Напоминание

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»


Автор: Курмангалиева Татьяна Олеговна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" детский сад №52 "Крепыш"
Населённый пункт: город Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Согласовано

Утверждаю

педагогическим советом

заведующий детским

детского сада № 52 «Крепыш» -

садом № 52 «Крепыш» -

филиала АН ДОО «Алмазик»

филиалом АН ДОО «Алмазик»

Протокол №____

_____________А.Н. Федулова

«____»_________________2020 г.

«___»_______________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

НАПРАВЛЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

для детей: от 3 до 8 лет.

Разработчик:

Курмангалиева Татьяна Олеговна

Высшей квалификационной категории

г. Мирный, 2021 г.

Содержание

Наименование раздела

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3-15

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи Программы

6

1.3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

8

1.4

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики детей.

10

1.5

Планируемые результаты освоения Программы.

12

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

16-30

2.1

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями музыкального развития ребенка.

16

2.2

Планирование образовательной деятельности по музыкальному развитию.

17

2.3

Вариативные формы и методы реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

21

2.4

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

24

2.5

Особенности взаимодействия с социальными партнёрами.

27

2.6

Особенности организации образовательного процесса части, формируемой участниками образовательных отношений.

29

2.7

Мониторинг возможных достижений детей.

30

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

32-37

3.1

Материально-техническое обеспечение.

32

3.2

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

33

3.3

Режим дня, учебный план и расписание НОД.

33

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

34

3.5

Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.

35

Приложения

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является

одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направление

«Музыкальное развитие» детского сада № 52 «Крепыш» - филиала АН ДОО «Алмазик» (далее Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

3

Комментариями к ФГОС дошкольного образования от 24 февраля 2014г. № 08-249.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13

“Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”»

(зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).

Основной образовательной программой (далее ООП) детского сада № 52 «Крепыш» - филиала АН ДОО «Алмазик».

Согласно ООП детского сада, «Музыкальное развитие» проводится по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста "Ладушки" под

редакцией И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.

П ориентирована на четыре возрастных периода: младший возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5 до 6 лет) и подготовительный

дошкольный возраст (от 6 до 8 лет).

Программа "Ладушки" подразумевает всестороннее музыкальное воспитание, и образование без углубления в какой-либо раздел.

Условия реализации программы:

1. Создание предметно-развивающей среды:

Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;

Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;

Способствует реализации образовательной программы;

Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;

Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

2. Программа по музыкальному образованию, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2

раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом алгоритма проведения музыкальных занятий. Исходя из календарного года (с 1 сентября,

текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 78 часам для каждой возрастной группы.

Интеграция с другими областями

.

Образовательная область

«Социально-

коммуникативное развитие»

Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому

сообществу.

Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

4

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Расширение музыкального кругозора детей;

Сенсорное развитие;

Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

Практическое овладение детьми нормами речи;

Обогащение «образного словаря»

Образовательная область

«Художественно-эстетическое

развитие»

Развитие детского творчества;

Приобщение к различным видам искусства;

Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;

Закрепления результатов восприятия музыки.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Образовательная область

«Физическое развитие»

Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; Использование музыкальных произведений в качестве

музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации

Развитие правильного физиологического дыхания

Учебный план

Группа

Педагогические мероприятия

Вечера досуга

(в неделю)

Индивидуальная работа с

воспитателем

(в неделю)

Продолжительность

(мин)

Количество

(в неделю)

Количество (в год)

5

Младшая

15

2

78

1

1

Средняя

20

2

78

1

1

Старшая

25

2

78

1

1

Подготовительная

к

школе

группа

30

2

78

1

1

1.2 Цели и задачи Программы

Цели

Задачи

6

Цель и задачи

Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного

возраста, приобщение к искусству в процессе различных видов

музыкальной

деятельности:

музыкально

ритмических

движений, инструментального музицирования, пения, слушания

музыки, музыкально – игровой деятельности (плясок, игр,

хороводов).

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения,

чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способ-

ностей).

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной

деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое

использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной

и доступной форме.

Цель и задачи части, формируемой

участниками ОО

Развитие самостоятельности и коммуникативной активности,

социальной

уверенности

и

ценностных

ориентиров,

определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к

миру.

.

Развивать

любознательность,

инициативность,

самостоятельность,

творческую

активность,

стремления

к

расширению

знаний,

готовности

к

непрерывному

образованию, саморазвитию и успешной самореализации;

Расширять перспективы поисково-познавательной деятельности

образующие

действия

Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории,

народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.);

Стимулировать творческую активность, воображения воспитанников, желания

включаться в творческую деятельность

Способствовать расширению «зоны ближайшего развития» путем включения

дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с

другом.

«ПРИВЕТСТВИЕ»

Настрой на позитив, атмосферу

доброжелательности, заинтересованности и

активного участия.

Развитие способности петь музыкальные

интервалы, здороваться с помощью звучащих и

немых жестов (жестов - символов).

Придумывание приветствия самостоятельно.

Воспитывать доброе, внимательное отношение друг к другу.

В игровой ситуации осуществлять музыкально – ритмические задачи: чувство ритма,

артикуляцию, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух,

интонационную выразительность, музыка

7

«МУЗЫКАЛЬНО -

РИТМИЧЕСКИЕ

ДВИЖЕНИЯ»

Развитие способности в выполнении основных и

танцевальных движений, которые будут

использованы в плясках, танцах, хороводах.

Развивать музыкальное восприятие, музыкально - ритмические чувства и в связи с

этим ритмичность движений.

Развивать способности детей согласовывать движения с характером музыкального

произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.

Развивать музыкально - ритмические способности детей через игры, пляски и

упражнения.

Развивать художественно - творческие способности.

«ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА»

Развитие мелкой моторики пальцев рук,

укрепление мелких мышц кисти руки, памяти,

внимания, интонационной выразительности,

расширение представлений об окружающем мире.

Тренировать и укреплять мелкие мышцы рук.

Развивать чувство ритма.

Формировать понятие звуковысотного звука и голоса.

Развивать внимание, память и интонационную выразительность.

Развивать артикуляционный аппарат, речь.

«СЛУШАНИЕ

МУЗЫКИ»

Развитие способности детей вслушиваться в

звучание мелодии и аккомпанемента, создающих

художественно - музыкальный образ,

эмоционально на них реагировать.

Знакомить

с

музыкальными

произведениями,

их

запоминать,

накапливать

музыкальные впечатления.

Развивать музыкальные способности культурного слушания музыки.

Развивать способность различать характер песен, инструментальных пьес, средств их

выразительности.

Формировать музыкальный вкус.

Развивать способности эмоционально воспринимать музыку.

«РАСПЕВАНИЕ,

ПЕНИЕ»

Развитие вокальных данных воспитанников,

способности интонировать мелодию, петь без

напряжения в голосе, а также: начинать и

заканчивать пение вместе с воспитателем.

Формировать у детей певческие способности.

Развивать

способность

воспитанников

исполнять

песни

на

педагогических

мероприятиях, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без

сопровождения инструмента.

Развивать музыкальный слух, т.е. различать интонационно точное и неточное пение,

звуки по высоте, длительности, слушать себя при пении и исправлять свои ошибки.

Развивать певческий голос, укреплять и расширять его диапазон.

8

Виды музыкально-

художественной деятельности

«

ПЛЯСКИ, ИГРЫ, ХОРОВОДЫ»

Развитие способности выполнять движения под

музыкальное сопровождение, создание радостного

настроения. Закрепление в непринужденной

атмосфере ритмических движений, правил игры,

развитие ориентировки в пространстве,

формирование коммуникативных отношений.

Передавать в движении ритмический рисунок, мелодии и изменения характера

музыки в пределах одной части музыкального произведения.

Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз.

Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз.

Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни.

Самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке.

Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части,

фразы различной протяженности звучания).

Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии.

Правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные

перестроения.

9

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предполагает работу в зоне ближайшего развития ребенка, т.е реализация как явных, так и скрытых возможностей

ребенка

ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМФОРТНОСТИ

Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ АДЕКВАТНОСТИ

Образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов

возраста

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ

В основе — установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через

их дополнение и взаимное обогащение

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ

Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и

общения, информации, способа действия и др.

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка

ПРИНЦИП МИНИМАКСА

Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем

темпе, на уровне своего возможного максимума.

ПРИНЦИПЫ ПО ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Уважение личности ребенка. Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, при которых

сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; поддержка детской инициативы в

различных видах деятельности

ПРИНЦИП УЧЕТА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

СИТУАЦИИ

развития детей, сотрудничества детского сада с семьей и приобщения детей к социокультурным нормам, традициям

ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА

Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им

собственного опыта творческой деятельности

ПРИНЦИП ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ

ИНИЦИАТИВЫ

Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей,

интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной акцент делается на организации самостоятельных детских открытий в процессе разнообразных видов

деятельности детей (игре, общении, исследовании); педагог выступает, прежде всего, как организатор

образовательного

процесса

10

1.4. Значимые результаты для разработки и реализации Программы характеристики детей.

Художественно - эстетическое развитие

Значимые характеристики для обязательной части ООП

Младший возраст

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная группа

(6-7 лет)

-Проявляет интерес к звучащим

предметам,

музыке,

двигается

под неё.

-Различает мелодию, поет.

-Характерна

несознательность

мотивов,

импульсивность

и

зависимость чувств и желаний от

ситуации

-С удовольствием участвует в

театрализованной

деятельности,

сопереживает

вымышленным персонажам.

-Проявляет интерес к музыке,

желание

её

слушать,

эмоциональную отзывчивость

при восприятии музыкальных

произведений.

-Эмоционален, поет, двигается под музыку.

-Имеет собственные эстетические вкусы,

видит

красоту

музыкального

искусства,

участвует в театрализованной деятельности.

-Способен

эстетически

воспринимать

музыку.

-Проявляет творческую активность во всех

видах деятельности, фантазию, воображение.

-Оценивает красоту произведений музыкального

искусства.

-Импровизирует на музыкальных инструментах,

-Воспроизводит

ритм

простых

мелодий

и

исполняет роль в театрализованной постановке и

детском спектакле.

-Эмоционально

откликается

при

восприятии

музыки разного характера.

-Сформирован певческий голос, развиты навыки

движения под музыку

11

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Способен проявить себя в танцевальном

творчестве народов Саха и России.

-Проявляет интерес к русским народным

инструментам и играет на них.

-Подпевает и поет народные песни.

-Формируется

представление

о

толерантности.

-Способен воспринимать чувства другого

человека и сопереживать им, в том числе

детям разных национальностей.

-Развит интерес к миру природы и миру

человека в родной стране и разных странах

Мира.

-Проявляет способность творческого воображения

при восприятии музыки разных народов.

-С удовольствием слушает колыбельные песни,

участвует в театрализованной деятельности по

сказкам народов Севера.

-Формируется

представление

об

обычаях

и

традициях в разных странах Мира.

-Проявляет интерес к образу жизни и интересам

детей, живущих в разных странах.

-Способен освоить представления о взаимосвязи и

взаимозависимости

жизни

людей,

живущих

в

разных

странах,

взаимообмене

знаниями,

технологиями

12

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Образовательным результатом реализации РП сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, способность передавать

выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, в движении основные средства выразительности музыкальных

произведений, сформированность двигательных способностей (координация, ловкость и точность движений, пластичность), способность передавать

игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах

музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;

- становления эстетического отношения к окружающему миру;

- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;

- сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализации самостоятельной творческой деятельности.

Младший возраст

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Художественно- эстетическое развитие

Планируемые результаты для обязательной части РП

Музыкально ритмические движения

- Исполняет знакомые

движения под музыку.

- Способен реагировать на

звучание музыки, выполняя

движения по показу педагога.

- Ориентируется в

пространстве.

- Способен легко бегать на

носочках, выполняет

полуприседание «пружинка»,

марширует

останавливаясь с концом

музыки.

- Неторопливо, спокойно

кружится, выполняет

притопы.

- Различает

контрастную музыку.

-Выполняет знакомые движения под

незнакомую музыку, тем самым

проявляя творчество.

- Способен различать динамические

оттенки и самостоятельно менять на

них движения.

- Выполняет разнообразные

движения руками.

- Способен передавать в движениях

образы

(лошадка, медведь).

- Выполняет прямой галоп.

- Легко прыгает на носочках.

- Способен маршировать в разных

направлениях.

- Различает двух частную неконтрастную

музыку.

- Самостоятельно меняет движения по

частям и музыкальным фразам.

-Энергично ходит, легко бегает, ритмично

прыгает, выполняет различные махи

руками и выбрасывание ног, кружится под

руку, выполняет «ковырялочку», притопы.

- Использует знакомые движения в

творческих плясках.

- Различает трех частную неконтрастную музыку.

- Самостоятельно меняет движения по частям и

музыкальным фразам.

- Энергично ходит, легко бегает, ритмично прыгает,

выполняет различные махи руками и выбрасывание

ног, кружится под руку, выполняет «ковырялочку»,

притопы.

- Использует знакомые движения в творческих

плясках.

- Оценивает качество выполняемых движений.

Планируемые результаты по части, формируемой участниками образовательных отношений

13

- Проявляет инициативу и творчество при

исполнении элементов народных движений

танца.

-Эмоционально-положительно относится к

традиционной народной культуре.

-Самостоятельно

придумывает

и

исполняет

движения народного танца

- Выполняет разнообразные характерные движения

танцев народа Саха, России и других народов.

- Различает музыку народов разных стран Мира.

Планируемые результаты для обязательной части РП

Слушание

-Способен

реагировать

на

звучание

музыки

и

эмоционально

на

неё

откликаться.

-Передаёт характер песни в

интонации.

-Поет, а капелла, соло.

-Узнает песни по фрагменту.

-Звукоподражает,

проговаривает

текст

с

различными интонациями.

-Самостоятельно определяет жанр

музыки

(танец,

марш,

песня),

способен

различать

двухчастную

форму,

определять

простыми

словами характер произведения

-Определяет на слух танец, марш, песню.

-Различает трехчастную контрастную и

неконтрастную музыку.

-Характеризует музыкальное произведение

по динамике, тембровой окраске, ритму,

темпу.

-Отображает свои впечатления в рисунке.

-Различает народную и авторскую музыку.

-Узнает

по

фрагменту

любое

произведение

из

«Времен года» Чайковского.

-Имеет представление о том, что такое балет и опера,

кто такой композитор.

-Хорошо различает двух и трех частную форму

произведения.

-Эмоционально воспринимает

музыку и откликается на нее.

-Словесно выражает свое отношение к музыке,

способен

фантазировать, музицировать на

муз. инструментах.

-Различает звучание русских

народных инструментов и

симфонического оркестра.

Планируемые результаты по части, формируемой участниками образовательных отношений

Самостоятельно

определяет

жанр

национальной музыки.

Способен различить звучание различных народных

инструментов.

Планируемые результаты для обязательной части РП

14

Распевание, пение

-С удовольствием напевает.

-Поет слаженно, начиная и

заканчивая пение вместе с

музыкой,

внимательно

прослушивает вступление и

проигрыш, узнает знакомую

песню.

-Узнает песню по вступлению, а

также

по

любому

отрывку,

по

мелодии, сыгранной или спетой без

слов.

-Способен начинать и заканчивать

пение

с

музыкой,

придумывать

мелодии

на

небольшие

фразы,

аккомпанировать

себе

на

музыкальных инструментах.

-Узнает знакомые песни по вступлению, по

мелодии.

- Поет, соблюдая ритмический рисунок

песни.

-Способен

петь

эмоционально,

выразительно, передавая характер песни.

-Поет

с

динамическими

оттенками,

согласованно,

со

всеми

вместе,

с

подгруппой, по цепочке, соло, дуэтом.

-Может правильно брать дыхание.

-Способен петь выразительно, легким звуком, а

капелла, в хоре, соло, в сопровождении детского

оркестра.

-Активно проявляет себя в инсценировке песен.

-Поет эмоционально, передавая характер мелодии.

-Узнает песню не только по вступлению, но и по

фрагменту.

-Способен выслушивать партию солиста, вовремя

вступать в хоре.

-Знаком с музыкальными

терминами и определениями.

Планируемые результаты по части, формируемой участниками образовательных отношений

-Слушает вступление и начинать петь

сразу после его окончания.

-Движения со сменой музыкальных фраз.

-Сочетает пение с движением, передает в движении

характер песни.

-Активно участвует в играх на развитие творчества и

фантазии.

Планируемые результаты для обязательной части РП

Пляски, игры, хороводы

-Хорошо

ориентируется

в

пространстве,

выполняет

простейшие

танцевальные

движения.

-Танцует

с

предметами,

выразительно

передает

игровой образ, не стесняется

выступать один.

-Способен

самостоятельно использовать

знакомые

движения в творческой

пляске.

-Способен

усвоить

простейшие

танцевальные

движения

и

самостоятельно

их

выполняет

в

творческих плясках.

-Выполняет

солирующие

роли,

выражает в движении образы героев

игр и хороводов.

-Начинает и заканчивает движение с

началом и окончанием музыки.

-Способен ходить простым русским

хороводным шагом.

-Выполняет определенные танцевальные

движения: подскоки, притопы,

«ковырялочку», «пружинку» и др.

-Способен ощущать музыкальные фразы.

-Выполняет простейшие перестроения.

-Передает

в

движении

ритмический

рисунок,

мелодии и изменение характера музыки в пределах

одной части музыкального произведения.

-Танцует легко, задорно, меняет самостоятельно

движения

15

Планируемые результаты по части, формируемой участниками образовательных отношений

Участвует в исполнении русских

хороводов и танцев большинства народов

мира

Способен выполнять солирующие роли, выражает в

движении образы героев народных игр и хороводов.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

16

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями музыкального развития ребенка.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся:

Педагогические мероприятия;

Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалистов дошкольного образования) и детей

в повседневной жизни детского сада в разнообразии форм;

Праздники и развлечения;

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Педагогическое мероприятие состоит из трех частей.

Вводная часть. Приветствие, музыкально-ритмические упражнения.

Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах,

хороводах.

Основная часть.

Слушание, восприятие музыки.

Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на

них реагировать.

Развитие слуха и голоса, Подпевание и пение.

Цель: развивать певческие навыки ребенка, расширять диапазон, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с

воспитателем.

Танец или пляска.

Цель: развивать танцевальные способности детей,

«Пляски, игры, хороводы»- движения (пружинка, подскоки, приставные шаги, легкие

прыжки на двух ногах, маховые движения руками);

- правильное и выразительное выполнение танцевальных движений в различных перестроениях;

- игры разных народов мира;

- импровизировать движения разных персонажей;

- самостоятельно начинать и заканчивать движения

- танцевальные движения: боковой галоп, приставные шаги, маховые и круговые движения

руками, разнообразные подскоки;

- пение с движением, способность передавать в движении характер героя;

- игры на развитие творчества и фантазии;

- правильное и выразительное выполнение танцевальных движений и различных перестроений;

- способность танцевать легко, задорно, со сменой музыкальных фраз

- оценивать качество выполняемых движений

Заключительная часть. Игра или творчество.

17

Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям

Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:

качественная аудиозапись музыки

иллюстрации и репродукции

малые скульптурные формы

дидактический материал

игровые атрибуты

музыкальные инструменты

«живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)

Индивидуально-коррекционная работа- с детьми младшего возраста проводится отдельно с ребенком. Продолжительность такого занятия 5-10

минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста - небольшими подгруппами. организуется с целью совершенствования и

развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства.

2.2. Планирование образовательной деятельности по музыкальному развитию.

Перспективно – календарное планирование реализации образовательной области

Ребенок осваивает:

Виды м/д

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Обязательная часть РП

«Приветствие»

-Способность к развитию звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности

18

«Музыкально-ритмические движения»

- движения

соответственно 2-х

частной форме музыки;

- основные виды

движений (ходьбу, бег)

танцевальные движения;

- движение в паре;

- способы передачи

игровых и сказочных

образов;

- чувство ритма,

свободные

выразительные движения

под музыку

- ходьбу друг за другом

бодрым шагом;

- танцевальные движения;

- движения в паре в танцах и

хороводах;

- выполнение простейших

перестроений;

- основные движения;

- ориентировку в пространстве

- ритмичную ходьбу в одном

направлении, сохраняя

дистанцию;

- ходьбу парами, тройками, вдоль

стен, врассыпную;

- координацию рук;

- чёткое выполнение поскоков с

ноги на ногу, прыжки на месте с

поворотами;

- плавность движений

- ходьбу в колонне по одному, врассыпную,

по диагонали, тройками, парами;

- движения под одно музыкальное

сопровождение;

- выполнение бокового галопа, прямого

галопа, приставного шага;

- ритмическую четкость и ловкость движений;

- легкие прыжки на двух ногах с различными

вариантами;

- разнообразные движения в соответствии со

звучанием различных музыкальных

инструментов

«Пальчиковая гимнастика»

- чувство ритма;

-представление о

звуковысотном слухе и

голосе;

- интонационную

выразительность

- чувство ритма;

- представление о

звуковысотном слухе и голосе;

- интонационную

выразительность

- чувство ритма;

- представление о звуковысотном

слухе и голосе;

- интонационную выразительность

- знакомые стихи и потешки по показу без

сопровождения текста, без показа на

произношение текста только гласными

звуками, слогами в разном сочетании

19

«Слушание музыки»

-способность различать

музыкальные

произведения по

характеру;

- определять характер

простейшими словами

(грустная, весёлая);

-выполнять простейшие

манипуляции с

игрушками под

музыкальное

сопровождение;

- узнавать музыкальные

произведения;

- различать жанры:

марш, плясовая,

колыбельная

- различие жанровой музыки;

- различие характерной

музыки,

- придумывание простейших

сюжетов (с помощью педагога)

- знакомство с жанрами: марш,

танец;

- определение характера

музыкального произведения;

- способность подбирать

иллюстрации к прослушанным

музыкальным произведениям,

мотивируя свой выбор

- творчество П. И. Чайковского

«Детский альбом», Н. А. Римского

– Корсакова;

- танцевальные жанры;

- определять жанр и характер

музыкального произведения;

- выражать характер

произведения в движении

- традиционную музыку разных народов в

контексте «Путешествия в культуры Мира»;

- придумывание небольших сюжетов;

- передачу в движении характера

музыкального произведения;

- различие двухчастной формы;

- различие трёхчастной формы

«Распевание, пение»

-способность реагировать

на звучание музыки и

эмоционально на неё

откликаться;

- передавать в интонации

характер песен;

- петь «а капелла», соло; в

ансамбле

- выполнять простейшие

движения по тексту;

- узнавать песни по

фрагменту;

- звукоподражания;

- проговаривать текст с

различными интонациями

- показ в пении характера

песни;

- способность петь протяжно,

спокойно,

естественным голосом;

- подыгрывание на

музыкальных инструментах;

- правильное выполнение

дыхательных упражнений

- навыки пения и движения под

музыку, развивая чувство ритма и

слуха;

- выразительное пение,

протягивая гласные звуки;

- пение, сопровождая

имитационными движениями;

- аккомпанирование на

музыкальных инструментах;

- пение соло, подгруппами,

цепочкой,

«закрытым звуком»;

- способность расширять

певческий диапазон

-способность эмоционально исполнять песни;

- инсценировать песню;

- проявлять желание солировать;

- узнавать песню по любому фрагменту;

- иметь любимые песни;

- выслушивать партию солиста, вовремя

вступать в хоре;

- знакомиться с музыкальными терминами и

определениями (куплет, припев, соло, дуэт,

трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.)

20

«Пляски, игры, хороводы»

- способность изменять

движение со сменой

частей музыки;

- запоминать и выполнять

простейшие

танцевальные движения;

- исполнять солирующие

роли;

- исполнять пляски по

показу педагога

- разные способы отражения

сказочных персонажей в

музыке, танце;

-способность изменять

движение со сменой частей

музыки;

-выполнять движения

эмоционально;

- соблюдать простейшие

правила игры;

- выполнять движения,

которые показал педагог

-способность выполнять

танцевальные движения (поскоки,

«ковырялочку»,

«пружинку» и др.);

- передавать музыкальные фразы;

- импровизировать движения

разных персонажей;

- самостоятельно начинать и

заканчивать движения;

- чередовать хороводные шаги с

притопами, кружением

- танцевальные движения: боковой галоп,

приставные шаги, маховые и круговые

движения руками,

разнообразные поскоки;

- ходьбу в колонне по одному, врассыпную,

тройками, останавливаться с концом музыки;

- строение музыкального произведения (части,

фразы различной протяженности звучания);

- игры на развитие творчества и фантазии;

- правильное и выразительное выполнение

танцевальных движений и различных

перестроений.

Часть, формируемая участниками отношений

Ребенок осваивает:

«Музыкально-ритмические

движения»

-способность передавать в

движениях образы народов

- четкое выполнение поскоков с

ноги на ногу;

- плавность движений

-способность эмоционально

отзываться на звучание музыки,

-разнообразные характерные движения танцев

больших и малых народов и народностей

нашей страны

- выполнение движений по подгруппам и

умение наблюдать за движущимися детьми;

- ритмическую четкость и ловкость движений;

- разнообразные движения в соответствии со

звучанием различных музыкальных

инструментов (бубен, хомус)

«Слушание

музыки»

- различает виды и жанры

искусства

- способность создавать

музыкальные образы из эпосов

малых народов

-способность выражать характер

произведения в движении;

- расширяет представление о классическом,

народном искусстве

-способность различать особенности

музыкальной выразительности музыки других

народов

- придумывание небольших сюжетов;

21

«Распевание,

пение»

- выразительное пение;

- умение петь с динамическими

оттенками, соблюдая ритмический

рисунок мелодии

-петь согласованно, всем вместе,

по подгруппам, по цепочке, соло,

дуэтом

-петь выразительно, легким звуком:

-петь «акапелла», в хоре, соло, в

сопровождении детского хора

- инсценировать песню;

- передавать в пении характер песни

(спокойный, напевный, ласковый, веселый,

энергичный, озорной, легкий)

Организация непрерывной образовательной деятельности по реализации и освоению Программы музыкальных руководителей осуществляется

согласно разработанному комплексно–тематическому плану на каждую возрастную группу. (Приложение № 1)

2.3. Вариативные формы и методы реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенности воспитанников.

Музыкально-ритмические движения

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога и

детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыкально-

ритмических движений:

-на утренней гимнастике;

- на других педагогических

мероприятиях;

- во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

- на праздниках и развлечениях

Занятия, праздники, развлечения;

музыка в повседневной

жизни;

театрализованная деятельность;

игры, хороводы;

-празднование дней рождения.

Создание условий для самостоятельной

музыкальной деятельности в группе:

подбор музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек, макетов инструментов,

атрибутов для театрализации, элементов

костюмов различных персонажей, атрибутов

для самостоятельного танцевального

творчества (ленточки, платочки, косыночки и

т.д.).

Создание для детей игровых творческих

ситуаций (сюжетно-ролевая игра),

способствующих активизации выполнения

движений, передающих характер

изображаемых животных.

Стимулирование самостоятельного

выполнения танцевальных движений под

плясовые мелодии

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты

родителей для детей, совместные

выступления детей и родителей,

совместные театрализованные

представления, шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической

пропаганды для родителей (стенды, папки

или ширмы-передвижки)

Посещения детских музыкальных театров

Восприятие музыки

Режимные моменты

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

22

педагога и детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и

физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания;

- на других занятиях;

(ознакомление с

окружающим миром,

развитие речи,

изобразительная

деятельность);

- во время прогулки (в теплое

время)

- в сюжетно-ролевых играх;

- перед дневным сном;

- при пробуждении;

на праздниках развлечениях.

Занятия, праздники,

развлечения;

Музыка в повседневной

жизни;

другие занятия;

театрализованная

деятельность;

слушание музыкальных

сказок,

-рассматривание картинок,

иллюстраций в детских

книгах,

репродукций, предметов

окружающей

действительности.

Создание условий для самостоятельной

музыкальной

деятельности в группе:

подбор музыкальных

инструментов

(озвученных и не

озвученных);

музыкальных игрушек, театральных кукол,

атрибутов для ряженья.

Экспериментирование

со звуками, используя

музыкальные игрушки

и шумовые

инструменты

Игры в «праздники»,

«концерт».

Консультации для родителей.

Родительские собрания.

Индивидуальные беседы.

Совместные праздники, развлечения (включение

родителей в праздники и подготовку к ним);

театрализованная деятельность (концерты

родителей для детей, совместные выступления

детей и родителей, совместные

театрализованные представления, оркестр);

создание наглядно-педагогической пропаганды

для родителей (стенды, папки или ширмы-

передвижки)

.

Пение

Режимные моменты

Совместная деятельность

педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование

пения:

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания;

- на других занятиях;

- во время прогулки (в теплое

время) ;

- в сюжетно-

ролевых играх;

-в театрализованной

Деятельности;

- на праздниках и

Занятия

Праздники,

развлечения

Музыка в

повседневной жизни:

-Театрализованная

деятельность

-пение знакомых песен

во время игр, прогулок в

теплую погоду

- Подпевание и пение

знакомых песенок,

Создание условий для

самостоятельной музыкальной

деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов

(озвученных и не озвученных),

музыкальных игрушек, макетов

инструментов, театральных

кукол, атрибутов для ряженья,

элементов костюмов различных

персонажей.

Создание предметной среды, способствующей

проявлению у

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты

родителей для детей, совместные выступления

детей и родителей, совместные

театрализованные представления, шумовой

оркестр)

Создание наглядно-педагогической пропаганды

для родителей (стенды, папки или ширмы-

передвижки)

23

Развлечениях.

иллюстраций в

детских книгах,

репродукций, предметов

окружающей

действительности

детей:

-песенного творчества

(сочинение грустных и веселых

мелодий),

Музыкально-дидактические игры

Творчество( песенное, музыкально-игровое, танцевальное)

Режимные моменты

Совместная деятельность

педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации

детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных

занятиях;

- на других занятиях;

- во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и

развлечениях.

Занятия, праздники,

развлечения;

музыка в повседневной

жизни:

театрализованная

деятельность;

игры с элементами

аккомпанемента;

празднование дней

рождения.

Создание условий для

самостоятельной музыкальной

деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек.

Игра на шумовых музыкальных

инструментах;

экспериментирование со звуками;

музыкально-дидактические игры.

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним);

театрализованная деятельность

(концерты родителей для детей, совместные

выступления детей и родителей, совместные

театрализованные представления,

шумовой оркестр);

создание наглядно-педагогической

пропаганды для родителей (стенды,

папки или ширмы-передвижки).

Танцы, пляски хороводы

Режимные моменты

Совместная деятельность

педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации

детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на других педагогических

мероприятиях;

-во время прогулки

-в сюжетно-ролевых играх

-на праздниках и развлечениях

Педагогические мероприятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной

жизни:

-театрализованная

деятельность;

-игры, хороводы.

сюжетно-ролевые игры с использованием

сочинения мелодий разного характера (ласковая

колыбельная, задорный или бодрый марш,

плавный вальс, веселая плясовая);

-музыкально-дидактические игры;

-игры в «кукольный театр»,

«спектакль», с использованием песенной

импровизации, озвучивая персонажей;

-пение знакомых песен при рассматривании

иллюстраций в детских книгах, репродукций,

предметов окружающей

сюжетно-ролевые игры;

-игры-драматизации;

-придумывание танцевальных движений;

-придумывание выразительных движений с

воображаемыми предметами.

-проектная деятельность;

-музыкальный конкурс «Танцуют все!»

24

2.4

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Семья и детский сад два важных института социализации, навыков жизни в обществе детей, составляют целостную социокультурную образовательную

среду для наиболее успешного развития и социализации детей от рождения до поступления в школу. В лице педагогического коллектива родители обретают

важную опору для своего воспитательного потенциала и становления компетентного родительства. Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского

сада с семьёй –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности

делиться друг с другом своими проблемами и совместно.

Обязательная часть ООП

Мероприятия

Содержание

Формы взаимодействия

Информационно – аналитические формы взаимодействия

Анкетирование

С

целью

изучения

семьи,

выяснения

образовательных

потребностей

родителей,

установления

контакта

с

её

членами,

для

согласования

воспитательных воздействий на ребенка.

беседы

наблюдения за процессом общения на праздниках

членов семьи с ребенком;

анкетирование;

Познавательные формы взаимодействия

Общее

родительское

собрание

Форма

взаимодействия

с

семьей

главной

целью

которой

является

координация действий родительской общественности и педагогического

коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития

воспитанников.

вечер вопросов и ответов;

игры с родителями;

круглый стол;

Групповые

родительские

собрания

Форма организованного ознакомления родителей педагогами с задачами,

содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в

условиях детского сада и семьи.

обсуждение разных точек зрения на определенную

ситуацию;

решение проблемных задач семейного воспитания;

обращение к опыту родителей;

тренинговые игровые упражнения и задания;

Педагогическая беседа

Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижения единой точки

зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

консультации специалистов;

обмен мнениями по поводу решения ситуации;

Дни добрых дел

Дни добровольной посильной помощи родителей в группе, помощь в

создании предметно – развивающей среды в детском саду. Такая форма

позволяет

налаживать

атмосферу

теплых,

доброжелательных

взаимоотношений между воспитателем и родителями.

в группах и помещениях детского сада, помощь в

тематическом оформлении и дизайне, и т.д.

День открытых дверей

Познакомить родителей с детским садом, его традициями, правилами,

особенностями воспитательно-образовательной работы заинтересовать ею и

привлечь к участию.

НОД;

праздники;

спортивные мероприятия;

театральные постановки;

Наглядные – информационные формы взаимодействия с родителями

Информационно –

ознакомительные

Направлены на ознакомление родителей с дошкольной организацией,

особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием

детей, через сайт в Интернете, выставки детских работ, информационные

проспекты.

дни открытых дверей;

создание интернет сайтов;

консультации;

выставки;

25

Информационно -

просветительские

Направлены

на

обогащение

знаний

родителей

об

особенностях

музыкального воспитания детей дошкольного возраста; их специфика

заключается в том, что общение музыкального руководителя с родителями

здесь не прямое, а опосредованное – через информационные стенды,

фотовыставки, папки – передвижки.

Информирование родителей о жизни детского сада (анонсы конкурсов,

благодарности за помощь и т.д.)

родители советуют;

сетевое взаимодействие родителей

презентации;

консультирование;

тематические выставки;

информационные стенды;

Досуговые формы взаимодействия

Праздники,

утренники,

соревнования.

Для создания эмоционального комфорта в группе, сблизить участников

педагогического процесса.

игры детей с родителями, эстафеты, соревнования;

праздники;

Выставка работ родителей и

детей, семейные вернисажи,

проекты

Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Внедрение в образовательный процесс разнообразных технических средств.

Информирование родительского сообщества о жизни в детском саду, его

развития.

семейные творческие проекты;

выставки художественно-прикладного творчества;

фотовыставки;

видеофильмы и презентации о жизни группы, детского

сада;

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Консультирование родителей

Форма работы с родителями при которой даются рекомендации с целью

передачи необходимой или новой информации, по возникающим проблемам.

- беседы по запросам родителей

-беседы по проблемам коррекции

(индивидуальное, дистанционное)

-оформление информационных стендов;

- творческие задания;

Коррекционная работа

Родительское собрание

Форма организованного ознакомления родителей учителем - логопедом с

задачами, содержанием и методами коррекционной работы, с детьми

определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

групповые собрания;

собрания родителей дети, которых посещают

логопедическую группу;

Консультирование родителей

Форма работы с родителями при которой даются рекомендации с целью

передачи необходимой или новой информации, по возникающим проблемам.

беседы по запросам родителей;

беседы по проблемам коррекции (очное, заочное,

индивидуальное, дистанционное);

оформление информационных стендов;

Праздники

Демонстрация полученного результата родителям

- праздники, развлечения;

Анкетирование

Сбор информации о развитии ребенка

проведение индивидуальных занятий.

Перспективный план взаимодействия с родителями. (Приложение № 2).

2.5. Особенности взаимодействия с социальными партнёрами.

Модель взаимодействия педагогического коллектива для успешного музыкального развития ребенка.

26

Воспитатель

Инструктор по физической культуре

Учитель-логопед

Психолог

- Проведение комплексов

по артикуляционной

гимнастике;

- Проведение

индивидуальной работы с

воспитанниками

-Составление и разработка

сценарии проведения

праздников, утренников.

мероприятий;

- Изготовление атрибутов

и костюмов к проведению

мероприятий;

-Оформление муз. зала,

для проведения

мероприятия;

- Знание текстов, песен,

стихов;

-Интегрированные занятия.

-Работа с педагогами по

двигательному развитию детей.

-Пополнение развивающей

среды для двигательного

развития воспитанников.

-Пополнение совместной

аудиотеки.

-Совместная проектная

деятельность.

-Подбор и разучивание игр,

физкультминуток, динамических

пауз.

-Подбор игр и конкурсов.

-Подбор и составление сценариев

праздников, развлечений.

-Совместные музыкально-

спортивные праздники и

развлечения.

-Совместная культурно-

досуговая деятельность с

участием родителей.

-Совместное участие в районных

фестивалях, конкурсах.

-Совместный подбор

методической литературы,

пособий и репертуара.

-Участие учителя-логопеда в

подготовке и проведении

тематических развлечений,

праздников, открытых занятий.

-Составление картотек речевых

игр, игр со словом и т.д.

-Использование на

музыкальных занятиях,

праздниках и развлечениях

логопедических распевок,

речевых игр, логоритмических

упражнений, игр со словом,

пальчиковых игр, музыкально-

ритмических движений с

пением, поговорок, небылиц,

считалок, поговорок,

музыкально-дидактических игр

со словом, потешек, частушек,

загадок, стихов, скороговорок,

инсценировок сказок и песен,

вокально-хоровая работа.

-Взаимный обмен

педагогической информацией в

течение всего учебного года.

-Совместный подбор

методической литературы,

пособий и репертуара.

-Участие педагога-психолога в

подготовке и проведении

тематических развлечений,

праздников, открытых

занятий.

-Пополнение аудиотеки

индивидуальная работа

с детьми, имеющими нарушения

(ОВЗ)

- Взаимообмен данными

диагностики.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей

Коллективные (групповые)

27

Формы

Содержание

Педагогические советы

Обобщение опыта работы в форме презентации, доклада, содоклада, отчета о работе по выполнению

требований «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Семинары

Повышение теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу музыкально-образовательной

работы с детьми;

Семинары- практикумы

Повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков,

необходимых в работе с детьми.

Мастер-класс

Передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь

наибольших результатов.

Творческие микрогруппы

Неформальное объединение небольшой группы педагогов на добровольной основе, когда необходимо освоить

какую-то новую теорию, методику, идею.

Консультации

Форма работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей

информации

Анкетирование

Изучение мнения, интересов, отношения воспитателей к содержанию работы по музыкальному воспитанию в

детском саду, в динамике.

Взаимопосещения

Коллективный просмотр – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации

педагогического процесса для обучения и ознакомления других воспитателей

Открытые занятия

Демонстрация уровня профессионализма педагогов, с последующим обсуждением просмотренного (для

молодых специалистов)

Планирование, подготовка

и

проведение

детских

праздников, развлечений и

досугов

Обсуждение сценариев, назначение на роли ведущего, персонажей, помощников. Обдумывание сюрпризных

моментов, репетиционная работа с воспитателями (разучивание, постановка).

Анализ

проведенного

мероприятия.

Индивидуальные

Индивидуальные беседы

Уточнение позиций ,

взглядов

педагога,

высказывание

пожеланий,

рекомендаций,

направленных

на

совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

Рекомендации

Один из способов доведения решений до сведения исполнителей – педагогов.

Создание предметной среды, которая обеспечит ребенку выбор активности

Пополнение фонотеки

Индивидуальное

самообразование

Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

Усвоение репертуара

Разучивание музыкального репертуара с воспитателем для повтора и закрепления его с детьми (пение,

музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ)

Индивидуальные

Знакомство с задачами предстоящих занятий

28

консультации

(1 раз в 2 недели)

Продумывание внесения музыки в быт

Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях

Перспективный план взаимодействия с воспитателями (Приложение № 3)

2.6 Особенности организации образовательного процесса части, формируемой участниками образовательных отношений

.

Специфика национальных и социокультурных условий в детском саду реализуется через приобщение воспитанников к быту якутского народа, его традициям и

культуре в разных видах деятельности через мини-программу «Камелек», разработанную творческой группой детского сада № 52 «Крепыш».

2.7 Мониторинг возможных достижений детей.

29

Клуб

«Камелёк «для детей 5-8 лет

Цель программы:

Становление у детей

познавательного,

эмоционально - ценностного

отношения к родному краю

Задачи:

- Формировать представления о малой

родине и Отечестве, о

социокультурных ценностях народа

-Приобщать дошкольников к основам

национальной культуры и быта

-Воспитывать эмоционально –

положительного отношение к природе

-Развивать потребность в активном,

творческом преобразовании

окружающего мира в соответствии с

национальными традициями

Формы:

-Совместная деятельность

педагога с детьми (групповая,

подгрупповая, индивидуальная)

-Самостоятельная деятельность

детей – игры, художественно-

продуктивная деятельность,

экспериментирование.

-Организация развивающей

предметно-пространственной

-Привлечение родителей к

сотрудничеству для реализации

программного материала клуба

«Камелек»

Музыкальный

руководитель:

- Расширять знания о

народном творчестве,

народных мастерах;

- Формировать

положительное

эмоциональное отношение к

музыке народов Севера;

-Подбор музыкального

материала;

-Проведение досуговых

мероприятий.

Критерии

Младший дошкольный

возраст

3 – 4 года

Средний дошкольный возраст

4 – 5 лет

Старший дошкольный

возраст

5 – 6лет

Подготовительная группа

6 – 8 лет

Обязательная часть РП

Способность эмоционально откликаться на

произведения музыкальной культуры и

искусства

1

С помощью взрослого:

- проявляет

эмоциональную

отзывчивость,

подражая примеру

взрослых;

-различает веселую и

грустную музыку,

веселое и грустное

настроение

сверстников, взрослых;

- эмоционально

откликается на

содержание

услышанного;

сопереживает героям.

4

С помощью взрослого

проявляет певческие

навыки (чистотой

интонирования, дыханием,

дикцией, слаженностью).

При поддержке различает

жанры и виды искусства,

узнает и называет предметы

и явления природы, в

художественных образах,

выделяет средства

выразительности.

7

С помощью взрослого

соотносит

художественный образ

и средства

выразительности,

характеризующие его

в разных видах

искусства, подбирает

материал и пособия

для самостоятельной

художественной

деятельности. При

поддержке сочиняет

мелодии различного

характера, проявляет

индивидуальность не

только небольшими

группами, но и

индивидуально

10

С помощью взрослого

выделяет образные средства

выразительности (форму,

пропорции, цвет, позы,

движения). Называет виды

художественной

деятельности, профессии

деятелей искусства,

различает народное и

профессиональное

искусство.

Стадия поддержки

30

2

Эмоционально

откликается на

музыкальные

произведения, красоту

окружающего мира,

произведения

народного искусства.

Различает звучание

музыкальных игрушек

и детских музыкальных

инструментов. Умеет

передавать при помощи

движений

разнохарактерные

динамические и

темповые изменения в

музыке. Интонирует

несложные фразы,

подпевки и мелодии

голосом.

5

Выражает эстетические

чувства, проявляет эмоции:

- при рассматривании

предметов народного и

декоративно – прикладного

искусства,

- прослушивании

произведений

музыкального фольклора.

Чувствует характер музыки,

узнает знакомые

произведения, высказывает

свои впечатления о

прослушанном. Ритмично

двигается в соответствии с

характером музыки

8

Самостоятельно

выделяет, называет и

группирует

произведения по

видам искусства.

Чисто интонирует

мелодии с

сопровождением

музыки и без него.

Владеет навыками

культуры слушания,

узнает мелодии по

отдельным

фрагментам и

определяет их

характер.

11

С удовольствием исполняет

сольные и ансамблевые

композиции. Выразительно

и ритмично двигается,

передавая в танце

эмоционально-образное

содержание. Иллюстрирует

литературные и

музыкальные произведения

6Стадия самостоятельности

3

Проявляет инициативу

в исполнении особенно

любимых

произведений (песни,

танцы

6

Проявляет инициативу в

создании музыкального

образа в развитии (в рамках

одного персонажа)

эмоционально сопереживая,

передает чувства и

настроение музыкального

образа

9

Проявляет инициативу

в придумывании

движений,

составлении

композиции танца,

песни.

12

Проявляет инициативу в

игре на различных

музыкальных инструментах,

принимает участие в

театральных постановках

разных жанров, (в качестве

актера, художника-

декоратора, или

кукольника).

Стадия инициативности

и творчества

По части программы, формируемой участниками образовательных отношений

31

Эмоционально

положительно

относится к

традиционной

народной культуре, к

изделиям народного

промысла и продуктам

собственного

творчества.

Устанавливает связи

между видами

искусства.

Самостоятельно создает и

реализует замысел,

изображая предметы по

памяти и с натуры, создает

оригинальные узоры из

геометрических,

национальных растительных

элементов.

Стадия

самостоятельности

Диагностика личностных образовательных результатов детей (Приложение № 4)

3.0 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1 Материально-техническое обеспечение.

Разделы

образовательной

направленности

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и

технические средства

обучения

Музыкально -

ритмическое движение

Пальчиковая гимнастика

Слушание

Пение.

Пляски, игры, хороводы

Стулья по росту детей

Музыкальные игрушки, музыкальные книжки,

открытки, шкатулки, лесенки и др. образные игрушки,

состоящие из 7-9 персонажей.

Игрушки для следующих видов музыкальных театров:

на ширме: куклы-варежки, пальчики, перчатки,

соразмерные руке ребенка; куклы - марионетки;

Игровой материал настольный: плоские, полуобъемные,

объемные из различных материалов; стендовый: картинки

для фланелеграфа, театр теней, «живые картинки»;

Игрушки из разного материала: куклы, ежик, мишка,

зайка, лиса, Дед Мороз, Снегурочка, гном и т.д.

Флажки

Платочки и платки разного размера

Листочки

Султанчики

Искусственные цветы

Маски животных, птиц, овощей и т.д.

Картины по теме: «Осень», «Зима», «Лето», «Весна»

«Животные зимой»,

« Животные весной» и т.д.

Иллюстрации к песням: колыбельной, «Дует ветер»,

«Зима», «Бравые солдаты»

Дидактические игры: «Музыкальная лесенка» и т.д.

Нотные сборники и музыкальные словари (в

соответствии с рекомендуемым репертуаром по каждой

возрастной группе),

Литература, содержащая сценарии детских

утренников, праздников, музыкальных досугов и

развлечений в каждой возрастной группе,

Материалы для работы с родителями

Музыкально-дидактические игры на обогащение

слухового сенсорного опыта; на определение характера

музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие

музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового

слуха; на развитие чувства ритма

электропианино

микшер, колонка

проектор, экран

компьютер

CD диски «Праздник

каждый день» И.

Каплуновой,

Новоскольцевой и т.д.

32

Декорации напольные и настенные: деревья, цветы,

облака, бабочки, рябина и т.д.

Ширма трехстворчатая

Различные виды театров: би-ба-бо, настольный,

плоскостной, пальчиковый.

Дидактические игры (настольные, настолько-

печатные), активирующие познавательный интерес

детей к музыке, музыкальной культуре и истории

Игры-экспериментирование со звуками,

звукоувеличениями, элементарными опытами

совместного музицирования

Иллюстративный материал к музыкальной

деятельности (восприятие - исполнительство -

творчество): фотографии, репродукции, портреты

3.2 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Художественно-эстетическое

развитие

Серия сюжетных картин:

серия «Мир искусства» («Натюрморт», «»Детский портрет», «Животные в русской графике», «Пейзаж» «»Портрет»,

«»Сказка в русской живописи»);

«Жанры живописи» (Выпуск № 1, №2. Учебно-методическое пособие»);

серия плакатов «Декоративное творчество»;

3.3 Режим дня, учебный план и расписание НОД.

Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно сочетание

различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

Режим пребывания в детском саду – 11 часов (с 7.30 – 18.30).

Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое

состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность к

адаптации к новым условиям.

Все возрастные группы работают по двум временным (сезонным) режимам: на теплый период года и холодные периоды года

1

.

Оздоровительный режим организуется с учетом контингента воспитанников и их реального состояния здоровья.

Двигательный режим организуется с учетом контингента воспитанников, их возраста, групп здоровья, физического и психологического состояния.

В период летней оздоровительной компании в детском саду действует оздоровительный режим, предполагающий длительность пребывания детей на

свежем воздухе. Ежедневно, в летний период при позволяющих погодных условиях прием детей осуществляется на свежем воздухе.

Для воспитанников, вновь поступивших в наш детский сад, предполагаются индивидуальные адаптационные режимы

2

:

План праздников и развлечений - Приложение 5

Комплексно- тематический план – Приложение 6

Режим пребывания – Приложение 5

1

2

33

НОД - Приложение 6

Расписание музыкальных занятий – Приложение 7

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Организация традиционных событий, праздников, мероприятий — неотъемлема часть в деятельности детского сада. Организация праздников, развлечений,

детского творчества способствует повышению эффективности образовательного процесса, создает условия для формирования личности каждого ребенка.

34

Познакомиться с планом праздников, событий и мероприятий можно ознакомиться по ссылке

Ежегодные традиции в детский сада "Осенины", "Масленница", "Пасха", Новоселье в группе (начало

года), Новый год,"День защитника отечества", Концерт для мам и бабушек (8 Марта), "И помнит мир

спасенный..." (9 мая), Выпускной бал.

Конкурс участков(к летнему оздоровительному периоду), конкурс детско-родительского творчества (Новый

год), Тематические конкурсы (

План праздников, событий и мероприятий (Приложение №12)

Познакомиться с планом праздников, событий и мероприятий можно ознакомиться по ссылке

Ежегодные традиции в детский сада "Осенины", "Масленница", "Пасха", Новоселье в группе (начало

года), Новый год,"День защитника отечества", Концерт для мам и бабушек (8 Марта), "И помнит мир

спасенный..." (9 мая), Выпускной бал.

Конкурс участков(к летнему оздоровительному периоду), конкурс детско-родительского творчества (Новый

год), Тематические конкурсы (

План праздников, событий и мероприятий (Приложение №12)

События,

праздники,

мероприятия

События,

праздники,

мероприятия

Оформление помещений, рекреаций и лестничных пролетов по тематическому планированию и по за

планируемым мероприятиям на год.

Подготовка и проведение праздничных мероприятий совместно с родителями.

Портфолио ребенка. Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах

деятельности ребенка, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Мини – музеи. Персональные тематические выставки, подготовленные ребенком и родителями по интересам

дошкольника, оформленные совместно с воспитателем по теме проекта.

Стена «Наша жизнь, наши успехи». Используется для демонстрации личных достижений ребенка в

городских, всероссийских конкурсах, выставках.

Стена творчества. Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры,

организации тематических и персональных выставок.

Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека). Просмотры детьми мультфильмов,

образовательных фильмов, мультимедийных призентаций

Оформление помещений, рекреаций и лестничных пролетов по тематическому планированию и по за

планируемым мероприятиям на год.

Подготовка и проведение праздничных мероприятий совместно с родителями.

Портфолио ребенка. Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах

деятельности ребенка, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Мини – музеи. Персональные тематические выставки, подготовленные ребенком и родителями по интересам

дошкольника, оформленные совместно с воспитателем по теме проекта.

Стена «Наша жизнь, наши успехи». Используется для демонстрации личных достижений ребенка в

городских, всероссийских конкурсах, выставках.

Стена творчества. Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры,

организации тематических и персональных выставок.

Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека). Просмотры детьми мультфильмов,

образовательных фильмов, мультимедийных призентаций

Традиции

детского сада

Традиции

детского сада

3.5. Особенности организации развивающей предметно — пространственной среды.

При организации развивающей предметно-пространственной среды коллектив детского сада руководствовался тем, что предметно-пространственная

среда — это открытая система, меняющаяся в процессе роста детей. Она является развивающей, если обеспечивает подлинно творческое развитие ребенка и

содержательное общение взрослых с детьми.

Наш детский сад оснащен оборудованием для детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного

развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и

оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей

психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.

Создавая предметно-развивающую среду по требованиям ФГОС, мы руководствовались тем, что:

среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое

главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;

необходимо гибкое и вариативное использование пространства (среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка);

форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;

элементы декора должны быть легко сменяемыми;

в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,

психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы;

при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;

предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, быть содержательно-

насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной.

Организация развивающей среды в нашем детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность

каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом

35

36

Помещение

Вид деятельности, процес

Музыкальный зал

Непосредственная образовательная деятельность

Театральная деятельность

Индивидуальные занятия

Тематические досуги

Развлечения

Театральные представления

Праздники, утренники

Концерты

Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

Сборники нот

Шкаф используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала

Музыкально- дидактические игры

Электрическое пианино

Проектор, экран

Усилитель

Синтезатор «Ямаха»

Разнообразные музыкальные инструменты для детей: набор шумовых инструментов-3, маракасы-6, бубен-8.

валдайские колокольчики-15, металлофоны-2, погремушки-25, барарбан-3, ложки-40, румбы-4.

Подборка СД дисков с музыкальными произведениями

Различные виды театров

Материалы и оборудование:

Ширма для кукольного театра, домики для театрализации-2

Детские стулья -33, стол «Хохлома»-2

Игрушки для кукольного театра

Платочки, звезды, ленты, флажки, цветы, листья, султанчики

Детские и взрослые костюмы (народные)

Костюмы и маски животных и птиц

Костюмы сказочных героев

Напольные декорации

Учебно-наглядные пособия:

нотные сборники и музыкальные словари,

картины по временам года,

дидактические карты «В мире музыки»,

портреты композиторов, СD диски,

иллюстративный материал к музыкальной деятельности,

дидактические игры

методическая литература



В раздел образования