Автор: Михайлова Марина Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа с. Залучье"
Населённый пункт: Старорусский район Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры
Раздел: полное образование
Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры
в средней школе
Михайлова Марина Юрьевна
учитель физической культуры
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Залучье»
Старорусский район
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических по-
ложениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.-
Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности про-
цесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности уча-
щихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного раз-
вития детей и подростков. Системно -деятельностный подход – это подход к
организации процесса обучения, в котором на первый план выходит пробле-
ма самоопределения обучающегося в учебном процессе. Целью системно -
деятельностного подхода является воспитание личности обучающегося как
субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей дея-
тельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. В учебной
деятельности действие обучающегося строится из связанных между собой за-
дач:
действие связано с принятием цели и принятием решения.
эта компетентность связана со сформированностью оценочного дей-
ствия.
сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии
обучающегося в учебном процессе.
Важно, чтобы обучающийся образовывал себя посредством взрослого.
Важно развивать такие стороны:
1)
рефлексию,
2)
) анализ,
3)
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность обучающегося, его самоопределение,
действие. В рамках деятельностного подхода обучающийся овладевает уни-
версальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры поз-
воляет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте
ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны вла-
деть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешно-
го усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что
универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие
широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания
и мотивацию к обучению.
Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний
день описывает основные психологические условия и механизмы процесса
учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современ-
ным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следова-
ние этой теории при формировании содержания общего образования предпо-
лагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная,
общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих
компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в по-
следние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-
ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглоща-
ются", сочетаются с системно -деятельностным подходом к проектированию,
организации и оценке результатов образования.
Системно - деятельностный подход нашёл своё воплощение в образова-
тельных стандартах образования по физической культуре. Освоение физиче-
ской культуры направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию
и всесторонней физической подготовленности;
развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных
умений и навыков; формирование двигательного опыта;
овладение общеразвивающими физическими упражнениями, освоение
знаний о движениях человека;
воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физически-
ми упражнениями; культуры общения на этих занятиях.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
включает в себя следующие положения:
1.
укрепление здоровья и личную гигиену;
2.
оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплек-
сы);
3.
утреннюю гимнастику и физкультпаузы;
4.
правильное дыхание и осанку;
5.
правила простейших измерений длины и массы тела, частоты дыхания и
сердечных сокращений;
6.
правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревно-
ваниях, в игровой деятельности;
7.
способы двигательной деятельности (разнообразные способы ходьбы,
бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, преодоления
препятствий и использование их в изменяющихся условиях.Гимнастиче-
ские упражнения на спортивных снарядах: гимнастической скамейке, на-
польном бревне и стенке, перекладине, канате, гимнастическом козле
(висы, упоры, наскоки, лазание, стойки, шаги, махи, соскоки). Простей-
шие акробатические упражнения (стойки, подскоки, перекаты, равнове-
сия, упоры, перевороты лёжа, кувырки, прыжки) в различных вариантах.
Основные плавательные упражнения. Способы передвижения на лыжах.
Физические упражнения на развитие ловкости, быстроты, координации,
гибкости, силы. Упражнения с мячом. Подвижные игры. Элементы ритми-
ческой гимнастики и танцев).
В результате изучения физической культуры обучающийся должен знать:
способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливаю-
щих процедур;
правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности.
В результате изучения физической культуры обучающийся должен уметь:
применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыж-
ками в стандартных и изменяющихся условиях;
выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию;
определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после выпол-
нения физических упражнений.
В результате изучения физической культуры обучающийся должен уметь ис-
пользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
выполнять правильно и последовательно комплексы физических упражне-
ний;
соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой дея-
тельности;
использовать подвижные игры с мячом для организации активного отды-
ха.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается
система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укреп-
ления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, лич-
ностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, пе-
дагогов и др.) Здоровьесберегающие образовательные технологии -это сово-
купность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без
ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить обучающегося
высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом
знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жиз-
ни, и воспитав у него культуру здоровья.
Здоровьесберегающие технологии на учебных занятиях по физической
культуре – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и
подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как мини-
мум четыре требования:
- учёт индивидуальных особенностей обучающихся;
- деятельность преподавателя в аспекте реализации здоровьесберегаю-
щих технологий на уроках физической культуры должна включать знаком-
ство с результатами медицинских осмотров обучающихся, их учет в учебно-
воспитательной работе;
- помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности обуча-
ющихся и семьи в целом;
- не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
нагрузки при освоении учебного материала;
- обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологи-
ческого климата в коллективе.
Важнейшее требование современного урока заключается в обеспечении
дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом
состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовлен-
ности, особенностей развития психических свойств.
Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучаю-
щихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической
культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает од-
ной из главных причин неуспеваемости обучающихся по физической культу-
ре. А обучающимся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном
на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся на физической культуре
делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и
необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения
программного материала, и оценки достижений.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается
целенаправленное физическое формирование человека посредством развития
его индивидуальных способностей.
Технология
дифференцированного
физкультурного
образования
(ТДФО) – это способ реализации содержания дифференцированного физ-
культурного образования посредством системы средств, методов и организа-
ционных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образова-
ния. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий диф-
ференцированного обучения двигательным действиям, развития физических
качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управле-
ния образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического
совершенства
Преподаватель физической культуры – профессия особенная. Избрав
её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психиче-
ское, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей де-
ятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых,
обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обу-
чения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки
по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в по-
вседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии яв-
ляются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здо-
ровье обучающихся, так как основаны на возрастных особенностях познава-
тельной деятельности обучающихся, оптимальном сочетании двигательных и
статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядно-
сти и сочетании различных форм предоставления информации.
Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности
включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров обучаю-
щихся; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в по-
строении здоровой жизнедеятельности обучающихся и семьи в целом; созда-
ние условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных
направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологиче-
ского климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию
положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая
эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений
всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внима-
ние организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания,
задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для
разработки индивидуальных заданий, суть которых – обучающийся должен в
каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит
следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивиду-
альные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы
при этом обучающийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим со-
бой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем
сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую обучающихся к
активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной дея-
тельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и
творческого самовыражения моих учеников. Большое значение, как я говори-
ла выше, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здо-
ровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, созда-
ние ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и мето-
дов работы я учитываю возраст, пол обучающихся, состояние здоровья, уро-
вень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необ-
ходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
(освещение, характеристика воздуха, температурный режим). Занятия прово-
жу преимущественно на свежем воздухе.
Эффективным методом формирования грамотной заботы о своем здо-
ровье считаю внеклассные проекты, разрабатываемые моими обучающими-
ся. Старшеклассники проводят конференции, диспуты: «СПИД – чума XXI
века», «Здоровое поколение – ориентиры XXI века»; активно участвуют в му-
ниципальных конкурсах и соревнованиях, участвуют во Всероссийском дне
бега, «Лыжне России».
В своей педагогической деятельности я широко применяю технологию
дифференцированного физкультурного образования Я хочу рассказать,
как использую данную технологию на своих уроках.
Обучение двигательным действиям: обучение провожу целостным методом
с последующей дифференциацией (выделяю детали техники и разделяю их
по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависи-
мости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более
качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям
предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных
двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двига-
тельное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет
основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, сти-
ля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я
условно делю обучающихся на подгруппы, в зависимости от подготовленно-
сти. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в об-
легчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей
– действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных
подгрупп в учебной группе осваивают учебный материал в среднем на два
урока быстрее средних и слабых обучающихся. Поэтому обучение двигатель-
ному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения
в соревновательных условиях, а обучающиеся слабых и средних групп про-
должают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в
стандартных условиях. Бывает и так, что для обучающихся, подготовленных
наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не
достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, обучающиеся не
могут освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноцен-
но проявить себя в учебной игре, и в то время, когда вся группа играет, эти
ребята отрабатывают это упражнения в парах. На занятиях по гимнастике я
разрешаю хорошо подготовленным обучающимся добавлять в комбинации
свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее
подготовленные работают в стандартных условиях. Обязательно провожу ин-
дивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполне-
ние того или иного двигательного действия. Эти обучающиеся получают ин-
дивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения.
Развитие физических качеств: дифференцированное развитие физи-
ческих качеств, в группах разной подготовленности осуществляю с использо-
ванием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагруз-
ки всегда планируется разная. В результате чего уровень физической подго-
товленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исход-
ным уровнем. В более слабых группах обучающиеся раньше заканчивают вы-
полнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановле-
ние. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подго-
товленности, использую карточки с индивидуальными заданиями (с указани-
ем упражнений, последовательности их выполнения, дозировки). Так, на уро-
ках по лыжной подготовке, на этапе усвоения и закрепления навыков пере-
движения по лыжне, некоторые обучающиеся, имеющие недостаточный уро-
вень физической подготовленности, проходят 2 км, тогда как обучающиеся
с высоким уровнем физической подготовленности (почти 70% класса) – 5 км.
В заключительной части урока группа объединяется, все обучающиеся
выполняют одинаковые упражнения, играют.
Формирование знаний и методических умений школьников по орга-
низации самостоятельных занятий физическими упражнениями: техно-
логия дифференцированного формирования знаний и методических умений
предполагает:
выявление уровней обученности у студентов и обучающихся с помощью
диагностических тестов (служит основанием для деления обучающихся на
группы разной подготовленности)
деление задач изучения темы по уровням обученности обучающихся и
группам разной подготовленности
деление содержания программы
Обучающимся я предлагаю задания разные по сложности, содержанию,
объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады,
рефераты, проектная деятельность
(презентации), составление комплекса
разминки и т.д. В ходе выполнения упражнений я знакомлю обучающихся с
тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, лов-
кость и т.д.), обращаю внимание на технику выполнения и технику безопас-
ности при выполнении упражнений, даю общий анализ выполнения упражне-
ния и обращаю внимание на технические ошибки. Я на каждом уроке прово-
жу инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и по правилам
поведения.
Дифференцированное выставление отметки по физической и тех-
нической подготовленности обучающихся: при оценке физической подго-
товленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результа-
та. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При
выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические
знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и уме-
ние осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко
применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних обучающихся
надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других
– сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формиру-
ет у обучающихся положительное отношение к исполнению заданий, создаёт
основу для общественной активности.
Временно освобождённые обучающиеся, отнесённые по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помо-
гают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведе-
ниями, с техникой выполнения двигательных действий. Для обучающихся,
отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, за-
нятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они выполняют упражне-
ния рекомендованные врачом. Данную работу также оцениваю.
Я постоянно ориентирую сильных детей на то, что они должны помо-
гать слабым, предлагаю им шефство над более слабым товарищем. Всесто-
ронне изучение обучающегося, сопоставление различных данных позволяет
мне выявить причины отставания их, установить главные из этих причин и
осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике диффе-
ренцированного обучения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом
их физического развития и двигательной подготовленности; достижение вы-
сокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образователь-
ной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся
навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями –
всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва
«ВАКО», 2014.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,
2014.
3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.
ООО «Дрофа», 2019.
4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Ар-
стель
Москва 2019.
6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе», Москва, 2012 г.