Напоминание

"Ролевая игра по противодействию злоупотреблению наркотикам среди подростков."


Автор: Шершова Анна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного обрахования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: Тульская обл., Дубенский р-он, п.Дубна
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ролевая игра по противодействию злоупотреблению наркотикам среди подростков."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотикам

среди подростков.

Ролевая игра «Мы скажем «Нет».

Герои: «Радость» (яркий костюм, бантики), «Разум» (строгий костюм,

очки, книжка в руках, можно планшет), «Семья» (желательно одинаковые

костюмы у дети), «Здоровье» (ребенок одет в спортивном стиле), «Наркотик»

(ребенок одет в темную одежду), Ведущий.

Ход игры.

Игра проводится по станциям. Музыка у каждой станции своя (по

выбору руководителя). Все станции работают с момента начала игры. Все

действия актеров на станции построены так, как будто они происходят в

реальной жизни. Актер («Наркотик») сопровождает детей с самого начала,

только следит за ними, в сторонке.

Возраст участников: 10-12 лет.

Время – около 50 минут.

Вед: Добрый день, ребята. Я сегодня собрала вас для того, что бы

просто поговорить, порассуждать, подумать о такой теме, как наркотики.

Может, кто-то знает, что такое наркотики? (ответы детей) Хорошо. Кое-что вы

уже знаете. Я вам сегодня не буду показывать страшные картинки и

видеоролики, призывать к чему-то, учить и требовать. Сегодня рассказывать

о наркотиках, о том, как они влияют на нашу жизнь, будете вы сами. Я же

буду только вашим сопровождающим и направляющим в вашей

деятельности. Итак, давайте расскажу, как пройдет наша встреча. У нас

запланировано несколько станций. На каждой из них мы будет говорить о

нашей жизни. Больше я вам ничего не скажу. Все увидите сами. Вперед!

Станция «Семьи» (форма: беседа).

На станции две девочки – большая и маленькая – высаживают или

рисуют на асфальте цветы (дети могут заниматься другим общим делом). К

ним подходят команда детей и Ведущий.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, когда счастлив человек?

Несомненно, счастлив тот, кто может заниматься любимым делом, счастлив

тот, кто любит и любим. И, конечно же, счастье - иметь семью, в которой

царят взаимопонимание и согласие.

Послушайте, пожалуйста, одну притчу (желательно, что бы это был

пересказ). Она называется «У солнца».

У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он

протягивал руку к прохожим. Весна еще только- только начиналась.

Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не

посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту. Когда солнце стало

медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и

бедного бездомного мальчонку забила дрожь.

— О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем

же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни

дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе

солнце!..

Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.

— Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горою ваш

дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду…

И несчастный малыш, дрожа от холода, все шел и шел, пока наконец

не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него

очень трудным — все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они

нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх. Опустилась

кромешная тьма. Но малыш уверенно, без страха шел выше и выше. И вдруг

он услышал лай собаки. А спустя мгновение чей-то голос спросил:

— Кто ты? Куда путь держишь?

— Я мальчик, к солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом

солнца? Далеко или близко?

К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково

проговорил:

— Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же

родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?

— Нет у меня родителей. Я сирота.

— Пойдем, сынок, ко мне, — снова сказал добрый человек и, взяв

мальчика за руку, повел в дом. А дом его — маленькая хижина.

Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага — жена и трое

детишек. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.

— Милые дети, я вам братца привел. Любите друг друга. Подойдите,

обнимите своего нового брата.

Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать,

поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.

А мальчик от счастья плакал. Мальчик за день очень устал и потому

тотчас заснул. Спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел,

наконец, к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись

с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся. Проснулся и

видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за

руку матери. И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в

объятиях солнца. («У солнца». А.Исаакян)

Ведущий: Понравилась притча? Расскажите мне, что вы поняли?

(ответы детей) Вы правы, ребята. Конечно для каждого из нас важное в жизни

– это наша семья и родные, любимые люди. (Девочки-актеры подходят к

ним, держась за руки).

Девочки: Добрый день. Вы нас звали?

Ведущий: Здравствуйте. Простите, нет. У нас с ребятами просто беседа.

Девочки: Как же нет?! Вы сказали – семья.

Взрослая: А мы и есть семья. Нас так и зовут - семья. Я – семья.

Маленькая: И я – семья. Мы вместе. Мы – неразлучны. Один великий

писатель сказал: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в

своей семье, в своем доме».

Ведущий: А вот это очень хорошо сказано! Что вы делаете?

Взрослая: Мы цветы сажаем. Мы стараемся сделать так, что бы вокруг

было много и много цветов.

Маленькая: И мы охраняем их. Бережем. В обиду не даем. Цветы…Они

же, как мы. Как семья. (Обнимают девочки друг друга). Все время вместе.

Ведущий: ребята, посмотрите, какое интересное сравнение получается.

Цветы такие же хрупкие, как любовь, понимание, уважение, доброта, забота в

семье. Цветы можно сломать, так же как и разрушить все хорошее в семье.

Кто-нибудь, расскажите о своей семье. (Несколько человек рассказывают).

Ведущий: Как много хороших слов вы сказали о своей семье. А я вам

хочу сказать вот что, конечно, нам с вами трудно представить себе ситуацию,

когда в семье появляется наркотик. И все-таки послушайте: наркомания —

это беда, от которого страдает вся семья. Семья теряем человека. Уходит

взаимопонимание и уважение. Это большой стресс для всех. А вы как

думаете, что будет в семье, если в дом придет такая беда как наркотики,

алкоголь? Как помочь? (Ответы детей Ведущий сопровождает

«информационными вставками»).

Ведущий: Наркоман способен психически, физически и социально

воздействовать на членов семьи разрушая семейный союз. От того как

относятся члены семьи к данной проблеме будет зависеть судьба самого

наркомана и его близких. Члены семьи должны проявить твердость в

решении данной проблемы, они должны минимизировать риски

способствующие злоупотреблению наркотиками, должны сами отказаться от

периодического приема (например алкоголя. Необходимо изъять наркомана

из той окружающей среды, которая способствовала развитию наркотической

зависимости. Необходимо обучить человека преодолевать трудности

(различные тренинги). Самим членам семьи так же нужна психологическая

помощь, так как от навалившейся проблемы они сами способны сорваться. К

решению данной проблемы необходимо привлечь специалистов наркологов.

Лечение наркоманов дело трудное, результат будет так же зависеть от того

насколько быстро начато решение данной проблемы.

Маленькая: Это все очень страшно. Страшно! Страшно! (обнимает

взрослую девочку). С нами такого никогда не случится!

Взрослая: Правильно. Никогда. И чтобы вам поднять настроение, мы

подарим вам цветы. Берегите их так, как хотели бы сберечь свою семью

(дарят цветы). Можно нам с вами?

Вед: Конечно. Идем дальше. Пойдемте теперь вот сюда. (Подходят к

следующей станции).

2.Станция «Здоровье» (форма проведения: подвижная игра, беседа).

Актер (мальчик или девочка) делает зарядку, у него на груди висит

медаль, можно просто сладкую повесить. Ведущий и дети подходят и смотрят

на актера, который делает зарядку.

Ведущий: Добрый день. Можно вас спросить?

Актер: Здравствуйте. Спрашивайте, если смогу отвечу.

Ведущий: А вас не смущает, что вы здесь одна среди людей и…

Зарядку делаете?! Я не думаю, что кто-то из ребят осмелился вот так при всех

делать зарядку.

Актер: Ни капельки. Кому не нравиться – пусть не смотрит. А мне

очень даже нравится. А из вас, ребята, никому не хочется вместе со мной? А

что, прикольно. Раз, два, три, четыре….Ладно. Давайте познакомимся. Я –

здоровье, спорт, хобби, движение, жизнь. Я выбираю здоровый образ жизни.

И делаю все, что мне нравиться.

Вед: Здорово! А скажите мне, ребята, кто из вас занимается спортом?

(ответы детей) А у кого есть любимое занятие? Хобби? Кто, что любит?

(ответы детей – дети рассказывают о том, чем любят заниматься)

Актер: Посоревнуемся? Кто победит, получит медаль. Ну, кто смелый,

кто не боится с девчонкой сразиться?

Игра «Русская присядка» (Кремер Ж. «Занимательная музыка».)

Эта игра коллективная. Участники в ней делятся на группы по 5—6

человек. Они строятся в колонны, в затылок друг другу.

Упражнения забавной присядки выполняются под музыку. Там, где нет

музыкального сопровождения, можно проводить игру под счет.

Поначалу все группы приседают на корточки и кладут руки на плечи

находящемуся впереди игроку. До начала игры нужно сказать, с какой ноги

начинается игра.

Исходное положение — все присели на корточки.

На счет «раз» — выбросить правую ногу вперед.

На счет «два» — вернуться в исходное положение.

На счет «три» — прыжок вверх, оттолкнувшись обеими ногами.

На счет «четыре» —присесть на корточки.

На счет «пять» — вынести вперед левую ногу.

На счет «шесть» — занять исходное положение.

На счет «семь» — прыгнуть вверх, оттолкнувшись обеими ногами.

На счет «восемь» — вновь присесть на корточки.

(Выигрывает команда, которая не допустила ошибок и сумела командой

дольше других продержаться в такой зарядке).

Ведущий: Молодцы ребята. А теперь представим себе, что в вашей

жизни есть такая привычка, как употребление вредных веществ и напитков.

Наркотиков и алкоголя. Средний возраст начала приема наркотических

веществ в нашей стране составляет 15 - 17 лет. Кроме того, ежегодно

возрастает количество наркоманов в возрасте 9 - 13 лет. Также

зарегистрированы случаи приема наркотиков детьми 6 - 7 лет.

За последние несколько лет число смертей, случившихся в результате

употребления наркотических средств, увеличилось в 12 раз. Среди детей эта

же цифра выросла в 40 раз. В среднем после начала приема наркотиков

зависимый живет 3 - 5 лет.

Что с вами может произойти, с вашим здоровьем? Вам захочется что-то

придумывать, делать, творить, заниматься спортом, делать то, что

интересно? Давайте, подумаем. (Ответы детей)

Актер: Молодцы, ребята. Я бы этому самому наркотику сделала так …и

так…(делает вид, что боксирует). Вы мне понравились. Хочу вас наградить.

Вручу вам медальки. (Раздает сладкие медальки) Можно с вами?

Ведущий: Конечно. Вперед, ребята! Нас ждет что-то интересное!

3.Станция «Радость» (форма: малоподвижная игра, беседа).

Вед: Здесь я с вами хочу поговорить о Радости. Кто из вас может

сказать, что такое радость. Можете ли вы назвать себя радостным человеком?

(ответы детей). А как выглядит радостный человек? Что приносит радость в

его жизнь? (смех, улыбки, позитив, друзья, мечты) (К команде подходит

девочка с воздушными шарами).

Девочка: Всем привет! Можно к вам?

Ведущий: Конечно. Привет. Ты кто?

Девочка: Я – Радость. Просто Радость. Без отчества и фамилии. Я очень

рада нашей встрече. Вы все очень красивые. Такие веселые. Добрые.

Открытые. Я рада, что не ошиблась. Повеселитесь со мной?

Ведущий: С удовольствием.

Девочка: У меня есть мыльные пузыри. Я очень люблю их дуть. Они,

пузырики, такие веселенькие, радужные и очень красивые! Я буду дуть, а вы

их ловить и лопать. Поиграем? А вы, товарищ взрослый, подержите,

пожалуйста, мои воздушные шарики. (Отдает шары Ведущему, количество

шариков по количеству детей).

Девочка (после игры): Здорово! А что вы здесь делаете?

Ведущий: Мы с ребятами разговариваем о большой беде.

Девочка: Какой?

Ведущий: О наркотиках.

Девочка: А…(огорчается) Понятно. Знаете, мне нет места там, где

царит наркотик. Мы просто несовместимы. Мне уйти?

Ведущий: Нет! И нет! Я хочу, ребята, что бы вы знали, что главными

источниками наркотиков в России являются клубы, дискотеки, учебные

заведения. 70 процентов молодых наркоманов признались, что в первый раз

употребили наркотические средства именно в этих местах. По статистике,

один наркозависимый привлекает к употреблению психотропных веществ 13

- 15 человек. Представьте себе, какое количество молодых людей теряет

интерес к жизни. У него появляется только одна цель, где бы достать то, что

унесет его из реальной жизни, в другую жизнь. Ему кажется, что ему там

хорошо, но потом оказывается, что все это было ложью. И настоящая жизнь

превращается в серые, больные, пустые, неинтересные, одинокие дни.

Ребята, а что вас приносит радость в жизни? О чем мечтаете? С кем вы

любите проводить свое свободное время? (ответы детей) А вы как думаете,

что останется у человека, если не будет в его жизни радости, смеха, мечты?

Что будет, если человек, подросток, выберет наркотик, впустит в свою жизнь

такую буде? Радость останется? (Дети отвечают).

Девочка: А можно я вам подарю воздушные шарики? Ну, просто так,

что б порадовать?

Ведущий: Конечно. Пойдем с нами.

4.Станция «Разум» (беседа).

( на скамейке сидит девочка с планшетом в руках, что-то читает).

Ведущий: Здесь будет наша последняя остановка. Давайте присядем на

скамеечку. (Обращается к актеру). Извините, пожалуйста, не могли вы чуть-

чуть подвинуться. Нас много. Боюсь, все не усядемся.

Актер: Конечно, конечно. Пожалуйста.

Вед: Ой, а вы читаете… Вы готовитесь к экзаменам? Столько надо

узнать!

Актер: Нет, что вы. Я просто читаю. Я и так все знаю.

Ведущий: Как все?

Актер: Очень просто. Я и есть знание. Со мною дружат пытливые

детские умы, сообразительность, смекалка, стремления узнать что-то новое,

интересное, неизведанное, школьные друзья. Я - это детский садик, школа,

потом институт, профессия. Я – это выбор жизненного пути. Я – это будущее.

Вы еще маленькие. Вам не понять.

Ведущий: Почему же не понять. Эти ребята учатся в школе, кому-то

нравится математика или литература. Кому-то ничего. Но зато привлекают

компьютеры, техника. Все ребята вырастут и каждый мечтает о том, кем

будет. Ребята, кому нравится учиться в школе? А кто из вас кем хочет стать?

(ответы детей)

Актер: Это, конечно, все хорошо. А вы знаете, что этого всего у вас

может не быть? Я в последнее время часто размышляю о том, как подростки

теряют себя в жизни. Уходят все стремления и мечты. Они ничего не хотят. И

им ничего не нужно. Хорошо, если это просто подростковый период. Но есть

и другие причины.

Ведущий: Вы правы. И сегодня мы говорим о такой беде в жизни

подростков, как наркотики. Он входит в жизнь незаметно, как бы случайно. И

никто не думает, что эта дружба может обернуться бедой.

Актер: Употреблять наркотики в подростковом возрасте очень опасно, а

также очень вредно, так как не окрепший и не сформировавшийся организм

поддается воздействию наркотиков, что может привести к различного рода

нарушениям и бедам. Разрушается все: и головной мозг, и нервная система,

плохо работает сердце, появляется слабость и усталость, мысли путаются,

разрушаются различные органы человеческого организма. Вот, посмотрите

мои картинки. (Показывает картинки о воздействии наркотиков).

(В это время подходит актер «Наркотик», вместе с другими детьми

рассматривает картинки, принимает участие в обсуждении, его никто не

замечает.)

Ведущий: Ну что ж, ребята, настало время возвращаться и подвести

итог нашей встречи. (Замечает «Наркотика»). А ты кто?

«Наркотик»: Да просто ребенка. Можно с вами просто побыть. Мне

гулять не с кем. Я сегодня друзей не нашел (эту фразу выделяет).

Ведущий: Хорошо. Пойдемте. (Ведущий говорит о том, что надо

думать, прежде всего, своей головой, знать, что делать; говорит обо всем, что

дети увидели. А «Наркотик» в это время щипает «Взрослую» девочку со

станции «Семья»)

Взрослая дев.: Ой! Мне больно! Кто меня ущипнул?

«Наркотик» (показывает на «Маленькую» девочку): Она! Я все видела!

Она специально! Точно!!!

Взрослая на Маленькую: Как тебе не стыдно! Мы же Семья! Не знала,

что ты мне можешь сделать больно!

Маленькая: Не верь ей! Она все врет!

Взрослая: Все! Разговор окончен!

(«Наркотик» в это время толкает незаметно «Здоровье»).

Здоровье: Кто меня толкнул? Это нечестно! Не по правилам!

«Наркотик»: Они! Они! Все! Они тебе завидуют!

Здоровье: Только попробуйте меня обидеть!

Ведущий: Не ругайтесь. Давайте разберемся. А как тебя зовут? (к

«Наркотику») (Звучит тревожная музыка).

«Наркотик» (вызывающе): Меня зовут так, как вы не ожидаете. Я умнее

и хитрее вас всех. И ничего вы со мной не сделаете. Вы так со мной

подружитесь, что я стану для вас самым главным в жизни. Вы будете делать

только то, что я говорю.

Ведущий: Вот это глупости.

«Наркотик» (вкрадчиво): Глупости?! Да я приду к каждому из них.

Незаметно. Случайно. Они сами и не поймут, как привыкнут ко мне. Я –

Наркотик. Маленький. Сначала безобидный. А потом я разрушу все: причиню

боль семье, будут обиды и ссоры, боль и слеза от непонимания и нелюбви

(щипает Девочек «Семья», срывает с маленькой бантики, ломает цветочки и

топчет их, самих Девочек расталкивает в стороны, они стоят, опустив

головы), я призову усталость и равнодушие (толкает «Здоровье», «Здоровье»

падает, сидит, сжавшись в комок), уничтожу радость и дружбу (лопает

воздушные шарики, пугает , «Радость» отходит, отворачивается, закрывает

лицо руками), и не будет у вас будущего, не будет космоса и путешествий,

знаний и новых открытий (подходит к «Знанию», вырывает планшет из рук,

«Знание» закрывает себя руками; в ходе монолога надо разделить «Героев» и

Команду детей, а посередине оставить «Наркотик»).

«Наркотик» (поворачиваясь к детям): Все это – я! Я – беда! Я –

Наркотик! И ничего вы не сделаете со мной! (все «Герои» и «Наркотик»

замерли – «стоп – кадр»).

Ведущий: Что ж, ребята. Все, что сейчас происходит, довольно просто

показано. Но, тем не менее, это все так и происходит. Нам с вами остается

сделать только одно. Сказать только одно слово, что бы спасти свою жизнь.

Не допустить беды и трагедии. Кто со мной готов защитить свою жизнь,

жизнь своей семьи и своих друзей? Возмемся за руки. (Дети с Ведущим

становятся между «Наркотиком» и «Героями»). А надо сказать одно

единственное слово. Какое? Кто-нибудь скажет?

Все: Нет! Мы говорим наркотику – Нет! (идут на встречу «Наркотику»,

«Наркотик» отступает и убегает).

Звучит радостная музыка.

Ведущий: Молодцы! Давайте все обнимемся! Мы справились! («Герои»

и дети обнимаются, жмут друг другу руки, поздравляют друг друга).

Вед: Спасибо всем, что пришли! Очень было интересно!

Конец!

2017 год.

Примечания для организаторов: сценарий можно использовать как

основу для проведения мероприятия.

Разработал:

педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ п.Дубна Тульской

области Шершова Анна Сергеевна.



В раздел образования