Автор: Тулупова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: г. Спас-Клепики
Наименование материала: Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Тема: Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционная техника
рисования как средство
развития творческого
воображения детей
старшего дошкольного
возраста
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В.Берестов
Пояснительная записка
Актуальность темы. В развитии творческого воображения
неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-
творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из
бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из строительных и природных материалов. Одной из
интересных видов художественно-творческой деятельности
являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные
техники рисования отличаются необычностью материала, техникой
нанесения изображения, специфическими приёмами передачи
образа в изображаемых образах.
Использование нетрадиционных техник рисования в
изобразительной деятельности может приобрести творческий
характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие,
образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают
необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
В детском саду недостаточно используют образовательные
возможности нетрадиционных техник рисования для развития
творческого воображения. Дети не имеют представления, что
существуют такие нетрадиционные техники рисования как
кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования
практически не востребованы в образовательном процессе.
Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о
вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации
недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм
и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок
выделяет из действительности только то, что кажется, достойным
внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг
него, пренебрегая остальными деталями.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках
более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от
первоначального способа изображения внешнего мира, придавая
ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого
выполнения задания, не давая возможности подумать и
поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает
знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует
действия взрослого. Творчество же требует большей
самостоятельности и независимости от известных решений.
Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует
от ребёнка и взрослого времени и терпения.
В дошкольном возрасте особое значение
имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления,
называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера,
цвета, запаха и т. п. может решать творческие задания на
нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и
свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка
способность представить предмет в целом, мысленно изменять
его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту
способности психологи называют воображением. Развитие
воображения обычно идёт по трём направлениям: во-
первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых –
целенаправленным, в-третьих, ребёнок должен овладеть
методами активизации своего воображения.
Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в
тесной связи с эмоциональным, познавательным и
социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои
чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых"
впечатлений и возможность все необходимое делать своими
руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.
Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у
наших детей надо найти такую форму организации и
взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям
реализовать свои творческие задумки. Организация работы на
фронтальных занятиях мало устраивает, так как в ней не всегда
учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять
индивидуальный подход, отметить творческие проявления,
занятие ограничивалось временем и темой. Поэтому надо
использовать нетрадиционные приемы рисования.
Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип
интегральности. Он заключается в том, что темы заданий
предлагаются детям такие, которые могут совместить разные
области науки, искусства.
Особое место у дошкольников занимает творческое
воображение, как наиболее сложный вид творческой
деятельности, требующий взаимного действия ряда психических
функций.
Творческое воображение дошкольника - это почва, на которой
вырастает позднее профессионально развитое воображение
ученого, художника, изобретателя. Одновременно и основа
теоретического мышления на всех последующих этапах развития,
включая младший школьный возраст. По ходу детского развития
воображение не растворяется в мышлении, а, впитывая опыт
мышления, приобретает подлинно разумный - содержательно-
обобщающий характере.
Необходимо, чтобы уровень развития воображения,
достигнутый в дошкольном детстве, становился одним из
компонентов школьной готовности и одновременно условием
формирования полноценной структуры учебной деятельности.
Цель моей работы: Создание условий для развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством
нетрадиционных техник рисования.
В своей работе, я использовала следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы развития творческого
воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник
рисования;
2. Рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей
нетрадиционным техникам рисования;
3. Подобрать и апробировать систему занятий по нетрадиционному
рисованию, направленную на развитие творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по развитию
творческого воображения дошкольников средствами обучения
нетрадиционным техникам рисования;
5. В рамках мониторинга проследить динамику развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
средствами нетрадиционных техник рисования.
Основная часть
Глава I. Теоретические основы развития творческого
воображения детей дошкольного возраста средствами
нетрадиционных техник рисования
1.1 Понятие творческого воображения
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов
жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний,
переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений
что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности.
Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно
преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в
конечном счёте создание заведомо нового. В этом смысле, все, что
окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в
отличие от мира природы - все это является продуктом творческого
воображения.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль
играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте
проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи
рассматривали его как изначально заданную детскую способность,
которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема
развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий
интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее
разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах
воображение можно определить как способность к
перекомбинированию образов. Сущность воображения
заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на
основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной
особенностью воображения является своеобразный «отлет от
действительности», создание нового образа, а не простое
воспроизведение известных представлений, что характерно для
памяти или внутреннего плана действий.
На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в
развитии воображения совершается в связи с усвоением речи.
Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии
всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь
освобождает ребенка от непосредственных впечатлений,
способствует формированию и фиксации представлений о
предмете; именно речь дает ребенку возможность представить
себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем
и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать
словами то, что не совпадает с его реальным восприятием;
именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно
обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых
словами. Таким образом, главным средством воображения, как и
мышления, является речь. Воображение становится возможным
благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно
является не первичной функцией, изначально присущей ребенку,
а результатом его психического и главным образом речевого
развития.
Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта
воображения дошкольника. Придуманные персонажи
приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в
его сознании как совершенно реальные.
Воображение ребенка с самого начала его
формирования имеет две основные функции - познавательную и
аффективную. Основная задача познавательного воображения -
это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной
картины мира, получение новых впечатлений. С помощью
воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами
человеческих действий, строить целостный образ какого-либо
события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на
утверждение и защиту своего Я. Такая защита может
осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное
воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий
или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть
их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в
которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными,
смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские
фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их
варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют
эту функцию.
Классификация видов воображения, предложенная Л.М.
Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням
представленности познавательных процессов:
- сенсорно-перцептивное воображение;
- словесно-логическое, выступающее как элемент мышления;
- эмоциональное.
Различают пассивное и активное воображение. Пассивным
называют воображение, которое возникает «само собой», без
постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения,
состояния полусна, или бреда.
Активное воображение направлено на решение определенных
задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два
вида:
1. воображение воссоздающее;
2. воображение творческое.
Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании,
восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению
или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем
книги или художественную литературу, смотрим картины, мы
представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело
- понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить
последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления);
совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в
кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя
романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым.
Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не
поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою
очередь, воображение расширяет понимание, придает ему
живость и конкретность.
Может показаться странным, что воображение требуется и при
рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не
менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе
изображений на ней «кусок жизни» мы только скользнем по ней
глазами, ничего не почувствовав.
Задачи творческого воображения состоят в определении
возможным результатов действий, направленных на открытие или
создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде
творческое воображение проявляется в труде художников,
писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо
и каждому человеку.
В творческом воображении мы создаем представления,
руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и
различаются эти представления по их оригинальности и
реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений
творческого воображения - это степень новизны, непохожести на
то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем,
насколько представление, созданное воображением, близко к
действительности. Сохраняются для творческого воображения и
различия по яркости представлений. Результаты творческого
воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности,
которую они обслуживают.
Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский
писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех
областях творческой деятельности принадлежат только уже
созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей
полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только
материал, из которого строит воображение беднее, чем у
взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к
этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям
взрослого».
Становление детского воображения подчиняется общим
закономерностям развития этого процесса, но имеет свои
особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства
обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот
факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно
переходит из элементарных форм в сложные, от простого
произвольного комбинирования к комбинированию логически
аргументированному.
Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С.
Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей
творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх
детей и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но
творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование
их, построение из них новой действительности, отвечающей
запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление
детей к сочинительству является такой же деятельностью
воображения, как и игра.
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем
дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством
проявляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие
этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли
к ситуации, а не от ситуации к мысли.
А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших
дошкольников приобретает все более активный и творческий
характер, и поэтому развивается способность к творческой
деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее,
то есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его
рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей
творческой деятельности не только реальные предметы и явления,
но и сказочные образы.
Таким образом, творческое воображение зависит от многих
факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития
(присутствия какого-либо нарушения психофизического развития),
индивидуальных особенностей личности (устойчивости,
осознанности и направленности мотивов; оценочных структур
образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации
и оценки собственной деятельности; черт характера и
темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса
обучения и воспитания.
1.2 Изобразительная деятельность как способ
развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес
многочисленных исследователей. Представители различных наук
подходят к изучению детского рисунка с разных сторон.
Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи
через детское рисование ищут возможность проникнуть в
своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут
оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему
развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или,
другими словами, рисование? Прежде всего - одно из первых и
наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют
то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в
изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование
- это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные,
мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной
деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской
психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает
возможность получить материал, раскрывающий особенности
мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не
говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием,
развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая
ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,
сочинять и воображать.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность,
устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а
при условии систематического влияния со стороны взрослых.
Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления
ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию»
ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с
действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность
оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.
Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту
работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно
отставать в развитии.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические
образы сначала с помощью элементарных приёмов - изменяя цвет
или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие
образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.
Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность,
например, ребёнок рисует фантастическую чудо-машину,
используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное
комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную
ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из
литературных произведений с известными изменениями. У
старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более
оригинальными.
В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М. Неменского,
Г. Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей,
можно проводить по трём этапам.
I этап - обучающий. Цель: непосредственное обучение основам
изображения с помощью нетрадиционного использования
традиционных материалов; освоение техники как языка
художественно-графических образов при использовании
различных материалов.
II этап - закрепляющий. Цель: использование приёмов работы,
материалов и оборудования в соответствии с решением творческой
задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок,
восковой мелок и акварель и т.д.).
Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей
времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается
тяга дошкольников к фольклорным формам художественного
творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их
повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер
импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры
или по памяти, по представлению, по воображению.
На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером
графической линии, освоением технических приёмов работы
кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны
с композиционным решением:
1. Равномерное заполнение листа.
2. Выделение первого плана.
3. Передача первого и второго планов (то, что ближе - больше и
расположено ниже на листе бумаги, что дальше - меньше и
расположено выше на листе бумаги).
4. Передача движений.
5. Композиция из нескольких фигур.
6. Выделение главного размером и цветом.
7. Элементы загораживания.
8. Равновесие композиции, в том числе композиционное
равновесие больших декоративных пятен.
9. Выражение характера линией и цветом.
Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём
и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение
листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью
помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех
направлениях, свободно координируя движения всей руки.
III этап - самостоятельная деятельность детей в работе с
художественными материалами и реализация творческих
замыслов.
Цель третьего этапа - стимуляция творческой деятельности детей за
счёт свободного выбора художественных материалов и
оборудования.
Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого
воображения являются:
1. Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с
различными материалами при одновременном обогащении
представлений об их свойствах и способах действий.
2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия
действительности.
3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача
становится для ребенка собственно познавательной (нужно
овладеть знаниями), а не игровой. У него появляется желание
показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают
развиваться память, внимание, мышление, воображение,
восприятие.
Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины, строения предметов; происходит
систематизация представлений детей. Они различают и называют
не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти
различных предметов.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается
способность к его распределению и переключаемости.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов,
к концу года – 6-7.
Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная
память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти
запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти
составляет 5-6 слов.
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает
развиваться образное мышление. Дети способны не только решить
задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование
объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных средств (развиваются схематизированные и
комплексные представления, представления о цикличности
изменений). Кроме того, совершенствуется способность к
обобщению, что является основой словесно-логического
мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей
еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты
группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако
начинают формироваться операции логического сложения и
умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании
объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно
привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий
объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и
два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты
различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а
ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно
убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить
логическое умножение. Как было показано в исследованиях
отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста
способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения,
если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом
фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в
игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в
старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность
сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно
разворачивающихся историй. Развитие воображения становится
успешным в результате специальной работы по его активизации. В
противном случае этот процесс может не привести к высокому
уровню.
Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее
звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие,
свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов, в
сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все
части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
Выводы по первой главе:
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы развития
творческого воображения детей дошкольного возраста средствами
нетрадиционных техник рисования. Изучили понятия, функции,
развитие и виды воображения. Также выявили возрастные
особенности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, творческое воображение зависит от многих
факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития
(присутствия какого-либо нарушения психофизического развития),
индивидуальных особенностей личности (устойчивости,
осознанности и направленности мотивов; оценочных структур
образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации
и оценки собственной деятельности; черт характера и
темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса
обучения и воспитания.
Глава II. Обучение нетрадиционными приемами рисования
посредством развития творческого воображения дошкольников
2.1 Нетрадиционные приемы рисования
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного
образования, и определяется он наличием вариативных,
дополнительных, альтернативных, авторских программно-
методических материалов, которые недостаточно научно
обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной
проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных
учреждений.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется
возрастными особенностями дошкольников. Так, например,
начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как
рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в
старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят
художественный образ, создаваемый с помощью более сложных:
кляксографии, монотипии и т.п.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду
не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или
шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей
поверхности.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из
пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из
картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает
печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и
печатка.
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки
поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки
пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы
получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из
ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на
ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую
бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая
бумага.
Восковые мелки + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель,
кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми
мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в
один или несколько цветов. Рисунок мелками остается
незакрашенным.
Свеча + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ
получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
свечой остается белым.
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в
середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и
завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного
полукантона либо прозрачной пленки.
Чтобы решить поставленные задачи были определены этапы и
направления работы.
На первом этапе был разработан перспективный план по
нетрадиционному рисованию дошкольников. Затем я изучила
развивающую предметно – пространственную среду группы.
Определила формы, методы и приемы обучения детей
нетрадиционным техникам рисования. Были подготовлены
конспекты образовательной деятельности, педагогические беседы
с родителями.
На втором этапе мы попробовали многие способы
нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе
детям. Использование нетрадиционных техник рисования так же
включает в себя экспериментирование с красками (создание новых
оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
Рисование необычными материалами (зубной щёткой, расческой,
поролоном, пробками, целлофаном, пенопластом, катушкой ниток,
свечей, солью, трубочками и т.д.). Оригинальные техники
рисования позволяют детям ощутить незабываемые
положительные эмоции. Необычные материалы и оригинальные
техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово
«нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже
можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают
незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно
судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его
огорчает.
Доступность использования нетрадиционных техник
определяется возрастными особенностями дошкольников. Так,
например, начинать работу в этом направлении следует с таких
техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и
т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят
художественный образ, создаваемый с помощью более сложных:
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу
для самовыражения.