Напоминание

"Страна чудес"


Автор: Елена Владимировна Галли
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1"Родничок"
Населённый пункт: Новосибирская область г.Обь
Наименование материала: Дополнительная программа
Тема: "Страна чудес"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОГЛАСОВАНО

старший воспитатель

Зенкова М.С

«31_» _Августа_2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Страна чудес»

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают

ребенку освоить правила и законы взрослых людей.

Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх

взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них.

Игры- детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и

эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок

познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную

с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральная деятельность развивает

личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык

воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение,

застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия.

Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить

некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над

детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро

всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир,

накопить опыт общения, познать мир взрослых.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни

ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к

литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения,

развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает

эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего

возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем

больших результатов можно достигнуть.

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Воспитывать у дошкольников устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и

желание выступать вместе с коллективом сверстников.

2.Приобщать детей дошкольного возраста к театральному искусству через создание

выразительных образов в песенных, танцевальных импровизаций в этюдах, драматизациях,

инсценировках.

3.Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные

игры, развивающие творческие способности дошкольников.

4.Формировать опыт социальных навыков поведения воспитанников дошкольного возраста через

организацию игровой деятельности.

5.Развивать личностные свойства-целеустремленность, собранность, доброту через развитие

творческих способностей.

6.Повысить педагогическую грамотность родителей в воспитании детей, привлекая родителей к

участию в театрально-игровом процессе.

Принципы работы программы:

Личностно-ориентированное взаимодействие с учетом индивидуальных возможностей

дошкольников. (Все дети талантливы и педагогический принцип-помочь каждому

воспитаннику раскрыться, поверить в себя).

Систематичности и последовательности. (Работа с воспитанниками проводится

систематически весь учебный год, эффективность усвоения нового произойдет только

тогда, когда знания будут преподноситься систематически, от простого к сложному).

Доступности. (Учитывая возрастные особенности дошкольников, их интересы, уровень

подготовки детей, их небольшой жизненный опыт).

Обучение в игре. (В игровой форме любая обучающая игра с легкостью усваивается

воспитанниками).

Интеграции образовательных областей. (Содержание театрализованных игр

взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения воспитанников в

детском саду).

Взаимодействие педагога и семьи. (Познавая новое, воспитанник открывает самого

себя, мы-взрослые; воспитатель и родитель должны помочь ему в этом).

Ожидаемые результаты.

получат представления о театре, о его разновидностях;

научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;

разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;

дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки,

потешки, небольшие занимательные сценки;

дети научатся простейшим приемам кукловождения настольных кукол;

умение следить за развитием сюжета;

в самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской,

драматизации, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства

(движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит.

умение различать эмоциональные состояния героев;

умение свободно ориентироваться на сценической площадке;

перенос литературных образов в самостоятельную деятельность;

театральный уголок группы пополнится различными видами театра;

повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду

II. Содержание программы

Содержанием по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом

литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом,

мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот,

необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.

Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не

подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети

боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и

«зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют»

другие.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по

нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных

средств выразительности.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень

театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс

средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая

какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных

огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе

надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А. Сухомлинский)

В целом ребёнок 5—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности

и поведения.

Форма организации занятий по театрализованной деятельности:

- теоретические:

Занятия.

Игры - занятия.

Игры - загадки.

Занятия - путешествия.

Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-

эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий).

Беседы с детьми о театральном искусстве.

- практические:

Подготовка и проведение спектаклей, сценок,

Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,

Игровые занятия,

Игры – драматизации,

Детско-взрослые проекты,

Литературные викторины

Игры, упражнения, этюды

Театрализованные занятия, беседы, викторины включают в себя как разыгрывание сказок,

придуманных детьми, встречи с поэтами и композиторами родного края так и ролевые диалоги по

иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай,

интересные события).

Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема

пронизывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать,

чувствовать

и

передавать

интонацию,

пользоваться

движениями,

мимикой,

жестами,

контактировать с участниками

Методы и приёмы:

1. Наглядно - слуховой.

2. Наглядно - зрительный.

3. Метод поисковой ситуации.

4. Игровой.

5. Оценочный метод.

6. Метод упражнения с усложнением.

7. Дидактический.

8. Словесный.

Моделирование образовательного процесса

Месяц

Работа с

детьми

Работа с

родителями

Работа с

педагогами

Методическое

обеспечение

Сентяб

рь

Беседа «Что

такое театр?»

Изготовление

картотеки

Знакомство с

театром

(виртуальный

театр)

Анкетирование на

тему «Любите ли

Вы театр?»

Папка-передвижка

«Из истории театр

Беседа «Что

такое

театр?»

Рассматривание

иллюстраций,

фотографий

Литература:

Т.И. Петрова, Е.Я.

Сергеева, Е.С.

Петрова

“Театрализованные

игры в д/с” Москва

Компьютер.,ИКТ

Октяб

рь

«Раз, два, три,

четыре, пять —

вы хотите

поиграть?»

Конкурс на

лучшую

драматизацию

сказки

Устное народное

творчество.

Занятие

«Бабушкин

сундук».

Игра «Ладушки-

хлопушки»,

«Пальчик-

мальчик»,

«Сорока-

белобока».

«Роль

театрализованной

деятельности в

развитии

творческих

способностей

детей»

Семинар-практикум

«Театр-это игра,

чудо, волшебство,

сказка»

Антипина А.Е.

Театрализованная

деятельность в

детском

саду. Игры,

упражнения,

\ сценарии. - М.: ТЦ

«СФЕРА», 2003.

Рассматривание

иллюстраций, картин.

русского народного

костюма и старинных

вещей.

Просмотр

диафильма.

.

Ноябр

ь

Беседа о

профессии

актёра.

Виртуальная

экскурсия как

живет актер.

Занятие «Кем

быть?» Речевая

Совместный проект

«Театр для всех!»

Компьютер;

Центр «В гости к

сказке»

Литература: М. Д.

Маханева “Театральн

ые занятия в детском

саду” Москва,

Творческий центр

минутка:

-

артикуляционное

упражнение

«Маляр»,

«Качели»,

«Часы»;

Инсценировка С.

Михалков «А что

у

Игра – загадка

«Узнай, кто это?»

Этюд на

расслабление и

фантазия

«Разговор с

лесом».

Стендовая

информация «Театр

в жизни ребёнка»

“Сфера” 2003г

Экскурсия в магазин,

на почту.

Чтение отрывков из

книги Б. Житкова

«Что я видел».

Декаб

рь

«Игра«Угадай

героя».

Пальчиковый

театр

«Моя

семья»

Речевая минутка:

«Чей

голосок?»,

«Во

дворе»;

чистоговорки.

Постановка

сказки

«Три

поросенка».

Инсценирование

сказки «Маша и

медведь»..

Совместная

проектная

деятельность

«Мастерская

в

группе

детского

сада»

Отгадывание загадок.

Беседа о домашних

животных и их

повадках.

Разучивание

чистоговорок,

потешек, песенок

Картотеки

пальчиковых игр

«Репка», «Теремок; и

др.

январь

«Сказки сами

сочиняем, а

потом мы в них

играем»

Погружение в

сказку,

придуманную

детьми.

Совместные

творческие

вечера

(родители

привлекаются

для

постановки

спектаклей,

для

участия в конкурсах

чтецов «Расскажем

стихотворение

Творческая

мастерская

по

изготовлени

ю

театральног

о реквизита

Антипина А.Е.

Театрализованная

деятельность в

детском

саду. Игры,

упражнения,

сценарии. - М.: ТЦ

«СФЕРА», 2000

Пантомимическа

я игра «Узнай

героя».

Драматизация

сказки.

«Волк и Лиса»

Упражнение у

зеркала

«Изобрази

настроение».

вместе»)

февра

ль

«Наши эмоции»

«радость»,

«страх»,

«злость».

Упражнение

«изобрази

эмоцию».

Практическое

задание

«Распознаем

эмоции по

мимике и

интонациям

голоса»

Игра «Угадай

эмоцию»

(«Испорченный

телефон»).

Консультации

для родителей

«Театрализованная

игра-источник

творчества и

самовыражения

дошкольников

Рассматривание

сюжетных картинок.

Беседа.

Компьютер;

Настольный театр,

пальчиковый и

другие виды театра;

Литература: М. Д.

Маханева

“Театральные

занятия в детском

саду”

Март

Игры-

драматизации с

куклами бибабо.

Пантомимы

«Варим кашу»,

«Поливаем

цветы».

Инсценировка с

куклами бибабо

«Под грибком».

Драматизация

сказки «Доктор

Айболит»

Рассматривание

устройства кукол.

Разучивание

стихотворений.

Отгадывание загадок.

Ряжение в костюм

Антипина А.Е.

Театрализованная

деятельность в

детском саду.

Игры,

упражнения,

сценарии.

- М.: ТЦ «СФЕРА»,

2003.

Литература: М. Д.

Маханева “Театральн

ые занятия в детском

саду” Москва,

Творческий центр

“Сфера” 2003г.

Театр Би-ба-бо

шапочек;

Апрел

ь

Пластика

движения

персонажей.

Занятие

«Сказочные

герои».

«Преодолеем

страх»

«Страшно».

Беседа

Рассказывание

и показывание

(через

настольный

театр) детьми

сказки «У страха

глаза велики».

драматизации

сказки

Драматизация

сказки «Три

медведя»

Обучающий

практикум «Дети и

театр

Разучивание текста

сказки.

Изготовление

атрибутов.

Слушание музыки.

Просмотр диафильма

«Рукавичка»

Компьютер;

Настольный театр,

пальчиковый и

другие виды театра;

Литература: М. Д.

Маханева “Театральн

ые занятия в детском

саду”

Рассматривание

картинки

Беседа

Распределение

ролей.

Ряжение в костюмы.

май

Работа над

сценарием

игровой

программы

«В гости к лету».

Инсценирование

стихотворений

«Гуси, гуси»

«На мосточке»

Родительское

собрание с

подведением

итогов

инновационной

деятельности за

учебный год,

показ

компьютерной

презентации

Фотоотчет

Беседа о

разновидностях

режиссерских игр:

настольные (театр

игрушек, театр

картинок), стендовые

(стенд-книжка,

фланелеграф,

теневой театр); игры-

драматизации

(пальчиковый театр,

куклы бибабо,

марионетки),

музыкальные игры,

игры-импровизации

и т.п

В КАЧЕСТВЕ РЕЗУЛЬТАТА: по организации театрализованной деятельности

детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более

эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои

впечатления,

открыто

и

честно.

Ребенок

умеющий

создавать

образ

на

сцене,

перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой,

культурной и творческой личностью.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка –

дошкольника

путем

приобщения

его

к

театральному

искусству

и

участия

в

театрализованной деятельности направлена программа «Театр детям».

Взаимодействие с семьями воспитанников

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями

воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели

талантов маленьких актеров - это их родители.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная

деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны

иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А

педагоги

должны

быть

готовы

к

позитивному

взаимодействию,

оказывая

им

необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен

процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их

родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Основными формы работы с родителями:

Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем

конкретного ребенка)

Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)

Совместные

творческие

вечера

(родители

привлекаются

для

постановки

спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)

Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом,

совместно подготавливают материал для досугов детей)

Анкетирование

Совместные спектакли

Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)

Дни открытых дверей

Совместные литературные вечера

Консультации для родителей

План взаимодействия с родителями

Сроки

Тема

Форма проведения

1 квартал

«Роль театрализованной деятельности

в развитии творческих способностей

детей»

Стендовая информация

2 квартал

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

3 квартал

«Вещи нашего края»

Совместная экскурсия в

школьный музей

4 квартал

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Анкетирование

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов,

декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.

III. Организационный раздел

В

группах

детского

сада

организованы

уголки

для

театрализованных

представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым,

настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В

уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и

др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного

театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул

режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей,

афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей

театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

«Центр Театра»

1.Настольны театр игрушек.

2.Детские костюмы для спектаклей.

3.Взрослые костюмы для спектаклей.

4.Элементы костюмов для детей и взрослых.

5.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

6.Ширма для кукольного театра.

7.Музыкальный центр, видеоаппаратура

8.Медиотека (аудио - и CD диски).

9.Декорации к спектаклям

10. Методическая литература.

Режим работы

Кружок «Страна чудес» проводится 1 раз в неделю

Продолжительность – 30 минут.

Содержание включает себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры – драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и

невербальной);

- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей

Перечень основных средств обучения.

Телевизор (просмотр телепередач с родителями)

Ноутбук

Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)

Музыкальный зал

Звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр

Декорации

Театральные костюмы

Маски

Мягкие игрушки

Ширма

Фотографии, картинки, иллюстрации.

Атрибуты к играм

Методическое обеспечение

1.

Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

2.

Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников

/Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

3.

Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.

4.

Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и

подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.

5.

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения,

сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.

6.

Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры –

занятия. - СПб, 2002

7.

Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

8.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

9.

Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.

М., 2000.

10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.



В раздел образования