Напоминание

"Изображение животных и птиц в искусстве"


Автор: Каратайева Нина Фёдоровна
Должность: профессор вшни, кандидат педагогических наук
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Высшая школа народных искусств (институт)"
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Изображение животных и птиц в искусстве"
Раздел: высшее образование





Назад




Автор: Н.Ф. Каратайева

Кандидат педагогических наук,

профессор, член Союза

художников РФ, скульптор.

Скульптурное изображение животных и птиц

в профессиональном образовании в области

традиционного прикладного искусства

Аннотация: статья посвящена изображению животных и птиц в скульптуре,

и включению этой темы в программу дисциплины « Академическая скульптура» в

профессиональном

образовании

в

области

подготовки

специалистов

традиционного прикладного искусства. Изображение животных и птиц занимает

особое место в искусстве скульптуры и в традиционном прикладном искусстве.

Оно требует определённых знаний и навыков при выполнении всевозможных

работ

с

их

изображением.

О

включении

этой

темы

в

водные

беседы

перед

началом выполнения этого задания и посвящена эта статья.

Ключевые слова: скульптура, животные, птицы, объёмные формы, рельеф,

умение, навыки, анималист, студенты.

Министерством науки и образования Российской Федерации поставлена

цель

модернизации

российского

образования.

В

контекст

развития

новых

образовательных

программ

также

включается

дисциплина

«Академическая

скульптура», которая должна обеспечить развитие познавательных, творческих,

профессиональных способностей студентов, обучающихся в уникальном учебном

заведении

России

в

Высшей

школе

народных

искусств

на

факультете

Декоративного прикладного искусства.

Процесс

обучения

и

воспитания

художественного

вкуса

и

уважения

к

искусству

скульптуры

развивается

у

студентов

через

сохранение

традиций

русской школы скульптуры. Не разрушение этих традиций, а сохранение их и

развитие в новой форме обучения только обогатят духовный мир, культуру,

профессиональное умение бакалавров и будущих специалистов традиционных

промыслов. Актуальность обучения подтверждается существующей проблемой

необходимости формирования интереса и понимания нужности преподавания

дисциплины «Академическая скульптура» в общеобразовательном процессе, её

воспитательного,

развивающего

и

обучающего

значения,

её

особенностей

и

специфики преподавания для бакалавров и будущих художников традиционных

прикладных

искусств. Особое внимание уделяется тому, чтобы программа по

обучению академической скульптуре не выпадала с общего учебного процесса и

органично

вписывалась

в

общие

задачи

подготовки

бакалавров

и

будущих

художников

декоративно

- прикладных искусств. Программа апробировалась в

течении 2004-2017 уч. года, менялись темы программы, усложнялись задачи,

отрабатывалось количество часов на выполнение заданий. По каждой отдельной

специализации написаны отдельные программы и созданы учебно-методические

комплексы.

Общая

цель

этих

программ

преподавания

скульптуры,

состоит

в

следующих задачах: студенты должны ознакомиться с тем, что им необходимо

знать для выражения творческой мысли самыми простыми, самыми правильными

и самыми быстрыми средствами. Качество произведений скульптора в большей

мере обусловлено хорошим рисунком. Работая над скульптурой, для того чтобы

передать объём, студенты глазами визуально прорисовывают её со всех сторон

бесчисленное множество раз, поэтому развитие способностей идёт параллельно

по рисунку и по скульптуре. Студенты начинают точнее воспринимать пропорции,

форму, объём. Одно из важных условий развития студентов на дисциплинах

«Рисунок» и «Скульптура» - это изучение пластической анатомии, знакомство с

формой

костей

и

мышц

птиц,

животных

и

человека.

Знания

по

анатомии

способствуют грамотному их изображению. Создание скульптурного произведения

это сложный процесс, требующий много сил, знаний, времени. Выполняется много

зарисовок, эскизов, этюдов с натуры, копий, изучаются и зарисовываются пособия

по

пластической

анатомии

и

только

потом,

на

основе

полученных

знаний

и

умений,

разрабатываются

учебные

композиции

и

задания

по

декоративному

решению, стилизации и рельефным работам. В прикладном искусстве скульптура

занимает особое место, она развивает у студентов умение выполнять орнаменты

растительных и геометрических рельефов и потом использовать эти навыки в

выполнении

декоративных

композиций

для

разрабатываемых

студентами

проектов. При выполнении учебных заданий они учатся стилизации природных

форм.

В

процессе

учебного

периода

на

основании

результатов

диагностики,

аргументированных

заключений

и

выводов

преподавателя,

формировалась

и

отрабатывалась

программа

по

скульптуре

на

протяжении

многих

лет,

она

модифицировалась в соответствии со специализацией студентов в Высшей школе

народных

искусств.

Учебные

программы

разрабатывались

с

учетом

последовательности изучения многообразия природных форм от более простых

(геометрических)

к

сложным:

растениям,

птицам,

животным,

человеку.

Перед

каждой новой темой преподаватель проводил беседу, с показом репродукций с

произведений

выдающихся

русских

и

зарубежных

художников,

а

также

художников ТПИ. Выполняя копии с гипсовых слепков или этюды с чучел птиц,

обучаемые учились понимать и анализировать объёмную форму. Это понимание

светотеневой освещенности, фактуры, чередование элементов, поиск цельности

деталей,

чередование

крупных

и

мелких

форм,способствовали

при

обучении

приобретению

знаний,

умений

и

студенты

гораздо

легче

справлялись

с

самостоятельными

заданиями

по

декоративной

переработке

природных

элементов в рельефные и объёмные изображения и стилизованные композиции.

Объектом изучения на занятиях служили растения, насекомые, птицы, животные.

Создание таких композиций способствовали развитию художественно-творческого

мышления. Анализ результатов проведенных педагогических экспериментов по

разработанной программе позволил сделать выводы и получить представление об

уровне

профессионализма

студентов

обучающихся

скульптуре.

Подведение

итогов по успеваемости студентов, показали отличную подготовку по дисциплине

«Академическая

скульптура»

и

влияния

её

на

развитие

художественных

способностей студентов в целом. Одним из развивающих программных заданий

является изображение животных и птиц, дающее возможность их изучения через

лепку

этюдов

с

натуры

и

использование

полученных

знаний

и

умений

в

дальнейшей

художественной

практической

деятельности.

С

п о з и ц и й

познавательной деятельности, студентам важно ознакомиться с достижениями

мастеров анималистической скульптуры, для этого в вводную беседу включена

информация о художниках, которые изучают и изображают животных и птиц,

которых называют анималистами. Термин «анималист» стал использоваться в

России с 1833 года (animalier - франц., от лат. animal - животное). При открытии

скульптурного класса, в созданной в 1757г. Академии художеств, многие термины,

касающиеся

скульптуры,

были

взяты

из

французского

языка.

Развитие

«анималистики»

в

русской

скульптуре

уходит

своими

корнями

в

традиции

народного

искусства,

к

удивительным

откровениям

мастеров

белокаменной

резьбы

и

деревянной

скульптуры,

домашней

утвари

и

игрушкам

из

глины

и

дерева. В скульптурных украшениях избы северорусской архитектуры встречались

изображения животных

и птиц: петуха, курицы, утки, гуся, лебедя и других. В

деревянной архитектуре птицы стилизовались и изображались условно. Многие

элементы

крестьянской

избы

на

протяжении

столетий

сохранили

названия,

связанные

с

образом

птиц,

например

ребро

двухскатной

крыши

называется

гребнем. От церковнославянского слова «переть» - лететь, двигаться происходит

слово «перила». «Крыльцо» в древнерусском языке - это уменьшительная форма

слова «крыло» и т.д. В древнерусском искусстве птица иногда сопровождает

изображение

божества

или

является

элементом

жертвенного

образа

и

редко

бывает самим божеством в виде Дива, Сирина, Алконоста. На старинных прялках

народные мастера изображали птиц у священного древа. Если головы повернуты

к дереву - это птица, приносимая в жертву. Говоря об изображении птиц в русском

искусстве, можно привести в пример историю государственного Российского герба

с

изображением

орла

с

двумя

головами,

правда

почти

все

исследователи

отмечают

восточное

происхождение

двуглавого

орла,

изображение

которого

встречается в искусстве еще до нашей эры в произведениях восточных народов.

Предполагают,

что

в

Россию

изображение

двуглавого

орла

пришло

через

Византию,

с

которой

осуществлялся

культурный

обмен

Руси

на

протяжении

нескольких веков. Это один из примеров подтверждающий, что русская символика

основывается

на

древнейших

пластах

общечеловеческой

культуры.

Через

произведения древнерусского искусства даются сведения, что птица является

олицетворением стихии воздуха, она как бы связывает небо и землю, поэтому

часто

народными

художниками

поэтическое

одушевление

сил

природы

выражалось через образы птиц. Изображения животных и птиц особенно часто

встречаются в художественной резьбе по кости и дереву, а также в кружевных

изделиях, в вышивках, в деревянной утвари и особенно в глиняных игрушечных

промыслах. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает

накопленный

жизненный

опыт

взрослых.

Сила

культурной

традиции

русского

народа сохранила игрушку и центры ее производства до сих пор - Каргопольский,

Дымковский,

Филлимоновский,

Борогородский

и

многие

другие.

Древнейшие

славянские игрушки относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры. Лишь с 17 века

начинается изучение потешных народных промыслов. В народе считалось, что

«Игрушка - подарок» принесет ребенку здоровье и благополучие. Игрушечные

промыслы возникли в разных исторических условиях. На их развитие влияли

населенность края и его экономика, сырьевые ресурсы, местонахождение и связь

с

городом,

а

также

взаимосвязь

с

традициями

местной

культуры.

Игрушки

продавали на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное

гулянье «свистунью» или «свистопляску». Для таких глиняных свистулек больше

всего

подходили

разные

стилизованные

формы

птиц.

Красочные,

яркие,

жизнерадостные

они

свистели

на

разные

голоса,

и

получался

целый

птичий

оркестр, под который можно было приплясывать, по этой причине праздничное

гуляние

получило

название

«свистопляска»

В

красочных

игрушках

подобно

народному лубку отражены черты традиционного крестьянского творчества, а

также

и

городской

культуры.

Именно

в

традиционном

народном

искусстве

рождалось то искреннее и трогательно доверчивое отношение к животному и к

птице,

та

правдивость

реалистического

образа,

которые

отличают

русскую

анималистическую пластику.

В народном искусстве в основном создаётся декоративная скульптура.

Прямое

назначение

декоративной

скульптуры,

это

украшение

предметов

декоративного прикладного искусства, украшение пространства парка, интерьера.

Декоративная скульптура применяется в архитектурных ансамблях, в композициях

фонтанов, в интерьерах и лестницах, музеях и в малых формах, украшающих быт.

На бытовых предметах можно увидеть изображения зверей, птиц, насекомых,

пресмыкающихся , например: на тканях, коврах, вышивках, вязании, в резьбе по

дереву, кости, перламутру, на ювелирных украшениях и изделиях,

чеканках,

керамике, изразцах. Наиболее полно и ярко находит выражение реалистический

образ животного во всех видах скульптуры. Примером деревянной декоративной

скульптуры

может

быть

богородская

скульптура.

Чем

красивее

форма

и

материал,

тем

полнее

отвечает

своему

назначению

декоративное

искусство.

Образ животного в декоративном искусстве является условным, уплощенным и

орнаментальным. Он существует или как часть узора, ритмически построенного,

или

включается

в

пространство,

ограниченное

определенной

геометрической

формой,

или

превращается

в

форму

утвари,

поэтому

не

может

сохранить

реалистический характер. В уплощенных изображениях и в объемных формах

силуэт животного и его пропорции изменяются, подчиняясь ритму вещи, которую

оно украшает, но все же главным для получения знаний и умений при поисках

наибольшей

выразительности

образа

остаётся

реалистическое

изображение

животных и птиц. Каждая деталь строения животного, отдельная чешуйка рыбы,

перо птицы являют чудо совершенной формы. В них присутствует совершенная

структура, пластика, неисчерпаемый источник свободных движений. Разнообразие

ритма,

легкого,

быстрого,

скользящего,

тяжелого,

монументального,

можно

увидеть в походке и беге различных животных.

При изучении темы о птицах и животных по программе академической

скульптуры,

в вводную беседу со студентами полезно включить рассказы о

художниках анималистах

и ознакомить

с их произведениями. Преподаватель

должен направить студентов, чтобы они начали понимать способы и приёмы

изображений птиц и животных, на примере анималистической скульптуры. Он

должен

объяснить

каким

образом

художники

добиваются

красоты

и

выразительности в их изображении и стараться использовать эти знания при

выполнении учебных работ. Например, при изображении животного на занятиях по

скульптуре, следует изучать форму с помощью силуэта и светотени, не нарушать

пропорции,

объём

и

передавать

характерные

черты

птицы

или

животного.

Художественная

форма

органически

связана

с

познавательным

содержанием.

Студент должен научиться выбирать самое главное и характерное, отказываясь от

второстепенного

для

создания

обобщенного

живого

образа,

при

выполнении

этюдов с натуры или создании объёмных или рельефных моделей своих будущих

работ из дерева, кости, металла. Характер скульптурной композиции неразрывно

связан с особенностями того материала, в котором она будет воспроизведена.

Животные и птицы часто изображаются в декоративно-прикладном искусстве. Для

их лучшего изучения,

при подготовке будущих бакалавров и художников ДПИ,

нужно включать эту тему не только для лепки, но и в водные беседы учебной

программы

дисциплины «Академическая скульптура». Скульптура

поможет

студентам любой специализации, через знания и лепку изучать объёмную форму,

пропорции, движения, характер, выразительность, создавать интересные образы

животных и птиц в различных видах искусства. Лучшему освоению темы помогут

знания

и

умения

мастеров,

работающих

в

анималистической

скульптуре,

произведения которых изучаются на занятиях, при выполнении копий с их работ

или устном рассказе об их творчестве.



В раздел образования