Напоминание

Опыт разработки и внедрения СМК на отечественных предприятиях


Автор: Байкова Мария Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФБГОУ ВО "ИГМУ" Минздрава РФ
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Опыт разработки и внедрения СМК на отечественных предприятиях
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 658.5

Опыт разработки и внедрения СМК на отечественных предприятиях

Байкова М.Ю.

ФБГОУ ВО «ИГМУ» Минздрава РФ

Аннотация

В статье рассмотрен опыт внедрения систем менеджмента качества на

основе международных стандартов ISO, преимущества, которые получает

организация, внедрившая у себя систему менеджмента качества, а также

причины неудач и пути преодоления недостатков.

Ключевые слова: международная организация по стандартизации

ИСО, система менеджмента качества, управление, контроль, сертификация,

стандартизация, процессный подход.

Введение

Принятый в нашей стране курс на инновационное развитие экономики

с

опорой

на

современные

технологии

открывает

отечественным

предприятиям

и

организациям

новые

возможности

для

создания

конкурентоспособной продукции и повышения эффективности производства.

Мировой опыт показывает, что комплексное решение проблем качества - это

один из центральных факторов успешной реализации намеченного курса.

Менеджмент качества является молодой и непрерывно развивающейся

областью управления. Изначально заложенный подход к построению основ

менеджмента качества позволил достаточно быстро и хорошо проработать

технологию современного управления качеством. Многократно проверенная

модель

с

удачно

встроенным

механизмом

самосовершенствования

и

эффективно реализуемыми концепциями системного и процессного подходов

к

управлению

была

предложена

Международной

организацией

по

стандартизации ИСО в стандартах на системы качества.

Являясь

всемирной

федерацией

национальных

организаций

по

стандартизации, Международная организация по стандартизации ISO на

интеграционной основе развивает принципы стандартизации и создает

документы, способствующие единому пониманию проблем и выработке

единых путей их решения. Для России очень важна разработка и внедрение

на

предприятиях

систем

менеджмента

качества

в

соответствии

со

стандартами ИСО серии 9000. В стандартах ИСО собран, критически

осмыслен и изложен в виде требований передовой опыт разных стран в

области управления качеством. Эти документы назовем «best practice».

Отставание

России

в

вопросах

менеджмента

качества,

по

мнению

отечественных специалистов, составляет, как минимум, 10 лет [1].

Особенно активно работы по внедрению систем менеджмента качества

в соответствии с требованиями Международных стандартов ИСО серии 9000

начали проводиться в стране в 1990-х годах по заказам нефтегазовой отрасли

и Правительства Москвы. Прежде всего, в этом были заинтересованы

организации, работающие на международном рынке. Параллельно велись

разработки

в

индустриально-промышленном

секторе

и

строительной

отрасли.

На

сегодняшний

день

число

российских

компаний,

имеющих

сертифицированную систему качества, составляет менее 3% от их общего

количества. В то же время в Европе и США эта доля приближается к 80%.

Чем же мотивирована разработка систем качества в 3% российских

компаний? Мотивация к внедрению стандартов ИСО серии 9000 на Западе и

в России различна, и различия эти довольно значительны [2].

Опыт внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

имеющим международный сертификат по стандартам ISO серии 9000,

считается менее рискованной за счет внутренней структурированности и

упорядоченности деятельности предприятия, большей прозрачности системы

управления, а также периодического внешнего контроля со стороны

независимого регистратора. Учитывая инвестиционную направленность

экономической политики, нельзя игнорировать тот факт, что иностранные

финансовые структуры рассматривают сертификацию как снижение риска

для кредитования и инвестирования. Наличие сертификата здесь может

сыграть ключевую роль, так как в мировой практике принято доверять

компаниям,

сертифицировавшим

СМК,

что

формирует

имидж

так

называемого доброго имени фирмы.

Разработанная в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001:2008

действующая система менеджмента качества, как и всякая управленческая

система, опирается на набор документов, регламентирующих основные

аспекты деятельности предприятия. Несомненные преимущества такой

регламентации состоят в том, что она упорядочивает деятельность, то есть

стандартизирует взаимоотношения между отдельными исполнителями и

подразделениями.

Версия

ИСО

9001:2008

основана

на

применении

процессного подхода. Следуя ему, деятельность предприятия описывается в

виде ряда взаимосвязанных процессов, управляя которыми предприятие

совершенствует собственную деятельность. Организация должна определить

свои процессы, установить последовательность их выполнения, выбрать

необходимые для этого ресурсы, критерии оценки, как при осуществлении

этих процессов, так и при управлении ими, провести мониторинг процессов,

принять меры для достижения запланированных результатов и, что очень

важно, постоянно улучшать процессы [3].

Положенный в основу системы принцип «постоянного улучшения»

эффективно

поддерживается

встроенным

в

систему

механизмом

самосовершенствования,

который

обеспечивает

как

своевременное

изменение системы в ответ на изменения внешней и внутренней среды, так и

постоянное

улучшение

деятельности

предприятия.

Механизм

самосовершенствования

находится

в

рабочем

состоянии

благодаря

информации, непрерывно поступающей в систему из процессов внутреннего

аудита, процессов анализа системы со стороны руководства, анализа

информации, полученной по каналам «обратной связи» от потребителей [4].

Перечислим

неоспоримые

преимущества,

которые

получает

организация при наличии действующей системы менеджмента качества

(СМК):

- снижение непроизводительных материальных и временных затрат. В

условиях функционирования СМК четко определен состав процессов и под

процессов,

их

продолжительность,

установлены

опасные

участки

материальных потерь, в том числе связанных с переделкой продукции, а

также потери времени;

- повышение качества продукции и услуг. Внедрение СМК приводит к

созданию механизма управления предприятием, при котором работникам

выгодно повышать или стабилизировать качество производимой продукции

или оказываемых услуг;

-

совершенствование

системы

управления

предприятием

и

его

подразделениями.

СМК

часто

называют

«системой

организационных

улучшений»:

оптимизируется

структура

предприятия,

уточняется

распределение

ответственностей

за

достижение

запланированных

результатов, за достижение согласованной работы различных подразделений

и др.;

-

приобретение

предприятием

способности

перестраиваться

под

изменяющиеся потребности рынка. Технологическая прозрачность, которая

обеспечивается за счет внедрения СМК, позволяет быстро перестраивать и

управление, и производство;

- повышение ответственности и дисциплинированности персонала;

- получение преимущества перед конкурентами при участии в

тендерных торгах;

- повышение имиджа компании, ее авторитета в отрасли;

- выход на новые экспортные рынки;

- работающий механизм постоянного улучшения процессов компании;

- повышение рыночной стоимости компании.

СМК, выстроенная в соответствии с требованиями стандарта ИСО

9001, может реально увеличить рыночную стоимость организации на 5-10%5.

По России в целом доля предприятий, на которых сертифицированная

система

качества

действительно

внедрена

и

дает

соответствующие

результаты, крайне мала [7]. Таких предприятий в России всего лишь около

20% от общего числа организаций, имеющих сертифицированную СМК.

Опыт показывает, что если предприятие ставит целью лишь получение

сертификата,

то

практически

наверняка

вместо

системы

качества

предприятие

получит

дополнительную

«бумажно-бюрократическую

нагрузку» к основной деятельности в виде многочисленных неиспользуемых

в практической деятельности регламентов и инструкций.

Практический опыт работ по внедрению систем менеджмента качества

позволил автору выделить наиболее значимые трудности, с которыми нужно

научиться бороться, прежде всего, руководителям организаций, внедряющих

СМК, зная, что формальное внедрение - это неуспех, и он, прежде всего,

является неуспехом управленческой деятельности руководства.

Список использованной литературы:

1

ГОСТ

Р

ИСО

9001:2008

«Система

менеджмента

качества.

Требования».

2 ГОСТ Р ИСО 9000:2008 «Система менеджмента качества. Основные

положения и словарь».

3 Круглов М.Г. Инновационный проект: управление качеством и

эффективностью: Учеб. пособие. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. 336 с.

(Серия «Образовательные инновации»).

4 Версан В.Г. Стандарты ИСО серии 9000 - закономерность развития //

Стандарты и качество. Менеджмент качества. 2008. № 1. С. 4-7.

5 Версан В.Г. Менеджмент качества как подсистема матричной

структуры управления предприятием // Стандарты и качество. 2008. № 5. С.

8-11.

6 Забегаев А.В., Лукманова И.Г., Орел Т.Я. и др. Разработка и

внедрение систем качества в строительстве (практические рекомендации).

М.: Правительство Москвы (Комплекс перспективного развития города).

МГСУ, 1999. 184 с.

7 Забегаев А.В., Лукманова И.Г., Орел Т.Я. и др. Разработка и

внедрение систем качества на предприятиях стройиндустрии (практические

рекомендации). М.: Правительство Москвы (Комплекс перспективного

развития города). МГСУ, 2000. 177 с.

8 Рахлин К.М. К вопросу о концепции применения стандартов ИСО

9000:2000. Серия «Все о качестве». Отечественные разработки. Вып. 18. М.:

НТК «Трек», 2002. 54 с.

9 Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: Учеб.

пособие. М.: КНОРУС, 2009. 344 с.



В раздел образования