Автор: Эльмира Гумаровна Лобанова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа №8" "РОНДО" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Развитие навыков самостоятельной работы учащихся ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Перми
«Детская музыкальная школа» №8 «РОНДО»
Методический доклад выполнила
преподаватель по классу аккордеона
Лобанова Эльмира Гумаровна
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ ДШИ И ДМШ
Развитие навыков самостоятельной работы учащихся ДШИ и ДМШ
Чем больше занимаешься с детьми, чем больше наблюдаешь развитие их
исполнительских способностей, тем больше понимаешь, какое огромное
значение имеет привитие им навыков самостоятельной работы, умение
научить их рационально заниматься дома.
Навыки самостоятельной работы надо прививать учащимся с первых
шагов обучения. Практика показала, что привить эти навыки в последующие
годы гораздо сложнее. Для успешных занятий музыкой чрезвычайно важны
трудоспособность ученика, которая обусловливает развитие всех других его
способностей.
Профессор
Московской
консерватории,
педагог
К.
Н.
Игумнов
стремился в своей работе к той же цели. В статье «Исполнительские
педагогические принципы К. Н. Игумнова» Л.И. Мильштейн пишет: «Его
педагогический дар раскрывается в многообразии его приемов работы, в той
настойчивости и непреклонном упорстве, с которыми он всегда добивался в
классе осуществления своих намерений.» Но в этом многообразии было и
единство:
все
было
направлено
к
одной
цели
–
научить
ученика
самостоятельно работать и мыслить».
Интересно характеризует роль педагога Г. Г. Нейгауз:
«Считаю, что одна из главных задач педагога – сделать как можно
скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя,
вовремя сойти со сцены, т.е. привить ему самостоятельность мышления,
методов работы, самопознания и умения добиваться цели».
2
Условия воспитания самостоятельности учащихся.
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащихся может быть
задание – подготовить произведение без всякой помощи со стороны.
Трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников.
Пьесы
должны
быть
выучены
в
определенный
(и
короткий)
срок.
Прослушивание самостоятельно подготовленной программы может проходить
в обстановке как бы зачета: все ученики слушают друг друга, затем
проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители – слушатели и их
педагог. Польза такого рода работы несомненна: подготовка к выступлению
заставляет учащихся серьезно относится к занятиям дома, а обсуждение после
выступления учит их переоценивать, переосмысливать многое в работе,
помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически
относиться к своему исполнению и исполнению других учащихся.
Большую роль в развитии ученика играет и количество пройденных
произведений.
Полезно
выучивать
с
учеником
(дав
простор
его
самостоятельной деятельности) произведение, которое представляет для него
уже пройденный этап.
Не следует сокращать индивидуальный план учащегося, слишком долго
отрабатывая детали, с целью на одной пьесе «научить всему». Подобное
«сидение» на одном и том же тормозит развитие ученика. Лучше, доведя
произведение до определенного уровня хорошего исполнения, оставить его,
но зато успеть пройти еще одно или два. Г. Г. Нейгауз говорил, что в таких
случаях обычно количество переходит в качество.
Воспитание
самостоятельности
ученика
в
значительной
степени
определяется отношением педагога к первому показу нового произведения.
Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик
самостоятельно разбирал произведение, делая это, по возможности, грамотно
и добросовестно. С начинающими приходится разбирать пьесу на уроке,
3
объясняя ритм, указывая на штрихи, проверяя аппликатуру и т.д. Но вскоре
уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы к уроку ученик все, что
может выполнил сам, без помощи со стороны.
Постепенно усложняя задания, педагог должен добиться от учащихся,
чтобы в новом произведении они самостоятельно умели не только формально
прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, что –
главное, а что – второстепенное, подумать о способах работы.
Музыкальность в начале проявляется в этих занятиях чисто интуитивно.
Необходимость исполнить произведение целиком выразительно и наизусть
действует лучше всяких нравоучений. Учащийся вынужден показать свое
собственное отношение к музыке, справиться со многими техническими
трудностями собственными силами. На первом же уроке он – на виду, ясны
его возможности, самостоятельность в домашней работе, добросовестность.
Нужно воспитывать ученика так, чтобы он не мог, не подготовив урока, не
позанимавшись дома, чувствовать себя хорошо и спокойно. Педагогическая
практика показывает, что добиться такого отношения ученика к труду, при
систематической работе с ним можно.
При этом надо помнить, что непосильная работа переутомляет, вызывает
небрежность в работе, может привести к потере веры в себя.
Гольденвейзер отмечает, что «необходимо резко различать игру
и
работу на инструменте. Учащиеся в большей степени этого не понимают и
вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это большая ошибка.
Работа должна проводиться тщательно, детально. Работая, необходимо
держать ноты открытыми, постоянно проверяя текст по нотам, даже над
старой пьесой работать так, как будто ее никогда не играл. Если же решил
какой-нибудь этюд или пьесу сыграть целиком, то следует отложить ноты в
сторону и играть как перед самой ответственной аудиторией и пусть это
исполнение будет редким, но важным процессом в работе».
4
Как же надо воспитывать навыки трудолюбия?
На
первых
уроках
учитель,
показывая
тот
или
иной
прием
звукоизвлечения, объясняя нотную грамоту, работая над развитием слуха,
ритма, должен терпеливо и настойчиво разъяснять ученику, как надо работать
над усвоением всех основ обучения музыке, как закреплять дома те навыки,
которые прививаются на уроках. Важно добиваться у учащихся привычки
заниматься
в
определенные
часы,
уделяя
музыкальным
занятиям
установленное преподавателем время.
В процессе обучения мы сталкиваемся с плохими привычками и если
преподаватель вовремя не устранит их, то они не только мешают успешному
продвижению учащихся, но могут привести к бесполезности дальнейшего
обучения.
Плохие привычки- не систематические занятия музыкой, небрежность в
работе с нотным текстом, несобранность внимания, отсутствие слухового
контроля, неправильные приемы звукоизвлечения. Необходимо в беседе с
учащимися подчеркивать, что упорным трудом можно преодолеть все
препятствия и добиться успехов, можно привести примеры успешного труда
выдающихся музыкантов, о том, как упорно трудились великие музыканты-
Рахманинов, Рубинштейн и другие.
Чайковский писал-«работать нужно всегда. Настоящий, честный артист
не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если
ждать расположения, а не пытаться идти на встречу ему, то можно впасть в
лень и апатию».
На вопрос как он мог в столь короткий срок написать «Орлеанскую
деву», Чайковский сказал, что он «работал ежедневно и аккуратно».
5
Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно
вселяет бодрость в учащихся, повышает веру в свои силы, создает радостный
бонус для работы, желание трудиться. Особенно это важно для учеников,
которые мало верят в свои силы, возможности. Даже подчеркивания
небольших удач в усвоении правильного приема звукоизвлечения, красиво
сыгранной фразе, решение отдельных технических задач, безусловно принесет
пользу в будущем.
Когда ученика хвалят, он часто сравнивает свои успехи с успехами
других учеников. Чувство самолюбия тоже является очень важным фактором,
но педагог должен следить за тем, чтобы у учащихся не развилось чувство
самовлюбленности. Поощрение может быть высказано устно или выражено
высокой оценкой и т.д.
В практике музыкальных школ встречаются примеры чрезмерного
поощрения учащихся высокими оценками, что приводит к снижению
самокритичности. Если ученику что-то не удается, преподаватель должен
тщательно разобраться в причине его неудач, прежде чем делать вывод о том,
что она происходит от нежелания работать.
Далеко не безразлично, каким тоном педагог объясняет выразительное
значение паузы, интонации, ритма и т.д. У большинства учащихся только
яркие, живые образные объяснения вызовут необходимую ответную реакцию.
Часто бывает, что ученик, зачастую прекрасно зная ноты, знаки
альтерации, ключи, динамику, умеющий грамотно считать, все же постоянно
ошибается. В чем причина? Они могут быть разными, но типичными являются
следующие:
1.Учащийся плохо слушает себя, особенно если он привык к постоянной
помощи дома.
2.Преподаватель привык повторять то, что уже известно ученику, но не
закреплено и т.п.
6
3.Правила музыкальной грамоты были объяснены ученику вне связи с
живой музыкальной речью, с содержанием музыкального произведения.
В связи с этим целесообразно остановиться на некоторых примерах
обучения игре на музыкальных инструментах, способствующих развитию
навыков самостоятельных занятий. Прежде всего это неумение ученика
слушать себя, из слухового контроля выпадают не только отдельные детали,
но даже общие контуры, вследствие чего музыкальные образы остаются
непонятными. Учитель, играя с учеником даже самые простые песенки
должен добиваться выразительности. Нельзя отвлеченно объяснять ученику
музыкальную азбуку, все надо связывать с конкретным музыкальным
звучанием, иллюстрируя игрой на инструменте.
При разборе не следует сразу указывать на неверную ноту, а предложить
ученику вслушаться в свою игру, подумать. Здесь педагог должен быть
внимательным не только к ученику, но и к себе. Кажется, что легче подсказать
правильный звук, что таким образом быстрее будет выучено музыкальное
произведение. Но такой метод очень вреден и исключает возможность научить
ученика самостоятельно думать, мыслить, слушать.
Очень важно, чтобы ученик, знакомясь с новой пьесой сам умел
правильно разобраться в ритме, он должен знать, что ритм это не просто счет,
а то, что дает звукам жизнь.
Постоянный счет вслух утомляет ученика, притупляет эмоциональное
восприятие музыки. При наличии ошибок в ритме, следует добиваться того,
чтобы ученик самостоятельно нашел правильный ритм, обратить внимание,
что от неправильного ритма меняется мелодия. Чаще всего ритмические
неточности ученик допускает при исполнении пьесы в медленном темпе,
требующем осмысленного, точного звучания всех длительностей. Очень
полезны для развития чувства ритма танцевальные произведения.
7
Иногда приходится наблюдать безразличное отношение учащихся к
динамике. Очевидно, динамические оттенки были объяснены отвлеченно, не
было подчеркнуто их выразительное значение. Осуждения заслуживает
практика тех педагогов, которые требуют от учащихся, чтобы на первом уроке
он играл только ноты, а над выразительностью работа откладывается.
Много хлопот доставляют ученики невнимательные к паузам,
это происходит от того, что при объяснении, о паузах говорилось
формально (знак молчания, который бывает такой же длительности,
что и ноты, но не сказано главное, что они имеют огромное
выразительное значение).
Изучение штрихов тоже связано с определенными трудностями.
Предварительно надо обратить внимание ученика, что legato предназначено
для связной, певучей игры, что благодаря этому красиво звучит мелодия, как
напевно один звук переходит в другой.
Можно привести фразу разговорной речи и показать, как бессмысленна
она
при
потере
тяготения
к
смысловым
точкам,
если
слоги
будут
произноситься раздельно, а не слитно. Это заставит ученика вслушиваться,
вдумываться в строение музыкальной речи.
Беседуя с учащимися об аппликатуре, педагог должен отметить, что в
выборе аппликатуры имеют значение художественные задачи, хотя это не
значит, что удобству и свободе при игре не следует уделять внимание. Надо не
только заставлять ученика выполнять расставленную аппликатуру, но и
критически относится к ней, самостоятельно решать аппликатурные задачи.
Для развития навыков самостоятельной работы огромное значение
имеет умение свободно читать и нотный текст, поэтому надо большое
внимание уделять просмотру музыкальной литературы. Надо выбирать
интересные музыкальные произведения, с яркой, выразительной мелодией, не
сложным ритмом.
8
Часто задают вопрос сколько надо заниматься дома? Столько, сколько
ученик может сохранить внимание без переутомления.
Кроме сосредоточенности внимания в домашней работе учащимся
необходимы сознательность и точность выполнения задания. Эти качества
должны воспитываться у ученика на уроке. Необходимо научить его работать
над пьесой, этюдом, упражнением, а не «проигрывать» их с начала до конца,
да еще и в произвольном темпе, как это часто бывает.
Решающим
условием
в
выполнении
домашней
работы
является
воспитание
у
учащихся
ответственности
за
выполняемое
им
задание.
Стимулирование этой ответственности, как и творческой активности учащегося
в выполнении им домашнего задания, должны быть предметом постоянной
заботы педагога.
Список используемой литературы:
1. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» 2002 г.
2. Ляховицкая С. «Развитие активности, самостоятельности и сознательности
учащихся» М. 1971 Вып.З.
3. Милич. Б. «Воспитание ученика – пианиста». Метод пособие 2002г.
4. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записи педагога» М. Гос.
Муз. изд-во, 1961
5. Низовская Н.Г. «Индивидуальный урок- Каков он?»
9