Напоминание

"Метод исследования на уроках окружающего мира"


Автор: Цыганова Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Елшанка Воскресенского района Саратовской области"
Населённый пункт: село Елшанка Воскресенского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Метод исследования на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




Районная научно - практическая конференция

"Грани педагогического исследования"

метод исследования

на уроках

окружающего мира

Автор работы: Цыганова Галина Викторовна

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Место выполнения работы: МОУ "СОШ с.Елшанка"

Воскресенское

2015 г.

Введение

Проходя

дистанционные

курсы

повышения

квалификации,

я

заинтересовалась методом исследования, так как с началом XXI века становится

всё

более

очевидно,

что

умения

и

навыки

исследовательского

поиска

в

обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет

связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Современная начальная школа в качестве одного из приоритетных

направлений

своей

деятельности

определяет

приобщение

учащихся

к

исследовательской деятельности.

Перед начальной школой ставятся задачи:

- закладывать фундамент знаний, умений и навыков;

- формировать у обучающих такие качества как критичность мышления, анализ

деятельности, самостоятельность в планировании и организации собственной

деятельности, ответственность за выполненную работу;

- воспитывать активную, творческую, самостоятельную личность.

Для

того,

чтобы

реализовать

эти

задачи,

необходимо

использовать

продуктивные методы обучения, среди которых выделяются исследовательские

методы.

Исследовательский

метод

обучения

-

это

организация

поисковой

познавательной

деятельности

учащихся

путем

постановки

учителем

познавательных

и

практических

задач,

требующих

самостоятельного

творческого решения. Прежде всего, я определила для себя цель использования

исследовательской

работы

-

стимулирование

развития

интеллектуально

-

творческого

потенциала

младшего

школьника

через

развитие

и

совершенствование

исследовательских

спо собно стей

и

на в ыков

исследовательского поведения.

Исследовательский метод обучения выражается в следующих характерных

признаках

1)

учитель

вместе

с

учениками

формирует

проблему,

решению

которой

посвящается отрезок учебного времени

2) знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их в

процессе исследования проблем, сравнения различных вариантов полученных

ответов.

3)

деятельность

учителя

сводится

к

оперативному

управлению

процессом

решения проблемных задач.

4)

обучение

сопровождается

повышенным

интересом,

полученные

знания

отличаются

глубиной,

прочностью,

действенностью.

Этот

метод

предусматривает творческое усвоение знаний.

Мы видим, что согласно новому стандарту дети должны овладеть различными

видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им должны помочь мы.

Умению

результативно

действовать

в

новых

ситуациях,

извлекать

из

собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и

умения ученик должен научиться самостоятельно. Еще одной особенностью

ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска

информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так

и с точки зрения исследовательского обучения.

Особенности организации исследовательского обучения младших

школьников на уроках окружающего мира

Проблемно - исследовательский метод как основа исследовательского

обучения

Проблемно - исследовательское обучение можно разделить на три вида в

зависимости от характера и степени задействованности творческого начала

учащихся:

1. научное творчество ( постановка и решение теоретических учебных

проблем )

2. практическое творчество ( постановка решение практических учебных

проблем )

3. художественное творчество ( отображение действительности на основе

исключительно творческого воображения)

Но на уроках окружающего мира скорее найдут место первые 2 вида.

Как построить учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся

мыслительных

и

исследовательских

умений,

необходимых

д л я

самостоятельного

учения

?

Одним

из

эффективных

способов

является

систематическое

применение

проблемно

-

исследовательского

метода

в

преподавании предмета «Окружающий мир». Это связано с тем, что психолого -

педагогическим основанием данного метода является моделирование в учебном

процессе

естественного

процесса

познания

ребёнком

окружающего

мира.

Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновением у

ребёнка какого - либо вопроса, трудности, т.е. проблемы, это структурное звено

мышления

и

поисковой

активности

-

возникновение

проблемы,

предшествующее

постановке

мыслительной

задачи,

имеет

самостоятельную

ценность

и

особое

значение

в

обучении.

К

сожалению,

в

наиболее

распространенной

практике

данная

проблема

начинается

с

задачи,

поставленной учителем, а не самим ребёнком. Конечно, ребёнок у ребёнка

возникают

проблемы,

задаются

вопросы,

но

в

обыденной

жизни,

и,

следовательно,

он

проявляет

поисковую

активность,

анализирует,

делает

выводы, но всё это происходит примитивно. Значит задача учителя - направить

эти умения в учебное русло и помогать ребенку развить их, создать условия для

их реализации. В эти моменты как раз и нужно обращаться к проблемно -

исследовательскому методу. Мы видим, что у ребёнка уже есть предпосылки к

проблемному обучению, остаётся только умело применить их.

На проблемном уроке ученики в процессе исследовательской, творческой

деятельности сами «открывают знания» . Правда, творчество за партой всегда

отличается

то

настоящего

научного.

Учёный

ставит

перед

собой

ещё

не

изученную

проблему

и

в

результате

открывает

объективно

новое

знание.

Школьник ставит учебную проблему и открывает знание, новое лишь для него

самого, а не для всего человечества. Но от этого радость от «новых открытий

для себя» не становиться меньше. Одним из основных признаков проблемного

исследовательского

обучения

как

раз

и

является

субъективная

новизна

и

оригинальность продукта деятельности. Существует еще один важный признак

такого

обучения:

появление

в

результате

обучения

учащимися

субъективно

новых способов деятельности.

Выделяют шесть основных этапов методики проблемного исследования и два

дополнительных, а именно:

- мотивация ( создание проблемной ситуации )

- исследование

- обмен и организация информации

- связывание информации

- подведение итогов

- рефлексия

- постановка новых вопросов

- применение

Основные этапы следуют друг за другом, а дополнительные могут меняться

местами и даже в каких- то случаях выпадать.

Первый этап, это этап мотивации, или создания проблемной ситуации

является ключевым этапом. От него во многом зависит, состоится исследование

или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной

форме,

то

не

может

быть

и

подлинного

исследования,

предполагающий

творческий поиск решения проблемы, возникшей у ребёнка. Искусство педагога

в

данном

случае

заключается

в

том,

чтобы

спланировать

и

создать

такие

условия, которые с максимальной высокой степенью вероятности обеспечат

возникновение

определённого

рода

вопроса

или

проблемы.

Причем

вопрос

должен

возникнуть

не

у

одного

учащегося,

а

всего

класса

или

хотя

бы

у

большинства.

Создание

учителем

условий

для

возникновения

вопроса,

представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.

Второй этап следует из первого. Раз проблема сформулирована, значит нужно

искать решение. Исследование направляется вопросом, который и регулирует

поиск,

осуществляемый

ребёнком.

Для

данного

этапа

подходит

как

индивидуальная

работа,

так

и

групповая.

В

первое

время

даже

лучше

использовать

групповую

работу,

так

как

одному

ребёнку

ещё

сложно

осуществлять поиск. Результатом данного этапа будет некоторый эскиз решения

проблемы.

Следующий этап плавно вытекает из предыдущего. Для того, что бы результат

поиска был более совершенный, необходим обмен информацией. Задача учителя

на данном этапе заключается в том, что бы дети могли свободно обмениваться

информацией и представлять свои данные. Дети обмениваются информацией,

представляют свои идеи и в то же время соотносят свою работу с работами

других учеников. В этом проявляется двойственность этого этапа работы. Важно

то, что бы в данном этапе дети не только отчитались перед другими, но и сами

что-нибудь

усвоили

из

докладов

других

учеников,

собственно

для

этого

и

служит

этап

исследовательской

работы

-

обмен

информацией.

Возможные

ошибки, недочеты, неточности - всё это можно исправить во время обмена

информацией.

Когда обмен информацией прошёл, всё что необходимо известно, следует этап

организации

и

классификации

информации.

На

этом

этапе

происходит

сортировка данных, их сравнение, выявление сходств, различий, структуризация

информации. Необходимость этапа состоит в том, что учащиеся могут связать

информацию и сделать своё открытие, найти общий связывающий принцип,

идею,

закономерность,

что

подразумевается

под

словом

«обобщение».

Организация

информации

призвана

облегчить

возможность

открытия

обобщения, сделать это открытие достоянием каждого ученика. Данный этап не

всегда может пройти удачно. Критерий качества этого этапа определяется по

приближению

к

следующему

шагу

-

обобщению.

Так,

если

сортировка

доданных помогает связать факты и сделать обобщение, то можно сказать, что

этап прошёл хорошо, а если после сортировки данных появляются затруднения,

то соответственно этап прошёл неудачно. Так же является важным на данном

этапе,

что

бы

учитель

выделял

достоинства

работ

всех

детей

и

отмечал

недостатки.

Желательно

предлагать

различные

варианты

классификации

информации, что бы выбрать оптимальный вариант.

Смысл следующего этапа - связывание информации - открытие связующего

принципа, представляет собой нахождение идеи, которая относится ко всем

изученным фактам. Необходимо, что роль учителя здесь была минимальной,

иначе у детей не будет чувства открытия. Как только идея найдена, начинается

следующий этап.

Подведение итогов. Психологический смысл этого этапа - достижение

понимания решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной

деятельности. На этом этапе происходит своеобразное возвращение к началу

исследования, а точнее к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена.

Кроме

того,

предметом

осознания

является

и

сам

процесс

мышления:

как

осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании

чего было сделано заключение или обобщение. Этот этап важен с практической

точки

зрения.

Так

как

у

детей

формируется

своеобразный

«механизм

исследования», который они смогут применять в будущем. Этот этап может

вызвать новые вопросы ( следующий этап ) , либо же нужно будет применить

его на практике. Применение нового знания по

своему психологическому

смыслу

совпадает

с

этапом

обоснования

решения,

в

ходе

которого

и

достигается

подлинное

понимание.

Применение

может

выступать,

как

завершающий этап исследования.

Выше рассмотрели структуру исследования с индукционной точки зрения.

Но есть ещё и исследование дедукция. В нашем случае берётся какая - нибудь

идея, гипотеза , которую нужно доказать или опровергнуть. Таким образом,

ключевым моментом здесь является не возникшая проблема или вопрос, а

гипотеза - обобщение. Но если нет проблемы, то нет и исследования. Значит

задача

учителя

создать

эту

проблемную

ситуацию,

которая

приведёт

к

формированию

гипотезы,

и

тогда

обобщение

выступит

как

положение,

нуждающееся

в

подтверждении,

т.е.

гипотезы.

Создание

такой

ситуации

-

сложнейшая задача.

В образовательном процессе необходимо сочетать как индуитивное и

дедуктивное мышления. Сейчас учителя предпочитают индукцию, и забывают

про дедукцию. Детям тоже интереснее первый способ мышления. Но если

совсем забыть про дедуктивное мышление, то мы не сможем критиковать что-

либо, сомневаться, а это нужно, чтобы убеждаться в правильности открытия

или же наоборот, убеждаться в его ложности.

Таким образом, суть проблемно- исследовательского метода заключается в

моделировании на уроке процесса естественного открытия. Это значит, учителю

необходимо

психологически

поддерживать

деятельность

детей,

что

бы

они

чувствовали, что совершают открытие. Сам урок исследование делится на 6

основных

этапов,

каждый

из

которых

вытекает

из

предыдущего.

Урок

-

исследование представляет собой следующее: создание проблемной ситуации,

исследование, обмен информацией и её организации, связывание информации

подведение итогов. После подведения итогов может следовать практическое

применение открытия, которое совершили дети. Таким образом, они убедятся в

правильности открытого. Проблемно - исследовательский метод, как высчитаем,

лежит в основе других исследовательских методов, поэтому он чрезвычайно

важен в исследовательской деятельности младших школьников.

Вышеприведённая структура проблемно - исследовательского метода

позволяет

говорить

о

том,

что

он

является

основой

исследовательского

обучения. Это связано с тем, что любое исследование предполагает все этапы

данного

метода,

от

постановки

проблемы,

до

появления

итогов.

Также

проблемно

-

исследовательский

метод

включает

в

себя

д ру ги е

исследовательские

методы:

наблюдения,

опыты,

экскурсии,

практические

работы и т.д.

С проблемно - исследовательским методом обучения связан завтрашний день

школы,

поскольку

именно

он

предоставляет

ученикам

наибольшую

меру

самостоятельности

и

творческого

поиска,

как

в

индивидуальной,

так

и

в

совместной деятельности. А именно этого требуют новые стандарты. Так же

проблемно - исследовательский метод помогает устанавливать межпредметные

связи, так как зачастую, для какого - либо исследования необходимы знания из

других предметов.

Таким

образом

,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

проблемно

-

исследовательский метод является универсальным методом исследовательского

обучения.

1. он развивает творческое начало у ребёнка

2. формирует необходимые нам исследовательские умения и навыки

3.

включает

в

себя

другие

исследовательские

методы:

опыт,

экскурсию,

наблюдение и др.

4. у детей повышается мотивация при решении определенной проблемы.

Так же проблемно - исследовательский метод предоставляет ребёнку максимум

самостоятельности, чего требует современное образование.

Технология построения урока - исследования

До сих пор в школе сталкиваются с трудностями при использовании

исследовательских методов. Остановимся на этих трудностях.

Использование методов исследовательской работы позволяет организовать

учебный

процесс,

как

творческий

процесс

приобретения

знаний,

обеспечивающих

развитие

у

учащихся

необходимых

для

самообучения

мыслительных

и

исследовательских

умений.

Тем

не

менее,

не

смотря

на

очевидную значимость исследовательских методов и ясность логики построения

урока

исследования,

они

очень

мало

распространены

в

педагогической

практике.

Одно

из

важнейших

причин

этого

является

сложность

его

конструирования.

Фактически

конструирование

урока

-

исследования

представляет собой пример возникновения проблемной ситуации у учителя и

поиска

им

её

эффективного

решения.

Именно

в

таком

контексте

мы

и

рассмотрим конструирования урока исследования.

Учителю не достаточно знать все основные этапы методики, ему необходимо

понимать,

что

занятия,

построенные

на

основе

исследовательских

методов,

представляют собой урок - систему. Это значит, что отличительной чертой

такого

урока

является

целостность,

т.е.

связность

всех

его

этапов

и

их

подчинённость одной функции, открытию или доказательству какого - то нового

знания,

идее

урока.

Цельность

урока,

его

подчинённость

одной

идее

обеспечиваются двумя важнейшими компонентами - мотивацией и обобщением.

Исходя из этого, представляю основные шаги при конструировании урока

исследования.

1 шаг - сформулировать обобщение урока. Осознать, что ученик должен знать

на уроке, т.е. какое правило, принцип, закономерность или связь должна быть

выявлена

или

обоснована.

Это

сформулированное

правило

и

представляют

собой планируемые обобщения - содержательно - смысловой стержень урока.

2 шаг - определить, какой материал должен быть изучен учеником, для того,

что бы выявить или обосновать планируемое обобщение. Объём, характер,

сложность и форму представления материала для самостоятельного обучения

ученикам учитель отбирает на основании нескольких критериев, включающих

адекватность

обобщению,

значимость

для

прохождения

программы,

доступность,

соответствие

индивидуальным

потребностям

и

возможностям

учеников.

3 шаг - определить какого типа учебное исследование ( индуктивное или

дедуктивное

)

более

целесообразно

сконструировать

в

данном

конкретном

случае.

Это

целесообразность

определяется

как

спецификой

планируемого

обобщения,

так

и

особенностями

материала,

необходимого

для

изучения

учениками, а так же задачами, которые ставит учитель.

4 шаг - конструирование проблемной ситуации для учеников, т.е. определить

динамический стержень урока, мотивацию. Этот этап является не просто самым

важным, но и как показывает практика самым трудным для учителя. Учителю

надо не просто придумать какое - то задание, которое обеспечит возникновение

у

учеников

затруднения

и

потребности

в

его

разрешении.

Необходимо

спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение

познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого в

данном случае выступает планируемое обобщение. Ни слишком трудное, ни

слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации.

5 шаг - является уже скорее организационным. Учителю необходимо

продумать

состав

рабочих

групп,

распределение

материла

для

изучения

по

группам,

в

какой

форме

ученики

будут

представлять

результаты

своего

самостоятельного поиска. Если на уроке предполагается этап применения, то

необходимо так же продумать содержание этого этапа, который так же может

быть представлен как проблемная ситуация для детей. Только её разрешение

должно достигаться на основе использования тех знаний, которые были ими

найдены в результате проведённого учебного исследования.

Таким образом, что бы сконструировать урок - исследование, учитель сам

должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к

идее возникновению идеи обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить

поиск

условий,

необходимых

для

его

нахождения,

наконец,

проверить

правильность

своего

проекта

в

реальной

учебной

ситуации.

Фактически,

мышление

учителя

должно

совершать

полный,

т.е.

продуктивный

мыслительный цикл, то, что сближает его с учениками, которым предстоит стать

« действующими лицами» или субъектами познавательной деятельности на

запланированном уроке - исследовании. Возможно, поэтому планирование и

проведение такого урока учителем является не только трудным и требующим

много времени, но и по-настоящему захватывающим, личностно - значимым

событием, что создает совершенно особую атмосферу и стиль взаимодействия с

учениками на уроке, которые так важны для творческой деятельности всех

участников образовательного процесса.

Рассмотрим более подробно групповую форму организации урока -

исследования. Это наиболее продуктивная форма организации деятельности.

Применение

групповых

форм

работы

открывает

большие

возможности

для

формирования

коммуникативных

УУД.

Групповая

работа

требует

определенных

усилий,

для

организации

детей.

Рассмотрим

пошаговую

организацию групповой работы.

Шаг 1 - определить количество групп и количество учеников в каждой

группе. Нужно учесть размер группы ( опт. 4-5 ч. ), наличие в каждой группе

организатора или руководителя. Оптимальное количество групп - 5-6

Шаг 2 - определить состав каждой рабочей группы. Во - первых, слабые и

сильные ученики объединяются в соответствующие группы. При смешении

сильных

и

слабых

учеников,

вторые

могут

остаться

в

стороне,

а

первые

соответственно

«захватить»

инициативу

в

свои

руки.

Лучше

когда

группы

дифференцируются по успеваемости учеников.

Шаг 3 - спланировать организацию работы каждой группы. От того как

учитель

организует

работу

группы,

так

и

пойдёт

всё

исследование.

Входе

данной работы дети учатся искать информацию, анализировать, сравнивать и

т.д.

Целесообразно

использовать

специальные

рабочие

листы,

которые

помогают

выполнять

работу

с

информацией,

в

соответствии

с

задачей,

решаемой группой. Ещё одна задача, это обеспечение включения в процесс

работы

каждого

ученика.

Для

этого

нужно

давать

детям

соответствующие

инструкции.

Так

же

нужно

учесть

и

то,

что

детям

нужно

учиться

самостоятельно распределять роли в группе.

Шаг 4 - спланировать представление результатов работы с каждой группой.

Представление результатов деятельности:

- инсценировки

- доклады

- модели

- схемы

- рисунки

- устные отчёты

По

мере

изучения

программы

«Окружающий

мир»

необходимо

постоянно

расширять разнообразие форм представления работы учащимися. Так за период

обучения дети могут освоить все формы представления информации.

Основной особенностью урока- исследования является сложность его

конструирования.

- подбор материла

- прогнозирование результатов

- организация работы детей

- подготовка представления работы

Всё это требует чёткой подготовки.

Анализ проведенных уроков - исследований по окружающему миру

В третьем классе я провела урок - исследования «Развитие растения из

семени».

Опираясь

на

материал

прошлого

урока,

я

подвела

детей

к

противоречию, которое необходимо было разрешить, а именно: « В одинаковом

ли порядке появляются части растений?».

Далее я предложила детям самим найти пути решения проблемы и из

предложенных ими вариантов мы выбрали наиболее убедительный - опыт. На

следующем этапе детям было предложено назвать инструменты необходимые

для работы. Разделиться на группы я предложила детям самостоятельно, но

ответственных

в

группах

назначила

сама,

так

как

нужно

было

выбрать

ответственного человека для координации работы всех участников группы.

Потом я представила план закладки опыта, выдав рабочие листы, что бы дети

смогли обсудить его и задать возникшие вопросы. Перед началом закладки

опыта детям было выдано оборудование и семена различных растений, На

вопрос:

«Почему

мы

используем

семена

различных

растений?»

дети

совершенно верно ответили, что это необходимо для получения более точного

результата.

Закладывали опыт дети самостоятельно, я выполняла функции организатора.

Далее я дала детям инструкции по выполнению опыта. То есть я старалась в

ходе

исследовательской

работы

предоставить

детям

максимальную

самостоятельность.

В течение трёх недель самостоятельных наблюдений дети проводили

измерения

ростков,

фиксировали

результаты.

Групповая

работа

развивала

у

детей коммуникативные навыки. На втором уроке каждая группа представляла

свои результаты работы, после чего дети самостоятельно сделали общий вывод

и ответили на вопрос, возникший на первом уроке, создавали знаковую модель

развития растения из семени. После проведённого исследования дети уже сами

назвали все этапы исследовательской работы. Так же мы выяснили, что они

понимают

ценность

проведения

опыта

и

выявили

их

интерес

к

исследовательской работе.

В четвертом классе я провела четыре урока исследования:

- «Для чего нужна пища нашему организму?»

- «Как закаливать свой организм?» ( Приложение 2 )

- «Чем опасны вредные привычки?»

- «Умеем ли мы общаться?»

Сравнивая работу в третьем и четвёртом классе, я увидела, что дети стали более

самостоятельны

и

ответственны,

стали

чётко

представлять

все

этапы

исследования, и сами определяют деятельность каждого этапа. Можно сделать

вывод, что исследовательское обучение, при систематическом использовании

доводится до автоматизма у детей исследовательские умения и навыки, что

собственно и является его целью.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательское обучение

вызывает большой интерес у детей. Это связано с тем, что дети нацелены

несамостоятельное

решение

возникшей

проблемы.

То

есть

на

лицо

преимущества

исследовательского

метода

обучения.

Использование

ИКТ

на

уроках значительно повысило мотивацию детей и эмоциональный фон урока.

Следующие уроки показали, что знания, полученные на данных уроках, хорошо

воспроизводятся и обосновываются. Тесты по окружающему миру показывают

высокие результаты. Исследовательский метод нужно использовать на уроках,

так

как

у

детей

повышается

интерес

к

учебной

деятельности

и

повышает

качество образовательного процесса.

Заключение

Исследовательский метод является универсальным, так как он подразумевает

высокую

мотивацию

детей,

развитие

их

творческих

и

исследовательских

способностей.

Этот

метод

в

наибольшей

степени

предо ст авляет

самостоятельность ученикам при выполнении исследовательской работы.

Подготовку к таким урокам лучше всего проводить в четыре шага: подбор

материала, прогнозирование результатов, организация работы детей, подготовка

представления

работы.

Наиболее

продуктивной

формой

работы

на

уроке

исследовании является групповая форма, которая имеет свои нюансы, связанные

с организацией. Это и количество групп, и количество человек в каждой группе,

и распределения обязанностей внутри каждой группы.

Проведя на практике несколько уроков - исследования, я убедилась в их

преимуществе перед обычными уроками. Это и мотивация и самостоятельность

детей, и задействованность всего класса в работе. Я буду продолжать работу с

исследовательским методом не только на уроках окружающего мира, но и на

других предметах начальной школы.

Список литературы

Аквилёва

Г.Н.

Методика

преподавания

естествознания:

с р ед н е е

профессиональное образование

/

Г.Н. Аквилева,З.А. Клепинина, – М.:

Просвещение, 2004. – 245с.

Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //

Исследовательская работа школьников. - №1. – С 24 – 33.

Богоявленская

Д.Б.

Исследовательская

деятельность

как

путь

развития

творческих

способностей

/

Д.Б.

Богоявленская

//

Исследовательская

деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб.

статей – М., 2006. – С. 40 – 50.

Вахрушев А.А. Человек и природа 4 класс: методические рекомендации для

учителя / А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2003. – 176 с.

Зеньковский В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский. – М.: Просвещение, 1996. –

276 с.

Ивашова

О.А.

Развитие

исследовательских

умений

у

младших

школьников:

методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. –

385с.

Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: высшее профессиональное

образование / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с.

Леонтович

А.В.

Организационно-содержательные

проблемы

развития

исследовательской

деятельности

учащихся/

А.В.

Леонтович

/ /

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном

пространстве/ Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных

технологий, 2006. – С. 112-116.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.:

Изд-во МПСИ, 2003. – 174с.

Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И.

Махмутов. – М.: Просвещение, 1998. – 291с.

Мошер.

Ф.А.

Исследование

развития

познавательной

деятельности

/

Ф.А.

Мошер, Д.Р. Хорнсби. – М.: Педагогика, 1971. – 193 с.

Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе /

А.С.

Обухов

//

Исследовательская

деятельность

в

современном

образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 66 – 77.

Обухов

А.С.

Исследовательская

деятельность

как

способ

формирования

мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. - №10. – С. 158 –

161.

Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы / Н.Н. Плавильщиков . – М.:

Детская литература, 1975. – 303 с.

Планируемые результаты начального общего образования / под.ред. Г.Н.

Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120с.

Поддьяков А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков // Магистр. – 1999. –

№1. – С. 85 – 95.

Поддьяков

А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь,

противодействие, конфликт/ А.Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 2002. – 194

с.

Развитие

исследовательских

умений

младших

школьников

/

под

ред.

Н.Б.

Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников /

А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 192 с.

Савенков

А.И.

Психологические

основы

исследовательского

подхода

к

обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 164 с.

Тихомиров А.В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные

методики

/

А.В.

Тихомиров.

Красноярск:

Изд-во

Красноярского

педагогического университета, 2008. – 213с.

Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа / А.Ю. Уваров. – М.:

Просвещение, 2001. – 156 с.

Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры

школьников/ Т.Д. Файнт // Практика административной работы в школе. – №

7. – С. 35-40.

Фурсов Д.Е. Инновации в начальной школе / Д.Е. Фурсов. – Иркутск: Изд-во

Иркутского педагогического университета, 2004. – 129с.

Шумакова Н.Б. Развитие творческой активности школьников / Н.Б.

Шумакова. – М.: Педагогика, 1991. – 271 с.

Приложение 1

Конспект уроков по окружающему миру

Тема: Развитие растения из семени

Цель: Познакомить детей со стадиями роста растения и последовательным

появлением его частей

Задачи: - познакомить детей со стадиями развития растения из семени и

последовательным появлением его частей;

- развивать исследовательской учебные умения (определение цели

исследования, разработка плана, фиксация результатов,

проведение измерений)

Оборудование: семена фасоли, огурца и подсолнечника; блюдца; вата; бинт;

стаканчик; земля; лопатка; фотоаппарат, рабочий лист.

Ход урока 1.

I. Мотивация

+

-

+

-

+

-

+

-

+

На прошлом уроке мы с вами знакомились с

растениями и составными частями растения.

Мы узнали, в каком порядке появляются части

растения. Скажите, а могут ли части растения

появляться в другом порядке (интонация,

вызывающая сомнения у детей)?

Я услышал противоречивые ответы. У нас

появилась проблема. Сформулируйте её.

Нам нужно узнать, всегда ли в одинаковом

порядке появляются части растения.

Где мы можем найти ответ на вопрос?

Слайд 2

Ответ на вопрос мы можем узнать в книгах,

спросить у взрослых, пронаблюдать…

Молодцы. Вы предложили много вариантов. А

как вы думаете, какой из них будет самым

интересным и убедительным?

Пронаблюдать самим.

Совершенно верно. И тогда вы сами сможете

рассказывать другим, что вы наблюдали.

Поэтому я предлагаю вам, как настоящим

учёным провести опыт, и ответить на

появившийся у нас вопрос.

II. Исследование

+

-

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

Как вы думаете, что нам потребуется для

исследования?

Семена

растений,

земля,

инструменты

для

работы с землёй.

Правильно,

ещё

нам

потребуется

стаканчик,

бинт, вата, блюдце и фотоаппарат. Для того, что

бы провести опыт, вам нужно разделиться на

три

группы

(делятся).

Первая

группа

будет

работать с семенами фасоли, вторая с семенами

огурца и третья группа с семенами подсолнуха.

А

как

вы

думаете,

почему

каждой

группе

достались разные семена?

Что бы мы получили более точный результат.

Я

назначу

в

каждой

группе

ответственного,

который будет контролировать работу группы.

Я выдаю вам всё необходимое для работы и

рабочий

лист.

Возьмите

его.

Внимательно

прочитайте и обсудите каждый пункт плана.

Слайд 3

Р а с с м о т р и т е

с у х и е

с е м е н а .

Сфотографируйте их.

Возьмите 5 – 6 семян и намочите их.

На

блюдце

положите

смоченную

водой

ватку.

Положите на вату смоченные семена.

Накройте семена мокрым бинтом.

Поставьте в тёплое место.

Подпишите блюдце вашей группы.

Итак, сейчас вы выполняете всё в соответствии

с инструкциями. Какие у вас есть вопросы?

Молодцы. Вы заложили основу для опыта. Мы

будем

наблюдать

за

семенами

несколько

недель.

Для

этого

я

выдам

вам

Памятку.

Прочитайте её.

Слайд 4

По стоянно

поддерживайте

вл а ж н о е

Ход урока 2

III. Обмен

информацией

+

-

Итак, в течение трёх недель вы проводили

опыт по проращиванию растения из семени.

Сейчас каждая группа представит нам свои

фотографии и опишите, что происходило с

растением в каждый день наблюдения.

IV. Подведение

итогов

+

-

+

+

-

+

-

Мы выслушали все группы, теперь вместе

составим план развития растения по стадиям

(каждая группа называет, что они наблюдали в

каждый из дней, одновременно составляется

общий план).

Слайд 5

Посмотрим, что у нас получилось:

- сухие семена

- наклёвывающиеся семена

- проросток с корешком

- проросток с изогнутым стеблем

- проросток с листьями

- сформировавшееся растение

Что вы можете сказать о развитии растения из

семени? В одинаковом ли порядке появляются

части растения?

Мы увидели, что части растения появляются в

одинаковом порядке.

Мы ответили на вопрос, появившийся у нас на

первом занятии?

Да

V. Рефлексия

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

Ребята, вам понравилось проводить

исследование?

Да, понравилось.

Скажите, какие из каких этапов состояло наше

исследование?

Как называлось наше исследование?

Опыт: развитие растения из семени.

Чем вам понравилось проведения опыта?

Мы сами смогли убедиться, что части

растения появляются в одинаковом порядке.

Скажите, важно ли умение проводить опыты?

Да, мы сами можем что-то узнать, не

пользуясь чьей-либо помощью.

VI. Домашнее задание

+

Запишите домашнее задание. Убедитесь в

правильности результатов нашего опыта,

посмотрев энциклопедии или справочники.

Предмет:

окружающий мир.

Приложение 2

Класс:

4

Тема:

« Как закаливать свой организм ?».

Дидактическая цель:

создать условия для усвоения детьми новых знаний с

помощью метода исследования.

Тип урока: урок исследования открытия новых знаний.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «закаливание», с

основными правилами закаливания, с видами закалива -

ния;

Развивающие: развивать внимание, речь, логическое мышления;

Воспитывающие: воспитывать интерес к окружающему миру, умения слышать

и слушать товарища.

Средства обучения: презентация, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность об - ся

1.Самоопределение к

деятельности.

Цель: включение в

учебную

деятельность.

II. Актуализация

опорных знаний и

фиксация

затруднения в

деятельности.

Цель: готовность

мышления делать

выводы о пользе

закаливающих

процедур.

III. Постановка

учебной задачи.

Цель: выявление

причины затруднения,

определение темы и

цели урока.

-

Дорогие ребята! Сегодня урок

окружающего мира не совсем

обычный. Я желаю, чтобы на уроке

вы не волновались, были активны,

хорошо поработали. Мы знаем, что

главный труд для нас – это учеба. А

самое дорогое у человека – это его

здоровье. Мы веселы и красивы,

потому что здоровы.

- Прочитайте пословицы и

объясните смысл последней.

Слайд 2

- Ребята, вчера вечером мне

принесли письмо от Карлсона, и

вот, что он пишет.

Чтение письма. Вот наш Карлсон.

Слайд 3

-Как вы считаете, скоро ли

поправится Карлсон? Верно ли он

составил свое меню?

Слайд 4

Выдвигает проблему.

- А что нужно сделать Карлосону ,

что бы меньше болеть?

- Достаточно ли только правильно

Слушают учителя.

Объясняют смысл

пословицы и делают

вывод, что на здоровье

влияет много

факторов, в том числе

и закаливание.

Делают вывод о

правильном питании.

Правильное питание:

разнообразное.

Отвечают на вопросы.

- Правильно питаться.

- Нет.

IV.»Открытие»

учащимися новых

знаний. Исследование.

Цель: формирование

детьми принципов

закаливания и их

видов.

V. Физминутка.

VI.Первичное

закрепление. Обмен

информацией.

Цель: формирование

принципов

закаливания.

VII. Гимнастика для

глаз.

питаться?

Слайд 5

- Какая будет тема и цель урока?

Итак, мы сегодня будем

исследовать тему, как закаливать

свой организм, правилах

закаливания и видах.

- А сейчас побываем в прошлом и

узнаем как относились к

закаливанию наши предки.

Группа 1

Организует проведение

физминутки.

Слайд 6

Организует работу по презентации.

Группа 2

Слайд 7- 14

Организует работу в учебники на

стр. 56 - 57.

- Давайте представим, ребята, что

мы принимаем один из видов

закаливания, солнечные ванны.

-Наши глаза устали , мы отдохнем и

понаблюдаем за солнечными

-Формулируют тему и

цель урока.

Индивидуальная

работа. Сообщения об

истории закаливания.

Делают физминутку.

Смотрят презентацию

Читают текст учебника

Делают гимнастику для

глаз.

VIII. Включение в

систему знаний и

повторение.

Цель: включение

«открытия» в систему

знаний, повторение

ранее изученного.

XI. Самостоятельная

работа с

самопроверкой.

Цель: создание

ситуации успеха.

X. Рефлексия.

Цель: самооценка

результатов

деятельность.

лучами.

Слайд 15

Организует работу по тетради на

печатной основе стр 24 з. 69.

- Предлагаю поработать в группах.

Ответьте на вопросы и напишите

несколько советов этим ребятам.

Организует работу по тесту в парах.

- Ответьте на вопросы теста и

запишите правильные ответы.

Проверка работы.

Слайд 16

- Оцените свою работу:

+ - справилась;

? – сомневались;

- -не справились.

Работают в группах.

Работа в парах.

Оценивают работу.

Отвечают на вопросы.

Слайд 17

- А это вам тема для размышления.

Побуждает к высказыванию своего

мнения.

- Нужен ли нам был сегодняшний

урок?

- Зачем?

Д/з с. 56 – 62, т. с. 24 з. 67.

- Вы хорошо работали на уроке.

Молодцы!

Записывают д/з.



В раздел образования