Напоминание

Система логопедической работы по развитию общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста (I этап)


Автор: Людмила Исааковна Дыба
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №26 г. Гатчины"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Гатчина
Наименование материала: Статья
Тема: Система логопедической работы по развитию общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста (I этап)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система логопедической работы

по развитию общих речевых навыков

у детей младшего дошкольного возраста.

I период

1.

Работа над дыханием и правильной осанкой:

- выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания (лёжа, сидя);

- выработка бесшумного спокойного вдоха и плавного выдоха.

2.

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, развитие восприятия речи:

- определение места нахождения источника звука;

- развитие звуко-частотного слуха, определение силы звука (например, игра

«Колокол – колокольчик»);

- понимание одноступенчатых инструкций;

- развитие умения слышать речь (потешки, стишки, сказки).

3.

Развитие речевой моторики:

- развитие орального и артикуляторного праксиса в процессе выполнения

упражнений по подражанию и на основе речевого сопровождения игровых

упражнений (например, сказка о весёлом язычке).

4.

Развитие произносительных качеств речи:

- уточнение правильной артикуляции звуков (а,у,и,о) в изолированной позиции;

- уточнение артикуляции согласных звуков раннего и среднего онтогенеза на

материале звукоподражаний (га-га-га, потешки).

5.

Работа над голосом:

- уточнение естественного звучания голоса ребёнка и закрепление навыка его

воспроизведения;

- развитие силы голоса и устойчивости звучания.

II период

1.

Работа над дыханием и правильной осанкой:

- работа над глубоким диафрагмально-рёберным дыханием (сидя, стоя);

- развитие навыка выполнения движений руками на вдохе и на выдохе;

- выработка свободного, плавного удлинённого выдоха.

2.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие восприятия

речи:

- развитие реакции на голос («Кто тебя позвал?»);

- определение темпа и ритма («Цапля и воробышек», «Прошагал, пробежал»»);

- восприятие и воспроизведение простых ритмов (отхлопывания, притопывания);

- различение гласных звуков (а,у,и,о,э) с опорой на картинки, символизирующие

звуки ( жеребёнок – и-и-и, игрушечный мишка – э-э-э, зуб болит у мамы – о-о-о);

- понимание двухступенчатых инструкций, понимание задаваемых вопросов;

- развитие умения слушать речь (потешки, стишки, сказки)

3.

Развитие речевой моторики:

- развитие орального и артикуляторного праксиса, отработка точности и объёма

движений, умения удерживать заданную артикуляционную позу. Отрабатывается

в процессе выполнения игровых упражнений, по подражанию («Обезьянки»);

- развитие мимических движений с опорой на зрительное восприятие и по

подражанию (Сказка о гномиках – Плаксун, Ворчун, Худышка, Весельчак»)

4.

Развитие произносительных качеств речи:

- развитие способности воспроизводить слоговую структуру двусложных и

односложных слов;

- уточнение правильной артикуляции гласных звуков (а,у,и,о,э) в доступной по

слоговой структуре словах с ударением на данные звуки (мама, зайчик, банка,

мука, река, мак, мука, суп, мак, утка, иду, веду, киса, тихо…)

- уточнение артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза на материале

чистоговорок (ха-ха-ха – купили петуха; га-га-га – нет сапога; бы-бы-бы – вкусные

бобы)

5.

Работа над голосом:

- развитие силы голоса и устойчивости звучания (проговаривание чистоговорок,

стишков);

- развитие навыка произвольной регуляции силы голоса.

6.

Развитие восприятия интонации на материале гласных звуков (Скажи «испугался»,

«обрадовался», «удивился», «огорчился» - всё с одним гласным – Мишка – «а?»,

«а», «а-а-а»)

III период

1.

Работа над дыханием и правильной осанкой:

- развитие диафрагмального дыхания;

- воспитание умения направлять выдох в нужную сторону.

2. Развитие слухового внимания, слухового восприятия, фонематического слуха:

- развитие тембрального восприятия речевых и неречевых звуков;

- развитие динамического слуха (определение ослабленных или усиленных звуков;

- развитие способности подражать темпу и ритму неречевых и речевых звучаний;

Развитие фонематического восприятия:

- различение гласных звуков с опорой на предметные картинки-символы на основе

восприятия их беззвучной артикуляции с опорой на картинки, символизирующие

положение губ при артикуляции гласных.

- различение согласных звуков с опорой на картинки символы;

М – телёнок мычит

Б – пустое ведро покатилось

В – самолёт летит

- различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним

звуком: бочка-точка, дом-ком, лак-мак, лук-жук)

3. Развитие речевой моторики:

- развитие орального и артикуляционного праксиса (губ и языка)

- отработка точности, чистоты, объёма, плавности движений языка, отработка

умения удерживать заданную позу при выполнении артикуляционных упражнений

по словесной инструкции.

- развитие способности выполнять мимические движения по словесной

инструкции.

4. Развитие произносительных качеств речи:

- развитие способности воспроизводить слоговую структуру 2-3-4 х сложных слов без

требования правильного произношения (приоритет – глаголы: едет. Идт, сидит,

рисует, купается, умывается)

- правильное воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического

рисунка 2,3 –х сложных слов.

6.

Работа над голосом:

- развитие навыка произвольной регуляции силы голоса (громко-тихо-шёпотом);

- развитие навыка модуляции голоса по высоте (сказки «Волк и семеро козлят»,

«Три медведя»).

7.

Работа над интонационной выразительностью речи:

- формирование умения слышать выразительную речь других;

- развитие у детей творческой инициативы интонационного окрашивания речи,

развитие произвольной выразительности речи.



В раздел образования