Автор: Бабочиева Светлана Солтановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: Мирнинский район поселок Айхал
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Рабочая программа по : " Истории России".
Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее тематическое планирование по истории разработано на основе :
1.Федерального закона « Об образовании в РФ» №273ФЗ от 29.12.12;
2.Федерального компонента государственного стандарта общего образования,от 05.03.2004г примерной программы основного
общего образования и авторских программ: Загладин Н. В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История России. XX век.
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011; Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. М.: ООО «ТИД «Русское
слово – РС», 2012.
Положение МБОУ «СОШ №23» п. Айхал о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ
учебных предметов. Тематический план по истории в 9 классе предусматривает следующее количество часов:
– курс «История России XX века» – 44 часа;
– курс «Новейшая история» – 24 часа.
Всего : 68 часов
Тематический план ориентирован на использование
– учебников:
● Загладин, Н. В. Всеобщая история. Новейшая история. XX век : учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / Н. В.
Загладин. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012;
● Загладин, Н. В. История России. XX в. : учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / Н. В. Загладин, С. Т. Минаков,
С. И. Козленко, Ю. А. Петров. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011;
– дополнительных пособий для учителя:
● Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 9 класс : к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история : Новейшая история»
/ С. В. Агафонов. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;
● Ермакова, И. А. Рабочая тетрадь к учебнику Загладина Н. В. «Всеобщая история. Новейшая история». 9 класс / И. А.
Ермакова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;
● Загладин, Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс : пособие для учителя / Н. В. Загладин, Х. Т.
Загладина, И. А. Ермаков. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;
● Загладин, Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9–11 классы : учеб.-метод. материалы / Н. В. Загладин, Х. Т.
Загладина. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Для
информационно-компьютерной
поддержки
учебного
процесса
предполагается
использование
программно-
педагогических средств, реализуемых c помощью компьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмы
«Цвет войны», «Обыкновенный фашизм».
Требования к уровню подготовки обучающихся
должны знать:
– даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и
итоги событий XIX в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XIX в.; изученные виды
исторических источников;
уметь:
– соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность
важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
– использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать
свидетельства различных источников;
– показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных
событий;
– рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
давать
описание
исторических
событий
и
исторических
источников;
использовать
приобретенные
знания
при
написании
творческих работ, отчетов;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов,
явлений
и
событий;
группировать
исторические
явления
и
события
по
заданному
признаку;
объяснять
смысл
изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
– определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
– объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Россиии всеобщей истории, достижениям
отечественной и мировой культуры;
– владеть компетенциями:
• информационно-поисковой;
• учебно-познавательной;
• коммуникативной;
• рефлексивной;
• смыслопоисковой;
– применять приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.
Цели курса:
1.
Формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих,
ведущих процессах, явлениях и понятиях;
2.
Развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
3.
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование
гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
1.
Формирование исторического мышления учащихся;
2.
Развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
3.
Формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
4.
Формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических
событий;
5.
Формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и
России в эпоху Нового времени, о политическом и социальном строе в эпоху Нового времени, знаний о наиболее ярких
личностях эпохи;
6.
Формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху Нового времени;
7.
Формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия,
законы, нормы морали и т.д.);
8.
Уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
1.
Формирование правовой культуры школьников;
2.
Формирование представлений о возникших в эпоху Нового времени общечеловеческих ценностях и уважение этих
достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
3.
Развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности
испытывать радость от общения с ними;
4.
Формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
5.
Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории нового времени: свободолюбия, патриотизма,
мужества, благородства, мудрости.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
- В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья,
выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким
предложенным основаниям, критериям.
- Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы,
аксиомы.
- При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные
способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях,
не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать
оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках
информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом
виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные
виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие
прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы
конспекта.
- На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в
речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить
примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
- Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации,
включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и
ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.).
- С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения,
осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)
1. Организация
ответа (введения,
основная часть,
заключение)
Удачное исполнение
правильной структуры
ответа (введение –
основная часть –
заключение);
определение темы;
ораторское искусство
(умение говорить)
Исполнение структуры
ответа, но не всегда
удачное; определение
темы; в ходе изложения
встречаются паузы,
неудачно построенные
предложения, повторы
слов
Отсутствие некоторых
элементов ответа; неудачное
определение темы или ее
определение после
наводящих вопросов;
сбивчивый рассказ,
незаконченные предложения
и фразы, постоянная
необходимость в помощи
Неумение
сформулировать
вводную часть и
выводы; не может
определить даже с
помощью учителя,
рассказ распадается
на отдельные
фрагменты или
учителя
фразы
2. Умение
анализировать и
делать выводы
Выводы опираются на
основные факты и
являются
обоснованными;
грамотное сопоставление
фактов, понимание
ключевой проблемы и ее
элементов; способность
задавать разъясняющие
вопросы; понимание
противоречий между
идеями
Некоторые важные факты
упускаются, но выводы
правильны; не всегда
факты сопоставляются и
часть не относится к
проблеме; ключевая
проблема выделяется, но
не всегда понимается
глубоко; не все вопросы
удачны; не все
противоречия выделяются
Упускаются важные факты и
многие выводы
неправильны; факты
сопоставляются редко,
многие из них не относятся к
проблеме; ошибки в
выделении ключевой
проблемы; вопросы
неудачны или задаются
только с помощью учителя;
противоречия не выделяются
Большинство
важных фактов
отсутствует,
выводы не
делаются; факты не
соответствуют
рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение выделить
ключевую
проблему (даже
ошибочно);
неумение задать
вопрос даже с
помощью учителя;
нет понимания
противоречий
3. Иллюстрация
своих мыслей
Теоретические
положения
подкрепляются
соответствующими
фактами
Теоретические положения
не всегда подкрепляются
соответствующими
фактами
Теоретические положения и
их фактическое
подкрепление не
соответствуют друг другу
Смешивается
теоретический и
фактический
материал, между
ними нет
соответствия
4. Научная
корректность
(точность в
использовании
фактического
материала)
Отсутствуют
фактические ошибки;
детали подразделяются
на значительные и
незначительные,
идентифицируются как
правдоподобные,
вымышленные, спорные,
сомнительные; факты
отделяются от мнений
Встречаются ошибки в
деталях или некоторых
фактах; детали не всегда
анализируется; факты
отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых
фактов и почти во всех
деталях; детали приводятся,
но не анализируются; факты
не всегда отделяются от
мнений, но учащийся
понимает разницу между
ними
Незнание фактов и
деталей, неумение
анализировать
детали, даже если
они
подсказываются
учителем; факты и
мнения
смешиваются и нет
понимания их
разницы
5.Работа с
ключевыми
понятиями
Выделяются все понятия
и определяются наиболее
важные; четко и полно
определяются,
правильное и понятное
описание
Выделяются важные
понятия, но некоторые
другие упускаются;
определяются четко, но не
всегда полно; правильное
и доступное описание
Нет разделения на важные и
второстепенные понятия;
определяются, но не всегда
четко и правильно;
описываются часто
неправильно или непонятно
Неумение выделить
понятия, нет
определений
понятий; не могут
описать или не
понимают
собственного
описания