Напоминание

"Арифметические действия с обыкновенными дробями"


Автор: Шпакова Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: ст. Расшеватская,Новоалександровкий район, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Арифметические действия с обыкновенными дробями"
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока.

Учитель математики Шпакова Татьяна Ивановна.

«Действия с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями»

(открытый урок в 5 классе)

Цели:

- обобщение знаний учащихся об обыкновенных дробях;

- закрепление навыков сложения, вычитания, сравнения дробей с одинаковыми

знаменателями;

- развитие познавательного интереса к математике;

- демонстрация межпредметной связи.

Ход урока.

1.

Ребята, прошу вас взять у себя на столе «лист настроения» и подчеркнуть

волнистой линией тот рисунок, который соответствует вашему настроению в

данный момент.

2.

Ребята, сегодня ваш класс – научно-исследовательский институт, и вы его

сотрудники. Вам предстоит защитить свои знания по теме «Действия с

обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями».

3.

Итак, сделаем первое открытие «Устный счёт». Решив примеры и сопоставив ответ

с буквой, узнаем ключевое слово.

а)

15

4

15

3

;

б)

42

9

42

21

;

в)

131

37

131

121

;

г)

115

24

115

86

;

д)

113

57

113

110

;

е)

92

26

92

47

;

ж)

;

95

38

95

89

з)

;

71

19

71

17

и)

85

63

-

85

46

; к)

64

15

+

64

29

; л)

49

37

-

49

25

; м)

52

11

+

52

22

.

Е К Ц О Я Э И Н Д П И Л

85

17

113

53

131

84

95

51

52

33

15

7

49

12

42

12

64

44

71

36

115

110

92

73

4.

Ребята, сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми

знаменателями.

5.

Дети, а кто знает, что обозначает слово «энциклопедия». Кто-нибудь встречался с

«энциклопедией по математике»?

6.

Историческая справка о дробях.

С древних времён людям приходилось не только считать предметы (для чего

требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести

расчёты за купленные и проданные товары.

Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить

натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились

дроби.

В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола

«дробить»- разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в 17 веке)

дроби так и назывались – «ломаные числа».

Первые дроби, которые появились в математике – единичные дроби, у которых

числитель равен единице.

Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта.

Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять

современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Леонардо

Фибоначчи.

Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в 13 веке Максим Плануд- греческий

монах, учёный-математик.

7.

Следующий наш исследовательский опыт «Двойная игра». ( работа выполняется на

листочках).

1.

Записать дроби:

,

5

2

,

6

6

,

6

5

3

10

,

10

13

,

),

(

2

1

половина

9

9

,

17

14

,

20

20

),

(

4

1

четверть

Подчеркните одной чертой правильные дроби, двумя чертами

неправильные.

2.

Сравните дроби:

а)

21

15

21

17

и

; б)

57

48

57

42

и

; в)1

19

19

и

; г)1

24

25

и

д)

и

5

2

7

2

3.

Какие значения может принимать а, чтобы дробь

5

a

была правильной?

4.

Какие значения может принимать в, чтобы дробь

b

6

была

неправильной?

5.

Проверка по доске, устный опрос:

- назовите числители (знаменатели) дробей.

- дайте определение правильной( неправильной) дроби.

- как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями (числителями)?

ФИЗМИНУТКА.

2.

Любая исследовательская работа требует решения задач. Следущее открытие

сделаем в тетради.

Задача. Посевная площадь а/о «Родина» 6300га. Озимая пшеница занимает

9

2

всей

площади, ячмень на

9

1

больше, чем пшеница. Овёс занимает

7

1

той площади, что

пшеница и ячмень вместе.

21

2

всей площади занимает «пар». Сколько га занимает

каждая культура и сколько «пар»?

- как называются культуры, о которых мы решали задачу?

- ребята, а кто знает что такое «пар»?

«паром» называют в сельском хозяйстве землю, на которой целый год ничего

не сажают, дают земле

«отдохнуть», в это время землю тщательно обрабатывают и вносят различные

удобрения.

- каким способом решали задачу?

- какие ещё способы знаете?

3.

Решим уравнения ( 2 человека у доски, остальные самостоятельно)

а) х-

15

7

=

15

2

; б) z+

27

20

=

27

25

;

в)

25

7

+р=

25

18

; г)

19

15

- у=

19

3

4.

Проверка решения уравнений

- что значит решить уравнение?

- какие компоненты неизвестны?

- как их найти?

- приведите примеры дробей, равных корням уравнения.

11. Подведение итогов.

- ребята, мне кажется, что наша исследовательская работа имеет хороший результат.

( объявление оценок).

- возьмите пожалуйста свои «листы настроения» и подчеркните двумя линиями тот

рисунок, который

соответствует вашему настроению в конце урока.

- Домашнее задание.

- Спасибо за урок.



В раздел образования