Автор: Светлана Александровна Шведова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Три склонения имен существительных
Раздел: начальное образование
Шведова Светлана Александровна
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип
урока: Изучение нового
Технологическая карта изучения темы «Три
склонения
имён
существительных
»
Тема
Что
такое склонение?
Три
склонения
имён
существительных
Цели и задачи урока
Образовательные:
Формирование умения определять склонение имён существительных.
Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Способствование развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитание культуры поведения при фронтальной , индивидуальной и групповой работе.
Формирование УУД:
- Личностных: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивных УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- Коммуникативных УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи
.
- Познавательных УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях), вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; перерабатывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему)
Планируемый результат
Предметные:
Знать и различать самостоятельные части речи.
Знать определение имени существительного, как части речи.
Уметь определять падеж и род имени существительного.
Уметь определять склонение имён существительных, выделять падежные окончания
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия
Род, число, падеж, склонение.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник «Русский язык», 4 класс
- электронные физкультминутки
- еженедельник (для самооценки)
- карточки для индивидуальной, групповой работы, работы в парах
- презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к
достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.
Мотивация
к
учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
-
актуализировать
требования к ученику
со
стороны
учебной
деятельности;
- создание условий для
возникновения
у
учеников
внутренней
потребности включения
в
учебную
деятельность;
- уточнить тип урока;
-
уточнить
тематические рамки.
Проговаривают
стихотворение
–
правила поведения на
уроке, объяснять, для
чего нужно выполнять
эти правила.
Проговаривают
девиз
урока, определяют тип
урока.
Организует
проговаривание правил
поведения на уроке.
Организует
проговаривание
девиза
урока.
Организует
уточнение
типа урока.
Уточняет тематические
рамки.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Слайд 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»
- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме;
договариваться
с
одноклассниками
совместно с учителем о
правилах поведения и
общения
и
следовать
им (Коммуникативные
УУД).
II.
1.
Актуализация
знаний. (3 мин)
Читают
слова,
группируют
их
по
частям речи.
Записывают
только
имена
существительные.
После
проверки
вспоминают
постоянные
и
непостоянные
признаки
имён
существительных.
Организует повторение
самостоятельных
и
служебных частей речи.
Организует
взаимопроверку работ и
оценивание с помощью
технологии оценивания
учебных успехов.
Слайд 3. Части речи
- Слова – это части речи. Что вы знаете о частях речи?
Слайд 4,5 Работа со словами
-Выберите и запишите только имена существительные.
Слайд 6 Что мы знаем об имени существительном?
Знать
и
различать
самостоятельные
и
служебные части речи.
Знать
определение
имени
существительного,
как
части речи.
Личностные:
Уметь
проводить
самооценку
на основе
критерия
успешности
учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь планировать
своё действие в
соответствии с
поставленной задачей;
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения
на основе его оценки и
учёта характера
сделанных ошибок
(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и
понимать речь других;
оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь ориентироваться
в своей системе знаний;
осуществлять
анализ
объектов;
преобразовывать
информацию из одной
формы
в
другую:
составлять
ответы
на
вопросы
(Познавательные
УУД).
II. 2. Открытие новых
знаний (3 мин)
Работая
в
парах,
изменяют по падежам
одно
из
имён
существительных,
выделяют окончание.
После
проверки
пробуют
найти
в
классе пару, у которой
имя существительное с
таким
же
набором
падежных окончаний.
Работая
в
группах,
пробуют ответить на
вопрос:
-Что объединяет имена
сущ. вашей группы?
Выдвигают гипотезы:
-Как
можно
назвать
эти группы?
Организует
работу
в
парах.
Организует
самопроверку
работ
и
оценивание с помощью
технологии оценивания
учебных успехов.
Организует
работу
в
группах.
Гипотезы
проверяем,
пользуясь
учебником,
с.123
Слайд 7
Слайд 8
-Что объединяет имена сущ. вашей группы?
Слайд 9
-Как можно назвать эти группы?
Уметь определять падеж
и
род
имени
существительного.
Уметь
правильно
выделять
падежные
окончания
имён
существительных.
Личностные:
Уметь
проводить
самооценку
на основе
критерия
успешности
учебной деятельности.
Метапредметные:
планировать своё
действие в
соответствии с
поставленной задачей;
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения
на основе его оценки и
учёта характера
сделанных ошибок
(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и
понимать речь других;
оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь ориентироваться
в своей системе знаний;
осуществлять
анализ
объектов;
находить
ответы на вопросы в
тексте,
преобразовывать
информацию из одной
формы
в
другую:
составлять
ответы
на
вопросы
(Познавательные
УУД).
II. 2. Формулирование
темы
урока,
постановка
цели
(3
мин)
Цели:
-
организовать
формулирование
темы
урока учащимися;
-
организовать
постановку цели урока
учащимися.
Самостоятельно
формулируют
тему
урока.
Ставят
цель
урока.
Организует
постановку
цели,
формулировку
темы урока учащимися.
Слайд 10
Уметь
проводить
сравнение по заданным
критериям
(Познавательные
УУД).
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь
определять
и
формулировать цель на
уроке
с
помощью
учителя (Регулятивные
УУД).
III. Изучение нового
(10 мин)
Цели:
- организовать работу
по
формированию
умений
определять
склонение имен сущ.
Отвечают на вопросы
учителя.
Работая
в
группах
составляют
алгоритм
«Как
определить
склонение
имён
существительных».
Организует обсуждение
нового.
Организует
работу
по
формированию
умений
определять склонение
имён
существительных.
Организует
самопроверку
составленных
алгоритмов по образцу.
Слайд 10
- Работая в группах составьте алгоритм «Как определить
склонение имени существительного»
Знать
и
различать
самостоятельные
части
речи.
Знать
определение
имени
существительного,
как
части речи.
Уметь определять падеж
и
род
имени
существительного.
Уметь
определять
склонение
имён
существительных,
выделять
падежные
окончания
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать
и
понимать
речь
других
(Коммуникативные
УУД).
Уметь ориентироваться
в своей системе знаний;
осуществлять
анализ
объектов
(Познавательные
УУД).
Уметь оформлять свои
мысли
в
письменной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Физкультминутка
IV.
Закрепление
нового (15 мин)
Цель:
- организовать работу
над
совершенствованием
умений
определять
склонение имен сущ.
Работая
в
группах,
определяют склонение
имён сущ., пользуясь
алгоритмом.
Организует
работу
групп,
фронтальную
проверку.
-Определите склонение имени существительного, пользуясь
алгоритмом.
Уметь
определять
склонение
имён
существительных,
выделять
падежные
окончания.
Уметь преобразовывать
информацию из одной
формы
в
другую:
составлять
ответы
на
вопросы
(Познавательные
УУД).
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать
и
понимать
речь
других
(Коммуникативные
УУД).
V.
Контролирующее
задание (12 мин)
Цель:
-
проверить
умение
определять
склонение
имен сущ.;
-
организовать
выполнение
самопроверки,
самооценки,
работы над ошибками.
Самостоятельно
на
листочках выполняют
задание.
Выполняют
самопроверку
по
образцу, фиксируя «+»,
«-».
Выполняют
самооценку
рядом
с
заданием.
Организует
проверку
умения
определять
склонение имен сущ
.
Организует
взаимопроверку работ и
оценивание с помощью
технологии оценивания
учебных успехов.
Слайд 11
Уметь определять падеж
и
род
имени
существительного.
Уметь
определять
склонение
имён
существительных,
выделять
падежные
окончания
Уметь
планировать
своё
действие
в
соответствии
с
поставленной
задачей
(Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать
информацию из одной
формы
в
другую:
составлять
ответы
на
вопросы
(Познавательные УУД)
Способность
к
самооценке на основе
критерия
успешности
учебной
деятельности
(Личностные УУД).
Уметь
вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения
на основе его оценки и
учёта
характера
сделанных
ошибок
(Регулятивные УУД).
VII.
Рефлексия
учебной деятельности
на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое
содержание урока;
Отвечают на вопросы
учителя.
По
схеме
рассказывают,
что
узнали, знают, смогли.
Организует
фиксирование
содержания.
Организует рефлексию.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Слайд 12. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог),
чему научились на уроке.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь
оценивать
правильность
-
организовать
рефлексию
и
самооценку учениками
собственной
учебной
деятельности.
Делают самооценку в
еженедельнике.
Организует самооценку
учебной деятельности.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из
кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
выполнения
действия
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки
(Регулятивные
УУД).
Способность
к
самооценке на основе
критерия
успешности
учебной
деятельности
(Личностные УУД).