Напоминание

«Приемы, повышающие эффективность этапов урока»


Автор: Шарифулина Гульнара Альфредовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: город Набережные Челны республики Татарстан
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Приемы, повышающие эффективность этапов урока»
Раздел: начальное образование





Назад




МАСТЕР- КЛАСС

«Приемы, повышающие эффективность этапов урока»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Все мы хотим,чтоб наш урок был интересным, нужным и эффективным.На мой взляд,

урок должен содержать "изюминку", что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг

учащихся - одним словом, то, что они будут помнить Сегодня мы вспомним

приемы,повышающие эффективность разных этапов урока.

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был

высок.

Вспомним для начала последовательность этапов урока. На столах у вас

листочки с этапами урока. Разложите их в правильном порядке.

Структура урока «открытия» нового знания

1.

Мотивирование к учебной деятельности.

2.

Актуализация и пробное учебное действие.

3.

Выявление места и причины затруднения.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

5.

Реализация построенного проекта.

6.

Первичное закрепление учебного действия.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

9. Подведение итогов , домашнее задание

10.

Рефлексия учебной деятельности.

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения к учебной деятельности ) является

выработка внутренней готовности включения в деятельность («хочу»)

Начало урока должно быть интересным. Важен эмоциональный настрой

В 1 классе - это стишки, загадки, постарше - аргументы, факты, высказывания мыслителей,

девиз урока, эпиграф к уроку, пословицы, поговорки.

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт.

«Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости». В.Ключевский

«Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Конфуций

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный

путь».

Прием «Отсроченная загадка»—

способ необычно начать урок, задать интригу, уже с

самого

начала

урока

активировать

мышление

учащихся,

придав

ему

определенное

направление, созвучное теме урока.

И в жару и в мороз

За окном стеклянный Нос.

Чтоб в любое время года

Знали мы, что за погода.

(Термометр.)

Что всегда увеличивается, но никогда не уменьшается? (Возраст, время)

Прием«Удивляй»

Например, урок окружающего мира.Тема «Свойства воды»

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в

которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь

посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не

замечаем ее удивительных свойств.

2.Основной целью этапа актуализации является подготовка учеников к работе, восприятию

нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и

навыки. Актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне

достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока.

«Корзина идей, понятий» Это прием организации индивидуальной и групповой работы

учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме

урока.

Приём "Облака мыслей".

Автор Ш.А. Амонашвили. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не

останавливаясь на них подробно. Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим

сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с

темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В

некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения или опорными словами.

Приём «Черный ящик»

По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что

находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.

Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся

Приём «Пинг-понг»

Вопрос-ответ по прошлой теме.

3.Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того,

в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Приём «Столкновение противоречий».

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, вот

как можно применить этот приём на уроке русского языка при изучении темы «Правописание

мягкого знака после шипящих у имен существительных женского рода единственного числа»

В подобранные учителем стихотворения-загадки ребята вставляют слова-отгадки с шипящей

на конце и слова записывают у доски несколько человек. И оказывается, что одно и тоже

слово записано детьми по-разному. Почему? Кто прав? Кто ошибся? Мы с ребятами решаем

выяснить: как правильно писать слова с шипящим на конце?

Приём «Инфо-карта»

Применяется при работе в группах. Идея метода: доска или ватман делится на определённое

количество секторов. Сектора пронумерованы, но чисты. Сведения в них вносятся по мере

прохождения на уроке или уроках.

Приём «Инфо-ромашка»

Можно использовать при обобщении темы.

Приём «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.Смысл

этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной

проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные

стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся

далее.

Следующий прием « Инсерт» или «Пометки на полях».

Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и

предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или

специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или

предложения в тексте.

Знаком «галочка» ( V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он

ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак

только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует

дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в

текст,отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

После этого ученик может самостоятельно искать

ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу( работа в

группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Предлагаю вам найти в ваших листах и сделать пометки + и -. + - если вы знакомы с приемом,

- - если вы не знакомы с таким приемом, и ! знак, если вам понравился или удивил какой-либо

прием. Надеюсь, что какие-то из «минусов» смогут превратиться в «плюсы» в конце мастер-

класса.

4.Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка

целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся сформулировали конкретную цель своих

будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть

сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

Приём «Мозговой штурм»

Позволяет существенно увеличить эффективность новых идей в учебной группе. Основные

принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками

идей

Приём «Фонтан идей»-аналогичная работа,фронтально,в группе\

Приём «Помощники».

Обучающимся предлагаются слова-помощники для поиска выхода из затруднения:

1.

Повторим

2.

Изучим

3.

Узнаем

4.

Проверим

5.

Основной целью этапа первичного закрепления

с проговариванием во внешней

речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в

группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

«Да-нет» во время фронтального опроса. Детям предлагается выразить свое отношение к

ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный»

вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся,

показать сигнальными карточками или поставить на полях знак Светофорика (красный- не

совпадает, зелёный – совпадает)

«Совмести вопрос с ответом».Учитель готовит два вида карточек: карточки – вопросы и

карточки – ответы на эти вопросы. После прочтения нового материала каждый обучающийся

получает либо вопрос, либо ответ на карточке. Карточки раздаются в случайном порядке.

Учитель просит найти ученика с соответствующим вопросом или ответом.

«Реклама или Рекламное бюро».Учитель предлагает прорекламировать предмет, на

подготовку 5-8 мин. Класс делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия

им придумывают сами учащиеся. Каждая компания может при рекламировании использовать

наглядный материал (рисунки, схемы, фотографии, высказывания, периодические издания и

т.п.),

можно

привлечь

варианты

художественного

исполнения

(стихи,

сценические

миниатюры).

6. На этапе самостоятельной работы

Приём

«Сорбонка»

Прием

предназначен

для

заучивания

исторических

дат,

всевозможных определений, иностранных слов, и т.д. На одной стороне карточки

записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки,

пытается дать ответ и тут же проверяет себя.

«Работа в тройках»

1ученик-отвечает, 2 ученик -дополняет, 3 ученик –проверяет

7. Включение в систему знаний и повторение

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод

интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга.

Она характеризуется тремя основными свойствами:

наглядность

привлекательность

запоминаемость

Советы по составлению интеллектуальных карт:

В центре страницы главная идея (образ).

Для каждого ключевого момента проводятся ответвления, используя ручки разного цвета.

Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для

добавления деталей.

Добавляются символы и иллюстрации.

Писать надо печатными буквами.

Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально

Метод «Написание синквейна»

На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого

методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких

выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по

определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

Например, составим синквейн слова «школа».

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.(красивая, уютная)

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна. (учить, дружить.наполнять)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение,

чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.(Школа- целый

мир!)

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или

сравнение.(Дом)

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении

«словарных слов»

Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления

характеристики герою.

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса

самостоятельно

Итак, тема синквейна «Метод».

Заслушиваются ответы.

- Вот какой синквейн составила я:

Метод

Эффективный, активный.

Мотивирует, увлекает, стимулирует.

Учение - с увлечением!

Успех

6. Рефлексия

«Корзина, мясорубка, чемодан»

Корзина- мне это не пригодится;

Мясорубка- инфомацию нужно осмыслить;

Чемодан- мне эта информация полезна, беру с собой.

Выберите и наклейте сигнальный стикер

Приемов, повышающих эффективность урока много. Используя их, мы можем сделать

наши уроки более интересными, разнообразными и продуктивными.

Всем твоческих успехов, коллеги!



В раздел образования