Напоминание

тематическое развлечение "Хлеб-всему голова"


Автор: Прасолова Светлана Анатольевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №190"
Населённый пункт: БАРНАУЛ.АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: конспект
Тема: тематическое развлечение "Хлеб-всему голова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Хлеб – всему голова»

наименование мини-музея

Содержание

Сведения об авторском коллективе………………...

Паспортные данные мини-музея…………..……….

Аспекты музейной деятельности…...………………

План работы по созданию мини-музея……………

Тематический план занятий в мини-музее.………....

Перспектива развития мини-музея……….…..……

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей «Хлеб – всему голова»

Профиль музея: познавательный.

Направление: духовно-нравственное, патриотическое воспитание

дошкольников.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: 2023-2024 уч.год.

Руководитель проекта: воспитатель высшей категории Прасолова Светлана

Анатольевна

Участники проекта:

• Воспитанники старшей группы

1

• Родители

Актуальность: В последнее время широкое распространение получила

организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном

образовательном учреждении. Это одно из направлений работы музейной

педагогики, которая является инновационной технологией. Обращение к

истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в

мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет

ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную

картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской

деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры,

способствуют формированию исторического сознания.

Есть в мире понятия, ценность которая ни в чем не измеряется. Это

воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно

молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит

народная мудрость.

Но, к сожалению, наблюдения и беседы показали, что у детей

дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о

культуре потребления хлеба и значимости для здоровья человека. Ребенок

может бросить хлеб, у детей самостоятельно не возникает потребность

использовать остатки хлеба для подержания птиц в зимний период. Их

представление о хлебе ограничено только теми видами хлебобулочных

изделий, которые представлены в магазинах. Увидеть и понаблюдать за

превращением зерна в хлеб детям подчас негде. Размышления об отношении

детей к хлебу подтолкнули к созданию в группе мини – музея «Хлеб – всему

голова».

Цели:

1 .Формировать гражданско - патриотические чувства у детей.

2. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями

музея.

3. Расширять кругозор; воспитывать познавательные интересы и

способности.

4. Помочь детям овладевать навыками поисковой, исследовательской

деятельности.

Задачи:

1. Обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых.

2. Формирование знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и

необходимого продукта для жизни человека.

3. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска.

4. Привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его.

5. Обогащение словарного запаса детей: земледелец, механизатор,

комбайнер, тракторист, страда, урожай, пекарь.

6. Формировать элементарные представления в области биологии и экологии.

7. Поддерживать интерес к коллекционированию.

2

Прогнозируемые результаты:

1.

Повышение уровня знаний и представлений детей о злаковых культурах, о

производстве хлеба, его видах.

2.

Понимание детьми ценности и пользы хлеба, важности труда хлебороба.

3.

Выработка у детей умения применять приобретённые -в процессе

практических занятий, трудовые навыки, умение организовывать

сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его

происхождении.

4.

Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей.

5.

Формирование устойчивого интереса к труду взрослых.

6.

Освоение приёмов и способов экспериментирования.

7.

Воспитание экономного и бережливого использования хлеба.

8.

Творческое самовыражение детей и родителей.

9.

Улучшение устной речи детей.

10.Установление партнёрских отношений между родителями и детьми.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при

руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей

предназначен

для

формирования

первичных

представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития

художественных,

изобразительных

навыков,

поддержать

интерес

к

окружающему миру.

Формы деятельности:

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии

с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально

отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей

экспонаты. Также представлены:

-детская литература (книги с пословицами, поговорками, стихами и

рассказами о хлебе («Колосок», «Колобок» и т. д.,);

3

- методические, наглядные пособия: «Откуда хлеб на стол пришел»,

«Достань и назови», «От зернышка до хлебушка», «Виды хлебобулочных

изделий», загадки о хлебобулочныхх изделиях;

-подборки картинок «Сельхозтехника», «Хлеборобы», «История хлеба»

(выращивание хлеба в Древней Руси и в современном мире);

-альбом «Рецепты наших мам» изготовления хлеба разными народами,

представителями которых являются воспитанники группы;

-альбом «Семья хлеборобов»;

-подборка дидактических игр на тему «Хлеб – всему голова», такие как:

«Что за чем идет», «Найди пару», «Сельскохозяйственная техника» и т. д.;

-

сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария»;

-подборка пальчиковых игр и динамических упражнений;

-колосья разных видов зерна;

-изделия из муки и виды хлебобулочных изделий;

-творческая мастерская. Совместно с воспитанниками и их родителями

было изготовлено панно: из соленого теста изготовлены виды изделий,

каравай;

- фантазии детей. Нетрадиционное применение изделий из муки:

рисование с помощью манной крупы, поделки из макарон;

- макет мельницы (автор воспитатель Жулмуканова Л.С.)

- макет русской печки (автор Жулмуканова Л.С.) и Хозяюшки (автор

Коротун Т.Л.)

- модель комбайна, грузовика, куклы пекаря; скалка, сито для просеивания

муки, форма для выпечки хлеба.

- консультация для родителей «Мини музей в детском саду»; проведение

анкетирования для родителей с целью выявления интересов по созданию

мини-музея в ДОО; опрос родителей «Воспитание бережного отношения

к хлебу в семье»; консультации: «Хлебные профессии», «Мамины

помощники»; папка-передвижка для информирование о ходе и теме проекта.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Хлеб – всему голова»

Подготовительный этап

№ Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1.

Обсуждение создание

мини-музея и его

Август

Воспитатели

4

тематики на совещании

при старшем

воспитателе

2.

Проведение

консультации с

родителями: «Мини

музей в детском саду».

Проведение

анкетирования

родителей.

Сентябрь

Воспитатели

3.

Организация беседы с

воспитанниками о

создании мини-музея

Сентябрь

Воспитатели

4.

Информационный блок

(наглядная информация)

Оформление

информации о

проведении проекта:

на стендах в группе

В течение года

Воспитатели

5.

Определение темы;

название мини-музея;

разрабатывание его

модели;

выбор места для

размещения. Подготовка

и принятие положения о

мини-музеи в ДОО

сентябрь

Воспитатели

Организационный этап

№ Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1.

Создание мини-музея в

группе

Октябрь -

декабрь

Воспитатели

2.

Сбор экспонатов для

музея

Октябрь -

декабрь

Воспитатели

Родители

Воспитанники

3.

Оформление

документации: визитной

карточки, паспорта

музея, инвентарной

тетради экспонатов,

Воспитатели

5

этикетаж, плана работы

4.

Разработка экскурсий.

Октябрь-

декабрь

Воспитатели

5.

Пополнение музея

экспонатами

В течение года Родители

Воспитанники

Практический этап (Внедренческий этап)

№ Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1

Открытие мини-музея в

группах.

Воспитатели

2.

Экскурсия в мини-

музеи по группам

В течение года

Воспитатели

3.

Приглашение гостей,

родителей.

Организация

самостоятельной

деятельности

воспитанников в музее.

В течение года

Воспитатели

4.

Проведение

образовательной

деятельности в мини-

музее.

В течение года

Воспитатели

5.

Пополнение

экспонатов и

оформление новых

экспозиций.

Сотрудничество с

музеями.

В течение года

Воспитатели

6.

Анализ результатов

реализации проекта и

соотнесение их с

заявленными целями и

задачами.Оформление

отчета, выставки.

Апрель - май

Воспитатели

Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и

используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.

Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно

образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях

6

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Социально-коммуникативное»

«Творческая мастерская»

Изготовление творческих поделок с целью пополнения мини-музея.

Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно

образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное

развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие»

«Библиотека»

Собраны книги, детские журналы, альбомы с произведениями

искусства, электронные ресурсы с загадками, стихами и произведениями о

хлебе, которые могут быть использованы как в непосредственно

образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой

деятельности детей.

«Игротека»

Собраны игры и атрибуты для игр. Дети могут использовать их

самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или

вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной

деятельности.

«Экспериментальная зона для фантазии детей»

Собраны круппы и изделия из муки, разные виды макарон для поделок

и нетрадиционного рисования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

№ Тема цикла

занятий

Образовател

ьная

область

Цель занятия

месяц

1.

Музей, его

назначение.

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

познакомить с

понятием «музей» и

его назначением;

сентябр

ь

7

2.

Рассматривание

колосьев в вазе.

Познавательно

е развитие.

Художественно

-эстетическое

развитие

Воспитывать

осторожное

обращение с

засушенными

колосьями.

Развивать умение

обследовать и

сравнивать колосья

разных злаковых

культур (рожь,

пшеница,овёс).

Учить различать и

называть колосья

разных злаковых

культур.

сентябр

ь

3.

Беседа «Какой

бывает хлеб» (Виды

хлебобулочных

изделий)

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

Уточнить и

закрепить знания

детей о

хлебобулочных

изделиях. Создание

альбома «Виды

хлебобулочных

изделий»

сентябр

ь

4.

Чтение «Вот и

лето пролетело.» В.

Воронько ;

«Вешний день,

пахать

пора…»,Н.Красильн

иков

Художественно

-эстетическое

развитие.

Познавательно

е развитие.

Поддерживать

интерес

художественным

литературным

произведениям.

Расширять

представления детей

о труде

тракториста, хлебор

оба и комбайнёра.

октябрь

5.

НОД «Откуда хлеб

пришел»

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие.

Воспитывать

бережное

отношение к хлебу,

уважение к труду

людей,

выращивающих хле

б

октябрь

6.

Чтение украинской

народной сказки

«Колосок»

Социально-

коммуникативн

ое развитие.

Поддерживать

интерес

художественным

октябрь

8

Художественно

-эстетическое

развитие.

литературным

произведениям.

Расширять

представления детей

о Всемирном

празднике хлеба,

который отмечается

16 октября

7.

Беседа «Берегите

хлеб»

Познавательно

е развитие

Социально-

коммуникативн

ое развитие.

Воспитывать

бережное

отношение к хлебу.

Познакомить с

приметами о хлебе.

октябрь

8.

Беседа «От

зернышка до

колоска»

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

Познакомить с

развитием зерна до

колоса.

Экологическое

воспитание.

ноябрь

9.

Опытно-

экспериментальная

деятельность

«Замачивание зерен

пшеницы»

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

Формировать

представления о

том, как прорастает

зерно и что для

этого необходимо.

Воспитывать

желание помогать

друг другу, работать

совместно.

ноябрь

10

НОД Рисование

«Колосья в вазе»

Художественно

-эстетическое

развитие

Воспитывать

бережное

отношение к хлебу.

Воспитывать

аккуратность при

работе с красками.

Развивать внимание,

восприятие,логичес

кое мышление.

Развивать умение

рисовать натюрморт

с натуры,соблюдая

пропорции и

цветовую гамму.

Учить детей

рисовать колосья в

вазе.Расширять

ноябрь

9

представления о

натюрморте.

11

Выставка «Вот

он – хлебушек

душистый!»

Художественно

-эстетическое

развитие.

Речевое

развитие.

Привлечь родителей

образовательному

процессу в ДОУ.

Предложить

родителям

изготовить вместе с

детьми любые

изделия из солнного

теста и принести в

детский сад . Вместе

с родителями

выучить стихи и

пословицы про

хлеб.

ноябрь

12

НОД «Хлеборобы»

Познавательно

е развитие

Воспитывать

уважение к труду

людей, которые

выращивают хлеб от

зерна до уборки

урожая.

Познакомить с

«хлебными

профессиями».

Пополнить

словарный запас.

декабрь

13

НОД Аппликация

«Сельхозтехника:

трактор»

Познавательно

е развитие.

Художественно

-эстетическое

развитие.

Речевое

развитие.

Закреплять знания

детей о

сельскохозяйственн

ой технике, орудиях

труда хлебороба,

развивать

зрительное

восприятие,внимани

е, память.Учить

составлять

изображение

трактора из

геометрических

фигур, аккуратность

при работе с клеем.

декабрь

14.

Чтение сказки

«Легкий хлеб»

Художественно

-эстетическое

Поддерживать

интерес

декабрь

10

развитие.

социально-

коммуникативн

ое развитие

художественным

литературным

произведениям.

Воспитывать

желание

сопереживать

героям сказки;

развивать речь,

память, внимание;

повести детей к

пониманию смысла

произведения.

15.

НОД

Нетрадиционная

аппликация

«Зёрнышко к

зёрнышку»

Художественно

-эстетическое

развитие.

Физическое

развитие.

Развитие мелкой

моторики рук,

согласованности

движений

рук,разную силу

нажима при

приклеивании

элементов. Развитие

речи, внимания

январь

16.

Экскурсия на кухню

«Выпекание хлеба»

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

Познакомить детей

с трудом повара;

расширить и

закрепить знания о

выпекании хлеба.

январь

17.

Опытно-

экспериментальная

деятельность

«Замешивание теста

и выпечка из теста»

Познавательно

е развитие

Научить сеять муку,

поэтапно

замешивать тесто.

Формировать

умение передавать

форму знакомых

предметов, их

пропорции,

развивать глазомер

и мелкую моторику.

Воспитывать

умение работать в

коллективе.

январь

18.

Драмаизация

русской народной

сказки «Как курочка

хлеб испекла»

Художественно

-эстетическое

развитие.

Речевое

развитие.

Формировать у

детей интерес к

играм-

драматизациям.

Способствовать

феврал

ь

11

Физическое

развитие

развитию

творческих

способностей,

навыков актерского

мастерства,

диалогическую

речь.

19.

НОД «Хлеб – всему

голова»

Позновательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие.

Закреплять знания

детей,что хлеб являе

тся ежедневным

продуктом.

Уточнить знания

откуда берётся хлеб,

как его делают, кто

его растит и печёт.

Продолжать

воспитывать

уважение к труду

взрослых, бережное

отношение к хлебу.

феврал

ь

20.

Заучивание

стихотворения П.

Каганова «Хлеб –

наше богатство!»

Речевое

развитие.

Воспитывать

любовь и бережное

отношение к хлебу,

уважение к людям,

выращивающим хле

б.Развивать

внимание, память,

речь, логическое

мышление,умение

работать со

схемами.Развивать

интонационную

выразительность,

силу голоса, умение

правильно

расставлять акценты

при чтении

стихотворения.

феврал

ь

21.

Беседа «Хлеб в годы

Великой

Отечественной

войны»

Позновательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

Создать условия для

духовно-

нравственого

развития детей;

воспитывать

патриотические

феврал

ь

12

чувства,

историческую

память, уважение к

старшему

поколению.

Значение хлеба в

годы войны.

22.

Акция

«Национальный

хлеб односельчан»

Познавательно

е развитие.

Художественно

-эстетическое

развитие.

Работа с

родителями:

привлечь родителей

к изготовлению

вместе с детьми

национального

хлеба своего народа.

Создание альбома

«Рецепты наших

мам». Воспитывать

бережное

отношение к хлебу.

Чайпитие в честь

праздника.

март

23.

Раскрашивание

картинок о хлебе.

Художественно

-эстетическое

развитие

Закрепить

представления детей

о многообразии

хлебобулочных

изделий. Учить

раскрашивать

аккуратно, выбирать

правильный цвет.

Закрепить разные

примы

раскрашивания.

март

24.

Виртуальная

экскурсия

«Хлебобулочный

магазин»

Позновательно

е развитие.

Закрепить с детьми

понятия: булочная,

тесто, хлебные

изделия, профессия

– пекарь,

хлебопекарня,

хлебозавод.

Развивать

вербально-

логическое

мышление,

воспитывать

март

13

уважение к труду

взрослых.

25.

Конкурс

«Макаронные

фантазии»

Художественно

-эстетическое

развитие

Привлечение

родителей к

образовательному

процессу в доу, к

участию в

совместном с

ребенком конкурсе.

Развитие творческих

способностей,

мелкой моторики

рук.

март

26.

Экскурсия в

школьный музей

Позновательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

Формировать

гражданско -

патриотические

чувства у детей.

Создать целостную

картину мира на

основе знакомства с

экспозициями

музея. Дать

представление о

профессиях людей,

которые работают в

музее; познакомить

с внутренним

оформлением и

назначением

помещений музея

апрель

27.

Экскурсия в мини-

музей группы «Хлеб

– всему голова»

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие.

Речевое

развитие.

Формирование

умений создавать

сюжет,

развертывать

действия, связанные

с профессией

экскурсовода,

хранителя музея;

формировать

доброжелательное

отношение к

сотрудникам музея,

приучать соблюдать

нормы и правила

апрель

14

поведения в

обществе (музее)

28.

Выставка «Хлеб –

всему голова»

Познавательно

е развитие.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

Показать работы

детей, результат их

творческой

деятельности в ходе

проекта. Развитие

рефлексии и

самооценки детей.

Развитие

художественно-

эстетического

чувства.

апрель

29.

Праздник «Слава

хлебу на столе!»

Познавательно

е развитие.

Художественно

-эстетическое

развитие

Воспитывать

любовь и бережное

отношение к хлебу,

уважение к людям,

выращивающим хле

б.

апрель

30.

Подведение итогов

проекта

Анализ результатов

реализации проекта

и соотнесение их с

заявленными

целями и задачами

Отчет . Перспектива

развития мини-

музея.

май

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного

материала ( сюжетной картинки).

– Проведение экскурсий для других групп детского сада

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить

занятия по разным видам деятельности.

Список литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры.Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.:

Детство-Пресс,1998.

15

2. Маханева М. Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной

программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.

3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.

Н.Морозовой, О. В. Мельниковой. М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.

Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.:

Линка-Пресс, 2008.

5. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском

саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-

Пресс,2004.

16



В раздел образования