Напоминание

"Ставрополь - город прошлого и настоящего"


Авторы: Маликова Елена Дмитриевна, Косолапова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 200 "Волшебный башмачок"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Ставрополь - город прошлого и настоящего"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности в подготовительной

группе

(познавательное развитие)

«Ставрополь - город прошлого и настоящего».

Цель: вызвать у детей интерес к истории и становлению родного города.

Задачи: расширять представления детей о родном городе (название, основ-

ные достопримечательности), его развитии и становлении; продолжать зна-

комить с историей возникновения города, его историческим названием,

древними постройками; дать представление об основателе города - В.Н. Тати-

щеве, о первых поселенцах (калмыках); развивать познавательную актив-

ность, воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.

Материал к занятию: макет города-крепости Ставрополь- на- Волге, вы-

ставка фотографий, фотоиллюстраций города Ставрополя, Тольятти, матери-

ал для труда, портреты В.Н. Татищева и калмыков.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение П. Градова «Здравствуй, город Тольятти!»

Мы свой город зовем молодежным,

Он поднялся над Волгой-рекой.

И состариться в нем невозможно,

Потому что он сам молодой.

Он красив на рассвете,

Он красив на закате

И всегда мы любуемся им.

Здравствуй город Тольятти,

Светлый город Тольятти,

Оставайся всегда молодым!

Вопросы к детям.

- Вы знаете, в честь кого назван наш город? (Наш город назван в честь

итальянского революционера Пальмиро Тольятти)

- Какие вы знаете достопримечательности? Где вы бывали? (Краткие

рассказы детей)

- Старое название города Тольятти? (Ставрополь)

- Как называется река, на которой расположен город Тольятти? (Волга)

- Как называются три района нашего города? (Автозаводский, центральный,

комсомольский)

Рассказ воспитателя о современном городе Тольятти, показ фотографий

современного города, его достопримечательностей.

-В каждом городе есть достопримечательности. А что означает это сло-

во?

(

Это места, куда любят приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться

памятниками, необычной архитектурой зданий. Их показывают гостям горо-

да).

Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию по таким местам

нашего города Тольятти. Сначала мы отправимся в зону отдыха к памятнику

основателя нашего города - Василию Никитичу Татищеву. Он лично выбрал

место и составил план крепости будущего города. Василий Никитич часто

встречался с императором, сопровождал его в походах. Он не боялся спорить,

отстаивать своё мнение, т.к. был очень честным и смелым человеком.

Следующая цель нашего путешествия- Автозаводский район. Главная

достопримечательность района и города- Волжский автомобильный завод.

Недаром наш город называют столицей машиностроения. И не только потому,

что здесь выпускаются самые популярные марки автомобиля, а потому что

именно здесь началась история отечественного машиностроения.

Далее мы отправимся с вами на Площадь Свободы. Это памятное место.

Сюда люди приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу большую

страну во время Великой Отечественной войны. Это Евгений Никонов, Васи-

лий Жилин, Виктор Носов и Василий Баныкин (прослушивание песни

«День Победы»).

И последнее место назначения- Центральная площадь нашего города на

улице Мира. Здесь находятся развлекательный центр «Гуляй центр», Дворец

культуры, гостиница «Жигули», где останавливаются гости нашего города,

Христорождественская часовня. Центральная площадь рядом с городским

парком культуры и отдыха - любимое место отдыха взрослых и детей. Здесь

проходят праздничные мероприятия на Новый год, Масленицу, День Победы,

День города.

О нашем городе написано немало стихов, и сейчас мы услышим одно

из них.

Ребенок рассказывает стихотворение «Мой город»

На свете есть другие города,

Но Автоград на Волге-

Самый лучший,

И слаще наша волжская вода,

И даже тучи осенью- не тучи.

Повсюду смех, ребячьи голоса,

И Жигулей цветастых нету краше,

В автозаводских светлых корпусах

Стучит большое сердце наше.

Да, наш город- красивый, чистый, с высокими многоэтажными домами.

Ребята, а всегда ли наш город был таким? (Нет.

Не было высоких зданий,

транспорт был другой…)

А вы, знаете как назывался наш город раньше?

(

Ставрополь- на –Волге).

Ставрополь в переводе с греческого означает «город святого креста». Ставро-

поль строился как город-крепость. Основал его Василий Никитич Татищев.

Пройдите, ребята к макету крепости. Скажите, что построили в самом нача-

ле? (предполагаемые ответы детей: стену, ров) Вдалеке просторы Волги, а во-

круг стена крутая, вдоль стены глубокий ров... А для чего строили высокие

стены? Глубокий ров? Я предлагаю вам, ребята, выбрать правильный ответ на

вопрос «Для чего в старину строили города - крепости?» (Воспитатель озву-

чивает варианты ответов, а дети выбирают правильный, на их взгляд, ответ):

а) чтобы жители занимались ремеслом,

б) для защиты горожан от врагов,

в) для того, чтобы торговать,

г) чтобы людям было удобнее жить.

Города - крепости строили для защиты горожан от врагов. Ребята, вы знаете,

что означает в переводе слово “город”? (Забор, ограда) Когда начали строить

крепость Ставрополь, сначала построили стену, выкопали глубокий ров. И

только потом стали строить церковь, дома: для калмыцкой княжны Анны

Гайшиной, для священника, казармы для казаков, архив, канцелярию (дети

все это показывают на макете), склады и амбары (воспитатель спрашивает де-

тей, что такое склады и амбары).

Ребята, а кто были первые поселенцы (жители) Ставрополя- на- Вол-

ге? (ответы детей). Да. Это были крещеные калмыки. Их привезли в Ставро-

поль, чтобы приучить к оседлому образу жизни, т. к. они вели кочевой образ

жизни. Кто

еще жил в крепости? Чем они занимались? (Казаки. Делали глиняную посуду,

бочки для засолки, хранения меда) В крепости для охраны от набегов врагов

было установлено 4 батареи, 2 редута. Как вы думаете, что такое батареи и

редуты?

Шли годы, город-крепость Ставрополь строился, расширялся. Появи-

лись в Ставрополе улицы, площади, магазины, церковь, пристань, санаторий,

дачи, (воспитатель приглашает детей к стенду)

Дети подходят к выставке “Из истории Ставрополя-на-Волге”.

Рассматривают фотографии, вместе с воспитателем дети ведут беседу.

-А как вы думаете, из чего строили в Ставрополе дома? (Из камня, из дерева)

-А где брали белый камень?

-А как вы думаете, сажали ли в Ставрополе около домов деревья, цветы?

Особенно много было в Ставрополе сирени. Много разных видов

.

Дети вместе с воспитателем рассматривают макет, воспитатель предла-

гает его озеленить и заселить. Изобразительная деятельность: конструи-

рование из бумаги из (кошки, собаки, лошади, деревья).

Вот и готов наш макет города предков, а называется он ... Ставрополь-

на- Волге.



В раздел образования