Автор: Лесина Ольга Георгиевна
Должность: преподаватель литерптуры
Учебное заведение: «Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ» (г. Краснодар), Академический колледж
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Сценарий мероприятия "Литературная гостиная"
Тема: "В театре А.Н. Островского"
Раздел: среднее профессиональное
Сценарий мероприятия «Литературная гостиная»
«В театре А.Н. Островского»
Академический колледж ИМСИТ
(г. Краснодар), 2023г.
Оборудование:
презентация о жизни и творчестве А.Н.Островского, декорации
Ведущий 1 (В1)
Ведущий 2 (В2)
В1 – Добрый день, уважаемые дамы и господа!
В2 – Мы рады видеть вас гостями нашей литературной гостиной.
В1 - Сегодня мы предлагаем Вам, увлекательное путешествие в середину
19 века
В2 - и встречу с творчеством удивительного, уникального человека –
Александра Николаевича Островского…..
В1 - Своей вершины русский театр 19 века достиг благодаря его
творчеству.
В2 - пьесы Островского и сейчас, спустя полтора столетия после их
создания не перестают быть актуальными и интересными.
В1 – В самом начале своего творческого пути Островский иронично, но
дерзко заявил, что он открыл небывалую страну – Замоскворечье.
В2- Замоскворечье, населённое богатыми купцами, было особым миром.
В1 - Здесь заготавливали впрок сало, запасались на год рыбой, мёдом и
капустой, пили чай с изюмом.
В2 - Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов.
В1 - Но здесь же первостатейные купцы ограждали себя от внешнего
мира высокими заборами, за которыми на всякий случай держали цепных
собак.
В2 – Что происходило за этими заборами?
В1 - Для Островского, родившегося здесь, в Замоскворечье, не было
тайной, что за крепко запертыми воротами льются невидимые слёзы,
совершаются бесчестные сделки.
В2 - Этот мир, мир купцов и мещан, впервые открыл для литературы
Александр Николаевич Островский.
В1 - Поэтому и стали называть драматурга «Колумбом Замоскворечья».
В2 – Год 1849. И первая же комедия Островского – «Свои люди –
сочтёмся!» - имеет ошеломляющий успех.
В1 – Вопрос зрителям. Каким было первоначальное название этой
комедии? («Банкрот»)
В2 – А теперь давайте представим себе гостиную в доме богатого купца
Самсона Силыча Большова…
В1 - Вопрос зрителям. Назовите имя этой героини, с монолога которой и
начинается пьеса. (Олимпиада Самсоновна)
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ»
ЛИПОЧКА
АГРАФЕНА КОНДРАТЬЕВНА
АНЮТКА
Липочка танцует
Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница! Как будто
сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и
за пляску тотчас!
Липочка. Как, маменька, я и чай пила, и вотрушку скушала.
Посмотрите-ка, хорошо? Раз, два, три... раз... два...
Аграфена Кондратьевна (преследуя ее). Так что ж, что ты скушала?
Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!.. Говорю тебе, не
вертись!
Липочка. Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются. Раз... два...
Аграфена Кондратьевна. Лучше об стол лбом стучи, да ногами не
озорничай! (Бегает за ней.) Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!
Липочка. Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить,
как надобно! Раз, два, три...
Аграфена Кондратьевна. Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости
лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!
Липочка. Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог
создал, чтоб жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!
Раз, два...
Аграфена Кондратьевна. Как! ты еще пляшешь, да еще ругаешься! Сию
минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.
Липочка. Ну, да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и
будет! (Садится.) Фу... фу... как упаточилась, словно воз везла! Ух!
Дайте, маменька, платочка пот обтереть.
Аграфена Кондратьевна. Постой, уж я сама оботру! Ишь, уморилась! А
ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так
стен-то бы посовестилась! Отец, голубчик, через великую силу ноги
двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!
Липочка. Анютка, а ну ка принеси веер и маши на меня!!!
Анютка берет веер и машет.
А подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой,
что ли, хворать прикажете? Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право,
мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!
Аграфена Кондратьевна. Каково детище-то ненаглядное! Прошу
подумать, как она мать-то честит! Ах ты, болтушка бестолковая! Да
разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем
тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?
Липочка. Не вы учили — посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-
то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы — я
была тогда что? Ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А
выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо
других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же!
Аграфена Кондратьевна. Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь
ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья,
скажу, нет от дочери, Самсонушка!
Липочка. Да, вам житья нет! Воображаю. А мне есть от вас житье? Зачем
вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что
вы нашли в нем легковерного?
Аграфена Кондратьевна. А то и легковерного, что зубоскал! Приехал,
ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!
Липочка. Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и
действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают. Да как еще
вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он
ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону.) Душка, милашка!
Аграфена Кондратьевна. Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста!
Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то
какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.
Липочка. Видимый резон, что не хотите моего счастья. Вам с тятенькой
только кляузы строить да тиранничать.
Аграфена Кондратьевна. Ну, как ты хочешь, там думай. Господь тебе
судья! А никто так не заботится о своем детище, как мать и отец! Ты вот
тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то
дённо и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да
пристроить тебя поскорее.
Липочка. Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково
мне-то? Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая!
Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне
жениха, беспременно найдите!.. А то для вас же будет хуже: нарочно, вам
назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся
потихоньку.
Аграфена Кондратьевна. Какие у тебя там гусары, бесстыжий твой нос?
Тьфу ты, дьявольское навождение! Али ты думаешь, что я не властна
над тобой приказывать?
У меня ведь недолго, я и на кухню горшки парить пошлю. Ишь ты! Ишь
ты! А!.. Ах, матушки вы мои! Посконный сарафан сошью да вот на
голову тебе и надену! С поросятами тебя, вместо родителей-то, посажу!
Липочка. Как же! Позволю я над собой командовать! Вот еще новости!
Аграфена Кондратьевна. Молчи, молчи, таранта Егоровна! Уступи верх
матери! Словечко пикнешь, так язык ниже пяток пришью. Вот послал
господь утешение! Девчонка хабальная!
Липочка.. Уж молчали бы вы лучше, коли не так воспитаны. Все я
скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что, вам угодно спровадить
меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? (Плачет.)
Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю.
ИЩИШТЕ МНЕ ЖЕНИХА, ДА ПОСКОРЕЙ!!!!!!!АААААААА (Плачет
и убегает)
Аграфена Кондратьевна за ней бежит. Доченька, не плачь, найдем тебе
жениха!!! –убегает…
В1 – Итак, глупенькая кокетка Липочка, с нелепыми притязаниями на
благородство и образованность, мечтает выйти замуж за «душку – военного»
В2 – Вопрос зрителям. Кто в действительности окажется мужем Липочки?
(Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик)
В1 – И вот в начале 4-го действия перед нами комическая сцена приторного
семейного благоденствия.
2-ая сцена (Липочка и Подхалюзин, Тишка)
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ЛИПОЧКА –
ПОДХАЛЮЗИН
ТИШКА
В доме Подхалюзина богато меблированная гостиная.
Явление первое
Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении; на ней
шелковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке
стоит перед зеркалом. Тишка за ним обдергивает и охорашивает.
Тишка. Ишь ты, как оно пригнато, в самый раз!
Подхалюзин. А что, Тишка, похож я на француза? а? Да издали погляди!
Тишка. Две капли воды.
Подхалюзин. То-то, дурак! Вот ты теперь и смотри на нас! (Ходит по
комнате.) Так-то-с, Алимпияда Самсоновна! А вы хотели за офицера
итти-с. Чем же мы не молодцы? Вот сертучок новенький взяли да и
надели.
Олимпиада Самсоновна. Да вы, Лазарь Елизарыч, танцовать не умеете.
Подхалюзин. Что ж, нешто не выучимся; еще как выучимся-то —
важнейшим манером. Зимой в Купеческое собрание будем ездить-с. Вот
и знай наших-с! Польку станем танцовать.
Олимпиада Самсоновна. Уж вы, Лазарь Елизарыч, купите ту коляску-
то, что смотрели у Арбатского.
Подхалюзин. Как же, Алимпияда Самсоновна-с! Надать купить, надать-
с.
Олимпиада Самсоновна. А мне новую мантелью принесли, вот мы бы с
вами в пятницу и поехали в Сокольники.
Подхалюзин. Как же-с, непременно поедем-с; и в Парк поедем-с в
воскресенье. Ведь коляска-то тысячу целковых стоит, да и лошади-то
тысячу целковых и сбруя накладного серебра, — так пущай их смотрят.
Тишка! Трубку!
Тишка уходит.
(Садится подле Олимпиады Самсоновны.) Так-то-с, Алимпияда Самсоновна!
Пущай себе смотрят.
Молчание.
Олимпиада Самсоновна. Что это вы, Лазарь Елизарыч, меня не
поцелуете?
Подхалюзин. Как же! Помилуйте-с! С нашим удовольствием! Пожалуйте
ручку-с! (Целует. Молчание.) Скажите, Алимпияда Самсоновна, мне что-
нибудь на французском диалекте-с.
Олимпиада Самсоновна. Да что же вам сказать?
Подхалюзин. Да что-нибудь скажите — так малость самую-с. Мне все
равно-с!
Олимпиада Самсоновна. Ком ву зет жоли.
Подхалюзин. А это что такое-с?
Олимпиада Самсоновна. Как вы милы!
Подхалюзин (вскакивает со стула). Вот она у нас жена-то какая-с! Ай да
Алимпияда Самсоновна! Уважили! Пожалуйте ручку!
В1 – Вот такая семейная идиллия. Но не все здесь так просто.
В2 – Самсон Силыч Большов, не желая платить долги, переводит своё
состояние на Подхалюзина, а сам объявляется банкротом.
В1 – Предполагается, что Подхалюзин, став зятем хозяина, заплатит за тестя
(заметьте, из его же денег) небольшие проценты и состояние будет спасено.
В2 – Мечтая жениться на Липочке, Подхалюзин со слезами клянётся своему
благодетелю всё оплатить.
В1 – Но не тут-то было! Подхалюзин не заплатил за своего тестя ни копейки!
В2 - И ситуация, оставаясь по-прежнему смешной, оказывается ещё и
бесконечно страшной.
В1 – Построенная на купеческой махинации интрига вдруг обнаруживает
чёткую параллель с одной из величайших трагедий Шекспира – с трагедией
«Король Лир».
В2 – Патриархальный мир действительно гибнет, если детям уже ничего не
стоит обмануть родителей, обобрать их и выгнать из дому.
В1 – Год 1859. Вершиной этого периода творчества Александра Николаевича
Островского стала, конечно же, драма «Гроза».
В2 – Драма, которая до сих пор ставится на сценах театров и экранизируется,
причём появляются всё новые и новые режиссёрские трактовки.
В1- В ней ярко представлен мир тиранов, настоящих самодуров, мир
затаенной боли и скорби тех, кого они унижали. «Темное царство» - вот
самое меткое определение этой жизни.
В2: А вот и главная героиня – мечтательная и трогательная Катерина.
Сцена из пьесы «Грозa». Катерина –монолог
.
КАТЕРИНА Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают
так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь
на горе
́
, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и
полетела. Попробовать не
́
што теперь?
Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила,
ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не
чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу,
бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас
расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик,
умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня
цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и
странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из
церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а
странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития
разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи
уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять
рассказы да пение. Таково хорошо было!
В1 - Катерина - мечтательница, фантазерка, добрая душа. Это цельный
характер, глубокий, способный идти до конца. Она пошла против
самодурства, вооруженная силой своего чувства. Пусть ее протест
стихийный, но он более значительный, так как вырывается из груди
«существа слабого», зависимого в семье. И это все говорит о шаткости
самодурства.
В2 – Да, в Калинове правят богатые, грубые, деспотичные люди, а
свободным и одухотворённым здесь нет места. Да что тут говорить, смотрите
сами…...
Отрывок из пьесы А.Н.Островского «ГРОЗА » (Отъезд Тихона)
Кабанова –
Кабанов –
Катерина –
Отрывок из пьесы А.Н.Островского «ГРОЗА » (Отъезд Тихона)
Катерина, Кабанова и Кабанов.
Кабанова
.
Ну, ты помнишь все, что я тeбe сказала? Смотри ж, помни! На
носу себе заруби!
Кабанов
.
Помню, маменька.
Кабанова. Ну, теперь все готово. Лошади приехали, проститься тебе
только, да и с Богом.
Кабанов
.
Да-с, маменька, пора.
Кабанова. Ну!
Кабанов
.
Чего изволите-с?
Кабанова
.
Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай
жене-то, как жить без тебя.
Катерина потупила глаза в землю.
Кабанов
.
Да она, чай, сама знает.
Кабанова
.
Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала,
что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все
исполнила.
Кабанов (становясь против Катерины). Слушайся маменьки, Катя!
Кабанова. Скажи, чтоб не грубила свекрови.
Кабанов
.
Не груби!
Кабанова
.
Чтоб почитала свекровь, как родную мать!
Кабанов. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
Кабанова. Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!
Кабанов
.
Работай что-нибудь без меня!
Кабанова
.
Чтоб в окны глаз не пялила!
Кабанов. Да, маменька, когда ж она…
Кабанова. Ну, ну!
Кабанов
.
В окны не гляди!
Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!
Кабанов. Да что ж это, маменька, ей-богу!
Кабанова
.
(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать
говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то.
Кабанов (сконфузившись). Не заглядывайся на парней!
Катерина строго взглядывает на него.
Кабанова
.
Ну, Тихон, пора! Поезжай с Богом! (Садится.) Садитесь все!
Все садятся. Молчание.
Ну, прощай! (Встает, и все встают.)
Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывает в землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.
Прощайся с женой!
Кабанов
.
Прощай, Катя!
Катерина кидается ему на шею.
Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником
прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги
кланяйся!
Катерина кланяется в ноги.
Кабанова. Прощай! Дальние проводы — лишние слезы.
Расходятся
В1 – Все вы, конечно, помните сюжет этой пьесы, знаете, как жилось
Катерине в доме Кабанихи, и понимаете, что творилось в её душе, когда в
сердце поселилась любовь.
В2 – 10 счастливых дней любви подарила судьба Катерине. Да только за
счастье ей приходится заплатить. Душа Катерины, нежная, впечатлительная,
ранимая, не выдерживает…
В1 – На волю, на свободу вырвалась Катерина, сбежала из дома Кабанихи, да
только вот от себя – то сбежать невозможно. И любовь жива в сердце по-
прежнему…
В2 - но любимый предал Катерину, оставил ёё, от отчаяния он бросилась в
Волгу…
М. Раскаты грома - видео
В1 – нас эта пьеса Островского не оставила равнодушными. Мы плакали над
горькой судьбой Катерины. Мы спорили о том, возможен ли был для неё
иной выход из сложившейся ситуации. Мы думали: что же такое любовь?
Что несёт она людям: счастье или беду?
В2
– Вопрос зрителям.
Что означает в переводе с греческого имя Катерина?
(Всегда чистая)
В1 – Конечно же, безупречно чистой, чистой душой и сердцем до конца
остаётся Катерина. Её искренность, её вполне естественное человеческое
желание любить и быть любимой достойны уважения, а не порицания.
В2: Но хватит о грустном…. Давайте теперь поговорим о совсем необычной
пьесе драматурга – «весенней сказке», как назвал ее автор. Это сказка
«Снегурочка»! Она построена на фольклорном и этнографическом
материале.
ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ «СНЕГУРОЧКА»
ВЕДУЩИЙ
ЛЕШИЙ
ВЕСНА-КРАСНА
СНЕГУРОЧКА
Ведущий -
В далекие лета
На Красной на горке.
В стране царя Берендея
В заречной слободке
Еще покрытой снегом
С резными домами
Причудливыми избами
Провожали берендеи зиму…
Леший
Конец зиме, пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, — ныряй в дупло и спи!
(ЗОВЕТ ВЕСНУ)
ВЫХОДИТ Весна-Красна.
Весна-Красна
В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев….
Весна
Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могу тебя утешить на прощанье.
Последний час Весна с тобой проводит,
С рассветом дня вступает бог-Ярило
В свои права и начинает лето.
(Подходит к Снегурочке.)
Чего тебе недостает?
Снегурочка
Любви!
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны; а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить — но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди; начну ласкаться
Услышу брань, насмешки и укоры
За детскую застенчивость, за сердце
Холодное. Мучительную ревность
Узнала я, любви еще не зная.
Отец-Мороз, и ты, Весна-Красна,
Дурное мне, завистливое чувство
Взамен любви в наследство уделили;
В приданое для дочки положили
Бессонные томительные ночи
И встречу дня без радости. Сегодня,
На ключике холодном умываясь,
Взглянула я в зеркальные струи
И вижу в них лицо свое в слезах,
Измятое тоской бессонной ночи.
И страшно мне: краса моя увянет
Без радости. О мама, дай любви!
Любви прошу, любви девичьей!
Весна
Дочка,
Забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.
Снегурочка
Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Весна
Изволь, дитя, — любовью поделиться
Готова я;
(Надевает венок на голову Снегурочки.)
Снегурочка
Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!......УБЕГАЕТ
В1: Попав к людям, в Берендеево царство, Снегурочка пришла к великому
открытию: все, что есть на свете дорогого, живет в одном лишь слове – это
слово Любовь!
В2
-
Эта пьеса Островского - поистине гимн жизни, всему сущему, гимн
любви.
В1: А вот еще одна героиня из пьесы А.Н. Островского, ждущая любви,
мечтающая быть любимой. Это героиня драмы «Бесприданница» - Лариса
Огудалова.
В2 - Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь,
одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается
поруганию. Трагедия потрясает зрителей до глубины души и в наши дни.
В1 - Ее чувства сильные, яркие, настоящие, но в мире, где денежные
интересы стоят выше духовных, где деньги дают власть одним людям над
другими, позволяют уничтожать и оскорблять человеческое достоинство, в
таком мире судьба героини становится трагической.
В2
-
Вопрос зрителям
. Как называется город, в котором разворачиваются
события драмы, и где он находится? (Город Бряхимов. На Волге, как и
Калинов в «Грозе»)
В1 – Итак, волжский город Бряхимов. И перед нами снова купцы, но это
вовсе не те самодуры, которых мы видели в «Грозе». Это люди новой
формации: грамотные, образованные, они владеют иностранными языками,
ездят на выставки в Париж… Но изменились ли они внутренне?
В2 – Давайте понаблюдаем за ними.
В1 - Итак, отрывок из драмы «Бесприданница». Сейчас нас введут в курс
дела купцы Кнуров и Вожеватов.
ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» - 1
Вожеватов
Кнуров
Вожеватов: (почтительно кланяясь) Мокий Парменыч, честь имею
кланяться!
Кнуров:
А!
Василий Данилыч! (Подает руку.) Откуда?
Вожеватов
: С пристани.
(Кнуров и Вожеватов садятся за стол)
Кнуров: Встречали кого-нибудь?
Вожеватов: Встречал, да не встретил. Я вчера от Сергея Сергеича
Паратова телеграмму получил. Я у него пароход покупаю.
Кнуров: Не "Ласточку" ли, Василий Данилыч?
Вожеватов: Да, "Ласточку".
Кнуров
: С шиком живет Паратов.
Вожеватов
: Уж чего другого, а шику довольно. Слышали новость, Мокий
Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит.
Кнуров
: Как замуж? Что вы! За кого?
Вожеватов
: За Карандышева.
Кнуров
: Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не
пара ведь он ей, Василий Данилыч.
Вожеватов
: Какая уж пара! Да что ж делать-то, где взять женихов-то?
Ведь она бесприданница.
Кнуров
: Огудаловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то
Карандышева... Ведь у них всегда полон дом холостых!..
Вожеватов
: Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень: барышня
хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное,
оно и тянет. Ну, а жениться-то надо подумавши. Главное - приданное
побогаче за невестой взять..
Кнуров
: Я все удивляюсь, неужели у Ларисы Дмитриевны, кроме
Карандышева, совсем женихов не было?
Вожеватов
: Были, да ведь она простовата.
Кнуров: Как простовата? То есть глупа?
Вожеватов
: Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость
да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
Кнуров
:
То есть правду?
Вожеватов: Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена,
нисколько этого не скрывает. Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом
году,
появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов
всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда.
Кнуров
:
Что ж с ним сделалось?
Вожеватов: Кто его знает; ведь он мудреный какой-то, поговаривают, что
разорился и на миллионерше жениться собрался, чтобы дела поправить. А уж
как Лариса его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!
(Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила.
Кнуров: Однако положение ее незавидное. А откуда взялся этот ее жених,
Карандышев?
Вожеватов. Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а
и почету большого не было.
Кнуров: Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль.
Вожеватов: Что вы очень жалостливы стали?
Кнуров
:
Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши?
Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
Вожеватов. И хорошего ювелира.
В1 – Итак, торги за Ларису начались. Безжалостен и жесток мир, в котором
правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота,
любовь…
В2 –
Но ведь у Ларисы все-таки есть жених
- Юлий Капитоныч
Карандышев.
В1- Да, но вот любил ли он Ларису? К сожалению, нет, за счёт столь
удачной помолвки с самой красивой девушкой города он пыталтся
возвыситься в глазах окружающих и поднять свой статус в местном
обществе.
В2 - огромная пропасть между ним и Ларисой, которая настойчиво искала
чистую любовь, но всегда была лишь предметом забавы и способом
самоутверждения. Именно Карандышев ставит финальную точку в
трагической судьбе главной героини.
ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» - 2
ЛАРИСА ОГУДАЛОВА –
КАРАНДЫШЕВ –
Лариса (поднимая голову): Как вы мне противны, кабы вы знали! Зачем
вы здесь?
Карандышев
: Где же быть мне?
Лариса: Не знаю. Где хотите, только не там, где я.
Карандышев. Вы ошибаетесь, я всегда должен быть при вас, чтобы
оберегать вас. И теперь я здесь, чтобы отмстить за ваше оскорбление!
Лариса. Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше
покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не
было.
Карандышев. Уж вы слишком невзыскательны. Кнуров и Вожеватов
мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не
оскорбление? Они смотрят на вас как на вещь!!!!
Лариса: (глубоко оскорбленная): Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а
не человек. (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы
нашли его. . Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят,
как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни
от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова.
Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не
могу.
Карандышев (вставая). О, не раскайтесь! (Кладет руку за борт сюртука.)
Вы должны быть моей женой.
Лариса. Чьей ни быть, но не вашей.
Карандышев (запальчиво). Не моей?
Лариса. Никогда! - уходит
Карандышев. Так не доставайся ж ты никому! (ИДЕТ ЗА НЕЙ И
ЦЕЛИТСЯ в нее из пистолета.)
В1 - : Да….Бесприданницей плохо быть. Но и невест с приданым
подстерегают ловушки. Ведь на приданое слетаются разные аферисты и
альфонсы. Прикинутся влюблёнными, а потом…
Об этом - комедия Островского «Красавец-мужчина» написана в 1882 году. В
это время уже было можно получить развод. Главное, чтобы другой супруг
согласился.
И вот, герой пьесы Островского Аполлон Окаёмов сперва разорил жену, а
потом решил снова жениться на богатой вдове Сусанне. И уговорил свою
любящую, доверчивую супругу признать себя виновной в измене.
И всё бы сошло ему с рук, если бы не дядюшка жены и другие добрые люди.
В2 - Молодая вдова Сусанна Сергеевна тоже хороша. Надумала выходить за
мужчину, который ещё даже не развёлся. И нет чтобы ждать его в Москве, а
взяла и прикатила в Бряхимов с сундуками модных нарядов.
В1 - Хорошо, что умная сваха предупредила её о том, что Окоёмов -
настоящий альфонс, брачный аферист, и они решили разыграть его,
«подсунув» ему ещё более богатую невесту-купчиху, в которую и
переоделась Сусанна.
ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ «КРАСАВЕЦ-МУЖЧИНА»
Окоемов
Оболдуева
Оболдуева (садясь). Присядьте! Что ж вы!
Окоемов. Благодарю вас. (Садится.)
Оболдуева. Ну, что ж мы так-то сидим! Об чем же мы будем говорить?
Говорите что-нибудь! Мне антиресно вас послушать.
Окоемов. Я давно искал случая; но я боюсь наскучить вам своими
жалобами на судьбу; я человек несчастный.
Оболдуева. Да все одно, говорите что хотите, а я на вас смотреть буду.
Окоемов. Я очень несчастлив своей женитьбой, я погубил себя. Долго
распространяться о своих горестях я не стану; скажу вам коротко: жена
моя глупа, зла и, что хуже всего, неверна мне. Матрена Селиверстовна!
помочь вы не можете, хоть пожалейте меня, хоть поплачьте вместе со
мной.
Оболдуева. Вот, одно сердце страдает, а другое не знает. Я жила здесь в
городе, так все глаза проглядела на вас, когда, бывало, делаю проминаж.
Я каждый день делаю проминаж в карете и часто встречала вас на
улице. Вот тогда я и полюбила вас за вашу красоту.
Окоемов. Какое несчастье, что я этого не знал. Я бы не женился, не
сделал этой непростительной глупости.
Оболдуева. Да, уж вам теперь жениться нельзя и любить постороннюю
женщину грех; потому что вы в законе живете.
Окоемов. Ну, я греха не побоюсь, я полюблю женщину, если она того
стоит и меня любит.
Оболдуева. Это хорошо.
Окоемов. Да и жениться могу, нужно только развестись с женой.
Оболдуева. А это еще лучше, потому крепче, и для всякой женщины
приятнее. Какое же это сравнение! муж или другой кто! Муж завсегда
при тебе, никуда не уйдет, а другого как удержишь! Ежели вам на развод
деньги нужны, так я могу дать сколько потребовается, я за этим не
постою. Кого я полюблю, так тому человеку очень хорошо; и подарки
дарю и деньгами даю.
Окоемов. Конечно, что же вам стоит при вашем состоянии.
Вы, с вашими средствами, всякого можете осчастливить.
Оболдуева. Только ведь этого вашего разводу долго ждать.
Окоемов. С деньгами скоро сделаем.
Оболдуева. То-то же. Я еще вам вот что скажу: у меня такой характер,
коли я кого люблю, чтобы и меня на ответ любить завсегда, постоянно и
чтоб никаких подлостев.
Окоемов. Да помилуйте, как это возможно! Ваше расположение каждый
должен за счастие считать. Вы от измены застрахованы.
Оболдуева. Ну, смотрите же, чтоб никакого даже сумления не было, чтоб
мне этим самым сумлением не мучиться. А то я от сумления могу
прийти в расстройство. Так сами рассудите, какой же мне антирес за
свои же деньги себе расстройство чувств получить?
Окоемов. Совершенно справедливо.
Оболдуева. И при всем том я в расстройстве бываю ужасно как горяча и
не только что всякими бранными словами, но и руками бываю
неосторожна. Так что меня все домашние даже оченно боятся; потому я
в это время никакой осторожности не наблюдаю, а что под руку попало.
Окоемов. Да, конечно, характеры бывают разные.
Оболдуева. Подождите, я подарю вам подарок. (Встает и снимает грим и
парик) – Ну, как мы тебя разыграли!!!!!! - СМЕЁТСЯ
Окоемов. Ахает, хватается за сердце, затем за голову, убегает.
Оболдуева. – уходит, смеясь
В1 - Веселый розыгрыш удался, и все убедились в том, насколько низок
Окоемов, в том, что за его красотой в душе нет ничего. Его игра сорвалась:
рухнул его план женитьбы на миллионерше!!
В2 - Но должна ли красота женщины или мужчины быть товаром?..
Эта история вполне типична для тех времен, когда жил автор, но, несмотря
на прошедшие годы, актуальна и в наши дни.
В1 - Деньги и совесть, деньги и любовь, деньги и человеческое достоинство –
вечные темы А.Н. Островского
И кто теперь посмеет утверждать, что этот великий драматург устарел? В его
«пьесах жизни» на сцене перед нами сегодняшний день и вполне
современные люди с такими же, как у нас, проблемами, заботами,
переживаниями.
В2 - Вот на этой позитивной ноте хочется закончить нашу встречу в
литературной гостиной и завершить её словами опять же из пьесы
Островского «Таланты и поклонники»:
«Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами – с
умом, с сердечной добротой, с душевной чистотой – он представляется
нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться».
Эти строки, прежде всего, относятся к великому драматургу –
А.Н. Островскому.
Музыка