Напоминание

Татарская мелодика на уроке сольфеджио:к проблеме развития творческой активности


Автор: Бакашева Светлана Александровна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Елабужский колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г.Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Татарская мелодика на уроке сольфеджио:к проблеме развития творческой активности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бакашева С.А.

г. Елабуга, ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

ТАТАРСКАЯ МЕЛОДИКА НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО: К

ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Проблема развития творческой деятельности является одной из

актуальных в современной музыкальной педагогике. Творческая активность

учащихся на уроках музыкально-теоретического цикла профессионального

музыкального учебного заведения среднего звена важна в решении задачи

формирования личности. Данная тема раскрыта во многих работах опытных

педагогов.

Наиболее

интересными

являются

труды

М.

Картавцевой

«Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио» [2], М. Картавцевой и

Л. Шатиловой «Практическое пособие по сольфеджио» [3], С. Максимова

«Сольфеджио

для

вокалистов»

[4]

и

Б.

Уткина

«Воспитание

профессионального слуха музыканта в училище» [6].

Одной из основных задач музыкально-теоретических дисциплин в

колледже культуры и искусств г. Елабуги по

специальности 53.02.03

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является

развитие творческой активности учащихся. В данной статье автор стремится

привлечь внимание к усилению практической направленности обучения,

межпредметных связей таких дисциплин, как сольфеджио, элементарная

теория музыки, гармония и народная музыкальная культура. Такую работу

можно проводить со студентами названного отделения на третьем курсе в

пятом семестре, когда по тематическому плану дисциплины «Народная

музыкальная культура» предусмотрено изучение татарского народного

музыкального

творчества.

Основной

педагогической

задачей

является

овладение закономерностями татарского мелоса на уроках сольфеджио и

теории музыки, изучение музыкальных жанров татарского народа на уроках

народной музыкальной культуры.

Способности

студентов

эффективно

развиваются

в

процессе

музицирования и в творческой деятельности. Увлечь учащихся и постоянно

поддерживать интерес к предмету позволяют такие формы работы на уроках

сольфеджио как сочинение и импровизация. Все творческие формы работы

следует планировать так, чтобы при постоянном повторении определенных

видов упражнений трудность постепенно возрастала.

В качестве дидактического материала для творческих заданий на

уроках сольфеджио автор предлагает использовать татарскую мелодику –

народную и композиторскую. Творческое освоение музыкального фольклора

необходимо

для

развития

активного

слуха

будущего

профессионала.

Материалом могут служить мелодии татарских народных песен и мелодии

татарских композиторов из сборников сольфеджио Л. Бражник [1] и С.

Раимовой [5]. Включение лучших образцов татарской мелодики в учебный

процесс является действенным способом развития интереса к национальному

музыкальному искусству [1, с. 8].

Для работы на уроках сольфеджио автором предлагаются следующие

виды заданий на сочинение:

– сочинить продолжение к данному мелодическому обороту;

– сочинить мелодию на данный ритмический рисунок;

– сочинить мелодию на данный смешанный размер;

– сочинить мелодию на данный текст;

– сочинить второй голос к данной мелодии;

– сочинить мелодию в жанре протяжной (длинносложной) песни;

– сочинить мелодию в жанре такмака;

– сочинить мелодию по данному строению ААВВ или АА

1

ВВ

1

;

– сочинить басовый голос к данной мелодии;

– досочинить по заданному началу второе предложение;

– досочинить данный мелодический фрагмент до периода;

– досочинить данный мелодический отрывок до периода повторного

строения.

Также

можно

рекомендовать

и

следующие

виды

заданий

на

импровизацию:

– импровизировать голосом мелодию на данную начальную фразу;

– импровизировать на инструменте (фортепиано, баян) мелодию,

образуя мотив, фразу, предложение;

– импровизировать голосом мелодию с названием нот, образуя мотив,

фразу, предложение;

– подобрать аккомпанемент к мелодии из предложенных аккордов;

– импровизировать голосом мелодию на заданный ритм, образуя мотив,

фразу, предложение;

– импровизировать на инструменте мелодию на заданный ритм,

образуя мотив, фразу, предложение, период.

Творческие упражнения рассчитаны как на освоение в классе, так и на

самостоятельную домашнюю работу.

Важно создать на уроке атмосферу творческого поиска, приобщить

студентов к активным увлекательным методам работы с музыкальным

материалом. Увлечение музыкой, открытость творческим поискам должно

выработать интерес у студентов и подготовить их к последующему

самообразованию уже вне стен учебного заведения [2, с. 68].

Список литературы:

1. Бражник Л.В. Сольфеджио на основе татарской мелодики: Учебно-

методическое пособие. – Казань, 2009. – 160 с.

2.

Картавцева

М.Т.

Развитие

творческих

навыков

на

уроках

сольфеджио. – М.: Музыка, 1978. – 72 с.

3. Картавцева М.Т., Шатилова Л.М. Практическое пособие по

сольфеджио: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1991. – 288 с.

4. Максимов С.Е. Сольфеджио для вокалистов: Учебник. – М.: Музыка,

1984. – 256 с.

5. Раимова С.И. Татарская музыка на уроках сольфеджио: Учебник. –

Казань, 1993. – 96 с.

6. Уткин Б.И.

Воспитание профессионального слуха музыканта в

училище. − М.: Музыка, 2006. − 111 с.



В раздел образования