Напоминание

"Материальная точка. Система отсчета"


Автор: Аверьянова Жанна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства»
Населённый пункт: г Канск, Красноярский край
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Материальная точка. Система отсчета"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: "Материальная точка. Система отсчета"

Цели: 1. дать представление о кинематике;

2. познакомить учащихся с целями и задачами курса физики;

3. ввести понятия: механическое движение, траектория путь; доказать, что покой и

движение - понятия относительные; обосновать необходимость введения

идеализированной модели - материальной точки, системы отсчета.

4. Изучение нового материала.

Ход урока

1. Вступительная беседа с учащимися о целях и задачах курса физики 9 класса.

Что изучает кинематика? динамика?

В чем заключается главная задача механики?

Какие явления должны уметь объяснять?

Проблемный эксперимент.

- Какое тело падает быстрее: лист бумаги или книга?

- Какое тело падает быстрее: развернутый лист бумаги или такой же лист, сложенный в

несколько раз?

Почему не вытекает вода из дырки в банке, когда банка падает?

Что произойдет, если на край листа бумаги поставить бутылку с водой и резко дернуть в

горизонтальном направлении? Если тянуть за бумагу медленно?

2. Примеры покоящихся и движущихся тел. Демонстрации.

О Скатывание шарика по наклонной плоскости.

О Движение шарика вверх по наклонной плоскости.

О Движение тележки по демонстрационному столу.

З. Формирование понятий: механическое движение, траектория тела, прямолинейные и

криволинейные движения, пройденный путь.

Демонстрации.

О Движение горячей лампочки карманного фонаря в затемненной аудитории.

О Аналогичный опыт с лампочкой, крепленной на ободе вращающегося диска.

4. Формирование представления о системе отсчета и относительности движения.

1. Проблемный эксперимент.

Движение тележки с бруском по демонстрационному столу.

- Движется ли брусок?

- Достаточно ли четко поставлен вопрос? Сформулируйте вопрос правильно.

2. Фронтальный эксперимент по наблюдению относительности движения.

Положите линейку на лист бумаги. один конец линейки прижмите пальцем и с помощью

карандаша переместите ее на некоторый угол в горизонтальной плоскости. При этом

карандаш не должен перемещаться относительно линейки.

- Какова траектории конца карандаша относительно листа бумаги?

- К какому виду движения относится движение карандаша в этом случае?

- В каком состоянии находится конец карандаша относительно листа бумаги?

Относительно линейки?

Выводы:

а) Необходимо ввести систему отсчета как совокупности тела отсчета, системы координат

и прибора для определения времени.

б) Траектории тела зависит от выбора системы отсчета.

5. Обоснование необходимости введении идеализированной модели - материальной точки.

6. Знакомство с поступательным движением тела.

Демож9соiрация.

Ф Движения большой по размеру книги с нарисованной на ней линией (рис 2).

(Особенность движения - любая прямая, проведенная в теле, остается параллельной самой

себе)

Движения тлеющей с двух концов лучины в затемненной аудитории.

7. Решение главной задачи механики: определение положения тела в любой момент

времени.

а) На прямой линии - одномерная система координат (автомобиль на шоссе).

Х= 300 м, Х= 200 м

б) На плоскости- двухмерная система координат (судно в море).

ХА= 50 м,

ХВ=200м

в) В пространстве - трехмерная система координат (самолет в небе).

Ц. Решение качественных задач.

Ответьте на вопросы письменно (да или нет):

- Можно ли считать Луну материальной точкой:

- при расчете расстояния от Земли до Луны?

- при измерении ее диаметра?

- при посадке космического корабля на ее поверхность?

- при определении скорости ее движения вокруг Земли?

- Можно ли считать человека материальной точкой, если он:

- идет из дома на работу?

- выполняет гимнастические упражнении?

- совершает путешествие на пароходе?

- А при измерении роста человека?

III. Исторические сведения.

Галилео Галилей в своей книге "Диалог" приводит яркий пример относительности

траектории: "Представим себе художника, который находится на корабле, плывущем из

Венеции по Средиземному морю. Художник рисует на бумаге пером целую картину из

фигур, начерченных в тысячах направлений, изображение стран, зданий, животных и

других вещей.." Траекторию движения пера относительно моря Галилей представляет

"линией протяжения от Венеции до конечного места…

более или менее волнистой, в зависимости от того, в какой степени качался в пути

корабль".

IV. Итоги урока.



В раздел образования