Автор: Гаврилова Зинаида Сергеевна
Должность: преподаватель по вокалу
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Важность работы над кантиленой в вокальном классе
Раздел: дополнительное образование
Гаврилова Зинаида Сергеевна
Преподаватель по вокалу МАУ ДО «ДШИ «Гармония» (г.Калининград)
«Важность работы над кантиленой в вокальном классе».
Кантилена – это широкая, свободно льющаяся напевная музыка как
вокальная,
так
и
инструментальная;
это
способность
певческого
голоса
к
напевному
исполнению
мелодии.
Работа
над
кантиленой
является
важным
условием
становления
учащихся,
как
певцов
–
вокалистов,
пришедших
в
музыкальную
школу
для
развития
своих
природных
данных,
для
развития
голоса, для приобретения вокально – технических певческих навыков.
Во
время
работы
над
кантиленой
формируется
правильная
артикуляция,
правильная
работа
нижней
челюсти,
фокусировка
звука,
способствующая «полётности» и звонкости голоса, а также закрепляются умения
использования резонаторов и правильного певческого дыхания. Во время работы
над legato происходит «окультуривание» звука, достигается полнота звучания
голоса, развивается и крепнет певческое дыхание. Эти качества звука и голоса,
приобретённые и сформированные при работе над кантиленой, переходят на
звучание голоса при работе над другими видами звуковедения: staccato, non –
legato, marcato. В свою очередь, работая над звуковедением staccato, marcato и
non – legato, закрепляются и в ещё большей степени развиваются технические
навыки атаки певческого звука, активного дыхания и крепкой опоры звука,
которые также являются необходимыми при работе над кантиленой.
Огромное внимание всему этому уделяется, прежде всего, во время
работы над упражнениями, то есть в процессе распевания. В это время можно
вести
всю
вокальную
работу,
не
отвлекаясь
и
не
сосредотачиваясь
на
содержании исполняемого упражнения
так,
как
это
бывает
при работе над
песней,
когда
помимо
технической
части
приходится
думать
об
образе,
характере, настроении, об эмоциональности.
Вокальных упражнений множество. И
естественно, среди них
есть
специально направленные на приобретение навыков кантиленного пения, то есть
упражнения, исполняемые только звуковедением legato. Каждый преподаватель
использует
в
работе
с
учащимися
определённый
«набор»
избранных
им
упражнений, работа над которыми осуществляет процесс развития голосовых
возможностей учащихся и приобретение ими вокально – технических навыков.
Работая
над
кантиленой,
важно
следить
за
протяжностью
гласных
звуков,
обращая внимание на согласные звуки, которые произносятся на той же высоте,
что и последующие в слове гласные. Это непростая задача для начинающего
исполнителя.
Также существует множество вокализов, написанных специально для
развития кантиленного пения. Они являются помощниками преподавателю в
данной работе.