Автор: Бурчина Марина Гурьяновна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Благодатновская СОШ"
Населённый пункт: д.Благодатная, Нижнекамский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Мастер класс
Тема: «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса на уроках химии и биологии»
Раздел: полное образование
Выступление с мастер классом
на тему «Дистанционное обучение как одна
из форм организации учебного процесса на уроках химии и биологии» на
курсах повышения квалификации «Организация процесса обучения с
целью предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников»
Бурчина М.Г. учитель химии и биологии
МБОУ «Благодатновская СОШ» НМР РТ
2021 год
1
В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного
обучения. Актуальным остается вопрос преподавания учебных предметов с
применением дистанционных образовательных технологий и по сей день.
Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в
образовании. Дистанционное обучение как форма обучения на расстоянии
имеет давнюю историю. Создание новой системы образования стало
возможным с появлением компьютерных мультимедиа-средств, технологий и
скоростных сетей телекоммуникаций. Но лишь с появлением компьютеров
оно становится важным направлением в инновационной деятельности
учебных
заведений,
что
коренным
образом
изменило
подход
к
образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Так
появилось
широкое
распространение
одной
из
новых
форм
обучения– дистанционное обучение.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы
универсального
образования,
которые
позволят
им
эффективно
адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и
успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения
базируется на основе передовых информационных технологий, применение
которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
Следует отметить, что отсутствует единое толкование сущности и
содержания
понятия
«дистанционное
обучение».
Существуют
многочисленные трактовки этого понятия, которые отражают многообразие
подходов к его пониманию. Считается,
что наиболее приемлемым
определением понятия "дистанционное обучение" является следующее: "это
форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и
учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все
присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы,
организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными
2
средствами
Интернет-технологий
или
другими
средствами,
предусматривающими интерактивность".
Главная
особенность
дистанционного
обучения –
возможность
получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как
все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется
посредством интернета и обмена электронными письмами.
Педагогические
технологии
дистанционного
обучения
-
это
педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с
использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.
При этом под дидактическими средствами дистанционного обучения
понимаются материалы, методы и приемы обучения, формы организации
учебно-познавательной
деятельности,
учитывающие
ограниченность
непосредственного общения с педагогом.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий
считается одной из форм электронного обучения, при котором:
Ученик должен:
достичь запланированных результатов обучения;
изучить
весь
материал
в
соответствии
с
образовательной
программой.
Задачи учителя:
организация
образовательного
процесса
с
применением
дистанционных образовательных технологий;
разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
оказание консультационной поддержки.
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его
учениками запланированных результатов обучения.
Основные формы дистанционного обучения
К ним относятся:
3
1.
Видеолекции
2.
Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
3.
Чат – учебные занятия, которые предполагают использование
чат-технологий.
Такие
занятия
проводятся
синхронно,
то
есть
всем
участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
4.
Вебинары.
Под
ними
понимаются
дистанционные
уроки,
деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие
мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций
и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий
большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев).
Одной из самых удобных программ для проведения занятий онлайн с
присутствием всех учащихся во время трансляции является Zoom. Также
занятия можно проводить через приложения Skype, Discord и др.
Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и
иных образовательных онлайн-платформах и список данных ресурсов
непрерывно растёт.
Для дистанционного обучения могут быть рекомендованы методы:
демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение,
решение задач,
заучивание учебного материала, письменные работы,
повторение.
В образовательном процессе дистанционно используются следующие
средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые
учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и
мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы,
видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные
практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом,
электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы
на основе экспертных обучающих систем.
4
В заключении, хочется отметить, что эффективность дистанционного
обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между
педагогом
и
учеником,
а
также
живого
общения
между
самими
обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую
трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость
предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения. Но
самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения
100% контроля над усвоением знаний обучающимися.
Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он
должен обладать следующими характеристиками:
детальное и тщательно продуманное планирование деятельности
учеников,
включая
четкую
постановку
задач
и
целей
обучения,
предоставление всех необходимых учебных материалов;
обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая
позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности
своего продвижения;
обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;
постоянная поддержка мотивации ученика;
учет
особенностей
технологической
базы,
на
которой
планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся
преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые
доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-
компьютерными технологиями,
но при
этом
необходимо
постепенно
знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную
мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет
повысить качество освоение учебного материала.
Благодаря универсальным ресурсам для организации обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий у нас есть
5
возможность узнавать самые интересные и невероятные вещи. Ну, и
научиться чему-то важному и практичному.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное
взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ
перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей
перед
обучающимся,
помогает
снять
эмоциональное
напряжение,
пространственные и временные преграды, делает доступным образование для
любого ребёнка.
6