Автор: Елена Владимировна Галли
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1"Родничок"
Населённый пункт: Новосибирская область г.Обь
Наименование материала: Дополнительная программа
Тема: "Страна чудес"
Раздел: дошкольное образование
СОГЛАСОВАНО
старший воспитатель
Зенкова М.С
«31_» _Августа_2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Страна чудес»
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают
ребенку освоить правила и законы взрослых людей.
Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх
взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них.
Игры- детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок
познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную
с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральная деятельность развивает
личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык
воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение,
застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия.
Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить
некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над
детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро
всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир,
накопить опыт общения, познать мир взрослых.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни
ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к
литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения,
развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает
эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего
возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем
больших результатов можно достигнуть.
Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей
детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Воспитывать у дошкольников устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и
желание выступать вместе с коллективом сверстников.
2.Приобщать детей дошкольного возраста к театральному искусству через создание
выразительных образов в песенных, танцевальных импровизаций в этюдах, драматизациях,
инсценировках.
3.Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные
игры, развивающие творческие способности дошкольников.
4.Формировать опыт социальных навыков поведения воспитанников дошкольного возраста через
организацию игровой деятельности.
5.Развивать личностные свойства-целеустремленность, собранность, доброту через развитие
творческих способностей.
6.Повысить педагогическую грамотность родителей в воспитании детей, привлекая родителей к
участию в театрально-игровом процессе.
Принципы работы программы:
Личностно-ориентированное взаимодействие с учетом индивидуальных возможностей
дошкольников. (Все дети талантливы и педагогический принцип-помочь каждому
воспитаннику раскрыться, поверить в себя).
Систематичности и последовательности. (Работа с воспитанниками проводится
систематически весь учебный год, эффективность усвоения нового произойдет только
тогда, когда знания будут преподноситься систематически, от простого к сложному).
Доступности. (Учитывая возрастные особенности дошкольников, их интересы, уровень
подготовки детей, их небольшой жизненный опыт).
Обучение в игре. (В игровой форме любая обучающая игра с легкостью усваивается
воспитанниками).
Интеграции образовательных областей. (Содержание театрализованных игр
взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения воспитанников в
детском саду).
Взаимодействие педагога и семьи. (Познавая новое, воспитанник открывает самого
себя, мы-взрослые; воспитатель и родитель должны помочь ему в этом).
Ожидаемые результаты.
получат представления о театре, о его разновидностях;
научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;
разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;
дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки,
потешки, небольшие занимательные сценки;
дети научатся простейшим приемам кукловождения настольных кукол;
умение следить за развитием сюжета;
в самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской,
драматизации, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства
(движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
умение различать эмоциональные состояния героев;
умение свободно ориентироваться на сценической площадке;
перенос литературных образов в самостоятельную деятельность;
театральный уголок группы пополнится различными видами театра;
повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду
II. Содержание программы
Содержанием по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом
литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом,
мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот,
необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.
Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не
подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети
боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и
«зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют»
другие.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.
Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по
нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных
средств выразительности.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень
театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс
средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая
какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных
огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе
надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А. Сухомлинский)
В целом ребёнок 5—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности
и поведения.
Форма организации занятий по театрализованной деятельности:
- теоретические:
Занятия.
Игры - занятия.
Игры - загадки.
Занятия - путешествия.
Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-
эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий).
Беседы с детьми о театральном искусстве.
- практические:
Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
Игровые занятия,
Игры – драматизации,
Детско-взрослые проекты,
Литературные викторины
Игры, упражнения, этюды
Театрализованные занятия, беседы, викторины включают в себя как разыгрывание сказок,
придуманных детьми, встречи с поэтами и композиторами родного края так и ролевые диалоги по
иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай,
интересные события).
Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема
пронизывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать,
чувствовать
и
передавать
интонацию,
пользоваться
движениями,
мимикой,
жестами,
контактировать с участниками
Методы и приёмы:
1. Наглядно - слуховой.
2. Наглядно - зрительный.
3. Метод поисковой ситуации.
4. Игровой.
5. Оценочный метод.
6. Метод упражнения с усложнением.
7. Дидактический.
8. Словесный.
Моделирование образовательного процесса
Месяц
Работа с
детьми
Работа с
родителями
Работа с
педагогами
Методическое
обеспечение
Сентяб
рь
Беседа «Что
такое театр?»
Изготовление
картотеки
Знакомство с
театром
(виртуальный
театр)
Анкетирование на
тему «Любите ли
Вы театр?»
Папка-передвижка
«Из истории театр
Беседа «Что
такое
театр?»
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий
Литература:
Т.И. Петрова, Е.Я.
Сергеева, Е.С.
Петрова
“Театрализованные
игры в д/с” Москва
Компьютер.,ИКТ
Октяб
рь
«Раз, два, три,
четыре, пять —
вы хотите
поиграть?»
Конкурс на
лучшую
драматизацию
сказки
Устное народное
творчество.
Занятие
«Бабушкин
сундук».
Игра «Ладушки-
хлопушки»,
«Пальчик-
мальчик»,
«Сорока-
белобока».
«Роль
театрализованной
деятельности в
развитии
творческих
способностей
детей»
Семинар-практикум
«Театр-это игра,
чудо, волшебство,
сказка»
Антипина А.Е.
Театрализованная
деятельность в
детском
саду. Игры,
упражнения,
\ сценарии. - М.: ТЦ
«СФЕРА», 2003.
Рассматривание
иллюстраций, картин.
русского народного
костюма и старинных
вещей.
Просмотр
диафильма.
.
Ноябр
ь
Беседа о
профессии
актёра.
Виртуальная
экскурсия как
живет актер.
Занятие «Кем
быть?» Речевая
Совместный проект
«Театр для всех!»
Компьютер;
Центр «В гости к
сказке»
Литература: М. Д.
Маханева “Театральн
ые занятия в детском
саду” Москва,
Творческий центр
минутка:
-
артикуляционное
упражнение
«Маляр»,
«Качели»,
«Часы»;
Инсценировка С.
Михалков «А что
у
Игра – загадка
«Узнай, кто это?»
Этюд на
расслабление и
фантазия
«Разговор с
лесом».
Стендовая
информация «Театр
в жизни ребёнка»
“Сфера” 2003г
Экскурсия в магазин,
на почту.
Чтение отрывков из
книги Б. Житкова
«Что я видел».
Декаб
рь
«Игра«Угадай
героя».
Пальчиковый
театр
«Моя
семья»
Речевая минутка:
«Чей
голосок?»,
«Во
дворе»;
чистоговорки.
Постановка
сказки
«Три
поросенка».
Инсценирование
сказки «Маша и
медведь»..
Совместная
проектная
деятельность
«Мастерская
в
группе
детского
сада»
Отгадывание загадок.
Беседа о домашних
животных и их
повадках.
Разучивание
чистоговорок,
потешек, песенок
Картотеки
пальчиковых игр
«Репка», «Теремок; и
др.
январь
«Сказки сами
сочиняем, а
потом мы в них
играем»
Погружение в
сказку,
придуманную
детьми.
Совместные
творческие
вечера
(родители
привлекаются
для
постановки
спектаклей,
для
участия в конкурсах
чтецов «Расскажем
стихотворение
Творческая
мастерская
по
изготовлени
ю
театральног
о реквизита
Антипина А.Е.
Театрализованная
деятельность в
детском
саду. Игры,
упражнения,
сценарии. - М.: ТЦ
«СФЕРА», 2000
Пантомимическа
я игра «Узнай
героя».
Драматизация
сказки.
«Волк и Лиса»
Упражнение у
зеркала
«Изобрази
настроение».
вместе»)
февра
ль
«Наши эмоции»
«радость»,
«страх»,
«злость».
Упражнение
«изобрази
эмоцию».
Практическое
задание
«Распознаем
эмоции по
мимике и
интонациям
голоса»
Игра «Угадай
эмоцию»
(«Испорченный
телефон»).
Консультации
для родителей
«Театрализованная
игра-источник
творчества и
самовыражения
дошкольников
Рассматривание
сюжетных картинок.
Беседа.
Компьютер;
Настольный театр,
пальчиковый и
другие виды театра;
Литература: М. Д.
Маханева
“Театральные
занятия в детском
саду”
Март
Игры-
драматизации с
куклами бибабо.
Пантомимы
«Варим кашу»,
«Поливаем
цветы».
Инсценировка с
куклами бибабо
«Под грибком».
Драматизация
сказки «Доктор
Айболит»
Рассматривание
устройства кукол.
Разучивание
стихотворений.
Отгадывание загадок.
Ряжение в костюм
Антипина А.Е.
Театрализованная
деятельность в
детском саду.
Игры,
упражнения,
сценарии.
- М.: ТЦ «СФЕРА»,
2003.
Литература: М. Д.
Маханева “Театральн
ые занятия в детском
саду” Москва,
Творческий центр
“Сфера” 2003г.
Театр Би-ба-бо
шапочек;
Апрел
ь
Пластика
движения
персонажей.
Занятие
«Сказочные
герои».
«Преодолеем
страх»
«Страшно».
Беседа
Рассказывание
и показывание
(через
настольный
театр) детьми
сказки «У страха
глаза велики».
драматизации
сказки
Драматизация
сказки «Три
медведя»
Обучающий
практикум «Дети и
театр
Разучивание текста
сказки.
Изготовление
атрибутов.
Слушание музыки.
Просмотр диафильма
«Рукавичка»
Компьютер;
Настольный театр,
пальчиковый и
другие виды театра;
Литература: М. Д.
Маханева “Театральн
ые занятия в детском
саду”
Рассматривание
картинки
Беседа
Распределение
ролей.
Ряжение в костюмы.
май
Работа над
сценарием
игровой
программы
«В гости к лету».
Инсценирование
стихотворений
«Гуси, гуси»
«На мосточке»
Родительское
собрание с
подведением
итогов
инновационной
деятельности за
учебный год,
показ
компьютерной
презентации
Фотоотчет
Беседа о
разновидностях
режиссерских игр:
настольные (театр
игрушек, театр
картинок), стендовые
(стенд-книжка,
фланелеграф,
теневой театр); игры-
драматизации
(пальчиковый театр,
куклы бибабо,
марионетки),
музыкальные игры,
игры-импровизации
и т.п
В КАЧЕСТВЕ РЕЗУЛЬТАТА: по организации театрализованной деятельности
детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более
эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои
впечатления,
открыто
и
честно.
Ребенок
умеющий
создавать
образ
на
сцене,
перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой,
культурной и творческой личностью.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка –
дошкольника
путем
приобщения
его
к
театральному
искусству
и
участия
в
театрализованной деятельности направлена программа «Театр детям».
Взаимодействие с семьями воспитанников
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями
воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели
талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная
деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны
иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А
педагоги
должны
быть
готовы
к
позитивному
взаимодействию,
оказывая
им
необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен
процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их
родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем
конкретного ребенка)
Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
Совместные
творческие
вечера
(родители
привлекаются
для
постановки
спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом,
совместно подготавливают материал для досугов детей)
Анкетирование
Совместные спектакли
Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
Дни открытых дверей
Совместные литературные вечера
Консультации для родителей
План взаимодействия с родителями
Сроки
Тема
Форма проведения
1 квартал
«Роль театрализованной деятельности
в развитии творческих способностей
детей»
Стендовая информация
2 квартал
«Мои любимые герои»
Выставка рисунков
3 квартал
«Вещи нашего края»
Совместная экскурсия в
школьный музей
4 квартал
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
Анкетирование
Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов,
декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.
III. Организационный раздел
В
группах
детского
сада
организованы
уголки
для
театрализованных
представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым,
настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В
уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и
др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного
театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул
режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей,
афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей
театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
«Центр Театра»
1.Настольны театр игрушек.
2.Детские костюмы для спектаклей.
3.Взрослые костюмы для спектаклей.
4.Элементы костюмов для детей и взрослых.
5.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
6.Ширма для кукольного театра.
7.Музыкальный центр, видеоаппаратура
8.Медиотека (аудио - и CD диски).
9.Декорации к спектаклям
10. Методическая литература.
Режим работы
Кружок «Страна чудес» проводится 1 раз в неделю
Продолжительность – 30 минут.
Содержание включает себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и
невербальной);
- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей
Перечень основных средств обучения.
Телевизор (просмотр телепередач с родителями)
Ноутбук
Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
Музыкальный зал
Звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр
Декорации
Театральные костюмы
Маски
Мягкие игрушки
Ширма
Фотографии, картинки, иллюстрации.
Атрибуты к играм
Методическое обеспечение
1.
Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
2.
Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников
/Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
3.
Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
4.
Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и
подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
5.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения,
сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
6.
Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры –
занятия. - СПб, 2002
7.
Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
8.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
9.
Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.
М., 2000.
10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.