Автор: Давыдова Ирина Николаевна
Должность: УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
Учебное заведение: ГКОУ "Центр образования Самарской области" УКП-1.
Населённый пункт: г.Самара, Самарская область
Наименование материала: аналитический материал
Тема: Проблемы патриотического воспитания.
Раздел: полное образование
МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
(проблема патриотического воспитания)
Попробуйте ответить на вопросы:
-Что я знаю о моих предках?
-Что я знаю о своих родителях, дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках,
родственниках, живущих сегодня?
-Знаю ли я, откуда есть, пошла моя Фамилия?
-Как моя семья хранит родовую память?
«О чем рассказал мне семейный альбом?»
-Какие мысли навеяли на тебя фотографии из семейных альбомов?
-Многие ли лица тебе могут о чем-то поведать, рассказать?
-О каких временах, событиях, связанных с историей страны, напомнили тебе
страницы семейных фотоальбомов?
О нашей Родине, о нас
Писатель К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без Родины, как челове-
ку нельзя жить без сердца».
-Согласен(а)(согласны) ли ты (вы) с утверждением писателя? Как ты (вы) его
понимаешь(ете)?
-Представь, что к тебе приехал зарубежный гость и ему нужно рассказать о
нашей стране, объяснить, какая она, твоя страна, нужно достойно представить
свою Родину по имени Россия. Попробуй сделать это.
Твой вывод: смог ( ла) бы ты достойно представить свою Родину? Много ли
смог (ла) сказать о ней?
Подумайте, поразмышляйте
У всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем
именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество.
1
И не найдя ответы на эти вопросы, возможно ли до конца ощутить свою кровную
связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а
значит и с ним самим? Возможно ли, обрести себя и смысл своей жизни на родной земле?
Вопросы, вопросы, вопросы… Попробуй ответить на ряд из них.
-Откуда есть, пошла Родина наша?
-Где наши корни?
-Чем мы отличаемся от других народов? В чем состоит духовное своеобразие моего
народа?
-Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Задание: вставьте в ниже данный текст, пропущенные слова, и вы не только прове-
рите свои знания о России, но и получите возможность приобрести эти знания для того,
чтобы уметь рассказать о своей Родине малышам, своим друзьям, иностранцам.
Моя страна по имени Россия
Современная Россия простирается от берегов_____________________ моря на запа-
де до ______________________ океана на востоке, от________________________океана.
на севере, до _________________________ и _____________________ морей на юге.
Ее площадь – более _____ млн. кв. км, она охватывает ____ часовых поясов, поэто-
му, когда в Москве еще день, жители Дальнего Востока уже встречают Новый год.
Россия – это смешанные ___________, пологие _____________, спокойные реки,
_______________________________________________ равнины и разрушенные веками
______________________горы, непроходимые болота и таежные дебри Западной
_________________и плоскогорья Восточной ____________________, рассеченные могу-
чими реками и поросшие густыми таежными лесами. На севере, вдоль _________
________________________ океана, тянется тундра, а на юге – черноземные степи
___________________ и ______________, полупустыни ____________________моря и
хребты ____________________________гор.
Россия – страна обширных равнин. Европейская часть ее расположена на_________
2
_______________________________, или ____________________________ равнине, с не-
большими возвышенностями:_________________________, __________________________
____________________________________, ________________________________________,
кряжем, а за ______________ начинается совершенно плоская _____________________
_______________равнина. Невысоко и ______________________плоскогорье, расположен-
ное между реками ________________________________________________________.и
___________________________. Его средняя высота – всего ________ м над уровнем моря.
И только на юге и северо-востоке ____________________ поднимаются горы: на юге –
хребты ____________________, _______________________, ________________________ и
___________________________нагорье; на востоке – хребты _________________________
__________________________ и _____________________, а на Дальнем Востоке, вдоль
берегов ___________________________ моря, тянутся горы__________________________
_______________________. На полуострове _________________________ и на__________
____________________________ островах есть действующие вулканы, там часто бывают
землетрясения.
Крупнейшие реки России, самые многоводные из которых _______________,
_________, ___________________, _____________, ________________-протекают по рав-
нинам.
В России много озер, и самые большие – ___________________________________,
___________________ и _______________________________ озеро-море, на берегах кото-
рого расположено несколько государств.
Россия богата природными ресурсами. Среди полезных ископаемых, добывае-
мых на ее территории, можно назвать ____________, _____________, ________, руды
__________________ металлов, _________________________ (из них получают
алюминий),______________________________________;
__________________________________,
____________________________соли,____________________________________________
и ________________________, необходимые для производства минеральных удобрений;
разнообразное сырье для строительных материалов и др.
Плодородные почвы, луга и пастбища, лиственные и _____________________ леса,
охотничьи угодья – все это тоже богатства России.
Россию называют своей Родиной не только русские, но и многие другие народы,
всего более _______ национальностей.
3
(Проверьте себя: Балтийского, Тихого, Северно-Ледовитого, Черного, Азовского,
Каспийского; 17; 11; Восточно-Европейской; Уральские; Сибири; Северного Ледовитого;
Дона, Кубани; Каспийского; Кавказских; Восточно-Европейской, Русской; Валдайской,
Приволжской, Среднерусской, Таманским; Уралом; Западно-Сибирская; Среднесибир-
ское; Енисей, Лена; 480; Сибири; Алтая, Саяны, Становое, Алданское; Верхоянский,
Черский; Японского; Сихотэ-Алинь; Камчатка, Курильских; Волга, Обь, Енисей, Лена,
Иртыш, Амур; Ладожское, Байкал, Каспийское; уголь, нефть, торф, цветных, бокситы, зо-
лото, алмазы, платину, калийные, апатиты, фосфориты; хвойные; 100.)
Подумайте, поразмышляйте наедине с собой, продолжите предложения:
-Родина – это…
-Родина – часть…
-Родина для меня…
-Без Родины человек…
Прочтите эти строки.
Их написала наша соотечественница – поэтесса Анна Ахматова. Прочтите и ответьте сами
себе, а я бы смог (ла) променять свою Родину на обещанные блага в другой стране?
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой
И грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид»
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился скорбный дух.
Итак, честный ответ наедине с самим собой...
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ И ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
1.
Можем ли мы сегодня говорить об эффективном развитии в ОУ области системе
патриотического воспитания?
4
2. Каков характер решения проблемы?
-носит целенаправленный и системный характер
-развиваются отдельные направления
-носит бессистемный характер
-строится на отдельных традиционных мероприятиях.
3. Кто может рассказать о системном подходе к решению проблемы патриотического
воспитания: на каких основах строится система, каковы направления деятельности субъ-
ектов воспитания в рамках системы?
4. Какие положительные тенденции в развитии системы патриотического воспитания в
наших ОУ мы можем отметить?
5. С какими негативными моментами мы сталкиваемся в решении проблем патриоти-
ческого воспитания?
6. Какие ветеранские организации работают в вашем районе, городе?
7. Какой характер носят отношения ваших ОУ и ветеранских организаций?
-характер партнерских отношений, в чем он выражается?
-потребительский характер, в чем он выражается
-никакого взаимодействия нет
8. Самые распространенные формы взаимодействия ОУ и ветеранских организаций?
9. Что мешает более эффективному решению проблем патриотического воспитания во-
обще и проблем взаимодействия ОУ и ветеранских организаций в частности?
10. Какие неиспользованные возможности обеих сторон мы видим в более эффективном
и системном решении проблем патриотического воспитания школьников и молодежи?
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Словарь-справочник
Генеалогия (греч. «родословная») –
вспомогательная историческая дисциплина, изучав-
шая и составляющая родословные, выясняющая происхождение отдельных родов, семей и
лиц, выявляющая их родственные связи, факты биографии.
Генеалогическая роспись
-
список лиц с указанием их родства.
5
Генеалогическая таблица – схематичное изображение родственных связей от родона-
чальника к потомкам или от одного из потомков – к предкам.
Гражданин – лицо, принадлежащее постоянному населению данного государства,
пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обя-
занностей.
Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение
лица (независимо от его местонахождения) власти соответствующего государства и состо-
ящая из комплекса взаимных прав и
обязанностей данного государства и лица.
Гражданственность – это освоение и реализация человеком своих прав и обязанностей
по отношению к самому себе как личности, к своей семье, окружающим людям, обществу,
Отечеству и планете Земля.
Гражданская культура предполагает формирование и развитие политической, правовой,
трудовой, миротворческой и природоохранительной культур.
Демократия – принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечи-
вается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
Закон – нормативный акт, принятый в установленном порядке и обязательный для
исполнения.
Законность – повсеместное исполнение всеми лицами и гражданам требований
закона.
Народ – 1. Население, жители той или иной страны, государства. 2. Нация, националь-
ность, народность. 3. Люди.
Народность – предшествующая нации историческая форма общности людей, характе-
ризующаяся становлением единой территории, формированием единого языка и психи-
ческого склада на основе развития общей системы экономических отношений.
Нация (от лат. – народ) – тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая
и духовная общность людей с определенным самосознанием и психологией. Нация харак-
теризуется общностью территории, языка, экономических связей, психического склада,
культуры и самосознания.
Национальные черты характера россиян: духовность, патриотизм, трудолюбие, терпи-
мость, милосердие, чувство долга, служение Родине к народу, смирение, кротость, незло-
бивость. Ментальные черты нравственной личности (российские ментальные чер-
ты:
правдивость, честность, скромность, трудолюбие, душевность, верность в дружбе и
любви, отзывчивость, любовь к Родине и преданность интересам народа, высокая нрав-
ственность, чувство коллективизма (мы соборный народ).
Национальная идея – идея самосохранения и самоутверждения нации в истории. С точ-
ки зрения воспитания, а тем более - патриотического, - необходимо принять идею, выска-
занную русским философом И. А. Ильиным – «идея воспитания в русском народе нацио-
нального духовного характера».
6
Отечество – Романтическое наименование Родины. «Родная земля, отчизна, где кто ро-
дился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадле-
жит; государство, вы отношении к подданным своим» (Даль).
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой,
завещанная его предками.
Патриотизм – эмоциональное отношение, выражающее любовь, преданность и готов-
ность служить Родине и ее интересам.
Патриотизм, патриотическое воспитание
(Из Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации)
Патриотизм
– это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характе-
ристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах по-
ведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного
сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении
к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основопола-
гающих ценностей.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и вы-
ступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, ак-
тивной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению
своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа суще-
ствования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с
преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализ-
мом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведе-
ния граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспече-
ние целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое разви-
тие, долг и ответственность, предлагающие приоритет общественных и государственных
начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высшие
смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в ко-
торой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стиму-
лом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского обще-
ства.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального
характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высо-
кая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость;
соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность рос-
сиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процес-
са, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов госу-
дарственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Право
– совокупность общеобязательных правил поведения (норм), узаконенных возмож-
ностей человека.
7
Правосознание
– сознательное убеждение в необходимости всеобщего поддержания пра-
вовых норм для блага человеческого общества.
Род – группа людей, происходящих от одного общего предка, связанных узами родства.
Самосознание – выделение человеком себя из всех явлений окружающего мира, в том
числе и своего «Я» среди других людей, и познание этого «Я», т.е. своего внутреннего
мира – своих мыслей и чувств, интересов, мотивов действий и своего положения в обще-
стве. Включает в себя самооценку, дает возможность критического отношения к себе.
Свойственно не только индивидам, но и социальным группам – нациям, классам. Выража-
ет соответственно осознание социальной группой своей общности, своих особых интере-
сов, целей, своего объективного положения в системе общественных отношений, пред-
ставленной в виде отношений между «Мы» и «Они».
Семья – малая социальная общность, группа, члены которой связаны осуществляющи-
мися в конкретно-исторической форме брачными или кровнородственными отношениями,
общностью быта, взаимной моральной ответственностью; социальная необходимость в
ней обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве насе-
ления.
Семьянин – семейный человек, обладающий необходимыми для семейной жизни каче-
ствами.
Труд – процесс, совершающийся между природой и человеком, обществом в форме целе-
сообразной деятельности людей по преобразованию природы и общества в соответствии с
потребностями человека. Является вечным, необходимым условием существования обще-
ства, формой, способом осуществления взаимоотношений с природой, свойственным
лишь человеческому обществу. Включает в себя целесообразную деятельность (в соответ-
ствии с поставленной целью).
Ценность – понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость для
человека каких-либо явлений природы, общества, идей, принципов или норм взаимоотно-
шений в отличие от факта их онтологического существования и качественной определен-
ности. В качестве ценности может выступать любое материальное или духовное образова-
ние. Исследуется аксиологией.
Ценность
-
представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в
целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подверга-
ются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.
8