Напоминание

"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни"


Автор: Бояджи Ольга Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




О.А. Бояджи

Использование инновационных здоровьесберегающих

технологий в процессе формирования у детей здорового образа

жизни.

Характерной

особенностью

нашего

времени

являет ся

активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается

иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной

педагогический

менталитет.

Поиск

и

освоение инноваций,

способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ –

о с н о в н о й

м е х а н и з м

о п т и м и з а ц и и

р а з в и т и я

с и с т е м ы

дошкольного образования.

Новшеством

и

условием

повышения

качества

дошкольного образования сегодня

является

введение

Федерального государственного образовательного стандарта.

«Актуальной

задачей

физического

воспитания,

-

говориться

в

Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных

с р ед с т в

с о в е р ш е н с т в о ва н и я

и

р а з в и т и я

д в и г а т е л ь н о й

сферы детей дошкольного

возраста

на

основе формирования у

них

потребности

в

движениях».

С

каждым

годом

возрастает процент

детей,

имеющих

отклонения

в здоровье

дошкольников.

Поэтому

потребность

в формировании

у

детей

представлений

о

здоровом

образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

Учитывая

современные

тенденции

развития образовательных

процессов,

мы

поставлены

перед

необходимостью

осуществления

всесторонних и масштабных перемен.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у

дошкольников

во

многом

зависит

от

ц е л е н ап р а вл е н н о й

систематической

воспитательно–образовательной

работы,

создания

условий

для

о суще ствления

педагогиче ского

п р о ц е с с а ,

согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей. Особую

актуальность

приобретает

игровая

деятельность,

являющаяся

в

данном возрасте ведущим видом деятельности.

Для

формирования

представлений

о

здоровье,

функциях

организма, а также выработке практических действий по организации

здоровой жизнедеятельности можно использовать эстафеты игровой

направленности,

а

также

специальные

игровые

задания,

игры-

путешествия,

игровой

самомассаж,

игропластика,

пальчиковая

гимнастика и др.

Игры

путешествия включают

все

виды

двигательной

активности.

Каждая

игра

имеет

цель,

сюжет

и

итог.

Каждое

из

физических

упражнений,

составляющих

такую

композицию,

оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные

задачи программы.

Игровой

самомассаж

– основа

закаливания

и

оздоровления.

Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие

1

упражнения способствуют также формированию у них сознательного

стремления быть здоровыми.

Игропластика основывается

на

нетрадиционной

методике

развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги –

терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной

умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает

положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает

нестандартные

упражнения,

специальные задания, творческие игры, направленные на развитие

выдумки,

творческой

инициативы,

познавательной

активности,

мышления, свободного самовыражения.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить

целый

комплекс

важных

вопросов

в

работе

с

дошкольниками:

удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции,

научить владеть своим телом, развить не только физические, но и

умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.

Двигательная

активность

игрового

характера

и

вызываемые

ею

положительные

эмоции

усиливают

работу

всех

органов

и

систем.

Эмоциональный

подъем

(радость,

удовольствие,

приподнятость,

воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Активная двигательная деятельность тренирует и нервную систему,

совершенствуя

и

уравновешивая

процессы

возбуждения

и

торможения.

Все

упражнения,

объединенные

одним

игровым

сюжетом,

быстро

сменяют

друг

друга.

Ребенок

с

удовольствием

подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы

и

общественной

жизни.

Дыхательные

упражнения

также

организуются в форме игры.

Целенаправленно

подобранные

игры,

эстафеты

игровые

упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают

мелкую

моторику,

координацию

движений,

улучшают

качество

звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых

упражнений,

способствуют

повышению

выносливости

и

являются

профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.

Таким

образом,

разумное

использование

резервов

игровой

деятельности

должно

стать

инструментом

действенного

снижения

негативных последствий воспитательно-образовательной перегрузки,

увеличения

уровня

ежедневной

двигательной

активно сти

дошкольников и совершенствования их физических возможностей и

интеллектуальных

способностей,

повышения

психоэмоциональной

устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы, в

конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья,

формированию к нему ценностного отношения.

Большое

значение

в

создании

благоприятных

условий

для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе

2

жизни играет и семья ребёнка. Правильно организованная работа с

детьми и семьёй обеспечивает формирование здоровья и здорового

образа жизни.

Род и т е л и

в ы с ту п а ют,

ка к

с о ц и а л ь н ы е

п а рт н ё р ы

в

едином образовательном

процессе.

Социальное

партнёрство

это

один из инновационных подходов в образовании.

Детям

важно,

как

они

приобретают

новые

знания.

Если

этот процесс будет

навязанным

и

вынужденным,

дети

не

усвоят

новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл,

быть живым источником – примером наличия открытого общения и

доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с

открытого

общения

и

взаимопонимания.

Только

т о гд а

профилактические

мероприятия

дадут

результат.

Задачей

обучения

родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со

своими детьми о ЗОЖ.

Поэтому

дошкольное

учреждение

и

семья

призваны

в

дошкольном

детстве,

заложить

основы

ЗОЖ, используя

различные

формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии

развития

ребенку

должны

помочь,

как

можно

раньше

понять

ценность здоровья,

осознать

цель

его жизни,

побудить

малыша

самостоятельно

и

активно формировать,

сохранять

и

приумножать

свое здоровье.

В к л юч е н и е

р од и т е л е й

в

с о в м е с т н ы й образовательный

процесс позволило

значительно

повысить

его

эффективность.

П а р т н ё р с т в о

с е м ь и

и

Д О У

в

с о ч е т а н и и

с

адекватным использованием рекомендаций

педагога

и

специалистов

направлено на формирование ЗОЖ, развитие познавательных навыков,

общения, положительных эмоций.

На

наш

взгляд,

положительных

результатов

и

эффектов

мы

д о б и л и с ь

б л а г о д а р я

н о в ы м инновационным п о д х о д а м

и

переориентации

ролевых

позиций,

субъектов образовательного

процесса (детей,

родителей,

педагогов,

превращая

их

в

субъектов

совместной

или

двигательно-оздоровительной,

творче ской

деятельности), обеспечивающих социальную успешность, сохранение

и

укрепление здоровья

детей дошкольного

возраста,

коррекцию

недостатков в физическом и психическом развитии детей.

3



В раздел образования