Напоминание

Применение приёма "Ромашка Блума" на уроках литературного чтения"


Авторы: Батманова Мария Афанасьевна, Мария Афанасьевна Батманова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОНОШСКИЙ РАЙОН, КОНОША
Наименование материала: статья
Тема: Применение приёма "Ромашка Блума" на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Применение приёма «Ромашка Блума» на уроках литературного чтения

«Знание может быть только у того, у кого есть вопросы».

Форд Г

В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения

учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание

уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Овладение

читательской грамотностью - основа общекультурного уровня человека,

способного

в

дальнейшем

заниматься

самообразованием.

Базовым

гуманитарным

предметом

для

формирования

читательской

грамотности

являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только

узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития

младшего

школьника.

К

сожалению,

уровень

развития

читательской

грамотности у обучающихся не высок, часто выводы и логические связи,

которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть содержания текста, текст

понимается фрагментарно и неточно, ребенок испытывает трудности с

формулированием собственных суждений. С текстами дети работают на уроках

литературного чтения.

Главное в работе с текстом является осмысление

информации. На практике мы видим, что у современных младших школьников

с этим часто возникают большие проблемы. Одним из основных приемов

осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск

ответов на них.

Популярный приём «Ромашка Блума» («Ромашка вопросов»),

разработанный ученым и психологом Бенджамином Блумом. Предложенная им

теория, цели которой можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею".

То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя

свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Научить

ребенка мыслить – это одна из главных задач образования. Прием «Ромашка

вопросов» помогает

учить

детей

задавать

вопросы.

Автор

выделяет

6

познавательных целей.1.Простой уровень.Запомнить факты, термины, события

без необходимости их понимания. 2.Понимание

.Это не просто отвечать

изученное, это умение сравнивать, соотносить с тем, что уже знакомо, выдавать

обратную связь.3.Применение

После того как поняли, уметь находить

применение новым знаниям, использовать для решения задач.

4. Анализ.

Понять причины, найти мотивы , событий и действующих лиц. Собрать

доказательства

определить

целое

и

части.

5.

Синтез.

Создать

новые

взаимосвязи между элементами темы, предположить другое развитие события.

6.Оценка Высший уровень Подтвердить или опровергнуть достоверность

идей и фактов, сформировать собственные

суждения и

обосновать их.

Ромашка

состоит

из

шести

лепестков,

каждый

из

которых

содержит

определенный тип вопроса. Учитель заранее готовит «Ромашку вопросов» с 6

типами

вопросов

по

теме

урока

или

предлагает

ученикам

самим

сформулировать

вопросы

по

тексту.

Приём

популярный

и

активно

используется

на

уроках

литературного

чтения.

Учитель приглашает учеников к доске, они выбирают вопрос, отрывают с

ромашки и на обороте его читают. Или на лицевой стороне вопрос, а на обороте

модельный ответ. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

С

помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации,

на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических

текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество

вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то

факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?",

"Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …Для ответа

на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.

Простыми

вопросами

проверяйте,

насколько

хорошо

дети

усвоили

фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести

примеры

1. Назовите главных героев произведения «Слон». А. Куприна.

Какой диагноз ставили девочке доктора? Что советовали доктора родителям,

чтобы улучшить состояние девочки? Чем угостили слона, чтобы он зашел в

подъезд и вошел в квартиру?

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть

ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться,

но, по-моему, вы сказали о …?" Целью этих вопросов является предоставление

ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только

что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей

в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова –

объясни…Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а

ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать

незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний. Ты

уверен, что папа прав, пригласив слона? Ты действительно думаешь, что это

помогло девочке? Можно ли считать, что исполнение желания помогло Наде

поправиться ? » Ты уверен, что доброта присутствует в этом рассказе?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со

слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных

связей.

Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного

"превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает"

тогда,

когда

в

ответе

присутствует

элемент

самостоятельности.

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам,

получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее

непонятные причины действий и поступков людей.

Почему Наденьке не

понравился игрушечный слон? Почему нельзя было достать солнце, по мнению

Нади? Почему папа поехал в зверинец? Почему слона вели к Наде ночью?

Почему слона увели в зверинец?

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу

"бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...",

"Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе

после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай.. В них всегда

присутствует частичная условность, предположение или прогноз. Придумай,

то случилось бы с…

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление

взаимосвязи между теорией и практикой: Они показывают, насколько хорошо

ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению.

"Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", Где вы в обычной

жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Вопрос следует начать со слова – предложи…Предложи, что передаёт Надя

слону в зверинец после посещения?

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев

оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Они помогают выбрать лучший

из вариантов решения проблемы или ситуации "Почему что-то хорошо, а что-то

плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к

поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов,

который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка

у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки

вопроса. Поделись, это хорошо или плохо, что дети любят животных?

Поделись, как тебе помогают родители в трудной ситуации? Каким образом

лучше поступить: бороться за выздоровление или же надеяться на врачей?

Варианты использования «Ромашки вопросов» на уроках. Вопросы

формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на

начальной стадии – когда необходимо показать обучающимся примеры,

способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной

подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера

легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести

лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть

индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать

ученикам на дом. Практическое применение этого приема: учитель может

выбрать самые интересные вопросы и включить их в тесты при обобщении

раздела. Рассмотрев подробно используемый в своей работе приём технологии

критического мышления, хочется отметить, что он способствует лучшему

запоминанию

изученного

материала,

активизирует

познавательную

деятельность учащихся на уроке.

«Ромашка Блума» является одним из

эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока.

Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно.

Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на

любом этапе работы). «Ромашку Блума» можно использовать на стадии

«Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы,

осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

Стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и

понимание,

организацию

самостоятельной

познавательной

деятельности

учащихся по учебному материалу. Продуманная и целенаправленная работа с

текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и

полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет

думать, познавая окружающий мир. Младшие школьники учатся не только

овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения,

критически оценивать, осмысливать, применять. Наблюдая за учащимися

во время чтения, приятно видеть, как горят их глаза желанием дочитать, понять,

решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения

и послушать иную точку зрения соседа по парте. Все это, по моему мнению,

и является

основными

признаками

качественного

вдумчивого

чтения.

Рассмотрев

подробно

используемый

приём

технологии

критического

мышления, хочется отметить, что он способствует лучшему запоминанию

текста, активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке.

Применяя приём «Ромашка вопросов» на практике, можно сделать следующий

вывод: при использовании

приёма на уроках литературного чтения у

обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются

важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Критическое

мышление

это

способность

анализировать

полученную

информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на

собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более

глубоком уровне – понимания. Прием «Ромашка Блума» эффективно решает

все эти задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на

свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает

процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации

помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого

ученика.

Список информационных источников

1..Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.:

Просвещение, 2004.

2.Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников

3.. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998.

.4.Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2000г.



В раздел образования