Автор: Людмила Исааковна Дыба
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №26 г. Гатчины"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Гатчина
Наименование материала: Статья
Тема: Система логопедической работы по развитию общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста (I этап)
Раздел: дошкольное образование
Система логопедической работы
по развитию общих речевых навыков
у детей младшего дошкольного возраста.
I период
1.
Работа над дыханием и правильной осанкой:
- выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания (лёжа, сидя);
- выработка бесшумного спокойного вдоха и плавного выдоха.
2.
Развитие слухового восприятия, слухового внимания, развитие восприятия речи:
- определение места нахождения источника звука;
- развитие звуко-частотного слуха, определение силы звука (например, игра
«Колокол – колокольчик»);
- понимание одноступенчатых инструкций;
- развитие умения слышать речь (потешки, стишки, сказки).
3.
Развитие речевой моторики:
- развитие орального и артикуляторного праксиса в процессе выполнения
упражнений по подражанию и на основе речевого сопровождения игровых
упражнений (например, сказка о весёлом язычке).
4.
Развитие произносительных качеств речи:
- уточнение правильной артикуляции звуков (а,у,и,о) в изолированной позиции;
- уточнение артикуляции согласных звуков раннего и среднего онтогенеза на
материале звукоподражаний (га-га-га, потешки).
5.
Работа над голосом:
- уточнение естественного звучания голоса ребёнка и закрепление навыка его
воспроизведения;
- развитие силы голоса и устойчивости звучания.
II период
1.
Работа над дыханием и правильной осанкой:
- работа над глубоким диафрагмально-рёберным дыханием (сидя, стоя);
- развитие навыка выполнения движений руками на вдохе и на выдохе;
- выработка свободного, плавного удлинённого выдоха.
2.
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие восприятия
речи:
- развитие реакции на голос («Кто тебя позвал?»);
- определение темпа и ритма («Цапля и воробышек», «Прошагал, пробежал»»);
- восприятие и воспроизведение простых ритмов (отхлопывания, притопывания);
- различение гласных звуков (а,у,и,о,э) с опорой на картинки, символизирующие
звуки ( жеребёнок – и-и-и, игрушечный мишка – э-э-э, зуб болит у мамы – о-о-о);
- понимание двухступенчатых инструкций, понимание задаваемых вопросов;
- развитие умения слушать речь (потешки, стишки, сказки)
3.
Развитие речевой моторики:
- развитие орального и артикуляторного праксиса, отработка точности и объёма
движений, умения удерживать заданную артикуляционную позу. Отрабатывается
в процессе выполнения игровых упражнений, по подражанию («Обезьянки»);
- развитие мимических движений с опорой на зрительное восприятие и по
подражанию (Сказка о гномиках – Плаксун, Ворчун, Худышка, Весельчак»)
4.
Развитие произносительных качеств речи:
- развитие способности воспроизводить слоговую структуру двусложных и
односложных слов;
- уточнение правильной артикуляции гласных звуков (а,у,и,о,э) в доступной по
слоговой структуре словах с ударением на данные звуки (мама, зайчик, банка,
мука, река, мак, мука, суп, мак, утка, иду, веду, киса, тихо…)
- уточнение артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза на материале
чистоговорок (ха-ха-ха – купили петуха; га-га-га – нет сапога; бы-бы-бы – вкусные
бобы)
5.
Работа над голосом:
- развитие силы голоса и устойчивости звучания (проговаривание чистоговорок,
стишков);
- развитие навыка произвольной регуляции силы голоса.
6.
Развитие восприятия интонации на материале гласных звуков (Скажи «испугался»,
«обрадовался», «удивился», «огорчился» - всё с одним гласным – Мишка – «а?»,
«а», «а-а-а»)
III период
1.
Работа над дыханием и правильной осанкой:
- развитие диафрагмального дыхания;
- воспитание умения направлять выдох в нужную сторону.
2. Развитие слухового внимания, слухового восприятия, фонематического слуха:
- развитие тембрального восприятия речевых и неречевых звуков;
- развитие динамического слуха (определение ослабленных или усиленных звуков;
- развитие способности подражать темпу и ритму неречевых и речевых звучаний;
Развитие фонематического восприятия:
- различение гласных звуков с опорой на предметные картинки-символы на основе
восприятия их беззвучной артикуляции с опорой на картинки, символизирующие
положение губ при артикуляции гласных.
- различение согласных звуков с опорой на картинки символы;
М – телёнок мычит
Б – пустое ведро покатилось
В – самолёт летит
- различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним
звуком: бочка-точка, дом-ком, лак-мак, лук-жук)
3. Развитие речевой моторики:
- развитие орального и артикуляционного праксиса (губ и языка)
- отработка точности, чистоты, объёма, плавности движений языка, отработка
умения удерживать заданную позу при выполнении артикуляционных упражнений
по словесной инструкции.
- развитие способности выполнять мимические движения по словесной
инструкции.
4. Развитие произносительных качеств речи:
- развитие способности воспроизводить слоговую структуру 2-3-4 х сложных слов без
требования правильного произношения (приоритет – глаголы: едет. Идт, сидит,
рисует, купается, умывается)
- правильное воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического
рисунка 2,3 –х сложных слов.
6.
Работа над голосом:
- развитие навыка произвольной регуляции силы голоса (громко-тихо-шёпотом);
- развитие навыка модуляции голоса по высоте (сказки «Волк и семеро козлят»,
«Три медведя»).
7.
Работа над интонационной выразительностью речи:
- формирование умения слышать выразительную речь других;
- развитие у детей творческой инициативы интонационного окрашивания речи,
развитие произвольной выразительности речи.