Автор: Борисова Наталья Викторовна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 61"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Методическая разработка к уроку математики в 5 классе
Тема: Умножение десятичных дробей
Раздел: среднее образование
Урок математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей».
Автор: Борисова Наталья Викторовна, учитель математики.
Учебник: А.Г.Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Математика, 5 класс, М.: Вентана - Граф,
2021 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формируемые результаты:
Предметные: научить умножать десятичные дроби, закрепить алгоритм умножения десятичных
дробей;
Личностные: формировать умения представлять результат своей деятельности,
объективно оценивать труд одноклассников.
Метапредметные: формировать умения определять понятия, создавать обобщения.
Планируемые результаты: Учащийся научится выполнять умножение десятичных дробей
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок – начинается урок,
На уроке мы опять что-то будем изучать,
Узнавать и развиваться,
Новой цели добиваться.
Я рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее,
счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке. Я желаю вам сохранить
хорошее настроение до конца урока.
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и
писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться знающим
математику».
Девиз нашего урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».
Действительно, в науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби
используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с
десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
Как облегчить вычисления? Об этом учёные начали задумываться ещё с древних времён.
Но только в ХV веке знаменитый учёный Средневековья аль- Каши Джемшид Ибн Масуд из
Самарканда описал правила вычислений с десятичными дробями.
Труды ал-Каши долго не были известны европейским учёным. А потребность в упрощении
вычислений с десятичными дробями возрастала всё больше и больше. Это было связано с развитием
техники, производства мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать,
умножать, вычитать, делить десятичные дроби. Прошло полтора века после открытий аль-Каши , и
вот талантливый фламандский инженер и учёный Симон Стевин в своей книге «Десятая»(1585 г.)
описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввёл символику, которая
приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой
Стевина перед наукой. Обычно он признаётся и их изобретателем.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году.
Учение о дробях всегда считалось трудным.
А у немцев есть пословица, которая так и звучит: "Попасть в ...дроби", т.е попасть в тяжёлое,
трудное положение.
И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное
положение.
3. Актуализация знаний.
А начнём мы с устной работы.
1. Какие действия с десятичными дробями вы умеете выполнять?
2. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100,1000 и т.д.
Выполняя упражнения, учащиеся должны соотнести букву-код с числом в таблице.
3. Вычислите устно:
•
Ж 3,7 ∙ 10
•
М 7,02 ∙ 10
•
У 0,067 ∙ 1000
•
Н 0,08 ∙ 10
•
О 34,06 ∙ 10
•
Н 123,1 ∙ 10
•
Е 0,34 ∙ 100
•
И 0,034 ∙ 10
•
Е 0,037 ∙ 10
В результате выполнения упражнений, получилось слово «умножение». Т.о., учащиеся сами
формулируют тему урока.
4. Целеполагание.
Задача 1:
Длина прямоугольника равна 15 см, а
ширина – 3 см. Найти площадь
прямоугольника.
Задача 2:
Длина прямоугольника равна 0,5 дм, а
ширина – 0,3 дм. Найти площадь
прямоугольника (в дм
2
)
При выполнении какого действия вы встретились с затруднением? (при умножении десятичных
дробей.)
С какой проблемой мы столкнулись? (с неумением умножать десятичные дроби.)
Справились вы с ней? (нет, не справились.)
Давайте определим цель урока. Что вы хотите узнать и чему научиться? Дети формулируют
цель урока.
(научиться умножать десятичные дроби, вывести алгоритм умножения десятичных дробей.)
5. Изучение нового материала.
67
У
70,2
М
1231
Н
340,6
О
37
Ж
34
Е
0,8
Н
0,34
И
0,37
Е
Как можно вычислить площадь прямоугольника, не прибегая к умножению десятичных
дробей?
Перевести дециметры в сантиметры:
0,5 дм = 5 см; 0,3 дм = 3 см.
5 см * 3 см = 15см² = 0,15 дм²
Итак, 0,5*0,3=0,15
1) Сколько цифр после запятой в первом множителе?
2) Сколько цифр после запятой во втором множителе?
3) Сколько цифр после запятой в обоих множителях вместе?
4) Сколько цифр после запятой в произведении?
5) Какой вывод можно сделать?
Попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей.
- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами
самостоятельно.
Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? (вывести алгоритм умножения десятичных
дробей).
Вам удалось с ней справиться?
Каков наш следующий шаг? (научиться применять данное правило)
Физкультминутка.
Если называется обыкновенная дробь, надо поднять руки вверх.
Если называется десятичная дробь, надо развести руки в стороны.
Если называется натуральное число, надо поставить руки на пояс.
Называются следующие числа: 0,9; 1; 3/5; 90; 0,56 ; 3/70; 23; 4/17; 0,88; 14
6. Первичное закрепление нового материала.
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки
запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать”
и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или
неверность ответа.
1) Расставь запятые:
1,27 * 3,5= 4445
12,7* 0,35= 4445
12,7 * 3,5= 4445
0,127 * 3,5= 4445
0,127* 0,35= 4445
2) Устная работа
1) 1,5 ∙ 2
2) 0,5 ∙ 2
3) 2,5 ∙ 0,4
4) 34,06 ∙ 0,1
5) 263,8 ∙ 0,01
6) 345, 6 ∙ 0,001
В трёх последних примерах понаблюдайте за запятой. Попробуйте сформулировать правило
умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
Найдите это правило в учебнике.
3) Если вы затрудняетесь устно перемножить две дроби, как тогда выполнить умножение?
Обратите внимание на правильную запись при умножении десятичных дробей. (отработка
правила умножения десятичных дробей столбиком)
4) №914 (1,4) из учебника
- Самостоятельная работа (проверка первичного усвоения правила умножения десятичных
дробей)
Ф. Имя ___________________________ 1 вариант
1. Определите место запятой
в произведении
2. Вычислить
1). 7,75 × 4,917 = 3 8 1 0 6 7 5
2). 8,148 × 2,8 = 2 2 8 1 4 4
3). 2,87 × 1 = 2 8 7
4). 2 × 3,8 = 7 6
5). 6 × 2,4 = 1 4 4
1). 4, 35 * 8
2). 0,37 * 2,1
3) 14,8 * 1, 06
Ф. Имя ___________________________ 2 вариант
1. Определите место запятой
в произведении
2. Вычислить
1). 1,1 × 1,18 = 1 2 9 8
2). 2,3 × 3,285 = 7 5 5 5 5
3). 8,2 × 6,38 = 5 2 3 1 6
4). 3,916 × 1,1 = 4 3 0 7 6
5). 6,54 × 7 = 4 5 7 8
1). 3,42 * 6
2). 0,54 * 1,3
3). 5,09 * 63,7
6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
п.34, выучить правило умножения десятичных дробей №915(1-6), №921.
7. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу.
Сейчас вы оцените свою работу на уроке. Вы украсите яблоню (яблоня нарисована и
прикреплена на доске). У каждого из вас на парте есть два яблока: красное и зелёное. Если вы
считаете, что у вас всё получилось и у вас хорошее настроение, прикрепите красное яблоко.
Если вы считаете, что не всё получилось и у вас грустное настроение, прикрепите зелёное
яблоко.