Автор: Бакашева Светлана Александровна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Елабужский колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г.Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Татарская мелодика на уроке сольфеджио:к проблеме развития творческой активности
Раздел: среднее профессиональное
Бакашева С.А.
г. Елабуга, ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
ТАТАРСКАЯ МЕЛОДИКА НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО: К
ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Проблема развития творческой деятельности является одной из
актуальных в современной музыкальной педагогике. Творческая активность
учащихся на уроках музыкально-теоретического цикла профессионального
музыкального учебного заведения среднего звена важна в решении задачи
формирования личности. Данная тема раскрыта во многих работах опытных
педагогов.
Наиболее
интересными
являются
труды
М.
Картавцевой
«Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио» [2], М. Картавцевой и
Л. Шатиловой «Практическое пособие по сольфеджио» [3], С. Максимова
«Сольфеджио
для
вокалистов»
[4]
и
Б.
Уткина
«Воспитание
профессионального слуха музыканта в училище» [6].
Одной из основных задач музыкально-теоретических дисциплин в
колледже культуры и искусств г. Елабуги по
специальности 53.02.03
Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является
развитие творческой активности учащихся. В данной статье автор стремится
привлечь внимание к усилению практической направленности обучения,
межпредметных связей таких дисциплин, как сольфеджио, элементарная
теория музыки, гармония и народная музыкальная культура. Такую работу
можно проводить со студентами названного отделения на третьем курсе в
пятом семестре, когда по тематическому плану дисциплины «Народная
музыкальная культура» предусмотрено изучение татарского народного
музыкального
творчества.
Основной
педагогической
задачей
является
овладение закономерностями татарского мелоса на уроках сольфеджио и
теории музыки, изучение музыкальных жанров татарского народа на уроках
народной музыкальной культуры.
Способности
студентов
эффективно
развиваются
в
процессе
музицирования и в творческой деятельности. Увлечь учащихся и постоянно
поддерживать интерес к предмету позволяют такие формы работы на уроках
сольфеджио как сочинение и импровизация. Все творческие формы работы
следует планировать так, чтобы при постоянном повторении определенных
видов упражнений трудность постепенно возрастала.
В качестве дидактического материала для творческих заданий на
уроках сольфеджио автор предлагает использовать татарскую мелодику –
народную и композиторскую. Творческое освоение музыкального фольклора
необходимо
для
развития
активного
слуха
будущего
профессионала.
Материалом могут служить мелодии татарских народных песен и мелодии
татарских композиторов из сборников сольфеджио Л. Бражник [1] и С.
Раимовой [5]. Включение лучших образцов татарской мелодики в учебный
процесс является действенным способом развития интереса к национальному
музыкальному искусству [1, с. 8].
Для работы на уроках сольфеджио автором предлагаются следующие
виды заданий на сочинение:
– сочинить продолжение к данному мелодическому обороту;
– сочинить мелодию на данный ритмический рисунок;
– сочинить мелодию на данный смешанный размер;
– сочинить мелодию на данный текст;
– сочинить второй голос к данной мелодии;
– сочинить мелодию в жанре протяжной (длинносложной) песни;
– сочинить мелодию в жанре такмака;
– сочинить мелодию по данному строению ААВВ или АА
1
ВВ
1
;
– сочинить басовый голос к данной мелодии;
– досочинить по заданному началу второе предложение;
– досочинить данный мелодический фрагмент до периода;
– досочинить данный мелодический отрывок до периода повторного
строения.
Также
можно
рекомендовать
и
следующие
виды
заданий
на
импровизацию:
– импровизировать голосом мелодию на данную начальную фразу;
– импровизировать на инструменте (фортепиано, баян) мелодию,
образуя мотив, фразу, предложение;
– импровизировать голосом мелодию с названием нот, образуя мотив,
фразу, предложение;
– подобрать аккомпанемент к мелодии из предложенных аккордов;
– импровизировать голосом мелодию на заданный ритм, образуя мотив,
фразу, предложение;
– импровизировать на инструменте мелодию на заданный ритм,
образуя мотив, фразу, предложение, период.
Творческие упражнения рассчитаны как на освоение в классе, так и на
самостоятельную домашнюю работу.
Важно создать на уроке атмосферу творческого поиска, приобщить
студентов к активным увлекательным методам работы с музыкальным
материалом. Увлечение музыкой, открытость творческим поискам должно
выработать интерес у студентов и подготовить их к последующему
самообразованию уже вне стен учебного заведения [2, с. 68].
Список литературы:
1. Бражник Л.В. Сольфеджио на основе татарской мелодики: Учебно-
методическое пособие. – Казань, 2009. – 160 с.
2.
Картавцева
М.Т.
Развитие
творческих
навыков
на
уроках
сольфеджио. – М.: Музыка, 1978. – 72 с.
3. Картавцева М.Т., Шатилова Л.М. Практическое пособие по
сольфеджио: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1991. – 288 с.
4. Максимов С.Е. Сольфеджио для вокалистов: Учебник. – М.: Музыка,
1984. – 256 с.
5. Раимова С.И. Татарская музыка на уроках сольфеджио: Учебник. –
Казань, 1993. – 96 с.
6. Уткин Б.И.
Воспитание профессионального слуха музыканта в
училище. − М.: Музыка, 2006. − 111 с.