Напоминание

рабочая программа по биологии «Экологическое образование школьников на на основе краеведения»


Автор: Хуснуллин Роберт Зинатуллович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лаишевская основная общеобразовательная школа №3
Населённый пункт: дер. Старая Пристань Лаишевского района Республики Татарстан
Наименование материала: экологическое образование
Тема: рабочая программа по биологии «Экологическое образование школьников на на основе краеведения»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лаишевская основная общеобразовательная школа №3

Лаишевского муниципального района РТ

Авторская программа :

«Экологическое образование школьников на

на основе краеведения»

(5 класс)

Составитель программы:

учитель биологии

Хуснуллин Р.З.

1

Содержание

Авторская программа «Экологическое образование школьников на основе краеведения».

Пояснительная записка 3 - 7

Рабочая программа 8 - 17

Календарно- тематическое планирование в 5 классе 18 - 27

Заключение - 28

Литература - 29

2

Пояснительная записка.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле

положение учёные определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из

него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государства и его руководителей. Каждому человеку планеты

необходимо овладеть набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было

экологически осмысленным.

Республика Татарстан несколько лет целенаправленно реализует принципы Хартии Земли- фундаментального документа,

содержащего постулаты создания в 21 веке справедливого, устойчивого и мирного глобального общества. Наша Республика

выступает в качестве экспериментальной площадки по реализации этого проекта, прежде всего в сфере окружающей среды.

Надо отметить, что руководством Республики оказывается большая поддержка для успешного осуществления охраны

окружающей среды. Так, 2015г. был объявлен годом парков и скверов, а 2016- годом охраны водных ресурсов Республики

Татарстан.

В связи с этим экологическое образование становится приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Школьный возраст- это период

бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений

к природе и к людям. Особая чувствительность и эмоциональность школьников создают особые предпосылки для

проявления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием

эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

В настоящее время экологическое образование школьников становится всё более приоритетным направлением. Это связано с

тяжёлой ситуацией на Земле. Одна из причин такого положения- экологическая безграмотность населения и неумение

предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Экологическое образование школьников- необходимое и важное

звено в естественно-научном просвещении. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе.

3

Наша школа находится на краю леса, вблизи реки Камы, в непосредственной близости к природе. Лаишевский край называют

«Жемчужиной» Татарстана. Меня, как жителя этого замечательного уголка природы очень волнует экологическая обстановка

края, безответственность населения. В связи с этим , считаю, что тема экологического образования актуальна на сегодняшний

день. Мы живём в живописном уголке и сохранить природу родного края является для нас первостепенной задачей. В связи с

этим мною была разработана программа по экологическому образованию школьников на основе краеведения. Программа

основывается на учебном курсе

Она отличается от других программ тем, что составлена с учётом особенностей природы республики Татарстан и

Лаишевского района.

Цель программы- воспитание экологически грамотного, социально активного школьника. Ответственного за состояние

окружающей среды, бережно относящегося к богатствам родного края.

Достижение цели будет осуществлено при решении следующих задач:

- способствовать воспитанию у детей любви к природе; нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;

-расширение и углубление экологических знаний учащихся ;

- участие в практической деятельности по охране природы родного края.

Экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности на уроке и вне его. Постепенно

формируется экологическое мышление. Это ведёт к включению эмоциональной сферы учащихся: умение замечать и видеть

красоту, любить и ценить всё, что его окружает в природе. И как ожидаемый результат формируется экологическая культура.

Учащиеся не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются это сделать. Школа тесно сотрудничает с Лаишевским

Лесхозом. Активную работу проводит школьное лесничество. Ключ, который помогает открывать души моих учеников, и

сделать работу успешной- интерес. Поэтому при планировании работы я стараюсь использовать различные формы:

праздники, встречи, конкурсы, викторины, экологические недели, творческие проекты, практика в природе.

4

Определены направления работы:

- урочная деятельность;

-внеурочная деятельность;

-работа с родителями;

- работа с краеведческим музеем города Лаишево;

- Практическая деятельность в Лаишевском Лесхозе.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся будут знать:

-связь между человеком и природой;

- экологическую обстановку в Республике ,Лаишевском районе;

- экологические нормы поведения.

Учащиеся будут уметь:

- работать со справочной литературой;

- вести наблюдения в природе;

- применять навыки экологической культуры;

- выполнять практическую работу по охране природы;

- оформлять результаты своей работы.

5

Условия реализации программы:

- Программа будет успешно реализована, если:

- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и выполнены все практические работы;

-будут учтены возрастные особенности учащихся;

-будут использоваться инновационные технологии.

Прогнозируемый результат:

- По окончанию 5 класса обучающиеся должны знать:

- значение живых организмов в природе ив жизни человека;

-экологическую обстановку в родном крае;

-формы охраны природы в Татарстане и в Лаишевском районе;

Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

- тестирование;

-конкурсы, викторины;

-олимпиады;

-выставки и презентации работ.

Технологии, используемые в экологическом образовании школьников;

-тестовые технологии;

6

-проектные технологии;

-уровневая дифференциация;

-мультимедийные технологии;

-информационные технологии;

--здоровьесберегающие технологии.

В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного,

историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов

Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих

развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные

действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать

выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно

выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в

устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Исходя из вышеизложенного, мною составлено календарно- тематическое планирование курса «биология» для учащихся 5

класса.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом

авторов под руководством В. В. Пасечника.

7

В программу внесены изменения. На тему «Клеточное строение организмов» вместо 10 часов отведено 7, на темы «Царство

Бактерии.Царство Грибы» отведено 9 часов, на изучение темы «Царство растения»отводится 12 часов.

Основное содержание программы.

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

8

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм

как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

9

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)

10

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро,

вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление

клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство микроскопа. Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

11

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты»,

«пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

12

Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-

паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

13

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.

Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни

человека, их охрана.

14

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек

хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и

многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

15

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,

цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,

анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

16

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

17

Тематическое планирование

5 класс. Бактерии.Грибы.Растения (34 часа, 1 час в неделю)

п/п

в

теме

Дата

проведения

Тема(экологиче

ские вопросы)

Содержание

Вид деятельности ученика

УУД

Лаборатор

ные работы

Домашне

е задание

Введение (6 часов)

1.

1

сентябрь

Биология —

наука о живой

природе

Биология как

наука.

Значение

биологии

Определяют понятия «биология»,

«биосфера»,

«экология».

Раскрывают

значение

биологических

знаний

в

современной

жизни.

Оценивают

роль биологической науки в жизни

общества

Личностные

:

Постепенно выстраивать

собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять

отчет, включающий описание наблюдения,

его результаты, выводы;

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста,

как повествование;

— под руководством учителя проводить

непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из

различных источников;

— определять отношения объекта с другими

объектами;

— определять существенные признаки

объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять

общие цели и распределять роли при

работе в группах

§1

2.

2

сентябрь

Методы

исследования в

биологии

Методы

познания в

биологии:

наблюдение,

эксперимент,

измерение.

Источники

биологической

информации, ее

получение,

анализ и

представление

его

результатов.

Техника

безопасности в

кабинете

биологии.

Определяют понятия «методы

исследования», «наблюдение»,

«эксперимент», «измерение».

Характеризуют основные методы

исследования в биологии. Изучают

правила техники безопасности в

кабинете биологии

Демонстра

ция

Приборы и

оборудова

ние

§2

3.

3

сентябрь

Разнообразие

живой

природы.

Природа

Лаишевского

края

Царства:

Бактерии,

Грибы,

Растения и

Животные.

Признаки

Определяют

понятия

«царство

Бактерии»,

«царство

Грибы»,

«царство

Растения»

и

«царство

Животные».

Анализируют

признаки

живого:

клеточное

строение, питание, дыхание, обмен

§3

18

живого:

клеточное

строение,

питание,

дыхание, обмен

веществ,

раздражимость,

рост, развитие,

размножение

веществ,

раздражимость,

рост,

развитие,

размножение.

Составляют план параграфа

4.

4

сентябрь

Среды

обитания

живых

организмов.Лес

у

деревни

Старая

Пристань.

Водная среда.

Наземно-

воздушная

среда. Почва

как среда

обитания.

Организм как

среда обитания

Определяют понятия «водная

среда», «наземно-воздушная

среда», «почва как среда

обитания», «организм как среда

обитания». Анализируют связи

организмов со средой обитания.

Характеризуют влияние

деятельности человека на природу

§4

5.

5

октябрь

Экологические

факторы и их

влияние

на

живые

организмы

Экологические

факторы:

абиотические,

биотические,

антропогенные.

Влияние

экологических

факторов на

живые

организмы

Анализируют и сравнивают

экологические факторы.

Отрабатывают навыки работы с

текстом учебника

§5

6.

6

октябрь

Обобщающий

урок

по

теме

«Введение»

Экологическая

обстановка

в

Экскурсия

Многообразие

живых

организмов,

осенние

Готовят отчет по экскурсии.

Фенологич

еские

наблюдени

я

за

сезонными

19

Лаишевском

районе.

явления в

жизни

растений и

животных.

изменения

ми

в

природе

Клеточное строение организмов (7 часов)

7.

1

октябрь

Устройство

увеличительны

х приборов

Увеличительны

е приборы

(лупы,

микроскопа).

Правила

работы с

микроскопом.

Определяют

понятия

«клетка»,

«лупа»,

«микроскоп»,

«тубус»,

«окуляр», «объектив», «штатив».

Работают с лупой и микроскопом,

изучают устройство микроскопа.

Отрабатывают правила работы с

микроскопом

Личностные:

-осознавать единство и целостность

окружающего мира, возможность его

познаваемости на основе достижений

науки

Регулятивные УУД:

-работая по плану сравнивать свои

действия с целью

-сравнивать объекты под микроскопом

с их изображением на рисунках и

определять их

Познавательные УУД:

— оформлять результаты лабораторной

работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и

иллюстрациями учебника.

Коммуникативные УУД:

Лаборатор

ная работа

Устройств

о

микроскоп

а

§6

8.

2

октябрь

Строение

клетки

Строение

клетки:

клеточная

мембрана,

клеточная

стенка,

цитоплазма,

ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки

строения

клетки.

Различают

на

таблицах и микропрепаратах части

и органоиды клетки

§7,

9.

3

ноябрь

Строение

клетки

Пластиды.

Хлоропласты

Строение

клеток кожицы

чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты.

Наблюдают

части

и

органоиды

клетки

под

микроскопом,

описывают

и

схематически

изображают их

Лаборатор

ная работа

Рассматрив

ание

препарата

кожицы

чешуи лука

§7

10.

4

ноябрь

Химический

состав клетки:

неорганические

и органические

вещества

Методы

изучения

клетки.

Химический

состав

клетки.

Вода

и

минеральные

вещества,

их

роль в клетке.

Органические

вещества,

их

Объясняют

роль

минеральных

веществ и воды, входящих в состав

клетки. Различают органические и

неорганические

вещества,

входящие в состав клетки. Ставят

биологические

эксперименты

по

изучению

химического

состава

клетки.

Учатся

работать

с

лабораторным оборудованием

§8

20

роль

в

жизнедеятельн

ости

клетки.

Обнаружение

органических

веществ

в

клетках

растений

-уметь распределять роли при

выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

11.

5

ноябрь

Жизнедеятельн

ость клетки, ее

деление и рост

Генетический

аппарат, ядро,

хромосомы.

Выделяют

существенные

признаков

процессов

жизнедеятельности клетки. Ставят

биологические

эксперименты

по

изучению

процессов

жизнедеятельности организмов и

объясняют их результаты

§9

12.

6

декабрь

Ткани

Ткань.

.

Определяют

понятие

«ткань».

Выделяют признаки, характерные

для

различных

видов

тканей.

Отрабатывают умение работать с

микроскопом

и

определять

различные растительные ткани на

микропрепаратах

Демонстра

ция

Микропреп

араты

различных

растительн

ых тканей.

§10

13.

7

декабрь

Обобщающий

урок

по

теме

«Клеточное

строение

организмов»

Систематизаци

я и обобщение

понятий

раздела.

Контроль

знаний

и

умений

работать

с

микроскопом и

приготовления

микропрепарат

ов

Работают с учебником, рабочей

тетрадью и дидактическими

материалами. Заполняют таблицы.

Демонстрируют умение готовить

микропрепараты и работать с

микроскопом

Царство Бактерии (3 часа)

14

1

декабрь

Строение

и

жизнедеятельн

ость бактерий

Бактерии,

особенности

строения

и

Выделяют существенные признаки

бактерий

Личностные

:

Постепенно выстраивать

§11

21

жизнедеятельн

ости.

Формы

бактерий.

Разнообразие

бактерий,

их

распространени

е

собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать

с

учебником,

рабочей

тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять

сообщения

на

основе

обобщения

материала

учебника

и

дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под

руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп

организмов, делать выводы на основе

сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения

представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в

научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках,

анализировать и оценивать её, переводить из

одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при

выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

15.

2

декабрь

Роль

бактерий

в

природе

и

жизни человека

Роль бактерий

в природе. Роль

бактерий

в

хозяйственной

деятельности

человека

Определяют

понятия

«клубеньковые

(азотфиксирующие) бактерии»,

«симбиоз»,

«болезнетворные

бактерии», «эпидемия». Объясняют

роль бактерий в природе и жизни

человека

§12

16.

3

январь

Обобщающий

урок

по

теме

«Царство

Бактерии»

Систематизаци

я и обобщение

понятий

раздела.

Работают с учебником, рабочей

тетрадью

и

дидактическими

материалами. Заполняют таблицы.

Царство Грибы (6 часов)

17.

1

январь

Общая

характеристика

грибов.Грибы

Лаишевского

леса

Грибы,

особенности

строения

и

жизнедеятельн

ости.

Многообразие

грибов.

Роль

грибов

в

природе

и

жизни человека

Выделяют существенные признаки

строения

и

жизнедеятельности

грибов. Объясняют роль грибов в

природе и жизни человека

Личностные

:

Постепенно выстраивать

собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать

с

учебником,

рабочей

тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять

сообщения

на

основе

обобщения

материала

учебника

и

дополнительной литературы.

§13

18.

2

январь

Шляпочные

Съедобные

и

Различают на живых объектах и

Лаборатор

§14

22

грибы.Охрана

лесов

в

Республике

Татарстан

ядовитые

грибы.

Оказание

первой помощи

при отравлении

ядовитыми

грибами

таблицах съедобные и ядовитые

грибы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под

руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп

растений, делать выводы на основе

сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения

представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в

научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках,

анализировать и оценивать её, переводить из

одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при

выполнении л.р. в парах

ная работа

Строение

плодовых

тел

шляпочны

х грибов

19.

3

февраль

Шляпочные

грибы

Съедобные

и

ядовитые

грибы.

Оказание

первой помощи

при отравлении

ядовитыми

грибами

Различают на живых объектах и

таблицах съедобные и ядовитые

грибы. Симбиоз грибов и растений.

Осваивают

приёмы

оказания

первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами.

§14

20.

4

февраль

Плесневые

грибы

и

дрожжи

Плесневые

грибы и

дрожжи.

Готовят

микропрепараты

и

наблюдают

под

микроскопом

строение

мукора

и

дрожжей.

Сравнивают

увиденное

под

микроскопом

с

приведённым

в

учебнике изображением

Лаборатор

ная работа

Плеснев

ый гриб

мукор

§15

21

5

февраль

Грибы-

паразиты

Грибы-

паразиты.

Роль грибов-

паразитов

в природе и

жизни человека

Определяют понятие «грибы-

паразиты». Объясняют роль

грибов-паразитов в природе и

жизни человека

Демонстра

ция

Муляжи

плодовых

тел грибов-

паразитов,

натуральн

ые объекты

(трутовика,

ржавчины,

головни,

спорыньи и

др.)

§16

22.

6

февраль

Обобщающий

урок

по

теме

«Царство

Грибы».Творче

ская

работа

«Лукошко

из

Лаишевского

леса»

Систематизаци

я и обобщение

понятий

раздела.

Контроль

знаний

и

умений

работать

с

микроскопом,

Работают с учебником, рабочей

тетрадью

и

дидактическими

материалами. Заполняют таблицы.

Демонстрируют умение готовить

микропрепараты

и

работать

с

микроскопом. Готовят сообщение

«Многообразие

грибов

и

их

значение

в

природе

и

жизни

человека» (на основе обобщения

23

готовить

микропрепарат

ы,

отличать

съедобные

грибы

от

ядовитых,

оказывать

первую

помощь

при

отравлении

ядовитыми

грибами

материала

учебника

и

дополнительной литературы)

Царство Растения (12 часов)

23.

1

март

Разнообразие,

распространени

е растений.

Охрана

растений в

Республике

Татарстан

Разнообразие

растений,

значение

растений

в

жизни

человека.

Растения

низшие

и

высшие

Определяют понятие ботаника,

растения низшие и высшие.

Объясняют роль растений в

природе и жизни человека. готовят

сообщение «Роль растений в

природе»

Личностные

:

Постепенно выстраивать

собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать

с

учебником,

рабочей

тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять

сообщения

на

основе

обобщения

материала

учебника

и

дополнительной литературы.

§17

24.

2

март

Водоросли

Экологическая

обстановка

реки Кама

Водоросли:

одноклеточные

и

многоклеточны

е. Строение,

жизнедеятельн

ость,

размножение,

среда обитания

зеленых, бурых

и красных

водорослей.

Выделяют существенные признаки

водорослей. Работают с таблицами

и гербарными образцами,

определяя

представителей

водорослей.

Готовят

микропрепараты

и

работают с микроскопом

Лаборатор

ная работа

Строение

зеленых

одноклеточ

ных

водорослей

§18

с.93-94

25.

3

март

Роль

водорослей

в

природе

и

жизни человек.

Охрана

водорослей

Роль

зеленых,

бурых

и

красных

водорослей

в

природе

и

жизни

Объясняют

роль

водорослей

в

природе

и

жизни

человека.

Обосновывают

необходимость

охраны водорослей

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под

руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп

растений, делать выводы на основе

§18

С.95-

101

24

человека,

охрана

водорослей

сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения

представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в

научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках,

анализировать и оценивать её, переводить из

одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при

выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

26.

4

март

Лишайники

Многообразие

и

распространени

е лишайников.

Строение,

питание

и

размножение

лишайников.

Значение

лишайников

в

природе

и

жизни человека

Определяют понятия «кустистые

лишайники»,

«листоватые

лишайники»,

«накипные

лишайники». Находят лишайники в

природе

§19

27

5

апрель

Мхи.

Проведение

акции

«Первоцвет»

Высшие

споровые

растения. Мхи,

их

отличительные

особенности,

многообразие,

распространени

е, среда

обитания, роль

в природе и

жизни

человека,

охрана.

.

Выделяют

существенные

признаки

высших

споровых

растений.

Сравнивают

разные

группы высших споровых растений

и находят их представителей на

таблицах и гербарных образцах

§20

28

6

апрель

Мхи

Высшие

споровые

растения. Мхи,

их

отличительные

особенности,

многообразие,

распространени

е, среда

обитания, роль

в природе и

жизни

человека,

Выполняют лабораторную работу

Лаборатор

ные

работы

Строение

мха

(на

местных

видах

§20

25

охрана.

29

7

апрель

Плауны,

хвощи,

папоротники

Папоротники,

хвощи, плауны,

их

отличительные

особенности,

многообразие,

распространени

е,

среда

обитания, роль

в

природе

и

жизни

человека,

охрана.

Выполняют лабораторную работу.

Объясняют

роль

мхов,

папоротников, хвощей и плаунов в

природе и жизни человека

Лаборатор

ные

работы

Строение

споронося

щего

хвоща

§21

30

8

апрель

Голосеменные

растения.

Красная книга

Республики

Татарстан

Голосеменные

растения,

особенности

строения.

Многообразие

и

распространени

е

голосеменных

растений, их

роль в природе,

использование

человеком,

охрана.

Выделяют

существенные

признаков голосеменных растений.

§22

31

9

май

Голосеменные

растения

Голосеменные

растения,

особенности

строения.

Многообразие

и

распространени

е

голосеменных

растений, их

роль в природе,

использование

человеком,

. Выполняют лабораторную работу.

Выделяют

существенные

признаков голосеменных растений.

Описывают

представителей

голосеменных

растений

с

использованием живых объектов,

таблиц

и

гербарных

образцов.

Объясняют роль голосеменных в

природе и жизни человека

§22

26

охрана.

32

10

май

Покрытосемен

ные

растения.

Лекарственные

растения

Лаишевского

края

Покрытосемен

ные растения,

особенности

строения,

многообразие,

значение в

природе и

жизни

человека.

Выделяют существенные признаки

покрытосеменных

растений.

Описывают

представителей

голосеменных

растений

с

использованием живых объектов,

таблиц

и

гербарных

образцов.

Объясняют роль покрытосеменных

в природе и жизни человека

§23

33

11

май

Происхождени

е

растений.

Участие

в

акции «Мы за

чистые леса»

Методы

изучения

древних

растений.

Изменение

и

развитие

растительного

мира.

Основные

этапы развития

растительного

мира

Определяют

понятия

«палеонтология», «палеоботаника»,

«риниофиты».

Характеризуют

основные

этапы

развития

растительного мира

§24

34

12

май

Обобщающий

урок

по

теме

«Царство

Растения».

Проектная

работа

«Сохраним лес-

дом растений»

Систематизаци

я и обобщение

понятий

раздела.

Подведение

итогов за год.

Летние задания

Сравнивают

представителей

разных групп растений,

делают

выводы

на

основе

сравнения.

Оценивают с эстетической точки

зрения

представителей

растительного

мира.

Находят

информацию о растениях в научно-

популярной

литературе,

биологических

словарях

и

справочниках,

анализируют

и

оценивают её, переводят из одной

формы в другую

27

Заключение.

Исходя из темы исследования, можно сделать следующий вывод: проблема экологического образования и воспитания

существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Разработка программы по экологическому образованию в

5 классе позволяет рассмотреть подходы к выбору методов, форм, средств для последующего усложнения материала по

краеведению. Таким образом, учащиеся знакомятся с природой родного края, обществом, участвуют в практической

деятельности по охране природы.

Программа по курсу «Биология» построена с учётом качеств, присущих школьникам: эмоциональной отзывчивости,

любознательности, способности овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими умениями.

Экологическую направленность программы определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства

природы и человека.

В 5 классе школьники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них. Переходя от

темы к теме, учащиеся расширяют и углубляют знания об окружающем мире. Важное место занимает знакомство с конкретными

объектами. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические

зависимости, осознание которых необходимо для развития современного экологического мышления. Учащиеся овладевают

практическими навыками по охране окружающей среды, работая в школьном лесничестве. Большое внимание уделяются

воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым

составляет основу экологической культуры личности.

28

Литература

Кирилова З.П. «Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования». М. Просвещение- 2014г

Павленко Е.С. «Воспитание экологической культуры поведения». М. Просвещение 2008г

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2015

29

30



В раздел образования