Напоминание

"Формирование коммуникативных учебных действий и компетенций у младших школьников с нарушениями слуха на уроках"


Авторы: Кудренко Наталья Васильевна, Марьина Альбина Аглямовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат№ 23"
Населённый пункт: город Белгорд
Наименование материала: Конспект
Тема: "Формирование коммуникативных учебных действий и компетенций у младших школьников с нарушениями слуха на уроках"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование коммуникативных учебных действий и

компетенций у младших школьников с нарушениями слуха на уроках

На

современном

этапе

развития

нашего

общества

обострилась

потребность

в

инициативных,

коммуникабельных

людях,

которые

после

окончания школы могут активно включаться в производственную и бытовую

жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям. В

этой

ситуации

процесс

общения

служит

важнейшим

инструментом

социализации обучающихся школ, в том числе детей с нарушениями слуха.

Общение,

являясь

одним

из

основных

видов

деятельности

людей,

совершенствует

способности

и

коммуникативные

умения,

вербальные

навыки человека. Успешная социализация индивида с нарушением слуха

немыслима

без

своевременного

овладения

достаточным

уровнем

коммуникативных действий. Поэтому мы считаем, что основной задачей в

обучении неслышащих и слабослышащих детей является формирование и

развитие коммуникативной компетенции.

Коммуникативная направленность прослеживаться во всем содержании

учебного процесса, в видах, методах и формах речевой деятельности детей с

ОВЗ, особенно младших классов. В начальном звене закладывается прочный

фундамент

развития

коммуникативной

компетенции.

Од н а ко ,

несовершенство умений и навыков, связанных с использованием речи как

средства

общения,

является

характерной

особенностью

обучающихся

с

нарушениями слуха. Эта проблема требует от педагогов школ I

и II видов

поисков

новых

современных

путей

социальной

адаптации,

направлений,

форм и методов сближения детей с проблемами слуха в обществе.

Безусловно,

учитель

играет

ведущую

роль

в

формировании

универсальных

учебных

действий.

Подбор

содержания,

разработка

конкретного

набора

наиболее

эффективных

учебных

заданий

рамках

каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё

это требует от педагога грамотного подхода.

Важным является использование учителем современных

образовательных

технологий.

Главное,

педагоги

должны

в

совершенстве

владеть

методиками

организации

в

классе

учебного

сотрудничества

(«учитель-ученик»,

«ученик-ученик»),

уметь

определять

свои

позиции

в

рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной

проблемы, в нашей школе осуществляется сотрудничество педагогов между

собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по

обмену опытом является взаимопосещение уроков, семинары, круглые столы,

конкурсы, тематические четверти.

В своей работе мы используем различные формы и методы обучения

как специальные, так и общие.

Хочется отметить, что овладение обучающимися учебными действиями

происходит в контексте разных учебных предметов. Жёсткой градации по

формированию

определённого

вида

компетенций

в

процессе

изучения

конкретного

предмета

нет

и

не

может

быть.

Однако,

перенос

акцентов

возможен.

В

изучении

одних

тем

может

уделяться

большое

внимание

формированию одних видов учебных действий, в ходе изучения других – на

формирование иных учебных действий. В целом, содержание учебного курса

выстроено

так,

чтобы

одним

из

планируемых

результатов

изучения

различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных

учебных действий.

В

первом

классе,

когда

дети

еще

не

могут

себя

организовать

для

работы, не умеют вслушиваться, мы используем различные игровые приемы:

«Сложи

картинку»,

мозаика,

«Поезд»,

«Угадай,

чей

голос?».

Особенно

эффективны игры, связанные

с угадыванием, направленные на развитие

слухового восприятия, внимания и других психических процессов, что очень

важно для наших детей: «Лото», «Чудесный мешочек», «Что пропало?»,

«Третий лишний» и т.д.

Обучающимся вторых – пятых классов мы предлагаем более сложную

учебную деятельность, подготавливаем их к различению вопросов, просьб,

поручений, ведения диалогов. Нами используются такие виды упражнений,

как:

дополни слово;

дополни предложение;

составь словосочетание;

классификация предметов по разным признакам;

тестирование;

тематические беседы;

восприятие речи по телефону.

Проводим

игры

и

экскурсии

по

темам

«Магазин»,

«В

школьной

библиотеке», «У врача», «На почте», «Вокзал», «Мой город», «В аптеке» и

т.д.

В своей работе используем современные компьютерные технологии как

на уроках, так и во внеурочное время, которые эффективно способствуют

формированию учебных действий у детей с ОВЗ.

Применение проектных технологий, использование нестандартных уроков

и заданий, организация самостоятельной работы обучающихся, другие виды

работ ставит неслышащих и слабослышащих детей перед необходимостью

начать диалог, тем самым создавая речевую ситуацию, что способствует

более успешному вхождению наших детей в общество слышащих.

Взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование

учебных действий можно проследить по следующим позициям:

постановка учебной задачи (целеполагание);

содержательная линия урока;

организация учебной деятельности;

формы организации учебного сотрудничества;

работа в группе (позиция учеников, позиция учителя);

коммуникативная компетентность;

морально-этические

и

психологические

принципы

общения

и

сотрудничества;

вербальные и невербальные способы взаимодействия;

характеристики сотрудничества;

эффективность

используемых

на

уроке

форм

и

спо собов

взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование

универсальных учебных действий.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего

характера:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему,

в которой каждое следующее действие вытекает из предыдущего.

2.

Развитие

системы

универсальных

учебных

действий

в

составе

личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,

определяющих

развитие

психологических

способностей

личности,

осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и

познавательной сфер ребёнка с ОВЗ.

3. В основе формирования универсальных учебных действий лежит «умение

учиться»,

которое

предполагает

полноценное

освоение

всех

компонентов

учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель;

учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным

фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных

знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-

смысловых оснований личностного морального выбора.

4.

Формирование

универсальных

учебных

действий

способствует

индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его

этапе

на

достижение

определенных,

заранее

планируемых

учителем

результатов.

5.

В

образовательной

коррекционной

практике

происходит

переход

от

обучения

как

преподнесения

учителем

обучающимся

системы

знаний

к

активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от

освоения

отдельных

учебных

предметов

к

полидисциплинарному

(межпредметному)

изучению

сложных

жизненных

ситуаций;

к

сотрудничеству

обучающихся

и

учителя

в

ходе

овладения

знаниями,

к

активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном

образовательном

стандарте

второго

поколения

основы

формирования

универсальных

учебных

действий

подчёркивают

ценность

современного

образования – школа должна побуждать принимать активную гражданскую

позицию,

усиливать

личностное

развитие

и

безопасную

социальную

включённость в жизнь общества детей с ОВЗ.

Таким

образом,

организация

учебно-воспитательной

процесса,

руководство им – это ответственная и сложная работа каждого отдельного

учителя и воспитателя коррекционного образовательного учреждения, а так

же семьи.

Используемая литература

1.

Асмолов

А.Г.,

Бурменская

Г.В.,

Володарская

И.А.

и

др.

Как

проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. —

М.: Просвещение, 2008

2.

Беркалиев

Т.Н.,

Развитие

образования:

опыт

реформ

и

оценки

прогресса школы, Спб. 2007

3.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., «Учим детей общению», М.1998

4.

Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

5.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования

6.

Федотова

А.

В.,

Роль

универсальных

учебных

действий

в

системе

современного

общего

образования.

Электронный

ресурс.

Режим

доступа:.zankov

7.

Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении», М. 1993



В раздел образования