Напоминание

«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса на уроках химии и биологии»


Автор: Бурчина Марина Гурьяновна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Благодатновская СОШ"
Населённый пункт: д.Благодатная, Нижнекамский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Мастер класс
Тема: «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса на уроках химии и биологии»
Раздел: полное образование





Назад




Выступление с мастер классом

на тему «Дистанционное обучение как одна

из форм организации учебного процесса на уроках химии и биологии» на

курсах повышения квалификации «Организация процесса обучения с

целью предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников»

Бурчина М.Г. учитель химии и биологии

МБОУ «Благодатновская СОШ» НМР РТ

2021 год

1

В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного

обучения. Актуальным остается вопрос преподавания учебных предметов с

применением дистанционных образовательных технологий и по сей день.

Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в

образовании. Дистанционное обучение как форма обучения на расстоянии

имеет давнюю историю. Создание новой системы образования стало

возможным с появлением компьютерных мультимедиа-средств, технологий и

скоростных сетей телекоммуникаций. Но лишь с появлением компьютеров

оно становится важным направлением в инновационной деятельности

учебных

заведений,

что

коренным

образом

изменило

подход

к

образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Так

появилось

широкое

распространение

одной

из

новых

форм

обучения– дистанционное обучение.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы

универсального

образования,

которые

позволят

им

эффективно

адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и

успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения

базируется на основе передовых информационных технологий, применение

которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся

потребности ученика.

Следует отметить, что отсутствует единое толкование сущности и

содержания

понятия

«дистанционное

обучение».

Существуют

многочисленные трактовки этого понятия, которые отражают многообразие

подходов к его пониманию. Считается,

что наиболее приемлемым

определением понятия "дистанционное обучение" является следующее: "это

форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и

учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все

присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы,

организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными

2

средствами

Интернет-технологий

или

другими

средствами,

предусматривающими интерактивность".

Главная

особенность

дистанционного

обучения

возможность

получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как

все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется

посредством интернета и обмена электронными письмами.

Педагогические

технологии

дистанционного

обучения

-

это

педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с

использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.

При этом под дидактическими средствами дистанционного обучения

понимаются материалы, методы и приемы обучения, формы организации

учебно-познавательной

деятельности,

учитывающие

ограниченность

непосредственного общения с педагогом.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий

считается одной из форм электронного обучения, при котором:

Ученик должен:

достичь запланированных результатов обучения;

изучить

весь

материал

в

соответствии

с

образовательной

программой.

Задачи учителя:

организация

образовательного

процесса

с

применением

дистанционных образовательных технологий;

разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;

оказание консультационной поддержки.

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его

учениками запланированных результатов обучения.

Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

3

1.

Видеолекции

2.

Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

3.

Чат – учебные занятия, которые предполагают использование

чат-технологий.

Такие

занятия

проводятся

синхронно,

то

есть

всем

участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

4.

Вебинары.

Под

ними

понимаются

дистанционные

уроки,

деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие

мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций

и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий

большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев).

Одной из самых удобных программ для проведения занятий онлайн с

присутствием всех учащихся во время трансляции является Zoom. Также

занятия можно проводить через приложения Skype, Discord и др.

Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и

иных образовательных онлайн-платформах и список данных ресурсов

непрерывно растёт.

Для дистанционного обучения могут быть рекомендованы методы:

демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение,

решение задач,

заучивание учебного материала, письменные работы,

повторение.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие

средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые

учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и

мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы,

видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные

практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом,

электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы

на основе экспертных обучающих систем.

4

В заключении, хочется отметить, что эффективность дистанционного

обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между

педагогом

и

учеником,

а

также

живого

общения

между

самими

обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую

трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость

предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения. Но

самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения

100% контроля над усвоением знаний обучающимися.

Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он

должен обладать следующими характеристиками:

детальное и тщательно продуманное планирование деятельности

учеников,

включая

четкую

постановку

задач

и

целей

обучения,

предоставление всех необходимых учебных материалов;

обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая

позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности

своего продвижения;

обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;

постоянная поддержка мотивации ученика;

учет

особенностей

технологической

базы,

на

которой

планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся

преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые

доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-

компьютерными технологиями,

но при

этом

необходимо

постепенно

знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную

мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет

повысить качество освоение учебного материала.

Благодаря универсальным ресурсам для организации обучения с

использованием дистанционных образовательных технологий у нас есть

5

возможность узнавать самые интересные и невероятные вещи. Ну, и

научиться чему-то важному и практичному.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное

взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ

перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей

перед

обучающимся,

помогает

снять

эмоциональное

напряжение,

пространственные и временные преграды, делает доступным образование для

любого ребёнка.

6



В раздел образования