Автор: Аверьянова Жанна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства»
Населённый пункт: г Канск, Красноярский край
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Материальная точка. Система отсчета"
Раздел: среднее образование
Тема: "Материальная точка. Система отсчета"
Цели: 1. дать представление о кинематике;
2. познакомить учащихся с целями и задачами курса физики;
3. ввести понятия: механическое движение, траектория путь; доказать, что покой и
движение - понятия относительные; обосновать необходимость введения
идеализированной модели - материальной точки, системы отсчета.
4. Изучение нового материала.
Ход урока
1. Вступительная беседа с учащимися о целях и задачах курса физики 9 класса.
Что изучает кинематика? динамика?
В чем заключается главная задача механики?
Какие явления должны уметь объяснять?
Проблемный эксперимент.
- Какое тело падает быстрее: лист бумаги или книга?
- Какое тело падает быстрее: развернутый лист бумаги или такой же лист, сложенный в
несколько раз?
Почему не вытекает вода из дырки в банке, когда банка падает?
Что произойдет, если на край листа бумаги поставить бутылку с водой и резко дернуть в
горизонтальном направлении? Если тянуть за бумагу медленно?
2. Примеры покоящихся и движущихся тел. Демонстрации.
О Скатывание шарика по наклонной плоскости.
О Движение шарика вверх по наклонной плоскости.
О Движение тележки по демонстрационному столу.
З. Формирование понятий: механическое движение, траектория тела, прямолинейные и
криволинейные движения, пройденный путь.
Демонстрации.
О Движение горячей лампочки карманного фонаря в затемненной аудитории.
О Аналогичный опыт с лампочкой, крепленной на ободе вращающегося диска.
4. Формирование представления о системе отсчета и относительности движения.
1. Проблемный эксперимент.
Движение тележки с бруском по демонстрационному столу.
- Движется ли брусок?
- Достаточно ли четко поставлен вопрос? Сформулируйте вопрос правильно.
2. Фронтальный эксперимент по наблюдению относительности движения.
Положите линейку на лист бумаги. один конец линейки прижмите пальцем и с помощью
карандаша переместите ее на некоторый угол в горизонтальной плоскости. При этом
карандаш не должен перемещаться относительно линейки.
- Какова траектории конца карандаша относительно листа бумаги?
- К какому виду движения относится движение карандаша в этом случае?
- В каком состоянии находится конец карандаша относительно листа бумаги?
Относительно линейки?
Выводы:
а) Необходимо ввести систему отсчета как совокупности тела отсчета, системы координат
и прибора для определения времени.
б) Траектории тела зависит от выбора системы отсчета.
5. Обоснование необходимости введении идеализированной модели - материальной точки.
6. Знакомство с поступательным движением тела.
Демож9соiрация.
Ф Движения большой по размеру книги с нарисованной на ней линией (рис 2).
(Особенность движения - любая прямая, проведенная в теле, остается параллельной самой
себе)
Движения тлеющей с двух концов лучины в затемненной аудитории.
7. Решение главной задачи механики: определение положения тела в любой момент
времени.
а) На прямой линии - одномерная система координат (автомобиль на шоссе).
Х= 300 м, Х= 200 м
б) На плоскости- двухмерная система координат (судно в море).
ХА= 50 м,
ХВ=200м
в) В пространстве - трехмерная система координат (самолет в небе).
Ц. Решение качественных задач.
Ответьте на вопросы письменно (да или нет):
- Можно ли считать Луну материальной точкой:
- при расчете расстояния от Земли до Луны?
- при измерении ее диаметра?
- при посадке космического корабля на ее поверхность?
- при определении скорости ее движения вокруг Земли?
- Можно ли считать человека материальной точкой, если он:
- идет из дома на работу?
- выполняет гимнастические упражнении?
- совершает путешествие на пароходе?
- А при измерении роста человека?
III. Исторические сведения.
Галилео Галилей в своей книге "Диалог" приводит яркий пример относительности
траектории: "Представим себе художника, который находится на корабле, плывущем из
Венеции по Средиземному морю. Художник рисует на бумаге пером целую картину из
фигур, начерченных в тысячах направлений, изображение стран, зданий, животных и
других вещей.." Траекторию движения пера относительно моря Галилей представляет
"линией протяжения от Венеции до конечного места…
более или менее волнистой, в зависимости от того, в какой степени качался в пути
корабль".
IV. Итоги урока.