Автор: Бабанова Ирина Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: Методическая лекция
Тема: «Работа над классикой, как основой будущего профессионализма».
Раздел: дополнительное образование
Областной конкурс методических работ педагогических работников детских
школ искусств Тульской области, посвященный Году педагога и наставника
Конкурсная работа
Номинация: Методическая лекция
Тема: «Работа над классикой, как основой будущего
профессионализма».
Выполнила:
Преподаватель МБУДО «ДШИ»
Бабанова Ирина Борисовна
май 2023г
г. Новомосковск
1
1. Введение. История европейской культуры
2.Классика – как основа развития учащегося.
3. Работа над классикой
4.Динамика
5. Метроритмическая пульсация
6. Жемчужная техника
7. Способы звукоизвлечения
8. Заключение
2
Введение.
В работе преподавателя по формированию профессиональных навыков игры на
домре большое значение имеет репертуар. Он должен быть разнообразным по
стилям и жанрам.
Моя задача рассказать о некоторых особенностях работы с учеником над
классически произведениями.
1.История европейской культуры.
История европейской культуры отмечена постоянной сменой направлений,
течений, стилей.
На протяжении многих веков музыканты демонстрировали своим творчеством
приверженность одной из позиций.
Сложилось
два
типа
художественного
творчества,
это
классический
и
романтический, которые всегда шли рядом, споря, взаимодействуя, и дополняя
друг друга. На каких-то исторических этапах типы раскрываются больше и
тогда
они
становятся
эталонами
этого
направления.
Таковыми
для
классического
типа
творчества
является
классицизм
18
века,
а
для
романтического- романтизм 18 и первой половины 19 веков.
Критерием, позволяющим определить принадлежность художника к тому или
иному типу может служить то, как идёт диалог со слушателем: собеседую
( классический тип ) или сочувствую ( романтический тип ).
Несколько десятков лет назад едва ли не всё творчество до Баха считалось
своего рода введением в музыкальную классику и представляла собой, по
общему мнению, чисто музейный интерес.
Сегодня старинная музыка стала « звучащей реальностью» и мы причисляем её
к классическому наследию.
Таким образом, имена композиторов, произведения которых мы объединяем
словом «классика», связаны с историческим периодом от зарождения ранних
жанров профессионального музыкального творчества от эпохи барокко до эпохи
Бетховена,
творчество
которого
стало
поворотным
пунктом
к
новому
художественному созиданию- романтизму и далее вплоть до конца 19 века.
Эта музыка европейских композиторов, которая вошла в сокровищницу
мирового
музыкального
искусства.
3
По существу это совсем различные, а во многом и несопоставимые миры : мир
Скарлатти сверкающей оркестровой палитрой красок; мир Вивальди с его
программностью и бешенным напором; мир Баха с его сосредоточенностью,
строгостью; мир Моцарта, творчество которого многие исполнители называют
школой музыки, где есть и нежность, и улыбка, и радость, и трагедия; мир
Паганини, с его народностью, реализмом и дьявольским напором и т.д.
2.Классика - как основа творческого развития учащегося.
Классический репертуар накапливался веками, а репертуар для народных
инструментов существует чуть больше одного столетия. Поэтому нет еще
достаточного количества сочинений, которое позволило бы отказаться от
переложений пьес с других инструментов т.к. исполнение только народных
обработок и оригинальных сочинений дает ученику однобокое развитие.
Веками
откристаллизовываясь,
до
нас
дошли
лишь
шедевры
мирового
музыкального
искусства.
Исполнение
шедевров
обогащает
учеников,
воспитывает их музыкальную эрудицию, вкус, чувство эпохи и стиля, создавая
наилучшие условия для развития профессионализма.
На выпускном экзамене в ДШИ программа выпускника должна включать
разноплановые произведения:
Произведения классического репертуара
Кантилену
Оригинальное сочинение
Обработку народной мелодии
Некоторые преподаватели народники считают, что классика на народных
инструментах в звучании проигрывает оригиналу. Да, в основном концертный
репертуар народника состоит из оригинальных сочинений, но в педагогический
репертуар необходимо включать классику уже в ДШИ в хорошем переложении.
Мы знаем, что репертуар играет огромную роль. Вопросы репертуара,
неправильно решенные в течении начального срока обучения часто ведут к
тому, что развитие ученика происходит неравномерно и неплодотворно. Нельзя
давать
ученикам
только
«выгодные»
для
него
пьесы.
Это
ведет
к
исполнительской ограниченности. Можно сразу определить играл ли ученик
классику в ДШИ или нет. В. Круглов пишет: «Теперь программы исполнителей
4
на народных
инструментах
невозможно представить себе без классики».
Например:
Лист «Венгерская рапсодия»
Паганини «Венецианский карнавал»
Баццини «Хоровод гномов»
Да, кто же не знает этих виртуозных сочинений в исполнении известных
музыкантов – народников!
3.Работа над классикой.
Домристы, играя произведения Вивальди. Баха, Генделя, Моцарта французских
клависинистов
важную роль отводят орнаментике (украшениям), ведь
современный уровень исполнительства и педагогики требует грамотного и
профессионального подхода к его расшифровки. .Берясь за произведение
классического репертуара преподаватель должен хорошо разобраться в стиле и
особенностях письма композитора.
Книга В.Круглова «Исполнение мелизматики на домре» поможет в расшифровке
трелей, фаршлагов, группетто и др. украшений. Я же остановлюсь лишь на
исполнении трели, т. к. часто можно наблюдать игру трели приемом тремоло,
что является недопустимым с точки зрения профессионализма. Трель может
начинаться с нижнего вспомогательного звука (Вивальди ) или с верхнего (Бах,
Моцарт), она может ускоряться
(Паганини) или быть ритмичной (Гайдн,
Скарлатти), но всегда исполнять ее надо на удары, т.е. правая и левые руки
должны работать синхронно, и отступать от этого правила нельзя.
Работа над классикой имеет свои особенности. Следует обратить внимание, что
форма в классических произведениях должна выстраиваться пластично, без
«швов». Нельзя дробить форму даже в миниатюрах. Надо соблюдать принцип
«единства». Лепить форму нужно в основном следующими средствами:
динамикой, цезурами или их отсутствием, темпом (возможна агогика в крупном
масштабе частей) и т. д.
В произведениях классического типа форму надо .выстраивать соразмерно и
взвешанно, а в произведениях романтического типа, выстраивая форму можно
допускать больше свободы и одухотворенности .
4.Динамика.
5
Римский – Корсаков говорил: «отличительная особенность склада старинной
музыки заключалась в том, что они умели все как-то особенно длинно и долго
чувствовать одно и то же настроение и в нем держаться без ослабления».
Действительно в музыке композиторов – классиков часто динамический нюанс
находиться без изменения длительное время. В основном – это два контрастных
уровня форте и пиано, а вот волнообразное изменения динамики может исказить
стиль произведения.
Но однако, динамика крупного плана и контрастных сопоставлении не
исключает мельчайших динамических градаций, ведь их логика требует
динамического развития. Таким образом, с точки зрения стиля музыки до 18
века
должна
сочетаться
«двойная
динамика»
(контраста
и
постоянных
переходов).
5.Метроритмическая пульсация.
Ганс фон Бюлов говорил: «В начале был ритм». Ощущение размера – зто основа
профессионализма. В классических произведениях танцевального, скерцозного
и лирического характера первая доля очень часто подкрепляется четким басом,
который помогает ученику лучше услышать ритмический каркас пьесы, без
чего, как бы виртуозно не играл исполнитель положительного результата не
будет.
Если в классическом произведении метроритм относительно устойчив, фактура
не загружена, а опорные точки находятся на сильных долях такта, то это создает
оптимальные условия для работы над фразировкой умение вести звуковую
линию, нивелировать (убирать) звук в конце фраз, уметь слушать и т.д.
Итак,
четкость
формы
произведений
классики,
однородность
метроритмической пульсации, относительная устойчивость аккомпанемента –
все это помогает наилучшим образом в развитии ритма, слуха, ансамблевого
чутья, овладению средствам выразительности.
И еще вспомним слова Н. Перельмана: «невежество не знает сильной доли
такта, посредственность опирается на нее, талант распоряжается ею. Каждый
исполнитель проходит через эти три стадии, изучая классику этот путь
укорачивается.
6. Жемчужная техника.
6
Умение опираться на сильные доли такта, управлять ими уже подводит нас к
умению фразировать, то есть подавать построение так ,чтобы оно звучало ровно
на всем протяжении, без резких выделений отдельных звуков или внезапных
«провалов»
.Часто у домристов случается, что открытая струна «вылезает» из ровного ряда
звуков или обратный удар- удар вверх западает, что приводит к неровности
ритма .Цельность пассажа при этом нарушается. Для этого нужно научиться
сложному и эффективному виду мелкой техники, требующему от исполнителя
большого профессионализма. Это (жемчужная техника), когда беглость в
пассаже должна сочетаться с качеством звучания, с проговариванием каждого
звука и ритмической ровностью. Такую технику часто можно встретить у
венских классиков.
7. Способы звукового извлечения.
Богатая штриховая палитра классических произведений дает широкое поле
деятельности для выбора того или иного способа звукового извлечения. Все
исполняемые на домре сочинения должны быть подвергнуты штриховой
транскрипции.
Хочу обратить внимание, что исполнители домристы часто в быстрых пьесах
заменяют тремоло на концах фраз на вибрато ударом. Это помогает
освободиться
от
излишнего
напряжения.
Например:
при
работе
над
произведениями Моцарта хорошо надо знать принцип скрипичных штрихов.
Четкое выполнение штрихов у венских классиков – это правило.
А вот наличие баланса между рациональным и эмоциональным в классике
помогает
ученику
распределить
роли,
когда
голова
управляет,
слух
контролирует,
а
руки
повинуются.
И
еще:
в
старинном
французском
руководстве для молодых клавесинистов написано: «Рекомендуется иметь
прямую осанку, сидеть вполоборота к публике и на лице иметь легкую
полуулыбку». Эти слова можно воспринять с долей юмора, но в них большой
смысл.
Публика не должна видеть «кухни» артиста, его технологических проблем и
затруднений – это разрушает художественный образ. Главное же в том, что
двигательные излишества ( так порой модные у народников) субъективно
7
помогают , а объективно препятствуют замыслу исполнителя от этого теряется и
качество звука.
8. Заключение.
В творчестве великих композиторов прошлого заключены те зерна ,из которых в
последствии могут произрасти многие самые смелые новаторские идеи.
Лаконичные и ясные обороты Баха и Генделя, народность и реализм Сарасате и
Паганини поднимают инструментальное мастерство до высот виртуозного
владения техникой. Не освоить эту технологию, значит оказаться безоружным
перед задачами, которые выдвигает современная музыка.
Музыка композиторов - классиков должна служить неиссякаемым источником
обновления и совершенствования музыкального мастерства. Остается надеяться,
что пройдет время и лучшие произведения русской народной музыки, такие как
Концерт Будашкина, «Травушка – муравушка» Цыганкова,
концертные
вариации Куликова, так же будут называть русской народной классикой и на
этих произведениях молодое поколение будет оттачивать свое исполнительское
мастерство и совершенствовать свои музыкальные способности.
8