Автор: Харченко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: Тюменская область город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных форм в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Использование
инновационных
форм
в
физкультурно-
оздоровительной работе ДОУ.
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского
населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические
добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе,
связанные
с
неудовлетворительным
экономическим
положением
–
лишь
некоторые
факторы,
агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом
зависит благополучие общества.
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития
человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и
совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные
возможности,
повышается
его
устойчивость
к
внешним
воздействиям,
формируется
осанка,
приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без
которых невозможен здоровый образ жизни.
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее
значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне
важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что
позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое,
но и разностороннее развитие личности.
Традиционные формы физкультурно - оздоровительной работы всем нам известны ( предлагаю
педагогам назвать те формы, которые они используют в своей работе ) - это утренняя гимнастика,
оздоровит.гимнастика после сна, прогулки, динамические паузы, подвижные игры,дыхательная
гимнастика, точечный массаж и т.д.
Хочу
познакомить
вас
с
некоторыми
инновационными
формами
физкультурно-
оздоровительной работы , которые мы может использовать в работе с детьми:
игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно
использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой,
для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций,
занятия на свободное творчество. На таких занятиях надо уметь не только проявить интерес, но
и уметь в свободной двигательной деятельности использовать полученный двигательный опыт, т.е.
все время находиться в творческом поиске
Хатха-йога – основу составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для
проведения таких занятий подбираются самые доступные йоговские позы. Проведение таких
занятий просто необходимо для полного гармоничного развития дошкольников, т.к. большинство
упражнений
Хатха-йоги
естественны,
физиологичны.
Они
копируют
позы
животных,
птиц,
определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы
кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят
фантазию
и
воображение.
Благодаря
этому
дети
лучше
запоминают
упражнения
и
легче
их
осваивают.
занятие
по
карточкам
- каждый ребёнок получает карточку, на которой в виде пиктограмм
изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана
последовательность выполнения упражнений. По сигналу педагога дети упражняются в первом,
изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему и т.д. На
индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым надо поупражняться
ребёнку. Это позволяет предложить отдельным детям выполнить упражнения с гимнастической
палкой для профилактики нарушения осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с
лентами, мальчикам с фитболами, или выбрать физкультурный снаряд по желанию. Кроме того,
такое занятие хорошо использовать в работе со слабослышащими детьми, за счет карточек дети
четко понимают задачу, которая перед ними стоит.
стретчинг — гимнастика (гимнастика поз) - включает в себя комплекс поз, обеспечивающих
наилучшие
условия
для
растягивания
определенных
групп
мышц.
Считается,
что
предшественником современного стретчинга являются позы йоги и других древних восточных
систем.
фитбол - гимнастика — гимнастика на больших гимнастических мячах.
танцевально-ритмическая гимнастика - образно-танцевальные композиции, каждая из которых
имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Игроритмика - является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей
детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под
музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим
средствам музыкальной выразительности. Это специально подобранные упражнения для
согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика - служит основой для усвоения ребенком различных видов движений,
обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Это общеразвивающие
упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление
осанки.
игротанец- направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что
способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и
доставляют эстетическую радость детям. Это танцевальные шаги, элементы хореографических
упражнений.
игровой самомассаж - является основой для закаливания и оздоровления детского организма.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее
настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления
к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
музыкально-подвижные игры- cодержат упражнения, применяемые практически на всех
занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы
имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации и т.п.
креативная гимнастика- предусматривает целенаправленную работу по применению
нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие
выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные
возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления,
свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры,
специальные задания.
Игропластика - основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и
гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и
упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме
радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать,
погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.
Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
игровой стретчинг - упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по
ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий,
упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и
развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений
спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-
подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое
мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве,
внимание.
игры-путешествия - они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех
разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков,
приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать,
где захочешь и увидеть что пожелаешь.
эмоциональная разминка с элементами психогимнастики - задача педагога - научить своих
воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических
упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения,
которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное
состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и
т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В
зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или,
наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Или детям
предлагают специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип
движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения
предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они
придумывают новые способы применения его( раскручивать его на полу, словно волчок, или
пронести его на голове вместо шляпы и т.п.)
Такие формы работы отличаются от традиционных высоким эмоциональным фоном,
способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и
творческих способностей детей, воспитывается чувство коллективизма.