Напоминание

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Автор: Каинков Игорь Вячеславович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ им. Н.В. Парахина Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: Научная статья
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Раздел: высшее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

Каинков И.В.

преподаватель физической культуры

ФГБОУ ВО Ореловский ГАУ им. Н.В. Парахина

Многопрофильный колледж

Совершенствование занятия физической культуры и повышение его

эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного

обучения. Важнейшее требование современного занятия – обеспечение

дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с

учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной

подготовленности,

особенностей

развития

психических

свойств.

Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом

обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. В начале

учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности

(с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным

медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности

студентов в овладении определённым двигательным действием можно

получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или

упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Дифференцированный

и

индивидуальный

подходы

важны

для

обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области

физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств

часто бывает одной из главных причин неуспеваемости студента по

физической культуре. А человеку с высоким уровнем не интересно на

занятии, рассчитанном на среднего студента. В каждой группе студенты

разделены на основную, подготовительную и специальную группы.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и

темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

И здесь надо остановиться на технологии дифференцированного

физкультурного образования (ТДФО), которая является основной в

учебном

процессе.

Под

дифференцированным

физкультурным

образованием

понимается целенаправленное физическое формирование

человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО

-

это

способ

реализации

содержания

дифференцированного

физкультурного образования посредством системы средств, методов и

организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели

образования. Содержание ТДФО

-

это совокупность педагогических

технологий дифференцированного обучения двигательным действиям,

развития физических качеств, формирования знаний и методических

умений

и

технологий

управления

образовательным

процессом,

обеспечивающих достижение физического совершенства.

Обучение

двигательным

действиям.

Обучение

проводится

целостным методом с последующей дифференциацией (выделением

деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией

(объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня

технической подготовленности обучающихся с целью более качественного

выполнения

упражнения.

Обучение

двигательным

действиям

предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных

двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить

двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что

станет

основой

для

формирования

индивидуального,

самого

эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся сильных групп внутри

группы осваивают учебный материал в среднем на два занятия быстрее

средних и слабых студентов. Регулировать различный темп обучения

необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения.

Для

сильных

групп

обучение

каждому

двигательному

действию

заканчивается выполнением изучаемого упражнения в соревновательных

условиях. Для студентов слабых и средних групп больше времени

уделяется

выполнению

упражнения

по

частям

и

многократному

выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности

данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение

качества успеваемости по технической подготовленности. В определении

сложности

частей

техники

и

способах

их

объединения

суть

дифференцированного обучения двигательным действиям.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и

развития соответственных координационных способностей на занятии

необходимо

многократно

использовать

специально-подготовительные

упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры

движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений.

Развитие

физических

качеств.

Дифференцированное

развитие

физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с

использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но

величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень

физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по

сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах студенты раньше

заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для

отдыха и восстановления.

Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической

подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий

с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.

Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.

Обязательно

контролировать

физические

нагрузки

по

частоте

сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для

определения

функционального

состояния

обучающихся

в

процессе

физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину

сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживать

быстроту восстановления пульса во время отдыха. Студентов, у которых

перед занятием ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных студентов

при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с

помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим

радиусом,

где

они

могут

выполнять

индивидуальные

упражнения,

упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д.

(островок здоровья).

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной

форме слабые студенты распределяются по всем командам, и чаще

проводится замена этих игроков.

В эстафетах более подготовленные студенты начинают и заканчивают

эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении

заданий в парах обучающиеся должны подбираться по силам и им даются

разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать

карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Особое внимание на занятии уделять студентам с избыточным весом

и слабым студентам, которые не желают заниматься из-за своей

неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале

привлечь таких подростков помогать при проведении подвижных игр и

эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события,

принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной

неловкости. Продолжая таким образом заниматься на занятиях, эти

студенты

приобретают

уверенность

в

своих

силах

и

постепенно

включаются в регулярные занятия. Двигательный режим со слабыми

подростками осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. Режим

занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим,

тонизирующим или щадящим.

Дифференцированное выставление отметки по физической и

технической подготовленности студентов.

При оценке физической

подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост

результата.

Причем

индивидуальные

достижения

(т.е.

прирост

результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по

физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника

выполнения

двигательного

действия,

и

прилежание,

и

умение

осуществлять

физкультурно-оздоровительную

деятельность.

Широко

применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних подростков

надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других

– сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это

формирует у студентов положительное отношение к исполнению заданий,

создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно

аргументируются.

Временно

освобожденные

студенты,

отнесенные по состоянию

здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на

уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им

интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами

команд, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на

уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых

двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат,

могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа

студентов также может оцениваться.

Постоянно ориентировать сильных подростков на то, что они обязаны

помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к

успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.

Всестороннее изучение студентов, сопоставление различных данных

позволяет выявить причины отставания подростков, установить главные из

этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на

методике дифференцированного обучения.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели

студент подходит с постепенным накоплением запаса двигательных

умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства

упражнений, форм и методов их применения, занятия становятся более

разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Студенты

занимаются

охотно,

с

интересом

воспринимают

посильные

и

разнообразные

задания,

выполняют

их

осознанно,

испытывают

удовольствие от самого процесса выполнения.

Обеспечение дифференцированного подхода к студентам с учетом их

физического развития и двигательной подготовленности, достижение

высокой

моторной

плотности,

динамичности,

эмоциональности,

образовательной и инструктивной направленности занятий, формирование

у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими

упражнениями — всё это важнейшие требования современного занятия

физической культуры.

Список использованной литературы

1.

Решетняков Н. Р., Кислицин Ю. Л. Физическая культура. Учебник для

студентов. — М.: Издательство центр «Академия», 2012. – 176с.

2.

Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: ФКиС, 2005.

3.

Данченко И. П. «Физическое воспитание студентов». — М.:

Издательство МГУ, 2008

4.

Чичикин В. Т., Игнатьев П. В., Конюхов Е. Е. «Регуляция

физкультурно-оздоровительной

деятельности

в

образовательном

учреждении». — Н.Новгород, 2007.



В раздел образования