Напоминание

"Формирование представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Шубина Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Пятигорск
Наименование материала: "Профориентация в ДОО"
Тема: "Формирование представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профориентация в ДОО. Формирование представлений о мире

профессий у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация:

в

данной

статье

рассматривается

как

проходит

профориентация в старшем дошкольном возрасте. Знакомство с трудовой

деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о

роли труда и значимости профессий в жизни общества. Ознакомление детей с

трудом взрослых – это не только способ формирования системных знаний, но и

значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых,

приобретение детьми опыта общения с людьми. В связи с этим ознакомление

дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.

Ключевые слова: профориентация, профессия, представления о мире,

старший дошкольный возраст, кругозор.

Proforientaciya v DOO. Formirovanie predstavlenij o mire professij u detej

starshego doshkol'nogo vozrasta

Annotaciya: v dannoj stat'e rassmatrivaetsya kak prohodit proforientaciya v

starshem doshkol'nom vozraste. Oznakomlenie s trudovoj deyatel'nost'yu vzroslyh

formiruet u rebenka pervonachal'nye predstavleniya o roli truda i znachimosti

professij v zhizni obshchestva. Znakomstvo detej s trudom vzroslyh – eto ne tol'ko

sredstvo formirovaniya sistemnyh znanij, no i znachimoe social'no-emocional'noe

sredstvo priobshcheniya k miru vzroslyh, priobretenie det'mi opyta obshcheniya s

lyud'mi. Poetomu oznakomlenie doshkol'nikov s professiyami igraet vazhnuyu rol' v

razvitii rebenka.

Klyuchevye slova: proforientaciya, professiya, predstavleniya o mire, starshij

doshkol'nyj vozrast, krugozor.

Что такое профессиональная ориентация? Это важное направление работы

образовательных организаций, которая существенно влияет на будущую

самореализацию личности. Помимо выпускников школ, в особенности это

касается детей дошкольного возраста, потому что уже ребенок в возрасте трех

лет

проявляет

себя

как

личность.

У

него

проявляются

способности,

наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.

Понимая педагогические и психологические особенности ребенка в детском

возрасте, можно и нужно прогнозировать его личностный рост в определенных

видах деятельности. Педагоги и родители могут расширить выбор ребенка, если

предоставят ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной

области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является

начальным

звеном

системы

непрерывного

образования.

Дошкольная

образовательная организация – это первая ступень в формировании базовых

знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с разнообразием

и широким выбором профессий. А помогает в этом игровая деятельность.

Профессиональная ориентация дошкольников – это не только широкое

разнообразие деятельности для педагогов и психологов, но и это новое и еще

неизученное направление дошкольной педагогики. Знакомство с трудом

взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном

возрасте, когда дети узнают о разных профессиях через сказки, общение со

взрослыми и средства массовой информации. В зависимости от способностей,

психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания

ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о

профессиях, интересах и отношении к определенным видам деятельности [3, с.

40].

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка.

Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и

дедушки, чтобы он мог познакомиться со спецификой различных профессий,

требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться

тем, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает

информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет

сделать свой выбор в будущем, который определит его жизнь. У человека все

закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. По

мнению родителей, раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей

профессии заключается не в том, чтобы навязать ребёнку того, кем он должен

стать, а тем чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить

ему самостоятельный выбор в будущем. Необходимо развивать у ребёнка

уверенность в себе, поддерживая его усилия в творчестве, технике, спорте, и т.

д. Чем больше разных навыков и умений ребенок приобретет в детстве, тем

лучше он будет понимать и оценивать свои способности, когда станет старше.

В деятельности дошкольных образовательных организаций накоплена

определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей

представлений о профессиях взрослых. Это включает в себя экскурсии, беседы,

чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых

действий

людей

разных

профессий,

экспериментирование

с

разными

материалами и, конечно же, игра [4, с. 62-64].

Большое количество своего времени дети проводят играя, потому что

игра-ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В связи с этим

игра является важным средством формирования представлений о профессиях

взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра-

основной вид игры, в которой дети непосредственно знакомятся с профессиями

взрослых, Именно в старшей группе дошкольной образовательной организации

разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая

игра. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят мир взрослого. Здесь они

создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его

взрослых, принимая на себя их роли, и выполняют его в созданной ими

игровой обстановке [2, С. 65].

Главной

особенностью

сюжетно-ролевой

игры

является

самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют

сюжетную линию, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. В то

же время дети свободны в выборе средств для создания своего образа.

Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать

учителем в школе или взяв листики, камушки, палочки

он может себя

представить поваром. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла

игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую

профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание

игры

помогает

понять

основные

мотивы

и

цели

профессиональной деятельности взрослых. Главная особенность сюжетно-

ролевых игр- это их творческий характер. Творческие способности детей

проявляются в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры.

Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают

профессию взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но

в тоже время это ограничено правилами игры. Сюжетно-ролевая игра является

коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают правила

игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшего дошкольного возраста воспроизводят в игре: трудовые

действия взрослых и взаимоотношения людей в работе. В качестве примера

можно привести, что у старших дошкольников конструкторская игра начинает

превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует,

создает, строит что-то полезное, которое необходимо для повседневной жизни.

Дети усваивают основные трудовые умения и навыки, изучают физические

свойства предметов, у них интенсивно развивается практическое мышление [1,

с. 65].

В процессе профориентации с дошкольниками мы расширим кругозор,

знакомясь с профессиями которых они не знают; узнаем, что труд взрослого

очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и

оказывать помощь в труде; обогатим словарный запас дошкольников,

расширим коммуникативные навыки.

Дошкольники

узнают

назначение

профессиональной

техники,

инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых, различают

профессии по основным характеристикам и называют необходимые качества

личности представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых

процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют

отношения между людьми разных профессий в игре, участвуют в посильной

трудовой

деятельности

взрослых,

положительно

относятся

к

трудовой

деятельности и к труду в целом, демонстрируют сознательный способ

безопасного поведения в повседневной жизни.

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в

образовательных организациях, так как налажены такие формы работы, как

практические занятия, деловые игры, анкетирование, круглые столы, конкурсы,

выставки, рассказы родителей о профессии, дни открытых дверей [3, с. 40].

Итак, формирование представлений детей дошкольного возраста о разных

профессиях — это важный процесс, которым, без всяких сомнений, управляет

педагог, используя в своей деятельности все возможности учебного процесса

обучения и учитывая педагогические, психологические и физиологические

особенности

дошкольников.

Как

следствие,

добьется

успеха

в

профессиональной деятельности именно тот человек, который знает, что ему

нужно.

Список литературы:

1.

Алешина,

Н.В.

Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

и

социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М:

Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2014 - 128с.

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические

рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004 – 52 с.

4. Федоренко, В.Н. Формирование представлений о профессиях. / В.Н.

Федоренко // Дошкольное воспитание. –2008.-№10. – С. 64-69.



В раздел образования