята, причин для этого у человека очень много! Он может мыться весь, целиком, а
может мыть отдельно лицо, руки, ноги, нос, уши, да хоть вообще один палец. А почему?
На третьем этапе происходит активизация детей при помощи ключевых вопросов,
поддерживается эмоциональный опыт детей, осуществляется координационная работа во время
поисковой деятельности воспитанников. В грязи живут микробы, они могут навредить.
Четвертый этап: (анализ принятия решения), дети вовлекаются в процесс составления плана
действий, демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы,
размышляют, применяют полученные знания:
грязная одежда, грязная кожа - слабое здоровье.
ну кто захочет дружить с грязнулей?
на улице оборачиваются люди.
можно заболеть и приобрести заболевание.
человек хуже слышит из-за грязи в ушах.
При использовании кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить
самостоятельно. Это позволяет дошкольникам, опираясь на собственный опыт, формулировать
выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой)
взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как
правило, она не имеет однозначного решения.
Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на
овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную,
жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
БЕЗДЕНЕЖНЫХ Г. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПОНЯТИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ // МОЛОДОЙ
УЧЕНЫЙ. — 2011. — №4. Т.2. — С. 74-76.
2.
СТАТЬЯ С ФЕСТИВАЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ "ОТКРЫТЫЙ УРОК".
3.
МУХИНА С.А. СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. /С.А.МУХИНА,
А.А.СОЛОВЬЕВА. – М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.
2
4.
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ, ИЛИ АНАТОМИЯ КЕЙС-МЕТОДА \ ПОД РЕД .Ю.П. СУРМИНА – КИЕВ:
ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ И РАЗВИТИЯ 2002Г.
3