Автор: Шпакова Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: ст. Расшеватская,Новоалександровкий район, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Арифметические действия с обыкновенными дробями"
Раздел: среднее образование
Разработка урока.
Учитель математики Шпакова Татьяна Ивановна.
«Действия с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями»
(открытый урок в 5 классе)
Цели:
- обобщение знаний учащихся об обыкновенных дробях;
- закрепление навыков сложения, вычитания, сравнения дробей с одинаковыми
знаменателями;
- развитие познавательного интереса к математике;
- демонстрация межпредметной связи.
Ход урока.
1.
Ребята, прошу вас взять у себя на столе «лист настроения» и подчеркнуть
волнистой линией тот рисунок, который соответствует вашему настроению в
данный момент.
2.
Ребята, сегодня ваш класс – научно-исследовательский институт, и вы его
сотрудники. Вам предстоит защитить свои знания по теме «Действия с
обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями».
3.
Итак, сделаем первое открытие «Устный счёт». Решив примеры и сопоставив ответ
с буквой, узнаем ключевое слово.
а)
15
4
15
3
;
б)
42
9
42
21
;
в)
131
37
131
121
;
г)
115
24
115
86
;
д)
113
57
113
110
;
е)
92
26
92
47
;
ж)
;
95
38
95
89
з)
;
71
19
71
17
и)
85
63
-
85
46
; к)
64
15
+
64
29
; л)
49
37
-
49
25
; м)
52
11
+
52
22
.
Е К Ц О Я Э И Н Д П И Л
85
17
113
53
131
84
95
51
52
33
15
7
49
12
42
12
64
44
71
36
115
110
92
73
4.
Ребята, сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми
знаменателями.
5.
Дети, а кто знает, что обозначает слово «энциклопедия». Кто-нибудь встречался с
«энциклопедией по математике»?
6.
Историческая справка о дробях.
С древних времён людям приходилось не только считать предметы (для чего
требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести
расчёты за купленные и проданные товары.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить
натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились
дроби.
В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола
«дробить»- разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в 17 веке)
дроби так и назывались – «ломаные числа».
Первые дроби, которые появились в математике – единичные дроби, у которых
числитель равен единице.
Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта.
Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять
современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Леонардо
Фибоначчи.
Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в 13 веке Максим Плануд- греческий
монах, учёный-математик.
7.
Следующий наш исследовательский опыт «Двойная игра». ( работа выполняется на
листочках).
1.
Записать дроби:
,
5
2
,
6
6
,
6
5
3
10
,
10
13
,
),
(
2
1
половина
9
9
,
17
14
,
20
20
),
(
4
1
четверть
Подчеркните одной чертой правильные дроби, двумя чертами
неправильные.
2.
Сравните дроби:
а)
21
15
21
17
и
; б)
57
48
57
42
и
; в)1
19
19
и
; г)1
24
25
и
д)
и
5
2
7
2
3.
Какие значения может принимать а, чтобы дробь
5
a
была правильной?
4.
Какие значения может принимать в, чтобы дробь
b
6
была
неправильной?
5.
Проверка по доске, устный опрос:
- назовите числители (знаменатели) дробей.
- дайте определение правильной( неправильной) дроби.
- как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями (числителями)?
ФИЗМИНУТКА.
2.
Любая исследовательская работа требует решения задач. Следущее открытие
сделаем в тетради.
Задача. Посевная площадь а/о «Родина» 6300га. Озимая пшеница занимает
9
2
всей
площади, ячмень на
9
1
больше, чем пшеница. Овёс занимает
7
1
той площади, что
пшеница и ячмень вместе.
21
2
всей площади занимает «пар». Сколько га занимает
каждая культура и сколько «пар»?
- как называются культуры, о которых мы решали задачу?
- ребята, а кто знает что такое «пар»?
«паром» называют в сельском хозяйстве землю, на которой целый год ничего
не сажают, дают земле
«отдохнуть», в это время землю тщательно обрабатывают и вносят различные
удобрения.
- каким способом решали задачу?
- какие ещё способы знаете?
3.
Решим уравнения ( 2 человека у доски, остальные самостоятельно)
а) х-
15
7
=
15
2
; б) z+
27
20
=
27
25
;
в)
25
7
+р=
25
18
; г)
19
15
- у=
19
3
4.
Проверка решения уравнений
- что значит решить уравнение?
- какие компоненты неизвестны?
- как их найти?
- приведите примеры дробей, равных корням уравнения.
11. Подведение итогов.
- ребята, мне кажется, что наша исследовательская работа имеет хороший результат.
( объявление оценок).
- возьмите пожалуйста свои «листы настроения» и подчеркните двумя линиями тот
рисунок, который
соответствует вашему настроению в конце урока.
- Домашнее задание.
- Спасибо за урок.