Автор: Тараниченко Елена Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №10
Населённый пункт: Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Раздел: среднее образование
« Духовно-нравственное
воспитание школьников».
Автор: Тараниченко Е.В.
Духовно-нравственное воспитание – самый важный компонент воспитания
детей. Духовно-нравственное направление-это воспитание нравственного
человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению
нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, способности
делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать
свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа
и государства.
Цель этого направления – гармоничное духовно-нравственное воспитание
человека и привития ему основополагающих жизненных принципов на
основе гражданско-патриотических, этнических и культурно-исторических
традиций нашей большой и малой Родины.
И учитель – главный воспитатель этих ценностей. На этапе дошкольного
возраста дети уже получают понятие нравственности. Сюжетно-ролевая игра,
чтение рассказов и сказок оказывают нравственное воспитание
дошкольников. У детей школьного возраста уже должны сформироваться
ценностные ориентиры, которые включают эмоциональный мир ребенка. У
детей школьного возраста мы уже формируем духовно-нравственные
ценности, которые включают восприятия жизни, её ценностей, смысла.
Эстетические беседы, дебаты, тематические диспуты, проблемно-
ценностные дискуссии – все это нужно проводить не только во внеурочной
деятельности, но и на любом уроке.
Во внеурочной деятельности мы должны расширять знания учащихся о
России, своем родном крае, развивать патриотизм, гражданственность,
активную жизненную позицию. Обучающиеся могут включаться в социально-
значимые проекты патриотической направленности (благотворительные
акции, туристические походы, праздники, поисково-краеведческие
экспедиции). А такие качества, как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к людям, смелость,
воспитываются всегда и постоянно.
Уважение к семье, родителям, семейным традициям прививается детям на
классных часах, праздничных мероприятиях. Познавательные беседы о
семье, о поведении, об отношении друг к другу, праздники с участием
родителей, творческие проекты, викторины, практические занятия,
просмотры фильмов и презентаций – методы, которые можно использовать
на занятиях
Воспитание отношения к труду, как к жизненной необходимости, главному
способу достижения успеха в жизни. Трудовые качества должны проявляться
в выполнении домашних заданий, уборке класса, территории, каждому
порученному делу.
Также одним из важнейших направлений является формирование
позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной
жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие
асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье
нации. Здоровый образ жизни формируется в работе спортивных секций,
профилактических беседах о вреде курения, алкоголизма, наркомании и
проведении спортивных мероприятий, в лекционно–профилактической
работе по формированию здорового образа жизни.
В школах учитель должен создавать условия для эффективного нравственно-
гражданского и патриотического воспитания школьников, обеспечивающих
оптимальное развитие у каждого ученика духовно-нравственных ценностей.
Учитель должен утверждать в сознании и чувствах воспитанников
нравственные убеждения и взгляды, а также способствовать реализации
системы духовно-нравственного воспитания через интеграцию урочной и
внеурочной деятельности.