Авторы: Маликова Елена Дмитриевна, Косолапова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 200 "Волшебный башмачок"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Ставрополь - город прошлого и настоящего"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности в подготовительной
группе
(познавательное развитие)
«Ставрополь - город прошлого и настоящего».
Цель: вызвать у детей интерес к истории и становлению родного города.
Задачи: расширять представления детей о родном городе (название, основ-
ные достопримечательности), его развитии и становлении; продолжать зна-
комить с историей возникновения города, его историческим названием,
древними постройками; дать представление об основателе города - В.Н. Тати-
щеве, о первых поселенцах (калмыках); развивать познавательную актив-
ность, воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.
Материал к занятию: макет города-крепости Ставрополь- на- Волге, вы-
ставка фотографий, фотоиллюстраций города Ставрополя, Тольятти, матери-
ал для труда, портреты В.Н. Татищева и калмыков.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель читает стихотворение П. Градова «Здравствуй, город Тольятти!»
Мы свой город зовем молодежным,
Он поднялся над Волгой-рекой.
И состариться в нем невозможно,
Потому что он сам молодой.
Он красив на рассвете,
Он красив на закате
И всегда мы любуемся им.
Здравствуй город Тольятти,
Светлый город Тольятти,
Оставайся всегда молодым!
Вопросы к детям.
- Вы знаете, в честь кого назван наш город? (Наш город назван в честь
итальянского революционера Пальмиро Тольятти)
- Какие вы знаете достопримечательности? Где вы бывали? (Краткие
рассказы детей)
- Старое название города Тольятти? (Ставрополь)
- Как называется река, на которой расположен город Тольятти? (Волга)
- Как называются три района нашего города? (Автозаводский, центральный,
комсомольский)
Рассказ воспитателя о современном городе Тольятти, показ фотографий
современного города, его достопримечательностей.
-В каждом городе есть достопримечательности. А что означает это сло-
во?
(
Это места, куда любят приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться
памятниками, необычной архитектурой зданий. Их показывают гостям горо-
да).
Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию по таким местам
нашего города Тольятти. Сначала мы отправимся в зону отдыха к памятнику
основателя нашего города - Василию Никитичу Татищеву. Он лично выбрал
место и составил план крепости будущего города. Василий Никитич часто
встречался с императором, сопровождал его в походах. Он не боялся спорить,
отстаивать своё мнение, т.к. был очень честным и смелым человеком.
Следующая цель нашего путешествия- Автозаводский район. Главная
достопримечательность района и города- Волжский автомобильный завод.
Недаром наш город называют столицей машиностроения. И не только потому,
что здесь выпускаются самые популярные марки автомобиля, а потому что
именно здесь началась история отечественного машиностроения.
Далее мы отправимся с вами на Площадь Свободы. Это памятное место.
Сюда люди приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу большую
страну во время Великой Отечественной войны. Это Евгений Никонов, Васи-
лий Жилин, Виктор Носов и Василий Баныкин (прослушивание песни
«День Победы»).
И последнее место назначения- Центральная площадь нашего города на
улице Мира. Здесь находятся развлекательный центр «Гуляй центр», Дворец
культуры, гостиница «Жигули», где останавливаются гости нашего города,
Христорождественская часовня. Центральная площадь рядом с городским
парком культуры и отдыха - любимое место отдыха взрослых и детей. Здесь
проходят праздничные мероприятия на Новый год, Масленицу, День Победы,
День города.
О нашем городе написано немало стихов, и сейчас мы услышим одно
из них.
Ребенок рассказывает стихотворение «Мой город»
На свете есть другие города,
Но Автоград на Волге-
Самый лучший,
И слаще наша волжская вода,
И даже тучи осенью- не тучи.
Повсюду смех, ребячьи голоса,
И Жигулей цветастых нету краше,
В автозаводских светлых корпусах
Стучит большое сердце наше.
Да, наш город- красивый, чистый, с высокими многоэтажными домами.
Ребята, а всегда ли наш город был таким? (Нет.
Не было высоких зданий,
транспорт был другой…)
А вы, знаете как назывался наш город раньше?
(
Ставрополь- на –Волге).
Ставрополь в переводе с греческого означает «город святого креста». Ставро-
поль строился как город-крепость. Основал его Василий Никитич Татищев.
Пройдите, ребята к макету крепости. Скажите, что построили в самом нача-
ле? (предполагаемые ответы детей: стену, ров) Вдалеке просторы Волги, а во-
круг стена крутая, вдоль стены глубокий ров... А для чего строили высокие
стены? Глубокий ров? Я предлагаю вам, ребята, выбрать правильный ответ на
вопрос «Для чего в старину строили города - крепости?» (Воспитатель озву-
чивает варианты ответов, а дети выбирают правильный, на их взгляд, ответ):
а) чтобы жители занимались ремеслом,
б) для защиты горожан от врагов,
в) для того, чтобы торговать,
г) чтобы людям было удобнее жить.
Города - крепости строили для защиты горожан от врагов. Ребята, вы знаете,
что означает в переводе слово “город”? (Забор, ограда) Когда начали строить
крепость Ставрополь, сначала построили стену, выкопали глубокий ров. И
только потом стали строить церковь, дома: для калмыцкой княжны Анны
Гайшиной, для священника, казармы для казаков, архив, канцелярию (дети
все это показывают на макете), склады и амбары (воспитатель спрашивает де-
тей, что такое склады и амбары).
Ребята, а кто были первые поселенцы (жители) Ставрополя- на- Вол-
ге? (ответы детей). Да. Это были крещеные калмыки. Их привезли в Ставро-
поль, чтобы приучить к оседлому образу жизни, т. к. они вели кочевой образ
жизни. Кто
еще жил в крепости? Чем они занимались? (Казаки. Делали глиняную посуду,
бочки для засолки, хранения меда) В крепости для охраны от набегов врагов
было установлено 4 батареи, 2 редута. Как вы думаете, что такое батареи и
редуты?
Шли годы, город-крепость Ставрополь строился, расширялся. Появи-
лись в Ставрополе улицы, площади, магазины, церковь, пристань, санаторий,
дачи, (воспитатель приглашает детей к стенду)
Дети подходят к выставке “Из истории Ставрополя-на-Волге”.
Рассматривают фотографии, вместе с воспитателем дети ведут беседу.
-А как вы думаете, из чего строили в Ставрополе дома? (Из камня, из дерева)
-А где брали белый камень?
-А как вы думаете, сажали ли в Ставрополе около домов деревья, цветы?
Особенно много было в Ставрополе сирени. Много разных видов
.
Дети вместе с воспитателем рассматривают макет, воспитатель предла-
гает его озеленить и заселить. Изобразительная деятельность: конструи-
рование из бумаги из (кошки, собаки, лошади, деревья).
Вот и готов наш макет города предков, а называется он ... Ставрополь-
на- Волге.