Автор: Бульбас Наталья Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 20
Населённый пункт: город Тимашевск Краснодарского края
Наименование материала: Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: "Необычное письмо"
Раздел: дошкольное образование
Конспект сценария занятия по познавательно – исследовательской
деятельности в подготовительной группе на тему: «Необычное письмо»
Цель: способствовать формированию у детей умения вести познавательно-
исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов.
При
помощи
исследовательской
деятельности,
узнать,
какую
пользу
приносит молоко детскому организму.
Учить анализировать и делать выводы.
Развивающие:
Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией,
участвовать в совместной исследовательской деятельности.
Развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательные:
Содействовать развитию у детей заботливого отношения к своему здоровью,
через соблюдение правил здорового питания.
Воспитывать терпение и старательность.
Доминирующая образовательная область:
Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физкультурное развитие,
художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Что мы знаем о пользе молока».
Рассматривание иллюстраций о животных дающих молоко.
Чтение и заучивание стихов о молоке , разгадывание загадок ,
прослушивание песен.
Предполагаемый результат:
У детей закрепится интерес к исследовательской деятельности, желание
познавать новое.
Дети узнают, что молоко входит в состав многих продуктов, узнают, что с
помощью молока можно писать «секретные письма».
Разовьётся и совершенствуется эмоционально - ценностное отношение детей
к окружающему миру.
Воспитается умение работать в коллективе , участвовать в совместной
опытно – экспериментальной деятельности в детском саду и дома.
Методы и приемы: создание мотивации, вопросы (требующие констатации;
побуждающие к мыслительной деятельности), словесные (рассказ педагога),
игровой, практический (экспериментирование), беседа (подведение итогов),
побуждение к проявлению инициативности и самостоятельности.
Материалы и оборудование:
Конверт с письмом, баночки с молоком, листы белой бумаги, свечи, ватные
палочки, лупы, смайлики для каждого участника с весёлым , грустным и
хорошим настроением.
Ход исследовательской деятельности.
1.
Мотивация
Дети в группе играют, а в это время забегает удивленный ребёнок с
конвертом в руках и спрашивает откуда у него в шкафчике оказался этот
странный, необычный конверт. Дети с воспитателем обращают на это
внимание и подходят к ребенку.
Воспитатель: - Очень интересный конверт. Кто же его мог положить в
шкафчик?
Дети: - Кто то из наших ребят или оставили родители.
Воспитатель: - А вам интересно узнать, что же в нем лежит.
Дети: - Очень интересно.
Воспитатель: - Хорошо. Предлагаю (имя ребенка) открыть конверт, потому
что он лежал у него в шкафчике. (открывает и достает из конверта чистый
листочек бумаги)
Воспитатель: - Вот это письмо. Что необычного в нем, ребята?
Дети: - На бумаги ничего не написано?
Воспитатель: - Верно. А может мы чего то не замечаем?
Ребенок: - А давайте попробуем посмотреть через лупу.
Воспитатель: - Давайте. ( дети берут лупы и рассматривают)
Дети: - Все равно ничего не видно. Это наверно обычный чистый листок.
Воспитатель: - А кто еще как думает?
Ребенок: - Это волшебное письмо и кто то его зашифровал.
Воспитатель: - Интересные высказывания.
- А вы знаете, ребята чем в далекие времена и во время войны писали люди?
Дети: - Чернилами, карандашами.
Воспитатель: - Хорошие ответы.
2. Планирование детской деятельности
Воспитатель: - Ребята, я в одной военной книге читала, как разведчики
передавали важную информацию, схемы карт на чистых листах, а писали
молоком.
Ребенок: - А может и нам написать молоком письмо и посмотреть, что
получиться.
Воспитатель: - Хорошая идея.
Дети: - Да.
Воспитатель: - Предлагаю попробовать, хотя где же нам взять молоко?
Дети: - Можно купить в магазине, принести из дома.
Воспитатель: - Да, в магазине его много, и домой мы только вечером
попадем, а пробовать писать хочется сейчас. Так что же нам делать?
Ребенок: - Можно пойти к нашему повару на кухню и попросить немного
молока.
Воспитатель: - Конечно! Можно взять молоко на кухне, пока нам еще кашу
не сварили.
- Но кто же сходит за молоком ?
Дети: - Могут сходить дежурные ( имена детей)
Воспитатель: - Хорошо. Но мы знаем правило, что дошкольники у нас сами
никуда не ходят, поэтому предлагаю чтобы с вами пошла наша няня (имя
отчество)
- Дежурные, а в чем вы нам принесете молоко?
Дети: - Надо взять посуду.
Воспитатель: - Пожалуйста, выбирайте нужную посуду в лаборатории и
сходите к повару вместе с (пом. воспитателя), объясните для чего нам надо
молоко и не забудьте поблагодарить.
Воспитатель: - А пока дежурные пошли к повару, предлагаю вам назвать
продукты, которые сделаны на основе молока.
Дети: - Масло, сыр…..
Воспитатель: - Как много вы назвали слов, а как можно назвать все эти
продукты?
Ребенок: - Это молочные продукты
Воспитатель: - Действительно, это все молочные продукты.
- А вот и дежурные принесли нам молоко. Ну что, пробуем?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А чем же мы будем писать? Предлагайте?
Дети предлагают различные варианты.
(Ватные палочки, кисти, палочки…)
Воспитатель: - Хорошо. Готовьте все необходимое для выполнения работы.
(Дети готовят стаканчики себе под молоко, ватные палочки, кисти и
бумагу)
Воспитатель: - Теперь прежде чем вы приступите к работе представьте, что
вы тоже разведчики и вам нужно отправить зашифрованное задание.
3. Детская деятельность.
Дети пробуют написать слова, изобразить рисунок.
Воспитатель:
-
Вы
хорошо
потрудились.
А
сейчас
пока
ваши
зашифрованные листочки подсыхают, предлагаю вспомнить и назвать, что
можно приготовить их молока? (Дети называют блюда)
Воспитатель: - Отлично, вы настоящие знатоки молочных блюд, а теперь
рассмотрим ваши рисунки. Что произошло…?
Дети: - Ничего не видно!
Воспитатель: - А хотите увидеть?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда проведем с вами эксперимент, готовы? Отлично! Для
этого я возьму свечку, зажгу ее и нагрею листок с надписью… Что
происходит?
Дети: - Появляются буквы и рисунок.
Воспитатель: - Правильно, молоко «поджаривается» и становится видным. В
молоке содержится белок – жир, который при нагревании меняет цвет и его
становится видно. При помощи нагревания все слова становились видимыми.
- Теперь вы готовы прочитать зашифрованное письмо, которое оказалось у
Артема в шкафчике?
Дети: - Очень хотим.
Воспитатель: - Тогда пробуем. (на бумаге появляется карта схема)
Дети: - Здорово, это зашифрованная карта.
Воспитатель: - Ребята, по моему это схема нашей группы.
Ребенок: - Очень похоже, а может проверим маршрут.
Воспитатель: - Хорошее предложение. Сейчас проверим.
(дети идут по маршруту и находят флаг ко дню победы)
Ребенок: - Вот это сюрприз.
Воспитатель: - Ребята, а что мы можем сделать с флагом?
Ребенок: - Повесить на улице здания нашего садика.
Воспитатель: - Замечательное предложение. Ведь скоро 78 - годовщина
празднования Великой победы. (Дети соглашаются с воспитателем)
4. Рефлексия
Анализ и самоанализ деятельности детей
Воспитатель: - Что сегодня мы с вами делали во время нашей деятельности?
(ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего?(ответы детей)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Какие трудности были во время исследовательской деятельности? (ответы
детей)
- Кто хочет вместе с родителями попробовать и показать, какие чудеса мы
сегодня делали?(ответы детей)
- О каком продукте мы говорили? (ответы детей)
- Какой вывод о нём вы можете сделать? (ответы детей)
Возьмите смайлик с вашим настроением и прикрепите его на доску.