Автор: Прасолова Светлана Анатольевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №190"
Населённый пункт: БАРНАУЛ.АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: конспект
Тема: тематическое развлечение "Хлеб-всему голова"
Раздел: дошкольное образование
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Хлеб – всему голова»
наименование мини-музея
Содержание
Сведения об авторском коллективе………………...
Паспортные данные мини-музея…………..……….
Аспекты музейной деятельности…...………………
План работы по созданию мини-музея……………
Тематический план занятий в мини-музее.………....
Перспектива развития мини-музея……….…..……
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей «Хлеб – всему голова»
Профиль музея: познавательный.
Направление: духовно-нравственное, патриотическое воспитание
дошкольников.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: 2023-2024 уч.год.
Руководитель проекта: воспитатель высшей категории Прасолова Светлана
Анатольевна
Участники проекта:
• Воспитанники старшей группы
1
• Родители
Актуальность: В последнее время широкое распространение получила
организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном
образовательном учреждении. Это одно из направлений работы музейной
педагогики, которая является инновационной технологией. Обращение к
истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в
мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет
ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную
картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской
деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры,
способствуют формированию исторического сознания.
Есть в мире понятия, ценность которая ни в чем не измеряется. Это
воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно
молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит
народная мудрость.
Но, к сожалению, наблюдения и беседы показали, что у детей
дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о
культуре потребления хлеба и значимости для здоровья человека. Ребенок
может бросить хлеб, у детей самостоятельно не возникает потребность
использовать остатки хлеба для подержания птиц в зимний период. Их
представление о хлебе ограничено только теми видами хлебобулочных
изделий, которые представлены в магазинах. Увидеть и понаблюдать за
превращением зерна в хлеб детям подчас негде. Размышления об отношении
детей к хлебу подтолкнули к созданию в группе мини – музея «Хлеб – всему
голова».
Цели:
1 .Формировать гражданско - патриотические чувства у детей.
2. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями
музея.
3. Расширять кругозор; воспитывать познавательные интересы и
способности.
4. Помочь детям овладевать навыками поисковой, исследовательской
деятельности.
Задачи:
1. Обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых.
2. Формирование знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и
необходимого продукта для жизни человека.
3. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска.
4. Привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его.
5. Обогащение словарного запаса детей: земледелец, механизатор,
комбайнер, тракторист, страда, урожай, пекарь.
6. Формировать элементарные представления в области биологии и экологии.
7. Поддерживать интерес к коллекционированию.
2
Прогнозируемые результаты:
1.
Повышение уровня знаний и представлений детей о злаковых культурах, о
производстве хлеба, его видах.
2.
Понимание детьми ценности и пользы хлеба, важности труда хлебороба.
3.
Выработка у детей умения применять приобретённые -в процессе
практических занятий, трудовые навыки, умение организовывать
сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его
происхождении.
4.
Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей.
5.
Формирование устойчивого интереса к труду взрослых.
6.
Освоение приёмов и способов экспериментирования.
7.
Воспитание экономного и бережливого использования хлеба.
8.
Творческое самовыражение детей и родителей.
9.
Улучшение устной речи детей.
10.Установление партнёрских отношений между родителями и детьми.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей
предназначен
для
формирования
первичных
представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития
художественных,
изобразительных
навыков,
поддержать
интерес
к
окружающему миру.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии
с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально
отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей
экспонаты. Также представлены:
-детская литература (книги с пословицами, поговорками, стихами и
рассказами о хлебе («Колосок», «Колобок» и т. д.,);
3
- методические, наглядные пособия: «Откуда хлеб на стол пришел»,
«Достань и назови», «От зернышка до хлебушка», «Виды хлебобулочных
изделий», загадки о хлебобулочныхх изделиях;
-подборки картинок «Сельхозтехника», «Хлеборобы», «История хлеба»
(выращивание хлеба в Древней Руси и в современном мире);
-альбом «Рецепты наших мам» изготовления хлеба разными народами,
представителями которых являются воспитанники группы;
-альбом «Семья хлеборобов»;
-подборка дидактических игр на тему «Хлеб – всему голова», такие как:
«Что за чем идет», «Найди пару», «Сельскохозяйственная техника» и т. д.;
-
сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария»;
-подборка пальчиковых игр и динамических упражнений;
-колосья разных видов зерна;
-изделия из муки и виды хлебобулочных изделий;
-творческая мастерская. Совместно с воспитанниками и их родителями
было изготовлено панно: из соленого теста изготовлены виды изделий,
каравай;
- фантазии детей. Нетрадиционное применение изделий из муки:
рисование с помощью манной крупы, поделки из макарон;
- макет мельницы (автор воспитатель Жулмуканова Л.С.)
- макет русской печки (автор Жулмуканова Л.С.) и Хозяюшки (автор
Коротун Т.Л.)
- модель комбайна, грузовика, куклы пекаря; скалка, сито для просеивания
муки, форма для выпечки хлеба.
- консультация для родителей «Мини музей в детском саду»; проведение
анкетирования для родителей с целью выявления интересов по созданию
мини-музея в ДОО; опрос родителей «Воспитание бережного отношения
к хлебу в семье»; консультации: «Хлебные профессии», «Мамины
помощники»; папка-передвижка для информирование о ходе и теме проекта.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Хлеб – всему голова»
Подготовительный этап
№ Содержание работы
Сроки
исполнения
Ответственный
1.
Обсуждение создание
мини-музея и его
Август
Воспитатели
4
тематики на совещании
при старшем
воспитателе
2.
Проведение
консультации с
родителями: «Мини
музей в детском саду».
Проведение
анкетирования
родителей.
Сентябрь
Воспитатели
3.
Организация беседы с
воспитанниками о
создании мини-музея
Сентябрь
Воспитатели
4.
Информационный блок
(наглядная информация)
Оформление
информации о
проведении проекта:
на стендах в группе
В течение года
Воспитатели
5.
Определение темы;
название мини-музея;
разрабатывание его
модели;
выбор места для
размещения. Подготовка
и принятие положения о
мини-музеи в ДОО
сентябрь
Воспитатели
Организационный этап
№ Содержание работы
Сроки
исполнения
Ответственный
1.
Создание мини-музея в
группе
Октябрь -
декабрь
Воспитатели
2.
Сбор экспонатов для
музея
Октябрь -
декабрь
Воспитатели
Родители
Воспитанники
3.
Оформление
документации: визитной
карточки, паспорта
музея, инвентарной
тетради экспонатов,
Воспитатели
5
этикетаж, плана работы
4.
Разработка экскурсий.
Октябрь-
декабрь
Воспитатели
5.
Пополнение музея
экспонатами
В течение года Родители
Воспитанники
Практический этап (Внедренческий этап)
№ Содержание работы
Сроки
исполнения
Ответственный
1
Открытие мини-музея в
группах.
Воспитатели
2.
Экскурсия в мини-
музеи по группам
В течение года
Воспитатели
3.
Приглашение гостей,
родителей.
Организация
самостоятельной
деятельности
воспитанников в музее.
В течение года
Воспитатели
4.
Проведение
образовательной
деятельности в мини-
музее.
В течение года
Воспитатели
5.
Пополнение
экспонатов и
оформление новых
экспозиций.
Сотрудничество с
музеями.
В течение года
Воспитатели
6.
Анализ результатов
реализации проекта и
соотнесение их с
заявленными целями и
задачами.Оформление
отчета, выставки.
Апрель - май
Воспитатели
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и
используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.
Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно
образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях
6
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное»
«Творческая мастерская»
Изготовление творческих поделок с целью пополнения мини-музея.
Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно
образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие»
«Библиотека»
Собраны книги, детские журналы, альбомы с произведениями
искусства, электронные ресурсы с загадками, стихами и произведениями о
хлебе, которые могут быть использованы как в непосредственно
образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой
деятельности детей.
«Игротека»
Собраны игры и атрибуты для игр. Дети могут использовать их
самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или
вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной
деятельности.
«Экспериментальная зона для фантазии детей»
Собраны круппы и изделия из муки, разные виды макарон для поделок
и нетрадиционного рисования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№ Тема цикла
занятий
Образовател
ьная
область
Цель занятия
месяц
1.
Музей, его
назначение.
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
познакомить с
понятием «музей» и
его назначением;
сентябр
ь
7
2.
Рассматривание
колосьев в вазе.
Познавательно
е развитие.
Художественно
-эстетическое
развитие
Воспитывать
осторожное
обращение с
засушенными
колосьями.
Развивать умение
обследовать и
сравнивать колосья
разных злаковых
культур (рожь,
пшеница,овёс).
Учить различать и
называть колосья
разных злаковых
культур.
сентябр
ь
3.
Беседа «Какой
бывает хлеб» (Виды
хлебобулочных
изделий)
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
Уточнить и
закрепить знания
детей о
хлебобулочных
изделиях. Создание
альбома «Виды
хлебобулочных
изделий»
сентябр
ь
4.
Чтение «Вот и
лето пролетело.» В.
Воронько ;
«Вешний день,
пахать
пора…»,Н.Красильн
иков
Художественно
-эстетическое
развитие.
Познавательно
е развитие.
Поддерживать
интерес
художественным
литературным
произведениям.
Расширять
представления детей
о труде
тракториста, хлебор
оба и комбайнёра.
октябрь
5.
НОД «Откуда хлеб
пришел»
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие.
Воспитывать
бережное
отношение к хлебу,
уважение к труду
людей,
выращивающих хле
б
октябрь
6.
Чтение украинской
народной сказки
«Колосок»
Социально-
коммуникативн
ое развитие.
Поддерживать
интерес
художественным
октябрь
8
Художественно
-эстетическое
развитие.
литературным
произведениям.
Расширять
представления детей
о Всемирном
празднике хлеба,
который отмечается
16 октября
7.
Беседа «Берегите
хлеб»
Познавательно
е развитие
Социально-
коммуникативн
ое развитие.
Воспитывать
бережное
отношение к хлебу.
Познакомить с
приметами о хлебе.
октябрь
8.
Беседа «От
зернышка до
колоска»
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
Познакомить с
развитием зерна до
колоса.
Экологическое
воспитание.
ноябрь
9.
Опытно-
экспериментальная
деятельность
«Замачивание зерен
пшеницы»
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
Формировать
представления о
том, как прорастает
зерно и что для
этого необходимо.
Воспитывать
желание помогать
друг другу, работать
совместно.
ноябрь
10
НОД Рисование
«Колосья в вазе»
Художественно
-эстетическое
развитие
Воспитывать
бережное
отношение к хлебу.
Воспитывать
аккуратность при
работе с красками.
Развивать внимание,
восприятие,логичес
кое мышление.
Развивать умение
рисовать натюрморт
с натуры,соблюдая
пропорции и
цветовую гамму.
Учить детей
рисовать колосья в
вазе.Расширять
ноябрь
9
представления о
натюрморте.
11
Выставка «Вот
он – хлебушек
душистый!»
Художественно
-эстетическое
развитие.
Речевое
развитие.
Привлечь родителей
образовательному
процессу в ДОУ.
Предложить
родителям
изготовить вместе с
детьми любые
изделия из солнного
теста и принести в
детский сад . Вместе
с родителями
выучить стихи и
пословицы про
хлеб.
ноябрь
12
НОД «Хлеборобы»
Познавательно
е развитие
Воспитывать
уважение к труду
людей, которые
выращивают хлеб от
зерна до уборки
урожая.
Познакомить с
«хлебными
профессиями».
Пополнить
словарный запас.
декабрь
13
НОД Аппликация
«Сельхозтехника:
трактор»
Познавательно
е развитие.
Художественно
-эстетическое
развитие.
Речевое
развитие.
Закреплять знания
детей о
сельскохозяйственн
ой технике, орудиях
труда хлебороба,
развивать
зрительное
восприятие,внимани
е, память.Учить
составлять
изображение
трактора из
геометрических
фигур, аккуратность
при работе с клеем.
декабрь
14.
Чтение сказки
«Легкий хлеб»
Художественно
-эстетическое
Поддерживать
интерес
декабрь
10
развитие.
социально-
коммуникативн
ое развитие
художественным
литературным
произведениям.
Воспитывать
желание
сопереживать
героям сказки;
развивать речь,
память, внимание;
повести детей к
пониманию смысла
произведения.
15.
НОД
Нетрадиционная
аппликация
«Зёрнышко к
зёрнышку»
Художественно
-эстетическое
развитие.
Физическое
развитие.
Развитие мелкой
моторики рук,
согласованности
движений
рук,разную силу
нажима при
приклеивании
элементов. Развитие
речи, внимания
январь
16.
Экскурсия на кухню
«Выпекание хлеба»
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
Познакомить детей
с трудом повара;
расширить и
закрепить знания о
выпекании хлеба.
январь
17.
Опытно-
экспериментальная
деятельность
«Замешивание теста
и выпечка из теста»
Познавательно
е развитие
Научить сеять муку,
поэтапно
замешивать тесто.
Формировать
умение передавать
форму знакомых
предметов, их
пропорции,
развивать глазомер
и мелкую моторику.
Воспитывать
умение работать в
коллективе.
январь
18.
Драмаизация
русской народной
сказки «Как курочка
хлеб испекла»
Художественно
-эстетическое
развитие.
Речевое
развитие.
Формировать у
детей интерес к
играм-
драматизациям.
Способствовать
феврал
ь
11
Физическое
развитие
развитию
творческих
способностей,
навыков актерского
мастерства,
диалогическую
речь.
19.
НОД «Хлеб – всему
голова»
Позновательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие.
Закреплять знания
детей,что хлеб являе
тся ежедневным
продуктом.
Уточнить знания
откуда берётся хлеб,
как его делают, кто
его растит и печёт.
Продолжать
воспитывать
уважение к труду
взрослых, бережное
отношение к хлебу.
феврал
ь
20.
Заучивание
стихотворения П.
Каганова «Хлеб –
наше богатство!»
Речевое
развитие.
Воспитывать
любовь и бережное
отношение к хлебу,
уважение к людям,
выращивающим хле
б.Развивать
внимание, память,
речь, логическое
мышление,умение
работать со
схемами.Развивать
интонационную
выразительность,
силу голоса, умение
правильно
расставлять акценты
при чтении
стихотворения.
феврал
ь
21.
Беседа «Хлеб в годы
Великой
Отечественной
войны»
Позновательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
Создать условия для
духовно-
нравственого
развития детей;
воспитывать
патриотические
феврал
ь
12
чувства,
историческую
память, уважение к
старшему
поколению.
Значение хлеба в
годы войны.
22.
Акция
«Национальный
хлеб односельчан»
Познавательно
е развитие.
Художественно
-эстетическое
развитие.
Работа с
родителями:
привлечь родителей
к изготовлению
вместе с детьми
национального
хлеба своего народа.
Создание альбома
«Рецепты наших
мам». Воспитывать
бережное
отношение к хлебу.
Чайпитие в честь
праздника.
март
23.
Раскрашивание
картинок о хлебе.
Художественно
-эстетическое
развитие
Закрепить
представления детей
о многообразии
хлебобулочных
изделий. Учить
раскрашивать
аккуратно, выбирать
правильный цвет.
Закрепить разные
примы
раскрашивания.
март
24.
Виртуальная
экскурсия
«Хлебобулочный
магазин»
Позновательно
е развитие.
Закрепить с детьми
понятия: булочная,
тесто, хлебные
изделия, профессия
– пекарь,
хлебопекарня,
хлебозавод.
Развивать
вербально-
логическое
мышление,
воспитывать
март
13
уважение к труду
взрослых.
25.
Конкурс
«Макаронные
фантазии»
Художественно
-эстетическое
развитие
Привлечение
родителей к
образовательному
процессу в доу, к
участию в
совместном с
ребенком конкурсе.
Развитие творческих
способностей,
мелкой моторики
рук.
март
26.
Экскурсия в
школьный музей
Позновательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
Формировать
гражданско -
патриотические
чувства у детей.
Создать целостную
картину мира на
основе знакомства с
экспозициями
музея. Дать
представление о
профессиях людей,
которые работают в
музее; познакомить
с внутренним
оформлением и
назначением
помещений музея
апрель
27.
Экскурсия в мини-
музей группы «Хлеб
– всему голова»
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие.
Речевое
развитие.
Формирование
умений создавать
сюжет,
развертывать
действия, связанные
с профессией
экскурсовода,
хранителя музея;
формировать
доброжелательное
отношение к
сотрудникам музея,
приучать соблюдать
нормы и правила
апрель
14
поведения в
обществе (музее)
28.
Выставка «Хлеб –
всему голова»
Познавательно
е развитие.
Социально-
коммуникативн
ое развитие
Показать работы
детей, результат их
творческой
деятельности в ходе
проекта. Развитие
рефлексии и
самооценки детей.
Развитие
художественно-
эстетического
чувства.
апрель
29.
Праздник «Слава
хлебу на столе!»
Познавательно
е развитие.
Художественно
-эстетическое
развитие
Воспитывать
любовь и бережное
отношение к хлебу,
уважение к людям,
выращивающим хле
б.
апрель
30.
Подведение итогов
проекта
Анализ результатов
реализации проекта
и соотнесение их с
заявленными
целями и задачами
Отчет . Перспектива
развития мини-
музея.
май
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного
материала ( сюжетной картинки).
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить
занятия по разным видам деятельности.
Список литературы
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры.Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.:
Детство-Пресс,1998.
15
2. Маханева М. Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.
Н.Морозовой, О. В. Мельниковой. М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.:
Линка-Пресс, 2008.
5. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском
саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-
Пресс,2004.
16