Напоминание

Проблемы патриотического воспитания.


Автор: Давыдова Ирина Николаевна
Должность: УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
Учебное заведение: ГКОУ "Центр образования Самарской области" УКП-1.
Населённый пункт: г.Самара, Самарская область
Наименование материала: аналитический материал
Тема: Проблемы патриотического воспитания.
Раздел: полное образование





Назад




МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ

(проблема патриотического воспитания)

Попробуйте ответить на вопросы:

-Что я знаю о моих предках?

-Что я знаю о своих родителях, дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках,

родственниках, живущих сегодня?

-Знаю ли я, откуда есть, пошла моя Фамилия?

-Как моя семья хранит родовую память?

«О чем рассказал мне семейный альбом?»

-Какие мысли навеяли на тебя фотографии из семейных альбомов?

-Многие ли лица тебе могут о чем-то поведать, рассказать?

-О каких временах, событиях, связанных с историей страны, напомнили тебе

страницы семейных фотоальбомов?

О нашей Родине, о нас

Писатель К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без Родины, как челове-

ку нельзя жить без сердца».

-Согласен(а)(согласны) ли ты (вы) с утверждением писателя? Как ты (вы) его

понимаешь(ете)?

-Представь, что к тебе приехал зарубежный гость и ему нужно рассказать о

нашей стране, объяснить, какая она, твоя страна, нужно достойно представить

свою Родину по имени Россия. Попробуй сделать это.

Твой вывод: смог ( ла) бы ты достойно представить свою Родину? Много ли

смог (ла) сказать о ней?

Подумайте, поразмышляйте

У всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем

именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество.

1

И не найдя ответы на эти вопросы, возможно ли до конца ощутить свою кровную

связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а

значит и с ним самим? Возможно ли, обрести себя и смысл своей жизни на родной земле?

Вопросы, вопросы, вопросы… Попробуй ответить на ряд из них.

-Откуда есть, пошла Родина наша?

-Где наши корни?

-Чем мы отличаемся от других народов? В чем состоит духовное своеобразие моего

народа?

-Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке?

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Задание: вставьте в ниже данный текст, пропущенные слова, и вы не только прове-

рите свои знания о России, но и получите возможность приобрести эти знания для того,

чтобы уметь рассказать о своей Родине малышам, своим друзьям, иностранцам.

Моя страна по имени Россия

Современная Россия простирается от берегов_____________________ моря на запа-

де до ______________________ океана на востоке, от________________________океана.

на севере, до _________________________ и _____________________ морей на юге.

Ее площадь – более _____ млн. кв. км, она охватывает ____ часовых поясов, поэто-

му, когда в Москве еще день, жители Дальнего Востока уже встречают Новый год.

Россия – это смешанные ___________, пологие _____________, спокойные реки,

_______________________________________________ равнины и разрушенные веками

______________________горы, непроходимые болота и таежные дебри Западной

_________________и плоскогорья Восточной ____________________, рассеченные могу-

чими реками и поросшие густыми таежными лесами. На севере, вдоль _________

________________________ океана, тянется тундра, а на юге – черноземные степи

___________________ и ______________, полупустыни ____________________моря и

хребты ____________________________гор.

Россия – страна обширных равнин. Европейская часть ее расположена на_________

2

_______________________________, или ____________________________ равнине, с не-

большими возвышенностями:_________________________, __________________________

____________________________________, ________________________________________,

кряжем, а за ______________ начинается совершенно плоская _____________________

_______________равнина. Невысоко и ______________________плоскогорье, расположен-

ное между реками ________________________________________________________.и

___________________________. Его средняя высота – всего ________ м над уровнем моря.

И только на юге и северо-востоке ____________________ поднимаются горы: на юге –

хребты ____________________, _______________________, ________________________ и

___________________________нагорье; на востоке – хребты _________________________

__________________________ и _____________________, а на Дальнем Востоке, вдоль

берегов ___________________________ моря, тянутся горы__________________________

_______________________. На полуострове _________________________ и на__________

____________________________ островах есть действующие вулканы, там часто бывают

землетрясения.

Крупнейшие реки России, самые многоводные из которых _______________,

_________, ___________________, _____________, ________________-протекают по рав-

нинам.

В России много озер, и самые большие – ___________________________________,

___________________ и _______________________________ озеро-море, на берегах кото-

рого расположено несколько государств.

Россия богата природными ресурсами. Среди полезных ископаемых, добывае-

мых на ее территории, можно назвать ____________, _____________, ________, руды

__________________ металлов, _________________________ (из них получают

алюминий),______________________________________;

__________________________________,

____________________________соли,____________________________________________

и ________________________, необходимые для производства минеральных удобрений;

разнообразное сырье для строительных материалов и др.

Плодородные почвы, луга и пастбища, лиственные и _____________________ леса,

охотничьи угодья – все это тоже богатства России.

Россию называют своей Родиной не только русские, но и многие другие народы,

всего более _______ национальностей.

3

(Проверьте себя: Балтийского, Тихого, Северно-Ледовитого, Черного, Азовского,

Каспийского; 17; 11; Восточно-Европейской; Уральские; Сибири; Северного Ледовитого;

Дона, Кубани; Каспийского; Кавказских; Восточно-Европейской, Русской; Валдайской,

Приволжской, Среднерусской, Таманским; Уралом; Западно-Сибирская; Среднесибир-

ское; Енисей, Лена; 480; Сибири; Алтая, Саяны, Становое, Алданское; Верхоянский,

Черский; Японского; Сихотэ-Алинь; Камчатка, Курильских; Волга, Обь, Енисей, Лена,

Иртыш, Амур; Ладожское, Байкал, Каспийское; уголь, нефть, торф, цветных, бокситы, зо-

лото, алмазы, платину, калийные, апатиты, фосфориты; хвойные; 100.)

Подумайте, поразмышляйте наедине с собой, продолжите предложения:

-Родина – это…

-Родина – часть…

-Родина для меня…

-Без Родины человек…

Прочтите эти строки.

Их написала наша соотечественница – поэтесса Анна Ахматова. Прочтите и ответьте сами

себе, а я бы смог (ла) променять свою Родину на обещанные блага в другой стране?

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой

И грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился скорбный дух.

Итак, честный ответ наедине с самим собой...

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ И ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.

Можем ли мы сегодня говорить об эффективном развитии в ОУ области системе

патриотического воспитания?

4

2. Каков характер решения проблемы?

-носит целенаправленный и системный характер

-развиваются отдельные направления

-носит бессистемный характер

-строится на отдельных традиционных мероприятиях.

3. Кто может рассказать о системном подходе к решению проблемы патриотического

воспитания: на каких основах строится система, каковы направления деятельности субъ-

ектов воспитания в рамках системы?

4. Какие положительные тенденции в развитии системы патриотического воспитания в

наших ОУ мы можем отметить?

5. С какими негативными моментами мы сталкиваемся в решении проблем патриоти-

ческого воспитания?

6. Какие ветеранские организации работают в вашем районе, городе?

7. Какой характер носят отношения ваших ОУ и ветеранских организаций?

-характер партнерских отношений, в чем он выражается?

-потребительский характер, в чем он выражается

-никакого взаимодействия нет

8. Самые распространенные формы взаимодействия ОУ и ветеранских организаций?

9. Что мешает более эффективному решению проблем патриотического воспитания во-

обще и проблем взаимодействия ОУ и ветеранских организаций в частности?

10. Какие неиспользованные возможности обеих сторон мы видим в более эффективном

и системном решении проблем патриотического воспитания школьников и молодежи?

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Словарь-справочник

Генеалогия (греч. «родословная») –

вспомогательная историческая дисциплина, изучав-

шая и составляющая родословные, выясняющая происхождение отдельных родов, семей и

лиц, выявляющая их родственные связи, факты биографии.

Генеалогическая роспись

-

список лиц с указанием их родства.

5

Генеалогическая таблица – схематичное изображение родственных связей от родона-

чальника к потомкам или от одного из потомков – к предкам.

Гражданин – лицо, принадлежащее постоянному населению данного государства,

пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обя-

занностей.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение

лица (независимо от его местонахождения) власти соответствующего государства и состо-

ящая из комплекса взаимных прав и

обязанностей данного государства и лица.

Гражданственность – это освоение и реализация человеком своих прав и обязанностей

по отношению к самому себе как личности, к своей семье, окружающим людям, обществу,

Отечеству и планете Земля.

Гражданская культура предполагает формирование и развитие политической, правовой,

трудовой, миротворческой и природоохранительной культур.

Демократия – принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечи-

вается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.

Закон – нормативный акт, принятый в установленном порядке и обязательный для

исполнения.

Законность – повсеместное исполнение всеми лицами и гражданам требований

закона.

Народ – 1. Население, жители той или иной страны, государства. 2. Нация, националь-

ность, народность. 3. Люди.

Народность – предшествующая нации историческая форма общности людей, характе-

ризующаяся становлением единой территории, формированием единого языка и психи-

ческого склада на основе развития общей системы экономических отношений.

Нация (от лат. – народ) – тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая

и духовная общность людей с определенным самосознанием и психологией. Нация харак-

теризуется общностью территории, языка, экономических связей, психического склада,

культуры и самосознания.

Национальные черты характера россиян: духовность, патриотизм, трудолюбие, терпи-

мость, милосердие, чувство долга, служение Родине к народу, смирение, кротость, незло-

бивость. Ментальные черты нравственной личности (российские ментальные чер-

ты:

правдивость, честность, скромность, трудолюбие, душевность, верность в дружбе и

любви, отзывчивость, любовь к Родине и преданность интересам народа, высокая нрав-

ственность, чувство коллективизма (мы соборный народ).

Национальная идея – идея самосохранения и самоутверждения нации в истории. С точ-

ки зрения воспитания, а тем более - патриотического, - необходимо принять идею, выска-

занную русским философом И. А. Ильиным – «идея воспитания в русском народе нацио-

нального духовного характера».

6

Отечество – Романтическое наименование Родины. «Родная земля, отчизна, где кто ро-

дился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадле-

жит; государство, вы отношении к подданным своим» (Даль).

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой,

завещанная его предками.

Патриотизм – эмоциональное отношение, выражающее любовь, преданность и готов-

ность служить Родине и ее интересам.

Патриотизм, патриотическое воспитание

(Из Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации)

Патриотизм

– это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление

служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характе-

ристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах по-

ведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного

сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении

к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основопола-

гающих ценностей.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и вы-

ступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, ак-

тивной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению

своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа суще-

ствования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с

преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализ-

мом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведе-

ния граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспече-

ние целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое разви-

тие, долг и ответственность, предлагающие приоритет общественных и государственных

начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высшие

смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в ко-

торой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стиму-

лом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского обще-

ства.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального

характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высо-

кая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость;

соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность рос-

сиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процес-

са, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов госу-

дарственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению

гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Право

– совокупность общеобязательных правил поведения (норм), узаконенных возмож-

ностей человека.

7

Правосознание

– сознательное убеждение в необходимости всеобщего поддержания пра-

вовых норм для блага человеческого общества.

Род – группа людей, происходящих от одного общего предка, связанных узами родства.

Самосознание – выделение человеком себя из всех явлений окружающего мира, в том

числе и своего «Я» среди других людей, и познание этого «Я», т.е. своего внутреннего

мира – своих мыслей и чувств, интересов, мотивов действий и своего положения в обще-

стве. Включает в себя самооценку, дает возможность критического отношения к себе.

Свойственно не только индивидам, но и социальным группам – нациям, классам. Выража-

ет соответственно осознание социальной группой своей общности, своих особых интере-

сов, целей, своего объективного положения в системе общественных отношений, пред-

ставленной в виде отношений между «Мы» и «Они».

Семья – малая социальная общность, группа, члены которой связаны осуществляющи-

мися в конкретно-исторической форме брачными или кровнородственными отношениями,

общностью быта, взаимной моральной ответственностью; социальная необходимость в

ней обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве насе-

ления.

Семьянин – семейный человек, обладающий необходимыми для семейной жизни каче-

ствами.

Труд – процесс, совершающийся между природой и человеком, обществом в форме целе-

сообразной деятельности людей по преобразованию природы и общества в соответствии с

потребностями человека. Является вечным, необходимым условием существования обще-

ства, формой, способом осуществления взаимоотношений с природой, свойственным

лишь человеческому обществу. Включает в себя целесообразную деятельность (в соответ-

ствии с поставленной целью).

Ценность – понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость для

человека каких-либо явлений природы, общества, идей, принципов или норм взаимоотно-

шений в отличие от факта их онтологического существования и качественной определен-

ности. В качестве ценности может выступать любое материальное или духовное образова-

ние. Исследуется аксиологией.

Ценность

-

представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в

целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подверга-

ются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

8



В раздел образования