Автор: Алексей Владимирович Чуркин
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО УРТК ИМ. А.С. ПОПОВА
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сравнительная таблица произведений Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и Н.В. Коляды "Раскольников".
Раздел: среднее профессиональное
Сравнительная таблица произведения ФМ. Достоевского «Преступление и наказание» и
Н.В. Коляды «Раскольников».
Автор
Федор Михайлович
Достоевский
Николай Владимирович
Коляда
Название произведения
Преступление и наказание
(отражает тему и содержание)
Раскольников (по имени
главного героя)
Год создания
1866
2019
Литературное направление
Реализм (критический,
фантастический).
Постмодернизм (ремейк на
произведение Достоевского).
Род
Эпос
Драма
Жанр
Роман (социально-бытовой,
психологический,
идеологический, философский,
полифонический,
религиозный), детектив
«наоборот»
Одноактная пьеса (драма с
элементами трагедии).
История создания
Замысел возник на каторге, как
рассказ-исповедь от лица
преступника (повествование от
первого лица). Достоевский
напишет роман «Пьяненькие»,
однако издатель откажется его
печатать. Достоевский пишет
новый роман (повествование
ведется от третьего лица)и
вставляет в «Преступление и
наказание» сюжетную линию
семьи Мармеладовых (из
романа «Пьяненькие»).
Не известна.
Идея
Теория Раскольникова не
верна, нельзя прийти к благу
через преступление; мир
спасет любовь
Теория Раскольникова не
верна, нельзя прийти к благу
через преступление; мир
спасет любовь
Сюжет
Несколько сюжетных линий
Одна сюжетная линия
Композиция
6 частей и эпилог. Каждая
часть разбита на 6-7 глав. В
первой части описывается
образ жизни главного героя до
преступления и совершенное
им преступление, в
последующих- последовавшее
за ним наказание, в эпилоге-
раскаяние главного героя
(преступление-наказание-
раскаяние)
12 частей:
1.Сон.
2.Проба.
3.Письмо от матери.
4.В кабаке.
5. Убийство.
6.Лужин.
7. Допрос.
8. Соня.
9. Порфирий.
10. Телефон. Ночной клуб
( только в этой части
становится понятно, что это не
Петербург Достоевского, а
наше время).
11. Каторга.
12. Песня.
Хронотоп
Летний Петербург второй
половины 19 века (2 недели) В
основном закрытое
пространство.
Где-то в России, не
обязательно в Петербурге.
Примерно 2000-2010.
Герой пользуется СМС.
Время течет медленно, затем
ускоряется, на каторге
растягивается и совсем
останавливается при
воскрешении Раскольникова,
словно объединяет настоящее,
прошедшее и будущее.
Напряженность
психологического конфликта
усугубляется таким приемом,
как субъективная трактовка
времени; оно может
остановиться (как, например, в
сцене убийства старухи) или
лететь с лихорадочной
быстротой, и тогда в сознании
героя мелькают, как в
калейдоскопе, лица, предметы,
события. После совершения
преступления следует
временной разрыв. Новое
место действия- Сибирь.
Каторга, Весна (открытое
пространство).
Система образов
«Твари дрожащие», «Право
имеющие», «двойники»
Раскольникова, Порфирий
Петрович, Соня и Разумихин-
антиподы Раскольникова,
Петербург как один из героев
романа.
Раскольников, тень 1, тень 2,
голос 1, голос 2, Соня, Лужин,
Порфирий.
На сцене одновременно не
больше трех человек. Можно
подумать, что все это
происходит в голове главного
героя.
Художественные особенности
Тонкий психологический
анализ, борьба идей, диалоги,
монологи, контрасты, сны,
интерьеры и т.д.
Подмена реплик при
сохранении содержания.
Символика
Топор, цифры и символика
цвета, сны, говорящие
фамилии.
Топор, цифры и символика
цвета, сны, говорящие
фамилии.