Напоминание

" Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".


Автор: Николаева Лариса Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области СП "Детский сад "Самоцветы"
Населённый пункт: п.г.т Смышляевка, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т Смышляевка СП Детский сад «Самоцветы»

Самара

Методическая разработка

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Выполнила:

Николаева Л.В.

2023

Актуальность

«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его

забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается

увлекающим его делом», — писал К.Д. Ушинский.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети говорят

с помощью игрушек,

игровых действий,

сюжета,

ролей. Играя, ребенок легче

устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки

внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Цель:

развивать

речевой

уровень

детей

с

помощью

дидактической

игры.

Задачи:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй языка;

- развивать логическое и творческое мышление;

-

прививать

стремление

достигать

поставленной

цели,

получать

положительные

результаты;

-

воспитывать

усидчивость,

настойчивость,

внимательность,

целеустремленность,

отзывчивость, коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Представляю разработки дидактических игр для детей старшей группы по

речевому развитию.

Игра: «Подбираем рифмы»

Цель

игры:

овладение

умением

образовывать

формы

родительного

падежа

множественного числа существительных.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Педагог читает ребенку шуточное стихотворение — начало английской

народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

– Кого видел поэт? В каком виде они были?

– Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

– Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем

сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных.

Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И щенков без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше.

По образцу этой игры на развитие речи можно брать и другие стихи и делать тоже самое.

Игра «Кузовок»

Цель игры: овладение умением образовать уменьшительно-ласкательные наименования;

соотношение действия с его названием. Оборудование: корзинка.

Ход игры. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку

дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на - ок.

Обмолвишься – отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок,

коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не

подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети

приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из

детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому

делать?» Дети под руководством взрослого назначают каждому залогу выкуп – какое-то

задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на

слоги и т.д.)

Игра: «Чьё все это?»

Цель игры: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в

нужном числе и падеже.

Оборудование: картинки животных.

Ход игры. Педагог показывает детям картинку с изображением животного и задает

вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо?

Чья голова?

Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

Игра: «Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Оборудование: Игрушечный мишка.

Ход игры. Воспитатель:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему

помочь прочитать письмо. Вот это письмо:

«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и

забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я

попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я

живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы

играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что…Скоро к нам приедет

дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из

… До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Игра: «Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Ход игры. Каждый ребёнок изображает слово.

Воспитатель: - Пусть Миша изображает слово «медвежонок»; София – слово «любит».

Какое третье слово выберем? (Мёд). Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд».

Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит).

Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок).

Заменим слово «мёд» другим. Варвара будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте

предложение

(Кувыркаться

любит

медвежонок).

А

теперь?

(Медвежонок

любит

кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок».

(Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Игра: «Дополни предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное

предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить

его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама

купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Игра: «Придумай предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как

придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро

придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам

Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада».

Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении

должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди

по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при

ответе,

воспитатель помогает им.

Дидактические игры и упражнения языкового содержания – важнейшее средство

стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и

грамматики.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса,

кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное

влияние на умственное развитие ребенка.



В раздел образования