Напоминание

«Этюды А. Доренского - ступени мастерства баяниста».


Автор: Павлова Людмила Александровна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: ГУДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Маркса Саратовской области
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Этюды А. Доренского - ступени мастерства баяниста».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

«Этюды А. Доренского - ступени

мастерства баяниста».

Подготовил:

преподаватель отделения

народных инструментов

ГУДО ДШИ №1 г. Маркса

по классу баяна

Павлова Л. А.

2023 г.

В настоящее время существует довольно много сочинений с ярко

выраженной баянной природой, раскрывшей инструмент в совершенно ином

качестве, свойственном только ему. Среди них особое место занимают этюды

Александра Тихоновича Доренского.

Доренский Александр Тихонович (1951 г. р.) – заслуженный деятель

всероссийского музыкального общества, преподаватель с тридцатилетним

стажем по классу баяна/аккордеона ДМШ им. Римского-Корсакова г.

Ростова–на–Дону. Композитор написал огромное количество музыкальных

произведений для детского и юношеского возраста. Его творчество широко

известно как в России, так и зарубежом. Свидетельством тому является

исполнение его пьес на областных, всесоюзных, международных конкурсах

России (Ростов-на-Дону, Тамбов, Санкт-Петербург, Москва, Саратов,

Иваново), Украины, Белоруссии, Венгрии.

Цикл восьмитактовых этюдов А. Доренского охватывает путь развития

музыканта от первых шагов начинающего баяниста до вершин мастерства

профессионала - исполнителя. Этюды уникальны и обычны, многогранны и

однозначны, удивительны и просты. Они ориентированы на исполнителей

различного уровня мастерства; переход к каждой последующей ступени

предполагает освоение предыдущей, и в то же время, в дальнейшем

возможно использование этюдов в любой последовательности - по выбору

исполнителя и в зависимости от поставленных им задач.

Все этюды цикла восьмитактовые, это обусловлено учебно-

методическими задачами, а именно:

-ввиду конструктивной ясности этюд легко охватывается в целом и свободно

запоминается наизусть;

- форма этюда четко прописана и обозначена соответствующими

рекомендациями;

- в этюдах легко определяется основная интонационно-методическая идея и

соответствующая ей аппликатурная формула;

- краткость пьес дает возможность одновременно держать в репертуаре

большое количество этюдов;

- время освоения текста сводится к минимуму, что очень важно для

начинающего музыканта.

Цикл этюдов А. Доренского направлен на решение целого ряда

музыкально - педагогических задач. Ниже рассмотрим некоторые из них.

1. Формирование технического аппарата.

Формирование технического аппарата включает целый ряд задач, в том

числе освоение различных видов техники; данный цикл направлен на

развитие, прежде всего, мелкой техники, а именно:

- освоение гамм (гаммы неполные, гаммы в одну октаву, две и т.д., движение

вверх, вниз, смешанные)

- движение по рядам клавиатуры (по 1-2 рядам, по 1-3 рядам, по 2-3 рядам)

- хроматическая гамма (движение вверх, вниз, смешанные)

- модульные формулы

- репетиции

- трели

- триоли (движение вверх, вниз, смешанные)

- движения комбинированные, условно «зигзаг».

2. Развитие эмоциональных представлений и образного мышления.

Развитие технического аппарата неразрывно связано с художественными

задачами. Этюды данного цикла, в большинстве своем, -художественные

миниатюры. Основная интонация - идея, развиваясь, определяет характер,

темп, штрихи, динамическое развитие пьесы. Это нашло отражение в

конкретных рекомендациях, следование которым приблизит исполнителя к

раскрытию художественного образа каждого конкретного этюда.

3. Формирование слуховых представлений о ладах, жанрах, стилях.

Во многих этюдах использован колорит народной музыки европейских,

азиатских, латиноамериканских стран; элементы русской романсовой

лирики, городского танца. Чаще всего использованы такие жанры как танец,

песня, марш и их разновидности: полонез, вальс, мазурка, полька, кадриль и

т.д. Кроме того, используются жанры токкаты, скерцо, юморески, регтайма,

прелюдии, диалоги, лирические картинки. Небольшие размеры этюдов и их

контрастность дают возможность учащемуся познакомиться с различными

жанрами, ощутить их самобытность, отличительность черт.

4. Воспитание аппликатурных принципов.

Этюды нацелены на гармоничное развитие всех пальцев в естественных

для них условиях: гаммаобразные этюды формируют навыки исполнения

гамм тремя видами аппликатуры. Многие этюды можно исполнять

несколькими вариантами аппликатуры. Точное исполнение аппликатуры

постепенно формирует систематичный подход, воспитывает алгоритм

мышления, приводящий к алгоритму решений, в виде блоков, формул и т.д.

Рекомендуемая аппликатуры органична образному содержанию, мотивной

структуре, предполагаемому темпу. Каждый вид техники раскрыт через

максимально возможное количество музыкальных перевоплощений,

аппликатурных решений и их всевозможных комбинаций и сочетаний. Так

называемые модульные этюды позволяют активно развивать скоростные

качества при интенсивном участии всех пальцев. Отсутствие подводных

камней в тексте способствует интенсивному развитию скоростных навыков,

не дает поводы для зажатия, дает возможность сосредоточиться на

художественной задаче, при этом не исключает сложности задач, не сужает

многовариантности и целенаправленно готовит к любым аппликатурным

узлам.

5. Воспитание штриховой и артикуляционной культуры.

В настоящее время существует многоликость, разноплановость,

многовариантность графических символов. В этюдах за основу взяты общие,

устоявшиеся, не требующие особых уточнений графические обозначения:

1. Лига - связное исполнение ( legato).

2. Точка над нотой или под нотой - краткое звучание (staccato). Степень

краткости вытекает из характера произведения.

3. Если отсутствуют обозначения legato и staccato, то следует исполнять

раздельно (non legato). Степень раздельности между звуками и

протяженность звучания будут обусловлены характером и темпом пьесы.

4. > Акцент - предполагает активное выделение звука, но мера активности

должна быть адекватна развитию образа.

5. - Черточка под нотой или над нотой - предполагает выпуклость, некую

подчеркнутость звучания, не выходящую за рамки динамической среды

этюда (portato).

6. sf - резкое выделение звука (sforzando).

6. Формирование представлений о формообразовании.

Структура этюда в каждом отдельном случае легко определяется.

Восьмитактовый период в одних случаях - это в миниатюре двухчастная

структура, в других - трехчастная, иногда - одночастная со сквозным

развитием. В каждом этюде обозначена динамическая среда, степень и

протяженность динамического развития как отдельной фразы, так и рельеф

композиции в целом, выделены кульминации фраз.

7. Разыгрывание технического аппарата.

Простое последовательное проигрывание этюдов способствует

разыгрыванию технического аппарата. Исполнители разного уровня

мастерства со своими индивидуальными проблемами могут выбрать для себя

те разделы, которые им необходимы.

8. Чтение с листа.

При освоении этюдов представляется возможность развивать навыки

чтения с листа, что является не целью, а средством, так как навыки будут

формироваться параллельно с совершенствованием технического мастерства

исполнителя.

Все выше перечисленные аспекты - не просто случайное явление, а

целенаправленная реализация задач, поставленных композитором.

Таким образом, этюды «Ступени мастерства баяниста» можно рекомендовать

преподавателям ДШИ и ДМШ как пособие для многостороннего развития

мастерства учащихся.

1.Используемая литература: А. Доренский «Пять ступеней мастерства.

Первая ступень «Этюды для баяна» 2002 г.



В раздел образования