Автор: Шубина Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Пятигорск
Наименование материала: "Профориентация в ДОО"
Тема: "Формирование представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Профориентация в ДОО. Формирование представлений о мире
профессий у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация:
в
данной
статье
рассматривается
как
проходит
профориентация в старшем дошкольном возрасте. Знакомство с трудовой
деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о
роли труда и значимости профессий в жизни общества. Ознакомление детей с
трудом взрослых – это не только способ формирования системных знаний, но и
значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых,
приобретение детьми опыта общения с людьми. В связи с этим ознакомление
дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.
Ключевые слова: профориентация, профессия, представления о мире,
старший дошкольный возраст, кругозор.
Proforientaciya v DOO. Formirovanie predstavlenij o mire professij u detej
starshego doshkol'nogo vozrasta
Annotaciya: v dannoj stat'e rassmatrivaetsya kak prohodit proforientaciya v
starshem doshkol'nom vozraste. Oznakomlenie s trudovoj deyatel'nost'yu vzroslyh
formiruet u rebenka pervonachal'nye predstavleniya o roli truda i znachimosti
professij v zhizni obshchestva. Znakomstvo detej s trudom vzroslyh – eto ne tol'ko
sredstvo formirovaniya sistemnyh znanij, no i znachimoe social'no-emocional'noe
sredstvo priobshcheniya k miru vzroslyh, priobretenie det'mi opyta obshcheniya s
lyud'mi. Poetomu oznakomlenie doshkol'nikov s professiyami igraet vazhnuyu rol' v
razvitii rebenka.
Klyuchevye slova: proforientaciya, professiya, predstavleniya o mire, starshij
doshkol'nyj vozrast, krugozor.
Что такое профессиональная ориентация? Это важное направление работы
образовательных организаций, которая существенно влияет на будущую
самореализацию личности. Помимо выпускников школ, в особенности это
касается детей дошкольного возраста, потому что уже ребенок в возрасте трех
лет
проявляет
себя
как
личность.
У
него
проявляются
способности,
наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.
Понимая педагогические и психологические особенности ребенка в детском
возрасте, можно и нужно прогнозировать его личностный рост в определенных
видах деятельности. Педагоги и родители могут расширить выбор ребенка, если
предоставят ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной
области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является
начальным
звеном
системы
непрерывного
образования.
Дошкольная
образовательная организация – это первая ступень в формировании базовых
знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с разнообразием
и широким выбором профессий. А помогает в этом игровая деятельность.
Профессиональная ориентация дошкольников – это не только широкое
разнообразие деятельности для педагогов и психологов, но и это новое и еще
неизученное направление дошкольной педагогики. Знакомство с трудом
взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном
возрасте, когда дети узнают о разных профессиях через сказки, общение со
взрослыми и средства массовой информации. В зависимости от способностей,
психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания
ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о
профессиях, интересах и отношении к определенным видам деятельности [3, с.
40].
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка.
Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и
дедушки, чтобы он мог познакомиться со спецификой различных профессий,
требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться
тем, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает
информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет
сделать свой выбор в будущем, который определит его жизнь. У человека все
закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. По
мнению родителей, раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей
профессии заключается не в том, чтобы навязать ребёнку того, кем он должен
стать, а тем чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить
ему самостоятельный выбор в будущем. Необходимо развивать у ребёнка
уверенность в себе, поддерживая его усилия в творчестве, технике, спорте, и т.
д. Чем больше разных навыков и умений ребенок приобретет в детстве, тем
лучше он будет понимать и оценивать свои способности, когда станет старше.
В деятельности дошкольных образовательных организаций накоплена
определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей
представлений о профессиях взрослых. Это включает в себя экскурсии, беседы,
чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых
действий
людей
разных
профессий,
экспериментирование
с
разными
материалами и, конечно же, игра [4, с. 62-64].
Большое количество своего времени дети проводят играя, потому что
игра-ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В связи с этим
игра является важным средством формирования представлений о профессиях
взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра-
основной вид игры, в которой дети непосредственно знакомятся с профессиями
взрослых, Именно в старшей группе дошкольной образовательной организации
разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая
игра. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят мир взрослого. Здесь они
создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его
взрослых, принимая на себя их роли, и выполняют его в созданной ими
игровой обстановке [2, С. 65].
Главной
особенностью
сюжетно-ролевой
игры
является
самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют
сюжетную линию, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. В то
же время дети свободны в выборе средств для создания своего образа.
Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать
учителем в школе или взяв листики, камушки, палочки
он может себя
представить поваром. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла
игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую
профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.
Содержание
игры
помогает
понять
основные
мотивы
и
цели
профессиональной деятельности взрослых. Главная особенность сюжетно-
ролевых игр- это их творческий характер. Творческие способности детей
проявляются в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры.
Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают
профессию взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но
в тоже время это ограничено правилами игры. Сюжетно-ролевая игра является
коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают правила
игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Дети старшего дошкольного возраста воспроизводят в игре: трудовые
действия взрослых и взаимоотношения людей в работе. В качестве примера
можно привести, что у старших дошкольников конструкторская игра начинает
превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует,
создает, строит что-то полезное, которое необходимо для повседневной жизни.
Дети усваивают основные трудовые умения и навыки, изучают физические
свойства предметов, у них интенсивно развивается практическое мышление [1,
с. 65].
В процессе профориентации с дошкольниками мы расширим кругозор,
знакомясь с профессиями которых они не знают; узнаем, что труд взрослого
очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и
оказывать помощь в труде; обогатим словарный запас дошкольников,
расширим коммуникативные навыки.
Дошкольники
узнают
назначение
профессиональной
техники,
инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых, различают
профессии по основным характеристикам и называют необходимые качества
личности представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых
процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют
отношения между людьми разных профессий в игре, участвуют в посильной
трудовой
деятельности
взрослых,
положительно
относятся
к
трудовой
деятельности и к труду в целом, демонстрируют сознательный способ
безопасного поведения в повседневной жизни.
Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в
образовательных организациях, так как налажены такие формы работы, как
практические занятия, деловые игры, анкетирование, круглые столы, конкурсы,
выставки, рассказы родителей о профессии, дни открытых дверей [3, с. 40].
Итак, формирование представлений детей дошкольного возраста о разных
профессиях — это важный процесс, которым, без всяких сомнений, управляет
педагог, используя в своей деятельности все возможности учебного процесса
обучения и учитывая педагогические, психологические и физиологические
особенности
дошкольников.
Как
следствие,
добьется
успеха
в
профессиональной деятельности именно тот человек, который знает, что ему
нужно.
Список литературы:
1.
Алешина,
Н.В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М:
Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2014 - 128с.
2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-
методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004 – 52 с.
4. Федоренко, В.Н. Формирование представлений о профессиях. / В.Н.
Федоренко // Дошкольное воспитание. –2008.-№10. – С. 64-69.