Напоминание

Технологии сотрудничества в ДОО.


Автор: Платонова Надежда Михайловна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-Д/с №11 "Подснежник"
Населённый пункт: г. Якутск, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологии сотрудничества в ДОО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование зрительного восприятия в логопедической работе с

дошкольниками с нарушениями зрения

учитель-логопед

Платонова Н.М.

Д/с № 11 «Подснежник».

Изменение социально-экономической ситуации в России в последние

десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем,

касающихся детей.

Идея сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в

образовательной среде является актуальной проблемой педагогической

теории и практики.

На сегодняшний день очевидным становится факт зависимости становления

речи от зрительного чувственного опыта и необходимость использования

логопедических средств в преодолении речевой недостаточности. Доказано,

что у большинства детей с недостатками зрения (ОВЗ) наблюдается общее

недоразвитие речи, фонетико-фонематические нарушения, дизартрия и др.

Работая

с

детьми,

имеющими

зрительные

нарушения

и

речевые

недостатки

(ОВЗ),

мы

считаем

эту

специфическую

тему

очень

важной,

поскольку

формируемый

в

сознании

ребенка

зрительный

образ

характеризуется

сочетанием

семантических

и

чувственных

компонентов,

которые играют важнейшую роль в регуляции деятельности и поведения

ребенка, его личностного развития.

Здесь очень важно отметить, что при нарушении свойств зрительного

восприятия создается разрыв между зрительным образом и словом, что в

свою очередь ведет к недостатку чувственного опыта (то есть то, что ребенок

с ОВЗ не видит, формируют у него неспособность оценивать, выражать свои

мысли, чувства, общаться, проявлять себя, принимать и понимать других),

что

в

свою

очередь

сказывается

обедненность

кругозора

ребенка,

ограниченностью его коммуникативных возможностей во взаимодействии со

сверстниками и взрослыми и личностного развития в целом.

Стоит

отметить

и

тот

факт,

что

достижение

достаточного

уровня

сформированности

зрительного

восприятия

способствует

успешному

овладению ребенком чтения и письма, а значит более широкому личностному

самовыражению ребенка, что очень важно в плане профилактики дисграфии

и дислексии.

Поскольку речь при нарушенном зрении является важнейшим фактором

компенсации и развития активного зрительного восприятия, то понятно, что в

логопедической работе с детьми, имеющими такие зрительные нарушения

как слабость глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), нарушения

цветоразличения,

нарушения

бинокулярного

зрения

(когда

сужено

поле

видения), снижение остроты зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм),

так

вот,

в

логопедической

работе

возможно

осуществлять

коррекцию

элементарных

зрительных

функций

в

результате

расширения

сенсорной

основы восприятия и компонентов полисенсорной системы.

Формирование и развитие основных и важнейших свойств зрительного

восприятия

(предметность,

целостность,

избирательность,

апперцепция,

антиципация,

константность

и

обобщенность)

в

логопедической

работе

можно

рассмотреть

в

ситуациях

моделирования

наглядных

пособий

с

комбинированными

задачами

рече-зрительного

восприятия,

зная,

что

в

жизнедеятельности

ребенка,

в

его

личностном

развитии,

зрение

должно

качественно

выполнять

свою

ориентировочную,

познавательную,

контролирующую роль в практической, познавательной, игровой и учебной

видах деятельности.

1.Развитие предметности восприятия:

Цель: развитие интермодального восприятия.

Задачи:

-усвоение основных сенсорных эталонов с помощью предметных

образцов;

-формирование умений делить предмет на части;

-обучение пониманию структуры предмета;

-формирование умений соотносить части и его признаки;

-обучение объединению частей в единое целое;

-развитие навыка сопоставление образа, формирующегося в ходе

-формирование предметно-пространственных представлений, умения

соотносить реальные предметы с предметными изображениями.

Примерные задания:

-зрительно-осязательное обследование предмета и сопоставление его с

соответствующим изображением на рисунке;

-нахождение заданного предмета, предметного, силуэтного, контурного

изображения среди нескольких;

- подбор к предметному, силуэтному, контурному изображению

предмета;

-составление предметного изображения из частей по образцу,

кратковременной экспозиции образца, по слову-названию;

- узнавание предмета, предметного изображения при предъявлении его

отдельных частей;

-группировка нескольких объектов вокруг одного образца;

- поиск заданного элемента в системе и т.д.

На

логопедических

занятиях

развитие предметности

восприятия

предполагается в заданиях по идентификации. Это осуществимо с помощью

зрительного

и

словесно-зрительного

соотнесения.

Поиск

осуществляется

среди картинок с незначительными отличиями по цвету, форме, величине, и

положению в микропространстве, а так же по звуковым характеристикам

(например, выбор картинок на определенный звук, по заданному количеству

звуков, по месту звука в слове и т.д.). Картинки могут предъявляться в

предметных, контурных и силуэтных изображениях.

2. Развитие целостности, структурности и детальности восприятия.

Цель:

формирование

целостных

образов,

которые

приобретают

значение эталонов.

Задачи:

-усвоение понятий целостной идентичности изображений,

-установление

связей

внутри

систем

сенсорных

эталонов

и

между

системами;

-вовлечение в акт восприятия мнемических и мыслительных процессов,

что имеет компенсаторное значение.

Примерные задания:

-

поиск

предметных

изображений

на

рисунке,

выделение

его

на

фоновой плоскости;

- поиск предметных изображений на рисунке и обведение его контура с

целью

формирования

первичной

целостности

ещё

не

завершённого

процесса

- восприятие внутренней структуры изображения (выделение внутри

определённого целого изображения его крупных фрагментов и элементов);

-составление целого изображения из его частей

а) по образцу,

б) по представлению;

нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений;

зрительный поиск по образцу и по памяти целого (заданного

изображения) среди нескольких;

зрительный поиск изображений по сочетанию двух признаков в

перцептивных полях, содержащих от трёх до десяти изображений.

Рассматривая

в

логопедической

работе

целостность

как

свойство

зрительного восприятия, мы стремимся подвести ребенка к сукцессивному и

симультанному

сличению

образа

с

эталоном

в

процессе

мыслительных

операций

анализа

и

синтеза,

предлагая

для

моделирования

картинки

из

частей, описательные рассказы, перфокарты на соотнесение предмета с его

основными

характеристиками,

выделяя

при

этом

поставленный

звук,

отгадывание загадок, дополнение недостающего фрагмента при предложно-

падежном изменении слов.

3. Развитие константности восприятия.

Цель: Расширение зоны константности восприятия.

Задачи:

учёт информации о размере объектов и расстоянии до них в процессе

сравнения;

учёт информации о цвете, контрастности, изменении окраски объектов

от различных условий (освещённости, фона).

Примерные задания:

опознание предметов, изображений в фас, профиль, полупрофиль и т.п.;

узнавание

предметов,

предметных

изображений,

находящихся

на

различных расстояниях от глаз;

зрительный

поиск

изображения,

отличающегося

цветом,

размером,

ориентацией,

местоположением

от

других,

похожих

изображений

в

перцептивном поле;

сравнение и определение идентичности формы двух объектов, один из

которых изображён фронтально, а другой повёрнут под определённым

углом к зрительной оси (20, 40 или 60 градусов);

узнавание предметных изображений, представленных в условиях разной

контрастности: сильной (прямой), средней, слабой (обратной);

Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с

разных точек наблюдения и т.д.

В

логопедической

работе

возможно

сравнение

и

определение

идентичности преимущественно объектов растительного и животного мира

сложной формы (например, сравнить волка и собаку, кошку и белку, человека

и

куклу,

жирафа

и

верблюда,

чем

они

похожи?).

Сюда

же

относится

сравнение

рисунков

с

простой

сюжетной

ситуацией,

например,

при

словообразовании

приставочным

способом

(покажи

где

мальчик

к

дому

подходит; в дом заходит; из дома выходит; за дом уходит и т.д.).

Здесь

же

решается

задача

по

развитию

восприятия

гетерохромных

рисунков в заданиях типа: «в синий домик расселить «домашних животных»

в силуэтном (черном) изображении; в красный домик – «диких животных» в

силуэтном (фиолетовом) изображении; в желтый домик – оранжевого цвета

овощи;

в

оранжевый

домик

малиновые

силуэты

фруктов».

Здесь

же

вспомнить название детенышей животных.

4. Развитие апперцепции и антиципации восприятия

Цель:

Расширение

сферы

зрительного

опыта

с

целью

компенсации

нарушений апперцепции и антиципации.

Задачи:

обучение

оперированию

зрительными

образами,

предвосхищающему

опознание на основе прошлого опыта.

Примерные задания:

-опознание контурных законченных и незаконченных изображений;

- опознание целостных и без одного или двух фрагментов изображений;

- чтение наложенных контурных изображений;

-чтение «зашумлённых» изображений;

-чтение

перекрытых

изображений

(от

незначительного

до

существенного перекрытия);

-опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с

разной

информативной

значимостью

(сначала

рассматриваются

целые

изображения,

затем

предлагается

определить,

какому

изображению

принадлежит та или иная часть);

-чтение перечеркнутых изображений (степень маскировки различная).

В

логопедической

работе

развития

данного

свойства

восприятия

отражается

в

рамках

коррекции

неумения,

нарушения

осмысленности

восприятия

и

ухудшения

запоминания

зрительного

картинно-звукового

материала. Логопед подводит ребенка к извлечению материала из памяти и

сопоставлению его с событиями текущего момента в упражнениях: «Назови

детенышей животных», «Кем станет котенок, когда вырастет? (котенок –

котом

кошечкой,

львенок

львом,

львицей,

медвежонок

медведем,

медведицей)», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Составить

рассказ по серии сюжетных картинок», «Составить рассказ по картине с

проблемным содержанием».

Развитие

свойства

антиципации

логопед

обязательно

использует

в

упражнениях на узнавании предмета в силуэтном, контурном изображении, в

ситуациях наложения контуров, зашумления, перекрытия пространства, а так

же воссоздания образа по его части, соединения по точкам, например, «Какие

овощи

спрятались

в

картинках»,

«Найди

картинки

на

звук

«р»

в

перепутанных картинках», «Что впереди, что сзади?», «Найди отличия в двух

контурных рисунках», «Лабиринты».

5. Развитие осмысленности и обобщённости восприятия

Цель: Развитие способности вычленять в объекте существенные признаки

с целью повышения уровня обобщённости восприятия.

Задачи:

-формирование понятийных обобщений первого порядка,

-объединение объектов по существенным и общим признакам.

Примерные задания:

-

группировка

предметов,

предметных

изображений

по

одному

отдельному признаку;

- группировка предметов, предметных изображений по двум и более

признакам;

-группировка

предметов,

предметных

изображений

по

комплексу

видовых и родовых признаков;

-группировка предметов, предметных изображений по мнемоническому

образу;

-группировка предметов, предметных изображений по словесному

заданию без образца;

-Осуществление обобщения нескольких объектов сложного рисунка,

состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам.

В логопедической работе это можно отразить в заданиях типа:

1. «Доскажи словечко» (дифференциация [к-х]):

а) Кто альбом раскрасит наш? б) Он и черный, он и белый,

Ну конечно…. ( карандаш); А бывает подгорелый (хлеб).

в) В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет (холодильник).

2. «Какой звук есть во всех этих словах?» (стакан, скамейка, миска, сова,

насос, пылесос, сок, суп, капуста, сом, сумка, посылка, свисток).

3. Упражнение на образование сложных слов со зрительной опорой на

картинку: листья падают – листопад, сады разводит – садовод, сам летит –

самолет, снег падает – снегопад и т.д.

4. Упражнение на умение подбирать антонимы к разным частям речи.

5. Преобразование деформированной фразы (дифференцияция [з-з’]:

Зина, беседка, выглянуть, из-за).

6. Подбор родственных слов.

7. Подбор признаков к предметам. Назвать все, что бывает сладким,

соленым, кислым, горьким.

8. Назвать все, что летает, плавает, бегает, ползает.

9. Назвать все, что ты любишь.

Таким образом, становлению гармоничной личности ребенка в целом,

способствует преодоление многих трудностей и проблем в развитии рече-

зрительной системы.



В раздел образования